Решение по делу № 2-841/2022 (2-5638/2021;) от 27.12.2021

Дело № 2-841/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 апреля 2022 г. г. Ростов-на-Дону

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Волковой Е.В.

при секретаре Захаровой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-841/22 по иску Орловой О.В. к Государственному учреждению- Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области о включении периодов работы в специальный стаж,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с исковыми требованиями к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области о включении периодов работы в специальный стаж. В обоснование исковых требований указала, что она обратилась к ответчику с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о назначении страховой пенсии досрочно, в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Досрочное назначение страховой пенсии, согласно п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", производится лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Согласно части 1.1 ст.30 страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее назначение независимо от возраста (в том числе п.20 ч.1 ст.30), назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7. Согласно Приложению 7 предусмотрено поэтапное увеличение срока назначения страховой пенсии на 5 лет.

С учетом поэтапного повышения пенсионного возраста согласно приложению 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» граждане, имеющие необходимый стаж для назначения страховой пенсии специальный стаж в 2019 году, право на пенсию приобретают 12 месяцев позже, в 2020 годы - на 24 месяца позже, в 2021 году - на 36 месяцев позже, в 2022 году - на 48 месяцев позже, в 2023 году и далее - на 60 месяцев позже.

Решением ГУ ОПФР по Ростовской области , истцу отказано в назначении страховой пенсии досрочно, ввиду отсутствия специального стажа требуемой продолжительности.

При этом комиссия установила, что специальный стаж истца составляет 29 лет 01 мес. 23 дня (при требуемом стаже- 30 лет).

В специальный стаж не засчитан период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - фельдшером отделения скорой медицинской помощи Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения <данные изъяты> по тем основаниям, что в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствуют сведения о страховом и специальном стаже.

На основании изложенного, с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просит суд обязать Государственное учреждение- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области принять сведения о страховом стаже за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выписку СЗВ-М. Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика Белова О.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Дело в отсутствие не явившихся лиц рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ Орлова О.В. обратилась в Государственное учреждение- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии досрочно, в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области истцу отказано в назначении страховой пенсии досрочно, ввиду отсутствия специального стажа требуемой продолжительности.

При этом комиссия установила, что специальный стаж истца составляет 29 лет 01 мес. 23 дня (при требуемом стаже - 30 лет).

В специальный стаж не засчитан период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - фельдшером отделения скорой медицинской помощи Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения <данные изъяты> по тем основаниям, что в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствуют сведения о страховом и специальном стаже.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального коэффициента коэффициента в размере не менее 30 лицам, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа:

не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.

Таким образом, право на льготную пенсию у истицы возникнет только при наличии не менее 30 лет осуществления лечебной деятельности.

Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ).

Согласно приложению 7 к Федеральному закону N 400-ФЗ в случае возникновения права на страховую пенсию по старости в 2021 году страховая пенсия по старости может быть назначена не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в 2022 году не ранее чем через 48 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Таким образом, право на обращение за назначением страховой пенсии по старости указанной категорией граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ является отложенным.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В силу подпункта «н» пункта 1 постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Список № 781, Правила №781); Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее по тексту - Список № 1066);

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее по тексту - Список № 464);

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г. (далее по тексту - Перечень №1397).

Вопросы исчисления стажа при определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения рассматриваются также в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 (далее - Правила №516) в части, не урегулированной Правилами № 781.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Федеральный закон №400-ФЗ) подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 14 Федерального закона №400-ФЗ установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно статье 1 Федерального закона N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из положений статьи 3 Федерального закона N 27-ФЗ следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносов на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона N 27-ФЗ).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Таким образом, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации не вправе самостоятельно без документального подтверждения вносить корректировку в данные индивидуального (персонифицированного) учета.

Судом установлено, что дата регистрации Орловой О.В. в системе обязательного пенсионного страхования - ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с тем, что спорные периоды приходятся на период после регистрации истицы в системе пенсионного страхования, льготный стаж должен быть отражен в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Из разъяснений, изложенных в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", следует, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27- ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.

С учетом вышеизложенного, спорные периоды могут быть включены в страховой и специальный стаж только при предоставлении работодателем данных о периодах работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и льготном характере её работы.

Таким образом, исковые требования Орловой О.В. об обязании ответчика принять сведения о страховом стаже за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выписку СЗВ-М, удовлетворению не подлежат.

Так, в силу ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ об обязательствах вследствие причинения вреда и ст. 151 ГК РФ, устанавливающей, что суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага.

Положения ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам относят принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом блага, в том числе жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личную и семейную тайну, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство. Положения ч. 2 ст. 1099 ГК РФ устанавливают, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Как разъяснено в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

Поскольку обстоятельства, на которые истец ссылается в обоснование своих требований о компенсации морального вреда, с учетом требований закона не доказывают факт причинения ему вреда, выразившегося в нарушении личных неимущественных прав в том понимании, как это трактуется законодателем, а оснований, предусмотренных для компенсации морального вреда, независимо от вины причинителя, предусмотренных статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации не представлено, то оснований для удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда не усматривается.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Орловой О.В. об обязании Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области принять сведения о страховом стаже за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выписку СЗВ-М, взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 5000 рублей,- отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Волкова

В окончательной форме решение изготовлено 11 апреля 2022 года.

Дело № 2-841/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 апреля 2022 г. г. Ростов-на-Дону

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Волковой Е.В.

при секретаре Захаровой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-841/22 по иску Орловой О.В. к Государственному учреждению- Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области о включении периодов работы в специальный стаж,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с исковыми требованиями к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области о включении периодов работы в специальный стаж. В обоснование исковых требований указала, что она обратилась к ответчику с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о назначении страховой пенсии досрочно, в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Досрочное назначение страховой пенсии, согласно п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", производится лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Согласно части 1.1 ст.30 страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее назначение независимо от возраста (в том числе п.20 ч.1 ст.30), назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7. Согласно Приложению 7 предусмотрено поэтапное увеличение срока назначения страховой пенсии на 5 лет.

С учетом поэтапного повышения пенсионного возраста согласно приложению 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» граждане, имеющие необходимый стаж для назначения страховой пенсии специальный стаж в 2019 году, право на пенсию приобретают 12 месяцев позже, в 2020 годы - на 24 месяца позже, в 2021 году - на 36 месяцев позже, в 2022 году - на 48 месяцев позже, в 2023 году и далее - на 60 месяцев позже.

Решением ГУ ОПФР по Ростовской области , истцу отказано в назначении страховой пенсии досрочно, ввиду отсутствия специального стажа требуемой продолжительности.

При этом комиссия установила, что специальный стаж истца составляет 29 лет 01 мес. 23 дня (при требуемом стаже- 30 лет).

В специальный стаж не засчитан период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - фельдшером отделения скорой медицинской помощи Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения <данные изъяты> по тем основаниям, что в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствуют сведения о страховом и специальном стаже.

На основании изложенного, с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просит суд обязать Государственное учреждение- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области принять сведения о страховом стаже за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выписку СЗВ-М. Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика Белова О.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Дело в отсутствие не явившихся лиц рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ Орлова О.В. обратилась в Государственное учреждение- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии досрочно, в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области истцу отказано в назначении страховой пенсии досрочно, ввиду отсутствия специального стажа требуемой продолжительности.

При этом комиссия установила, что специальный стаж истца составляет 29 лет 01 мес. 23 дня (при требуемом стаже - 30 лет).

В специальный стаж не засчитан период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - фельдшером отделения скорой медицинской помощи Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения <данные изъяты> по тем основаниям, что в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствуют сведения о страховом и специальном стаже.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального коэффициента коэффициента в размере не менее 30 лицам, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа:

не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.

Таким образом, право на льготную пенсию у истицы возникнет только при наличии не менее 30 лет осуществления лечебной деятельности.

Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ).

Согласно приложению 7 к Федеральному закону N 400-ФЗ в случае возникновения права на страховую пенсию по старости в 2021 году страховая пенсия по старости может быть назначена не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в 2022 году не ранее чем через 48 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Таким образом, право на обращение за назначением страховой пенсии по старости указанной категорией граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ является отложенным.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В силу подпункта «н» пункта 1 постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Список № 781, Правила №781); Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее по тексту - Список № 1066);

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее по тексту - Список № 464);

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г. (далее по тексту - Перечень №1397).

Вопросы исчисления стажа при определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения рассматриваются также в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 (далее - Правила №516) в части, не урегулированной Правилами № 781.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Федеральный закон №400-ФЗ) подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 14 Федерального закона №400-ФЗ установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно статье 1 Федерального закона N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из положений статьи 3 Федерального закона N 27-ФЗ следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносов на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона N 27-ФЗ).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Таким образом, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации не вправе самостоятельно без документального подтверждения вносить корректировку в данные индивидуального (персонифицированного) учета.

Судом установлено, что дата регистрации Орловой О.В. в системе обязательного пенсионного страхования - ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с тем, что спорные периоды приходятся на период после регистрации истицы в системе пенсионного страхования, льготный стаж должен быть отражен в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Из разъяснений, изложенных в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", следует, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27- ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.

С учетом вышеизложенного, спорные периоды могут быть включены в страховой и специальный стаж только при предоставлении работодателем данных о периодах работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и льготном характере её работы.

Таким образом, исковые требования Орловой О.В. об обязании ответчика принять сведения о страховом стаже за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выписку СЗВ-М, удовлетворению не подлежат.

Так, в силу ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ об обязательствах вследствие причинения вреда и ст. 151 ГК РФ, устанавливающей, что суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага.

Положения ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам относят принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом блага, в том числе жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личную и семейную тайну, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство. Положения ч. 2 ст. 1099 ГК РФ устанавливают, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Как разъяснено в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

Поскольку обстоятельства, на которые истец ссылается в обоснование своих требований о компенсации морального вреда, с учетом требований закона не доказывают факт причинения ему вреда, выразившегося в нарушении личных неимущественных прав в том понимании, как это трактуется законодателем, а оснований, предусмотренных для компенсации морального вреда, независимо от вины причинителя, предусмотренных статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации не представлено, то оснований для удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда не усматривается.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Орловой О.В. об обязании Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области принять сведения о страховом стаже за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выписку СЗВ-М, взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 5000 рублей,- отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Волкова

В окончательной форме решение изготовлено 11 апреля 2022 года.

2-841/2022 (2-5638/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Орлова Ольга Владимировна
Ответчики
ГУ ОПФР России по РО
Суд
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Волкова Елена Васильевна
Дело на странице суда
kirovsky.ros.sudrf.ru
27.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.12.2021Передача материалов судье
29.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.02.2022Предварительное судебное заседание
07.02.2022Судебное заседание
17.03.2022Судебное заседание
04.04.2022Судебное заседание
11.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2022Дело оформлено
30.05.2022Дело передано в архив
04.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее