Дело № 2а-1930/2021 29 декабря 2021 года
УИД 29RS0022-01-2021-002276-93 Мотивированное решение составлено
11 января 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приморский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Жернакова С.П.,
при секретаре судебного заседания Суховой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Приморского районного суда Архангельской области в г. Архангельске административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Личутиной В. В. о взыскании задолженности по налогу и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – МИФНС, Инспекция) обратилась в суд с иском к Личутиной В. В. о взыскании задолженности по налогу и пени. В обоснование заявленных требований указано, что Личутина В.В. является собственником земельного участка и недвижимого имущества: квартира с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, жилой дом с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, квартира с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления: № от 17 октября 2016 года на уплату земельного налога с физических лиц за 2015 год в размере 83 рубля 00 копеек, налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 73 рубля 00 копеек, которое ответчиком в срок до 01 декабря 2016 года не исполнено; № от 23 сентября 2017 года на уплату земельного налога с физических лиц за 2014 год в размере 500 рублей 00 копеек, за 2015 год в размере 334 рубля 00 копеек, за 2016 год в размере 344 рубля 00 копеек, налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 145 рублей 00 копеек, которое ответчиком в срок до 01 декабря 2017 года не исполнено; № от 23 сентября 2018 года на уплату налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 160 рублей 00 копеек, которое ответчиком в срок до 03 декабря 2018 года не исполнено; № от 01 августа 2019 года на уплату налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 176 рублей 00 копеек, которое ответчиком в срок до 02 декабря 2019 года не исполнено. В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки налогоплательщиком не исполнена обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени: по земельному налогу с физических лиц за период с 02 декабря 2017 года по 4 февраля 2018 года на сумму 20 рублей 09 копеек, за период с 02 декабря 2016 года по 10 июля 2019 года на сумму 128 рублей 93 копейки; по налогу на имущество физических лиц за период с 02 декабря 2016 года по 14 ноября 2017 года на сумму 07 рублей 91 копейка, за период с 02 декабря 2017 года по 04 февраля 2018 года на сумму 02 рубля 48 копеек, за период с 04 декабря 2018 года по 04 июля 2019 года на сумму 08 рублей 76 копеек, за период с 02 декабря 2016 года по 10 июля 2019 года на сумму 30 рублей 27 копеек, за период с 03 декабря 2019 года по 25 июня 2020 года на сумму 07 рублей 18 копеек. В соответствии со статьями 69, 70, 75 НК РФ Инспекцией в адрес ответчика направлены требования: № по состоянию на 15 ноября 2017 года с предложением в добровольном порядке в срок до 17 января 2018 года уплатить задолженность по налогу и пени в сумме 80 рублей 91 копейка; № по состоянию на 05 февраля 2018 года с предложением в добровольном порядке в срок до 02 апреля 2018 года уплатить задолженность по налогу и пени в сумме 1345 рублей 57 копеек; № по состоянию на 05 июля 2019 года с предложением в добровольном порядке в срок до 01 ноября 2019 года уплатить задолженность по налогу и пени в сумме 168 рублей 76 копеек; № по состоянию на 11 июля 2019 года с предложением в добровольном порядке в срок до 01 ноября 2019 года уплатить задолженность по пени в сумме 164 рубля 90 копеек; № по состоянию на 26 июня 2020 года с предложением в добровольном порядке в срок до 17 ноября 2020 года уплатить задолженность по налогу и пени в сумме 183 рубля 18 копеек. В установленный срок требования налогоплательщиком не исполнены. Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Приморского судебного района Архангельской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогу и пени с Личутиной В.В. На момент обращения к мировому судье требование № исполнено частично (налог на сумму 167 рублей 00 копеек, пени на сумму 05 рублей 70 копеек). 26 мая 2021 года мировым судьей вынесен судебный приказ № 2а-2053/2021 о взыскании с Личутиной В.В. задолженности. 11 июня 2021 года мировым судьей принято определении об отмене судебного приказа № 2а-2053/2021 от 26 мая 2021 года. На основании изложенного просит суд взыскать с Личутиной В.В. задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2015 год в размере 73 рубля 00 копеек, за 2016 год в размере 145 рублей 00 копеек, за 2017 год в размере 160 рублей 00 копеек, за 2018 год в размере 176 рублей 00 копеек, пени за период с 02 декабря 2016 года по 14 ноября 2017 года на сумму 07 рублей 91 копейка, за период с 02 декабря 2017 года по 04 февраля 2018 года на сумму 02 рубля 48 копеек, за период с 04 декабря 2018 года по 04 июля 2019 года на сумму 08 рублей 76 копеек, за период с 02 декабря 2016 года по 10 июля 2019 года на сумму 30 рублей 27 копеек, за период с 03 декабря 2019 года по 25 июня 2020 года на сумму 07 рублей 18 копеек; задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: за 2014 год в размере 500 рублей 00 копеек, за 2015 год в размере 167 рублей 00 копеек, за 2016 год в размере 344 рубля 00 копеек, пени за период с 02 декабря 2017 года по 04 февраля 2018 года на сумму 14 рублей 39 копеек, за период с 02 декабря 2016 года по 10 июля 2019 года на сумму 134 рубля 65 копеек, всего 1770 рублей 62 копейки.
Определением суда от 29 декабря 2021 года производство по делу в части взыскания задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений за 2014 год на сумму 333 рубля 00 копеек, пени за период с 02 декабря 2018 года по 04 февраля 2018 года на сумму 08 рублей 53 копейки, за период с 02 декабря 2016 года по 10 июля 2019 года на сумму 65 рублей 19 копеек прекращено.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Направил уточненные требования, согласно которым просит взыскать с административного ответчика Личутиной В.В. задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2015 год в размере 73 рубля 00 копеек, за 2016 год в размере 145 рублей 00 копеек, за 2017 год в размере 160 рублей 00 копеек, за 2018 год в размере 176 рублей 00 копеек, пени за период с 02 декабря 2017 года по 04 февраля 2018 года на сумму 02 рубля 48 копеек, за период с 04 декабря 2018 года по 04 июля 2019 года на сумму 08 рублей 76 копеек, за период с 02 декабря 2016 года по 10 июля 2019 года на сумму 30 рублей 25 копеек, за период с 03 декабря 2019 года по 25 июня 2020 года на сумму 07 рублей 18 копеек; задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: за 2014 год в размере 167 рублей 00 копеек, за 2015 год в размере 167 рублей 00 копеек, за 2016 год в размере 344 рубля 00 копеек, пени за период с 02 декабря 2017 года по 04 февраля 2018 года на сумму 05 рублей 86 копеек, за период с 02 декабря 2016 года по 10 июля 2019 года на сумму 69 рублей 46 копеек, всего 1363 рубля 90 копеек.
Административный ответчик Личутина В.В. в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями согласилась, но пояснила, что является пенсионером, в связи с чем от уплаты налогов освобождена.
На основании ст. 150, ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав административного ответчика Личутину В.В., исследовав материалы дела, обозрев материалы административного дела № 2а-2053/2021, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
На основании ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение, указанное в подпункте 1-6 пункта 1 статьи 401 НК РФ.
На основании п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Статьей 1 Закона Архангельской области от 24 октября 2014 года № 199-11-ОЗ «О дате начала применения на территории Архангельской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» (принят Архангельским областным Собранием депутатов 22 октября 2014 года) установлена дата начала применения на территории Архангельской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
В соответствии с п. 1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.В силу ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с п. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу п. 2 ст. 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В судебном заседании установлено, что административный ответчик Личутина В.В. в 2014, 2015, 2016 2017 годах являлась собственником недвижимого имущества: квартира с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (1/3 доли в праве общей долевой собственности), жилой дом с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (1/3 доли в праве общей долевой собственности), квартира с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, за которое Инспекцией исчислен налог.
В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В судебном заседании установлено, что Личутина В.В. в 2014, 2015, 2016 годах являлась собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (в 2014 году и 6 месяцев 2015 года – являлась единственным собственником земельного участка, 6 месяцев 2015 года и в 2016 году – владела 1/3 доли в праве общей долевой собственности).
Пункт 1 ст. 390 НК РФ предусматривает, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
В силу п. 4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Налоговые ставки земельного налога, в соответствии с п. 1 ст. 394 НК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В силу пунктов 2 и 3 ст. 52 НК РФ, обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. Не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В силу ч. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
С учетом статей 52, 397, 409 НК РФ Инспекцией в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления: № от 17 октября 2016 года на уплату земельного налога с физических лиц за 2015 год в размере 83 рубля 00 копеек, налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 73 рубля 00 копеек, которое ответчиком в срок до 01 декабря 2016 года не исполнено; № от 23 сентября 2017 года на уплату земельного налога с физических лиц за 2014 год в размере 500 рублей 00 копеек, за 2015 год в размере 334 рубля 00 копеек, за 2016 год в размере 344 рубля 00 копеек, налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 145 рублей 00 копеек, которое ответчиком в срок до 01 декабря 2017 года не исполнено; № от 23 сентября 2018 года на уплату налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 160 рублей 00 копеек, которое ответчиком в срок до 03 декабря 2018 года не исполнено; № от 01 августа 2019 года на уплату налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 176 рублей 00 копеек, которое ответчиком в срок до 02 декабря 2019 года не исполнено.
Согласно пунктам 3, 4 ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начисляется пеня, начиная со следующего за установленным днем уплаты налога в размере одной трехсотой ставки рефинансирования, установленной Центрального банка РФ.
Налоговым органом произведено начисление пени: по земельному налогу за период с 02 декабря 2017 года по 04 февраля 2018 года в сумме 20 рублей 09 копеек, за период с 02 декабря 2016 года по 10 июля 2019 года в сумме 128 рублей 93 копейки; по налогу на имущество физических лиц за период с 02 декабря 2016 года по 14 ноября 2017 года в сумме 07 рублей 91 копейка, за период с 02 декабря 2017 года по 04 февраля 2018 года в сумме 02 рубля 48 копеек, за период с 04 декабря 2018 года по 04 июля 2019 года в сумме 08 рублей 76 копеек, за период с 02 декабря 202169 года по 10 июля 2019 года в сумме 30 рублей 27 копеек, за период с 03 декабря 2019 года по 25 июня 2020 года в сумме 07 рублей 18 копеек.
В соответствии со статьями 69, 70, 75 НК РФ Инспекцией в адрес налогоплательщика направлялись требования: № по состоянию на 15 ноября 2017 года с предложением в добровольном порядке в срок до 17 января 2018 года уплатить задолженность по налогу и пени в сумме 80 рублей 91 копейка; № по состоянию на 05 февраля 2018 года с предложением в добровольном порядке в срок до 02 апреля 2018 года уплатить задолженность по налогу и пени в сумме 1345 рублей 57 копеек; № по состоянию на 05 июля 2019 года с предложением в добровольном порядке в срок до 01 ноября 2019 года уплатить задолженность по налогу и пени в сумме 168 рублей 76 копеек; № по состоянию на 11 июля 2019 года с предложением в добровольном порядке в срок до 01 ноября 2019 года уплатить задолженность по пени в сумме 164 рубля 90 копеек; № по состоянию на 26 июня 2020 года с предложением в добровольном порядке в срок до 17 ноября 2020 года уплатить задолженность по налогу и пени в сумме 183 рубля 18 копеек.
Суд проверил расчет налога и пени, находит их правильными.
Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Приморского судебного района Архангельской области с заявлением о взыскании с Личутиной В.В. недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, недоимки и пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений.
26 мая 2021 года мировым судьей вынесен судебный приказ № 2а-2053/2021 о взыскании с ответчика недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 554 рубля 00 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 56 рублей 58 копеек, недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 1011 рублей 00 копеек, пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 149 рублей 04 копейки, всего в размере 1770 рублей 62 копейки.
От ответчика поступили возражения, в связи с чем, определением мирового судьи от 11 июня 2021 года судебный приказ отменен. Требование о взыскании задолженности по уплате налога и пени предъявлены в порядке искового производства.
В судебном заседании административный ответчик Личутина В.В. полагала, что поскольку является пенсионером, от уплаты налога освобождена.
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 407 НК РФ право на налоговую льготу (по налогу на имущество физических лиц) имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством.
Пунктом 2 ст. 407 НК РФ предусмотрено, что налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
На основании п. 3 ст. 407 НК РФ при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.
Перечень видов объектов налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, перечислен в п. 4 ст. 407 НК РФ и включает в себя 1) квартира или комната; 2) жилой дом; 3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи; 4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи; 5) гараж или машино-место.
Как следует из материалов дела, подтверждается налоговыми уведомлениями, ответчику Личутиной В.В. предоставлена налоговая льгота в отношении следующих объектов: квартира с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>; жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, налог за данные объекты исчислен в размере 0 рублей 00 копеек. Предоставление налоговой льготы в отношении всех объектов недвижимого имущества законом не предусмотрено.
В период рассматриваемых правоотношений, налоговые льготы для пенсионеров по земельному налогу действовавшим законодательством предусмотрены не были.
В установленный срок, а также на момент рассмотрения дела в суде, требования налогоплательщиком самостоятельно не исполнены, что отражено в данных налогового обязательства.
На основании изложенного, суд находит заявленные административным истцом требования законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400рублей 00 копеек в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд,
решил:
исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Личутиной В. В. о взыскании задолженности по налогу и пени – удовлетворить.
Взыскать с Личутиной В. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес>, задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2015 год в размере 73 рубля 00 копеек, за 2016 год в размере 145 рублей 00 копеек, за 2017 год в размере 160 рублей 00 копеек, за 2018 год в размере 176 рублей 00 копеек, пени за период с 02 декабря 2016 года по 14 ноября 2017 года в размере 07 рублей 91 копейка, за период с 02 декабря 2017 года по 04 февраля 2018 года на сумму 02 рубля 48 копеек, за период с 04 декабря 2018 года по 04 июля 2019 года на сумму 08 рублей 76 копеек, за период с 02 декабря 2016 года по 10 июля 2019 года на сумму 30 рублей 25 копеек, за период с 03 декабря 2019 года по 25 июня 2020 года на сумму 07 рублей 18 копеек; задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: за 2014 год в размере 167 рублей 00 копеек, за 2015 год в размере 167 рублей 00 копеек, за 2016 год в размере 344 рубля 00 копеек, пени за период с 02 декабря 2017 года по 04 февраля 2018 года на сумму 05 рублей 86 копеек, за период с 02 декабря 2016 года по 10 июля 2019 года на сумму 69 рублей 46 копеек, всего взыскать 1363 (одна тысяча триста шестьдесят три) рубля 90 копеек.
Взыскать с Личутиной В. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес>, государственную пошлину в сумме 400 (четыреста) рублей 00 копеек в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.П. Жернаков