Дело № 2-1324/2021
УИД 76RS0017-01-2021-000853-57
Принято в окончательной форме 12.10.2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2021 года г.Ярославль
Ярославский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Хахиной А.М.,
при секретаре Ларичевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярославского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области об обязании совершить действия
у с т а н о в и л :
Ярославский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации ЯМР ЯО, Администрации Карабихского с/п ЯМР ЯО, в котором с учетом уточнения требований (л.д.48-52) просил обязать ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.3 СанПиН 2.1.3684-21:
- установить водонепроницаемое покрытие и ограждение мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории Карабихского сельского поселения, а именно: в <адрес>.
- установить водонепроницаемое покрытие мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории Карабихского сельского поселения, а именно: в <адрес>,
- установить ограждение мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории Карабихского сельского поселения, а именно: в <адрес>.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту ТКО) на территории Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области. Ссылается на положения ч.1 ст.8, ч.1, 3, 4 ст.13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ч.3 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.5 ч.2 ст. 2 Закона Ярославской области от 30.06.2014 № З6-з «О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области», п.4.2 постановления Правительства ЯО от 21.07.2017 № 599-п «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Ярославской области», п.3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утв. постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, (далее по тексту - СанПиН 2.1.3684-21).
Указывает, что в нарушение данных требований законодательства, согласно сведений реестра, места накопления ТКО на территории Карабихского сельского поселения, а именно: <адрес> не оборудованы в соответствии с санитарными правилами (отсутствуют водонепроницаемое покрытие и (или) ограждение).
Ссылается на гарантированное ст.42 Конституции РФ право каждого на благоприятную окружающую среду, которое нарушается ответчиками при невыполнении требований по организации мест накопления ТКО, оборудованию данных мест, может привести к образованию несанкционированных свалок, нарушает санитарные требования и эстетический вид населенного пункта.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Чернов Е.А. исковые требования поддержал, вопрос о надлежащем ответчике оставил на усмотрение суда.
Представитель ответчика Администрации Карабихского с/п ЯМР ЯО по доверенности Устинова Т.В. возражала по иску. Указывала о том, что законодателем не установлено четкое разграничение полномочий, при этом сложился негласный порядок того, что на территории населенных пунктов площадки для накопления ТКО оборудуются сельским поселением. Указанные в иске площадки находятся на землях общего пользования, не включены в реестр.
Представитель ответчика Администрации ЯМР ЯО по доверенности Криницына А.В. представила письменный отзыв, возражала по иску. Считает, что полномочия по оборудованию мест накопления ТКО относятся к полномочиям сельского поселения.
Представитель 3-го лица Департамента охраны окружающей среды и природопользования по ЯО в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен заранее, надлежаще. Ранее представлял отзыв (л.д.46), в котором поддерживал исковые требования.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту - Закон № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Согласно части 3 указанной статьи органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, предусмотрено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу пункта 18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ч.3, 4 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и п.5 ч.2 ст. 2 Закона Ярославской области от 30.06.2014 № 36-з «О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области», наряду с вопросами местного значения сельского поселения, отнесенными к вопросам местного значения сельского поселения в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к ним также относятся вопрос участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ч.1, 3 4 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно п.4.2 постановления Правительства ЯО от 21.07.2017 № 599-п «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Ярославской области» содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования КТО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, обеспечивается органами местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с учетом изложенного, суд приходит к выводу, что к полномочиям сельских поселений относится вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также ведение их реестра на территории населенных пунктов сельских поселений.
С учетом указанного, суд считает, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация Карабихского с/п ЯМР ЯО.
Согласно пункту 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утв. постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 г. № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО. Контейнерные площадки независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (соответствует пункту 2.1 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», действовавшему до 01.01.2021).
Судом установлено, что в нарушение указанного требования, согласно данным реестра мест накопления ТКО на территории Карабихского сельского поселения, представленного Администрацией Карабихского с/п ЯМР ЯО, места накопления ТКО, а именно: в <адрес>, не оборудованы в соответствии с санитарными правилами (отсутствуют водонепроницаемое покрытие и (или) ограждение). Данный факт представителями ответчиков не оспаривался.
С учетом изложенного, суд считает, что имеются правовые основания для удовлетворения требований в отношении Администрации Карабихского с/п ЯМР ЯО. В остальной части в удовлетворении иска должно быть отказано.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ, как указано в исковых требованиях. Данный срок суд считает разумным и достаточным.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░ 2.1.3684-21 «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ 28 ░░░░░░ 2021 ░░░░ № 3, ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░:
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░ <░░░░░>
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░ <░░░░░>
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░ <░░░░░>
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░