Решение по делу № 2-2518/2022 от 30.12.2021

УИД: 11RS0001-01-2022-000081-12 Дело № 2- 2518/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Сухоруковой С.М.,

при секретаре Малоземвой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 14 апреля 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Печорской транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к АО «Комиавиатранс» о возложении обязанности по выполнению требований законодательства о безопасности полетов,

установил:

Печорская транспортная прокуратура в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратилась в суд с вышеуказанным иском к АО «Комиавиатранс».

В обоснование указано, что в ходе проверки соблюдения законодательства о безопасности полетов выявлены нарушения эксплуатации ответчиком аэродрома Печора и Усть-Цильма, в связи с чем просит обязать АО «Комиавиатранс» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить сертификат соответствия аэродрома Печора, сертификат соответствия аэродрома Усть-Цильма, сертификат оператора аэродрома Печора, сертификат оператора аэродрома Усть-Цильма.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Северо-Западное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта федерального агентства воздушного транспорта, Коми межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.

Представитель АО «Комиавиатранс» в ходе рассмотрения дела исковые требования не признал по доводам, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица в суд не явился, в предоставленном отзыве просил рассмотреть дело без своего участия.

Выслушав мнение явившихся, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Воздушного Кодекса РФ обязательной сертификации подлежат физические лица, юридические лица, осуществляющие и (или) обеспечивающие коммерческие воздушные перевозки, выполнение авиационных работ; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты; образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности.

В силу положений ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

В свою очередь под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя, в том числе аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" регламентировано, что инфраструктура воздушного транспорта - аэродромы, аэропорты, объекты единой системы организации воздушного движения, центры и пункты управления полетами летательных аппаратов, пункты приема, хранения и обработки информации в области авиационной деятельности, объекты хранения авиационной техники, центры и оборудование для подготовки летного состава, другие используемые при осуществлении авиационной деятельности сооружения и техника (статья 1).

В части 1 статьи 40 ВК РФ закреплено, что аэродром - это участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Аналогично, согласно части 7 данной статьи посадочная площадка - участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Согласно части 1 статьи 41 ВК РФ аэродромы гражданской авиации и вертодромы гражданской авиации предназначены для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов и подлежат государственной регистрации в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации на основании заявления владельца аэродрома гражданской авиации или вертодрома гражданской авиации с приложением документа, подтверждающего соответствие такого аэродрома, такого вертодрома требованиям, предусмотренным статьей 48 указанного Кодекса. Форма и порядок оформления указанного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации. Ведение данного реестра возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации.

Аэродромы гражданской авиации, вертодромы гражданской авиации допускаются к эксплуатации с даты их регистрации в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации (часть 1 статьи 49 ВК РФ).

Правила государственной регистрации аэродромов гражданской авиации и вертодромов гражданской авиации, форма свидетельства о государственной регистрации такого аэродрома, такого вертодрома в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации установлены Приказом Минтранса России от 19 августа 2015 года N 251 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Правила государственной регистрации аэродромов гражданской авиации и вертодромов гражданской авиации" (далее - ФАП-251).

В соответствии с частью 4 статьи 41 ВК РФ данные об аэродроме гражданской авиации, о вертодроме гражданской авиации исключаются из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации на основании решения о закрытии аэродрома гражданской авиации или вертодрома гражданской авиации для обслуживания гражданских воздушных судов.В силу п. 1 и п. 4 ст. 44 Воздушного кодекса Российской Федерации аэродромом совместного базирования является аэродром, на котором совместно базируются гражданские воздушные суда, государственные воздушные суда и (или) воздушные суда экспериментальной авиации.

Перечень аэродромов совместного базирования утверждается Правительством Российской Федерации.

Аэродромы совместного базирования гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов и аэродромы совместного использования должны отвечать требованиям, предъявляемым к гражданским аэродромам.

Эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.

Посадочные площадки допускаются к эксплуатации, их эксплуатация приостанавливается или они закрываются для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов с даты представления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке в уполномоченный орган в области гражданской авиации, если более поздний срок не указан в уведомлении.

Согласно ч. 2 ст. 50 Воздушного кодекса Российской Федерации аэродромы гражданской авиации, вертодромы гражданской авиации закрываются для обслуживания воздушных судов по решению Правительства Российской Федерации.

Аэродром Печора зарегистрирован в Государственном реестре аэродромов гражданской авиации Российской Федерации класса «Г» на основании свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации № ....

Аэродром Усть-Цильма зарегистрирован в Государственном реестре аэродромов гражданской авиации Российской Федерации класса «Д» на основании свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации № ....

Правительством РФ решение о закрытии аэродромов Печора и Усть- Цильма для обслуживания воздушных судов не принималось.

В нарушение указанных требований законодательства оператором аэродромов Печора и Усть-Цильма - АО «Комиавиатранс» в отсутствие соответствующего постановления Правительства Российской Федерации о закрытии аэродромов Печора и Усть-Цильма для обслуживания воздушных судов, принято решение о перепрофилировании действующего и зарегистрированного в установленном законом порядке в Государственном реестре аэродромов гражданской авиации Российской Федерации аэродромов Печора и Усть-Цильма в посадочную площадку.

Из приведенных норм следует, что аэродром Печора и Усть-Цильма должен отвечать требованиям, установленным действующими федеральными авиационными правилами, при этом АО «Комиавиатранс» является лицом, обеспечивающим соответствие аэродрома установленным требованиям.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 ВК РФ аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, подлежат обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.

Приказом Минтранса России от 07.10.2020 № 415 утверждены Федеральные авиационные правила «Порядок проведения обязательной сертификации аэродромов, предназначенных для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромов, открытых для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов» (далее - ФАП № 145).

В соответствии с п. 20 ФАП № 145 в случае принятия решения о выдаче сертификата соответствия аэродрома с данным решением оформляется сертификат соответствия аэродрома со сроком действия 5 лет.

Частью 3 статьи 8 ВК РФ установлено, что операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

Приказом Минтранса России от 25.09.2015 № 286 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил» (далее - ФАП № 286), согласно которым документом, подтверждающим соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил, является сертификат соответствия оператора аэродрома гражданской авиации.

Судом установлено, что срок действия сертификата соответствия аэродрома Печора выданный Коми МТУ ВТ Росавиации от ... истек 03.04.2019, сертификата соответствия аэродрома Усть-Цильма выданный Коми МТУ ВТ Росавиации от ... истек 13.03.2020 соответственно.

На день рассмотрения спора в суде АО «Комиавиатранс» не получены ни сертификат соответствия аэродрома Печора и Усть-Цильма, ни сертификат оператора аэродрома.

Нарушения требований действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ответчиком своих обязанностей, что нарушает права пассажиров пользующих услугами воздушного транспорта лиц на качественное и полное предоставление услуг, создает угрозу жизни и здоровью людей, не исключает сбои в работе транспортной системы.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии у ответчика полномочий по переводу аэродрома Печора и Усть-Цильма в статус посадочной площадки.

На основании изложенного, суд полагает подлежащим удовлетворению иск Печорского транспортного прокурора к ответчику о возложении на АО «Комиавиатранс» обязанности получить сертификат соответствия аэродрома Печора и Усть-Цильма, получить сертификат оператора аэродрома Печора и Усть-Цильма.

С учётом требований ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, срок для исполнения решения суда, указанный прокурором - в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, суд находит разумным.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Возложить на АО «Комиавиатранс» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу получить сертификат соответствия аэродрома Печора, аэродрома Усть-Цильма; получить сертификат оператора аэродрома Печора, аэродрома Усть-Цильма.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца с момента составления в окончательной форме через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Председательствующий С.М. Сухорукова

Мотивированное решение составлено в совещательной комнате

Копия верна:

Председательствующий С.М. Сухорукова

2-2518/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Печорский транспортный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
АО "КОМИАВИАТРАНС"
Другие
Коми межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта
Северо-Западное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Сухорукова Светлана Мунировна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
30.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2022Передача материалов судье
14.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2022Судебное заседание
15.02.2022Судебное заседание
11.03.2022Судебное заседание
14.04.2022Судебное заседание
14.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее