Дело № 2-1082/2023
11RS0004-01-2023-001238-84
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
судьи Литвиненко С.К.,
при секретаре судебного заседания Макаровой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 09 июня 2023 года дело по иску Печорского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МР «Печора» о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «Печора» о возложении обязанности совершить определенные действия. В обоснование иска указав, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории МО МР «Печора».
Проверкой установлено, что администрацией МО МР «Печора» допущены нарушения требований Федерального закона от 10.01.2002 № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и иных подзаконных нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере правоотношений.
Проверкой установлено, что на территории МО ГП «Печора» имеется закрытое кладбище «НИБ», общей площадью 67266 кв.м. (6,7266 га). Пункт 12.5.2 Санитарной классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 относит закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища к V классу с ориентировочным размером санитарно-защитных зоны 50 метров. При этом соответствующих решений об установлении санитарно-защитных зон в соответствии с действующим законодательством в отношении кладбища «НИБ» не принималось. В силу п. 4 ст. 37 Устава МО МР «Печора», принятого решением Совета народных депутатов муниципального образования «Город Печора и подчиненная ему территория» от 21.02.2006 № 3-27/380, администрация муниципального района исполняет полномочия администрации городского поселения «Печора».
Органом местного самоуправления в лице администрации МО МР «Печора» не приняты меры к разработке проекта санитарно-защитной зоны кладбища «НИБ». Вследствие данного обстоятельства создается угроза эксплуатации объекта, являющегося источником негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, в отсутствие установленной санитарно-защитной зоны, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан и является основанием для возложения обязанности по разработке и направлению на утверждение в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проекта санитарно-защитной зоны объекта.
Печорский природоохранный межрайонный прокурор просит суд обязать администрацию МО МР «Печора» в срок до 31 августа 2024 года разработать проект санитарно-защитной зоны в отношение объекта - кладбище «НИБ», в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222; представить в уполномоченный орган заявление об установлении санитарно-защитной зоны в отношение объекта – кладбище «НИБ», в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222.
В судебном заседании помощник Печорского природоохранного межрайонного прокурора Сизов С.В. на исковом заявлении настаивал, по доводам, изложенным в нем.
Представитель ответчика Натхина Е.О., действующая на основании доверенности (л.д. 34), исковые требования не признала, просила оставить их без удовлетворения, доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, поддержала в полном объеме, указав, что планируется проведение необходимых видов работ в 2024 году (л.д. 26).
Заслушав объяснения помощника Печорского природоохранного межрайонного прокурора Сизова С.В., представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. ст. 12, 35 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено следующее.
Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории МО МР «Печора».
Проверкой установлено, что на территории МО ГП «Печора» имеется закрытое кладбище «НИБ» общей площадью 67266+/- 91 кв.м. (6,7266 га), расположенное по адресу: Республика Коми, г. Печора, ул. Больничная, собственник – МО МР Печора (л.д. 15-17).
Согласно Постановления ЦГСЭН в г. Печоре и Печорском районе №22 от 15.05.2001 прекращено захоронение на кладбище в г. Печора по ул. Больничной, указанное постановление бессрочное и немедленного исполнения (л.д. 13-14).
Пункт 12.5.2 Санитарной классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 относит закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища к V классу с ориентировочным размером санитарно-защитных зоны 50 метров.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, а также обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии с п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В соответствии со ст. 16 вышеуказанного закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 № 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
Согласно п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.
Пунктом 50 новых СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3, установлено, что кладбища должны размещаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Кладбище с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии от водозаборных сооружений на водных объектах, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, в соответствии с требованиями к зонам санитарной охраны водных объектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.
В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций (часть 3 статьи 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ).
Частью 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ установлено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу названного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны.
Согласно п. 3 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности, принимают территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В соответствии с пп. 2 п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
В п. 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» предусмотрено, что указанные санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Пунктом 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» определено, что размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам.
Согласно Разделу 7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон.
Вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон объектов V класса опасности не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, отображение в документах территориального планирования и градостроительного зонирования зоны с особыми условиями использования территории - санитарно-защитной зоны кладбища, которая не была утверждена в установленном порядке с соблюдением требований соответствующего законодательства, противоречит требованиям части 3 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ, абзацу 2 части 2 статьи 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
При рассмотрении дела установлено, что решение об установлении санитарно-защитных зон в соответствии с действующим законодательством в отношении кладбища «НИБ» отсутствует.
В соответствии с п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения городского поселения.
В силу п. 4 ст. 37 Устава МО МР «Печора», принятого решением Совета народных депутатов муниципального образования «Город Печора и подчиненная ему территория» от 21.02.2006 № 3-27/380, администрация муниципального района исполняет полномочия администрации городского поселения «Печора».
Из изложенного следует, что на администрацию МР «Печора» возложены полномочия по организации мероприятий по установлению санитарно-защитных зон в соответствии с действующим законодательством, в том числе в отношении кладбища «НИБ».
Таким образом, органом местного самоуправления в лице администрации МР «Печора» не приняты меры к разработке проекта санитарно-защитной зоны кладбища «НИБ», что создает угрозу эксплуатации объекта, являющегося источником негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан, а также нарушает требования Федерального закона от 10.01.2002 № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено суду допустимых доказательств того, что требования вышеперечисленных нормативно-правовых актов ими соблюдены или исполнены в полном объеме.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве, судом отклоняются по изложенной выше аргументации. Отсутствие финансирования не является основанием для отказа в иске.
На основании вышеизложенного, исковые требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора о возложении обязанности на администрацию МО МР «Печора» в срок до 31 августа 2024 года разработать проект санитарно-защитной зоны в отношение объекта - кладбище «НИБ», в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222; представить в уполномоченный орган заявление об установлении санитарно-защитной зоны в отношение объекта – кладбище «НИБ», в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222, основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ч.3 ст.196 ГПК РФ)
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО МР «Печора» о возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить.
Обязать Администрации МО МР «Печора» в срок до 31 августа 2024 года разработать проект санитарно-защитной зоны в отношение объекта - кладбище «НИБ», в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222; представить в уполномоченный орган заявление об установлении санитарно-защитной зоны в отношение объекта – кладбище «НИБ», в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья - С.К.Литвиненко
Мотивированное решение составлено 13 июня 2023 года.