Решение по делу № 2-565/2024 (2-4504/2023;) от 24.11.2023

Гражданское дело №2-565/2024

УИД- 09RS0001-01-2023-005941-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 февраля 2024 года г. Черкесск, КЧР

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Ковалевой О.Г., при секретаре судебного заседания Айчепшеве Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Черкесского городского суда гражданское дело №2-565/24 по исковому заявлению Алиева Тимура Эльмурзовича, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, ФИО3, ФИО5 и ФИО4, к Министерству по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики об обязании включить в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2024 год и предоставлении социальной выплаты,

у с т а н о в и л:

Алиев Тимур Эльмурзович, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, ФИО3, ФИО5 и ФИО4, обратился в суд с вышеуказанным иском.

В обоснование требований указал, что в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и достижения стратегической цели обеспечения доступности жилья для всех категорий граждан в Российской Федерации был принята федеральная целевая программа «Жилище», реализация которой осуществлялась в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Данная программа включала в себя мероприятия, направленные на оказание государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе мероприятия пообеспечению жильем молодых семей. В целях реализации данной программы Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее потексту - Правила). Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 года №34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики» с 01.04.2019 года были утверждены основные показатели подпрограммы 4 «Обеспечение жильем молодых семей». Согласно данному постановлению

ответственным исполнителем подпрограммы 4 (соисполнителем государственной программы) было определено Министерствомтуризма, курортов и молодежной политики КЧР. До ДД.ММ.ГГГГ на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 года №364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2015-2020 годы», которое содержало аналогичные положения и схожие показатели (индикаторы). В порядке, установленном вышеназванными нормативными правовыми актами, их семья в составе четырех человек стала участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» и им было выдано Свидетельство о праве на получение социальной выплаты (далее потексту также Свидетельство) от 25.12.2018 года №738. Указанное свидетельство было предъявлено в банк для открытия специального счета, на который подлежала зачислению социальная выплата в размере 1227 312,0 руб. Однако до настоящего времени эта социальная выплата его семье не предоставлена. В целях внесудебного урегулирования данного вопроса в Министерствотуризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики было направлено заявление, на которое ответчик ответил отказом. Позиция Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР, считающего невозможным включение их семьи в список претендентов на получение социальной выплаты и предоставление социальной выплаты для приобретения жилого помещения, является незаконной и нарушает их права. На момент выдачи Свидетельства ее семья полностью соответствовала всем критериям, которые были установлены для молодых семей, имеющих право на социальную выплату на приобретения жилья. Все документы, которые требовались в соответствии с вышеназванными нормативными актами, были предоставлены. Ответчик сослался на истечение срока действия Свидетельства о праве на получение социальной выплаты и на то обстоятельство, что многоквартирный жилой дом не введен в эксплуатацию. Между тем, данный срок не является пресекательным и правопрекращающим. В течение срока, на который им выдано Свидетельство, жилищные условия их семьи никак улучшены не были. Кроме того, их право на получение социальной выплаты в течение срока, указанного в Свидетельстве, осталось нереализованным не поих вине, а попричине неисполнения ответчиком обязанности произвести выплату. 01.06.2022 Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР ликвидировано путем реорганизации в форме разделения на два отдельных ведомства. В связи, с чем ответчиком по данному делу на сегодняшний день выступает Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики. Уточнив заявленные требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец просит суд: Обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики включить Алиева Тимура Эльмурзовича, Алиеву Кристину Мухамедовну, а также детей ФИО3, ФИО5 и ФИО4, как молодую семью в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2024 год; Обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики в течение двух месяцев со дня принятия решения суда предоставить (выплатить) Алиеву Тимуру Эльмурзовичу действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО5, ФИО4 социальную выплату, предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты от 25 декабря 2018 года на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.

Истцы Алиев Т.Э. и Алиева К.М. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть иск без их участия, иск поддерживают, просят его удовлетворить, восстановить срок подачи иска, так как Алиевым Т.Э. он был пропущен в связи с тем, что 17 ноября 2022г. в Черкесский городской суд истцом был подан иск к Министерству по делам молодежи КЧР о возложении обязанности включить в список претендентов на получение социальной выплаты и предоставить социальную выплату. О дате и времени назначения судебного заседания ему не было известно. На основании Определения Черкесского городского суда от 14 декабря 2022 года, в связи с его не явкой в суд, указанное исковое заявление было оставлено без рассмотрения, что послужило причиной пропуска срока исковой давности. В соответствии со статьей 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т. п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности. В соответствии с частью 1 статьи 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Представитель ответчика Министерства по делам молодежиКарачаево-Черкесской Республики Токбаева А.Р., в судебное заседание не явилась, направила в суд письменные возражения на данный иск, согласно которым ответчик полагает, что оснований для перечисления на счет семьи Алиевых социальной выплаты, предусмотренной Свидетельством, не имеется, и просит суд отказать в их удовлетворении, дело рассмотреть без участия ответчика.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - КЧРКП «Дирекция капитального строительства» в судебное заседание не явился, направили в суд телефонограмму о рассмотрении дела без их участия, указав, что уточненные исковые требования ими получены.

Суд, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, определил рассмотреть делов отсутствие не явившихся участников процесса.

Всесторонне и полно исследовав собранные по делудоказательства в их совокупности, суд приходит кследующему выводу.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38), каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (части 1 и 2 статьи 40).

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, как следует из постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2007 года N 4-П, от 15.12.2011 года N 28-П, от 08.07.2014 года N 21-П имеет особую значимость, а следовательно, предполагает наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации, направленной в том числе на повышение рождаемости как важной составляющей сохранения и развития многонационального народа России, и позволяющую создавать условия для реализации гражданами их прав и обязанностей в сфере семейных отношений, включая оказание помощи молодым семьям в решении жилищной проблемы, а семьям, имеющим детей, - предоставление дополнительных мер государственной поддержки. Одно из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации - принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года №1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), которая включает подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».

В соответствии с пунктом 24 Правил, являющихся приложением №1 купомянутой выше программе (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений), местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 25 Правил порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 26 Правил предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия.

В соответствии с пунктом 27 Правил, только после доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 28 Правил).

Порядок формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются Правительством Карачаево-Черкесской Республики.

До 01.04.2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20.12.2016 №338 "О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 №364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма и социального предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике до 2018 года», которое содержало аналогичные положения. Согласно этому постановлению ответственным исполнителем подпрограммы 2 «Обеспечение жильем молодых семей на 2016 - 2020 годы» (исполнителем государственной программы) было определено Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР. Целью подпрограммы являлась поддержка молодых семей, в том числе в решении жилищных проблем.

С 01.04.2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 №34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики», которое также содержит аналогичные положения.

В соответствии с пунктом 3 Правил право молодой семьи - участницы основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.

Согласно пункту 4 Правил выдача свидетельства на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

В целях данных Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления поместу их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 года потем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых подоговорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).

Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт «а»); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (подпункт «б»); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт «в»).

В соответствии с пунктом 10 Правил социальная выплата предоставляется в размере не менее 35 % расчетной (средней) стоимости жилья - для молодых семей с детьми. Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с пунктом 15 Правил, количества членов молодой семьи участницы мероприятия ведомственной целевой программы и норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья помуниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников мероприятия ведомственной целевой программы (пункт 13 Правил).

Как установлено судом и следует из материалов дела, семья Алиева Т.Э., состоящая из пяти человек (он, супруга Алиева К.М., несовершеннолетние дети: дочери - ФИО3 и ФИО4, сын – ФИО5) являлись участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики в Карачаево-Черкесской Республике на 2015 - 2020 годы».

19.05.2017 года между Министерством туризма, курортов и молодежной политики КЧР и Карачаево-Черкесским Республиканским казенным предприятием «Дирекция капитального строительства» было заключено Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии, в соответствии с которым Карачаево-Черкесское Республиканское казенное предприятие «Дирекция капитального строительства» приняло на себя обязанности в том числе посвоевременному ежегодному формированию списка молодых семей - участников Подпрограммы и предоставлению данных списков в Министерствотуризма, курортов и молодежной политики КЧР для дальнейшего утверждения.

25.12.2018 года Карачаево-Черкесским Республиканским казенным предприятием «Дирекция капитального строительства» семье Алиевых выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 1227312,00 руб. на приобретение (строительство) жилья на территории Карачаево-Черкесской Республики со сроком действия до 25.01.2019 года (включительно). Свидетельство подлежало предъявлению в банк до 25.01.2019 года.

25.01.2019 года между ПАО АКБ «Связь-Банк» и Алиевым Т.Э. заключен договор банковского (текущего) счета для осуществления операций в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы со сроком действия до окончания действия Свидетельства. В этот же день Алиев Т.Э. предъявил в ПАО АКБ «Связь-Банк» свидетельство на получение социальной выплаты.

20.05.2020 года между АО «Тексбанк» и Алиевым Т.Э. заключен договор банковского (текущего) счета № для осуществления операций в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» со сроком действия до окончания действия Свидетельства. Алиев Т.Э. предъявил в АО «Тексбанк» свидетельство на получение социальной выплаты.

30.05.2019 года между ЖСК «Семейный» в лице председателя правления ФИО9 с одной стороны и Алиевым Т.Э. с другой стороны был заключен Договор паенакопления и дополнительное соглашение , согласно которым пайщик вступил в кооператив с целью строительства жилого дома и получения в дальнейшем в собственность: трехкомнатной квартиры на 10 этаже, общей проектной площадью 90,3 кв.м. (по документам 93,1 кв.м.) с условным строительным номером (на сегодняшний день ), расположенной поадресу: КЧР, <адрес>.

Согласно справки от 06.02.2024 года, подписанной председателем правления ЖСК «Семейный» ФИО9, размер стоимости квартиры составлял 3258500,00 руб., размер пая подоговору, подлежащий уплате пайщиком, составлял 2031 188,00 руб. При этом часть суммы в размере 1150 000,00 руб. Алиев Т.Э. внес 30.05.2019, а также 453026,00 рублей (за счет средств материнского капитала по сертификату серии МК-8 ), что подтверждается приложением к Договору паенакомления от 30.05.2019, указано в заявлении об уточнении исковых требований.

Согласно справки председателя Правления ЖСК «Семейный» следует, что Алиевым Т.Э. внесено 2031 188,00 руб. Оставшаяся неоплаченная сумма паевого взноса составляет 1227312,00 руб.

Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенным детским садом и встроенными торговыми помещениями (1 этап строительства), расположенный поадресу: <адрес>, застройщиком покоторому является ЖСК «Семейный», введен в эксплуатацию 22.06.2023 года, номер разрешения 09-04-35-2023.

Из материалов дела усматривает, что АО ТЕКСБАНКом 20.05.2020 года был открыт счет и заключен договор банковского счета в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и на основании Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства от 25.12.2018 года серия , на данном счете отсутствуют денежные средства, истцом открыт счет в банке.

В соответствии с пунктом 43 Правил приобретаемое жилое помещение или построенный жилой дом оформляются в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты. В случае использования средств социальной выплаты на цели, предусмотренные подпунктами «г» и «е» пункта 2 настоящих Правил, допускается оформление приобретенного жилого помещения или построенного жилого дома в собственность одного из супругов или обоих супругов. При этом лицо (лица), на чье имя оформлено право собственности на жилое помещение или жилой дом, представляет в орган местного самоуправления нотариально заверенное обязательство переоформить приобретенное с помощью социальной выплаты жилое помещение или построенный с помощью социальной выплаты жилой дом в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты, в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения или жилого дома. Таким образом, социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов покредитам, предоставляемым для приобретения жилья.

Между тем, как установлено судом, участниками подпрограммы все ее требования выполнены, вины истцов в неперечислении денежных средств нет. Выдачей Свидетельства государство в лице уполномоченного на то органа признало за их семьей право на получение социальной выплаты в размере, указанном в этом свидетельстве. Данное право никем не оспорено. Этому праву на получение социальной выплаты корреспондирует обязанность государства произвести выплату путем перечисления денежных средств на специальный счет в банке.

Так, в соответствии с пунктом 35 Правил социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк. Банк заключает с владельцем свидетельства о праве на получение социальной выплаты договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты.

Договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты (пункт 36 Правил).

Согласно пункту 46 Правил банк в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктами 39-42, 44 и подпунктами «а» или «б» пункта 45 настоящих Правил, осуществляет проверку содержащихся в них сведений и в течение одного рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, предусмотренных пунктами 41, 42, 44 и подпунктами «а» и «б» пункта 45 настоящих Правил, направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании указанных документов.

Пунктом 47 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты и при их соответствии перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты.

Социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы со дня исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на банковский счет распорядителя счета средств (пункт 50 Правил).

Вопреки доводам возражений ответчика подпунктом «а» пункта 49 Правил предусмотрено, что посоглашению сторон договор банковского счета может быть продлен, если до истечения срока действия договора банковского счета банк принял договор купли-продажи жилого помещения, документы на строительство и документы, предусмотренные пунктами 41, 42, 44, подпунктами «а» и «б» пункта 45 и пунктом 45 (1) настоящих Правил, но оплата не произведена.

Пунктом 52 Правил установлено, что если владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты покакой-либо причине не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях.

Применительно кнастоящему спору, владельцы Свидетельства не смогли в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной им социальной выплаты не посвоей вине, семья в установленные в Свидетельстве сроки предоставила все необходимые документы в Банк, с которым у ответчика было заключено соглашение о сотрудничестве.

Установить причину отсутствия социальной выплаты суду не представляется возможным.

Таким образом, право истца на приобретение жилья в качестве государственной поддержки нарушено, в отношении семьи не исполнены все предусмотренные действующим законодательством мероприятия попредоставлению социальной выплаты.

09.11.2021 года Алиев Т.Э. обратился в Министерствотуризма, курортов и молодежной политики КЧР с заявлением о предоставлении ей на состав семьи из четырех человек социальной выплаты для приобретения жилого помещения, восстановлении или продлении срока действия Свидетельства о праве на получение социальной выплаты или выдаче нового свидетельства.

Из письма Министерстватуризма, курортов и молодежной политики КЧР от 29.11.2021 года следует, что продлить срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья, а также использовать средства социальной выплаты на приобретение жилого помещения в строящемся (не введенном в эксплуатацию) жилом доме, на которое право собственности кооператива не зарегистрировано, не представляется возможным. Таким образом, основные требования Алиева Т.Э. оставлены без ответа.

Указанный ответ неправомерен, поскольку семья Алиева Т.Э. в течение 7 месяцев со дня выдачи свидетельства не смогла воспользоваться правом на получение выделенной им социальной выплаты, в связи с чем, на ответчике лежала обязанность рассмотреть вопрос о включении семьи в список претендентов на получение социальной выплаты на 2022 год и последующем предоставлении социальной выплаты, предусмотренной Свидетельством от 25.12.2018 года. Довод ответчика, что свидетельство, выданное семье истца, удостоверяющее их право на получение социальной выплаты, является недействительным в связи с окончанием срока его действия, не обоснован, поскольку из содержания пункта 36 Правил договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а согласно подпункту «а» пункта 49 Правил следует возможность продления договора банковского счета в случаях, когда банком принят договор купли-продажи, однако оплата понему не произведена. То есть оплата может быть произведена уже после истечения срока действия свидетельства. Таким образом, само посебе истечение этого срока не прекращает их право на получение социальной выплаты, равно как не прекращает и соответствующую обязанность государства в лице ответчика произвести выплату денежных средств.

Поскольку государство, включая молодую семью истцов в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым его право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство поего социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него. Молодая семья Алиева Т.Э. в установленном законом порядке признанная нуждающейся в жилом помещении, претендующая на реализацию своего права поустановленным условиям вышеуказанной федеральной программы, вправе получить меры социальной поддержки. На момент выдачи Свидетельства семья полностью соответствовала всем критериям, установленным для молодых семей, выдачей Свидетельства за семьей признано право на получение социальной выплаты в указанном в нем размере. Свидетельство никем не оспорено, недействительным не признано.

В соответствии с Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 11.10.2021 года №38 «Об исполнительных органах государственной власти Карачаево-Черкесской Республики» полномочия Министерстватуризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики в сфере молодежной политики, в том числе реализации мероприятий пообеспечению жильем молодых семей перешли к Министерству по делам молодежиКарачаево-Черкесской Республики.

Поданному делуюридически значимым обстоятельством является выяснение судом вопроса о том, был ли истцами, как участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Жилище» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», нарушен порядок и сроки при реализации права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

Как установлено судом, семья истца, реализовывая право на улучшение жилищных условий, в установленные в Свидетельстве и в Правилах сроки вступила в кооператив с целью строительства жилого дома, заключив договор паенакопления.

Из представленных суду представителем истца документов следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный поадресу: КЧР,<адрес>,В/1, введен в эксплуатацию на основании разрешения, выданного Управлением градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования<адрес>отДД.ММ.ГГГГ.

Из выписки из ЕГРН от16.08.2023 годаусматривается, что данному многоквартирному дому (год завершения строительства – 2022) присвоен кадастровый.

Согласно выписки из ЕГРН,представленной истцом в дело, <адрес>, расположенной поадресу: КЧР,<адрес>В/1, площадью 93,1 кв.м.,ДД.ММ.ГГГГ годаприсвоен кадастровый.

Судом учитывается, что спорная социальная выплата финансируется из средств федерального, республиканского и местного бюджетов. В случае неиспользования средств, предназначенных для предоставления социальных выплат в текущем году, они могут быть перераспределены в очередном финансовом году на те же цели в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Рассматривая заявление истца о восстановлении пропущенного им срока для подачи иска в суд, по тем основаниям, что согласно представленного в дело

Оценив в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд полагает, что нарушенное право истцов на приобретение жилья в качестве государственной поддержки подлежит восстановлению в текущем году и приходит квыводу о законности и обоснованности исковых требований.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковые требования Алиева Тимура Эльмурзовича и Алиевой Кристины Мухамедовны, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, ФИО3, ФИО5 и ФИО4, к Министерству по делам молодежиКарачаево-Черкесской Республики об обязании включить в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2024 год и предоставлении социальной выплаты, удовлетворить.

Обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики, ИНН: 0900004128, включить Алиева Тимура Эльмурзовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Алиеву Кристину Мухамедовну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как молодую семью в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2024 год;

Обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики произвести Алиеву Тимуру Эльмурзовичу, Алиевой Кристине Мухамедовне, ФИО3, ФИО5 и ФИО4, социальную выплату, предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты от 25 декабря 2018 года на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, в течении 2024 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики.

Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2024 года.

Судья Черкесского городского суда О.Г. Ковалева

Гражданское дело №2-565/2024

УИД- 09RS0001-01-2023-005941-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 февраля 2024 года г. Черкесск, КЧР

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Ковалевой О.Г., при секретаре судебного заседания Айчепшеве Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Черкесского городского суда гражданское дело №2-565/24 по исковому заявлению Алиева Тимура Эльмурзовича, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, ФИО3, ФИО5 и ФИО4, к Министерству по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики об обязании включить в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2024 год и предоставлении социальной выплаты,

у с т а н о в и л:

Алиев Тимур Эльмурзович, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, ФИО3, ФИО5 и ФИО4, обратился в суд с вышеуказанным иском.

В обоснование требований указал, что в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и достижения стратегической цели обеспечения доступности жилья для всех категорий граждан в Российской Федерации был принята федеральная целевая программа «Жилище», реализация которой осуществлялась в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Данная программа включала в себя мероприятия, направленные на оказание государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе мероприятия пообеспечению жильем молодых семей. В целях реализации данной программы Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее потексту - Правила). Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 года №34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики» с 01.04.2019 года были утверждены основные показатели подпрограммы 4 «Обеспечение жильем молодых семей». Согласно данному постановлению

ответственным исполнителем подпрограммы 4 (соисполнителем государственной программы) было определено Министерствомтуризма, курортов и молодежной политики КЧР. До ДД.ММ.ГГГГ на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 года №364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2015-2020 годы», которое содержало аналогичные положения и схожие показатели (индикаторы). В порядке, установленном вышеназванными нормативными правовыми актами, их семья в составе четырех человек стала участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» и им было выдано Свидетельство о праве на получение социальной выплаты (далее потексту также Свидетельство) от 25.12.2018 года №738. Указанное свидетельство было предъявлено в банк для открытия специального счета, на который подлежала зачислению социальная выплата в размере 1227 312,0 руб. Однако до настоящего времени эта социальная выплата его семье не предоставлена. В целях внесудебного урегулирования данного вопроса в Министерствотуризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики было направлено заявление, на которое ответчик ответил отказом. Позиция Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР, считающего невозможным включение их семьи в список претендентов на получение социальной выплаты и предоставление социальной выплаты для приобретения жилого помещения, является незаконной и нарушает их права. На момент выдачи Свидетельства ее семья полностью соответствовала всем критериям, которые были установлены для молодых семей, имеющих право на социальную выплату на приобретения жилья. Все документы, которые требовались в соответствии с вышеназванными нормативными актами, были предоставлены. Ответчик сослался на истечение срока действия Свидетельства о праве на получение социальной выплаты и на то обстоятельство, что многоквартирный жилой дом не введен в эксплуатацию. Между тем, данный срок не является пресекательным и правопрекращающим. В течение срока, на который им выдано Свидетельство, жилищные условия их семьи никак улучшены не были. Кроме того, их право на получение социальной выплаты в течение срока, указанного в Свидетельстве, осталось нереализованным не поих вине, а попричине неисполнения ответчиком обязанности произвести выплату. 01.06.2022 Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР ликвидировано путем реорганизации в форме разделения на два отдельных ведомства. В связи, с чем ответчиком по данному делу на сегодняшний день выступает Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики. Уточнив заявленные требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец просит суд: Обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики включить Алиева Тимура Эльмурзовича, Алиеву Кристину Мухамедовну, а также детей ФИО3, ФИО5 и ФИО4, как молодую семью в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2024 год; Обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики в течение двух месяцев со дня принятия решения суда предоставить (выплатить) Алиеву Тимуру Эльмурзовичу действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО5, ФИО4 социальную выплату, предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты от 25 декабря 2018 года на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.

Истцы Алиев Т.Э. и Алиева К.М. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть иск без их участия, иск поддерживают, просят его удовлетворить, восстановить срок подачи иска, так как Алиевым Т.Э. он был пропущен в связи с тем, что 17 ноября 2022г. в Черкесский городской суд истцом был подан иск к Министерству по делам молодежи КЧР о возложении обязанности включить в список претендентов на получение социальной выплаты и предоставить социальную выплату. О дате и времени назначения судебного заседания ему не было известно. На основании Определения Черкесского городского суда от 14 декабря 2022 года, в связи с его не явкой в суд, указанное исковое заявление было оставлено без рассмотрения, что послужило причиной пропуска срока исковой давности. В соответствии со статьей 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т. п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности. В соответствии с частью 1 статьи 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Представитель ответчика Министерства по делам молодежиКарачаево-Черкесской Республики Токбаева А.Р., в судебное заседание не явилась, направила в суд письменные возражения на данный иск, согласно которым ответчик полагает, что оснований для перечисления на счет семьи Алиевых социальной выплаты, предусмотренной Свидетельством, не имеется, и просит суд отказать в их удовлетворении, дело рассмотреть без участия ответчика.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - КЧРКП «Дирекция капитального строительства» в судебное заседание не явился, направили в суд телефонограмму о рассмотрении дела без их участия, указав, что уточненные исковые требования ими получены.

Суд, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, определил рассмотреть делов отсутствие не явившихся участников процесса.

Всесторонне и полно исследовав собранные по делудоказательства в их совокупности, суд приходит кследующему выводу.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38), каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (части 1 и 2 статьи 40).

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, как следует из постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2007 года N 4-П, от 15.12.2011 года N 28-П, от 08.07.2014 года N 21-П имеет особую значимость, а следовательно, предполагает наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации, направленной в том числе на повышение рождаемости как важной составляющей сохранения и развития многонационального народа России, и позволяющую создавать условия для реализации гражданами их прав и обязанностей в сфере семейных отношений, включая оказание помощи молодым семьям в решении жилищной проблемы, а семьям, имеющим детей, - предоставление дополнительных мер государственной поддержки. Одно из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации - принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года №1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), которая включает подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».

В соответствии с пунктом 24 Правил, являющихся приложением №1 купомянутой выше программе (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений), местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 25 Правил порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 26 Правил предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия.

В соответствии с пунктом 27 Правил, только после доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 28 Правил).

Порядок формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются Правительством Карачаево-Черкесской Республики.

До 01.04.2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20.12.2016 №338 "О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 №364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма и социального предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике до 2018 года», которое содержало аналогичные положения. Согласно этому постановлению ответственным исполнителем подпрограммы 2 «Обеспечение жильем молодых семей на 2016 - 2020 годы» (исполнителем государственной программы) было определено Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР. Целью подпрограммы являлась поддержка молодых семей, в том числе в решении жилищных проблем.

С 01.04.2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 №34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики», которое также содержит аналогичные положения.

В соответствии с пунктом 3 Правил право молодой семьи - участницы основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.

Согласно пункту 4 Правил выдача свидетельства на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

В целях данных Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления поместу их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 года потем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых подоговорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).

Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт «а»); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (подпункт «б»); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт «в»).

В соответствии с пунктом 10 Правил социальная выплата предоставляется в размере не менее 35 % расчетной (средней) стоимости жилья - для молодых семей с детьми. Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с пунктом 15 Правил, количества членов молодой семьи участницы мероприятия ведомственной целевой программы и норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья помуниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников мероприятия ведомственной целевой программы (пункт 13 Правил).

Как установлено судом и следует из материалов дела, семья Алиева Т.Э., состоящая из пяти человек (он, супруга Алиева К.М., несовершеннолетние дети: дочери - ФИО3 и ФИО4, сын – ФИО5) являлись участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики в Карачаево-Черкесской Республике на 2015 - 2020 годы».

19.05.2017 года между Министерством туризма, курортов и молодежной политики КЧР и Карачаево-Черкесским Республиканским казенным предприятием «Дирекция капитального строительства» было заключено Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии, в соответствии с которым Карачаево-Черкесское Республиканское казенное предприятие «Дирекция капитального строительства» приняло на себя обязанности в том числе посвоевременному ежегодному формированию списка молодых семей - участников Подпрограммы и предоставлению данных списков в Министерствотуризма, курортов и молодежной политики КЧР для дальнейшего утверждения.

25.12.2018 года Карачаево-Черкесским Республиканским казенным предприятием «Дирекция капитального строительства» семье Алиевых выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 1227312,00 руб. на приобретение (строительство) жилья на территории Карачаево-Черкесской Республики со сроком действия до 25.01.2019 года (включительно). Свидетельство подлежало предъявлению в банк до 25.01.2019 года.

25.01.2019 года между ПАО АКБ «Связь-Банк» и Алиевым Т.Э. заключен договор банковского (текущего) счета для осуществления операций в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы со сроком действия до окончания действия Свидетельства. В этот же день Алиев Т.Э. предъявил в ПАО АКБ «Связь-Банк» свидетельство на получение социальной выплаты.

20.05.2020 года между АО «Тексбанк» и Алиевым Т.Э. заключен договор банковского (текущего) счета № для осуществления операций в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» со сроком действия до окончания действия Свидетельства. Алиев Т.Э. предъявил в АО «Тексбанк» свидетельство на получение социальной выплаты.

30.05.2019 года между ЖСК «Семейный» в лице председателя правления ФИО9 с одной стороны и Алиевым Т.Э. с другой стороны был заключен Договор паенакопления и дополнительное соглашение , согласно которым пайщик вступил в кооператив с целью строительства жилого дома и получения в дальнейшем в собственность: трехкомнатной квартиры на 10 этаже, общей проектной площадью 90,3 кв.м. (по документам 93,1 кв.м.) с условным строительным номером (на сегодняшний день ), расположенной поадресу: КЧР, <адрес>.

Согласно справки от 06.02.2024 года, подписанной председателем правления ЖСК «Семейный» ФИО9, размер стоимости квартиры составлял 3258500,00 руб., размер пая подоговору, подлежащий уплате пайщиком, составлял 2031 188,00 руб. При этом часть суммы в размере 1150 000,00 руб. Алиев Т.Э. внес 30.05.2019, а также 453026,00 рублей (за счет средств материнского капитала по сертификату серии МК-8 ), что подтверждается приложением к Договору паенакомления от 30.05.2019, указано в заявлении об уточнении исковых требований.

Согласно справки председателя Правления ЖСК «Семейный» следует, что Алиевым Т.Э. внесено 2031 188,00 руб. Оставшаяся неоплаченная сумма паевого взноса составляет 1227312,00 руб.

Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенным детским садом и встроенными торговыми помещениями (1 этап строительства), расположенный поадресу: <адрес>, застройщиком покоторому является ЖСК «Семейный», введен в эксплуатацию 22.06.2023 года, номер разрешения 09-04-35-2023.

Из материалов дела усматривает, что АО ТЕКСБАНКом 20.05.2020 года был открыт счет и заключен договор банковского счета в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и на основании Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства от 25.12.2018 года серия , на данном счете отсутствуют денежные средства, истцом открыт счет в банке.

В соответствии с пунктом 43 Правил приобретаемое жилое помещение или построенный жилой дом оформляются в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты. В случае использования средств социальной выплаты на цели, предусмотренные подпунктами «г» и «е» пункта 2 настоящих Правил, допускается оформление приобретенного жилого помещения или построенного жилого дома в собственность одного из супругов или обоих супругов. При этом лицо (лица), на чье имя оформлено право собственности на жилое помещение или жилой дом, представляет в орган местного самоуправления нотариально заверенное обязательство переоформить приобретенное с помощью социальной выплаты жилое помещение или построенный с помощью социальной выплаты жилой дом в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты, в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения или жилого дома. Таким образом, социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов покредитам, предоставляемым для приобретения жилья.

Между тем, как установлено судом, участниками подпрограммы все ее требования выполнены, вины истцов в неперечислении денежных средств нет. Выдачей Свидетельства государство в лице уполномоченного на то органа признало за их семьей право на получение социальной выплаты в размере, указанном в этом свидетельстве. Данное право никем не оспорено. Этому праву на получение социальной выплаты корреспондирует обязанность государства произвести выплату путем перечисления денежных средств на специальный счет в банке.

Так, в соответствии с пунктом 35 Правил социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк. Банк заключает с владельцем свидетельства о праве на получение социальной выплаты договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты.

Договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты (пункт 36 Правил).

Согласно пункту 46 Правил банк в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктами 39-42, 44 и подпунктами «а» или «б» пункта 45 настоящих Правил, осуществляет проверку содержащихся в них сведений и в течение одного рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, предусмотренных пунктами 41, 42, 44 и подпунктами «а» и «б» пункта 45 настоящих Правил, направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании указанных документов.

Пунктом 47 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты и при их соответствии перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты.

Социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы со дня исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на банковский счет распорядителя счета средств (пункт 50 Правил).

Вопреки доводам возражений ответчика подпунктом «а» пункта 49 Правил предусмотрено, что посоглашению сторон договор банковского счета может быть продлен, если до истечения срока действия договора банковского счета банк принял договор купли-продажи жилого помещения, документы на строительство и документы, предусмотренные пунктами 41, 42, 44, подпунктами «а» и «б» пункта 45 и пунктом 45 (1) настоящих Правил, но оплата не произведена.

Пунктом 52 Правил установлено, что если владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты покакой-либо причине не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях.

Применительно кнастоящему спору, владельцы Свидетельства не смогли в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной им социальной выплаты не посвоей вине, семья в установленные в Свидетельстве сроки предоставила все необходимые документы в Банк, с которым у ответчика было заключено соглашение о сотрудничестве.

Установить причину отсутствия социальной выплаты суду не представляется возможным.

Таким образом, право истца на приобретение жилья в качестве государственной поддержки нарушено, в отношении семьи не исполнены все предусмотренные действующим законодательством мероприятия попредоставлению социальной выплаты.

09.11.2021 года Алиев Т.Э. обратился в Министерствотуризма, курортов и молодежной политики КЧР с заявлением о предоставлении ей на состав семьи из четырех человек социальной выплаты для приобретения жилого помещения, восстановлении или продлении срока действия Свидетельства о праве на получение социальной выплаты или выдаче нового свидетельства.

Из письма Министерстватуризма, курортов и молодежной политики КЧР от 29.11.2021 года следует, что продлить срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья, а также использовать средства социальной выплаты на приобретение жилого помещения в строящемся (не введенном в эксплуатацию) жилом доме, на которое право собственности кооператива не зарегистрировано, не представляется возможным. Таким образом, основные требования Алиева Т.Э. оставлены без ответа.

Указанный ответ неправомерен, поскольку семья Алиева Т.Э. в течение 7 месяцев со дня выдачи свидетельства не смогла воспользоваться правом на получение выделенной им социальной выплаты, в связи с чем, на ответчике лежала обязанность рассмотреть вопрос о включении семьи в список претендентов на получение социальной выплаты на 2022 год и последующем предоставлении социальной выплаты, предусмотренной Свидетельством от 25.12.2018 года. Довод ответчика, что свидетельство, выданное семье истца, удостоверяющее их право на получение социальной выплаты, является недействительным в связи с окончанием срока его действия, не обоснован, поскольку из содержания пункта 36 Правил договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а согласно подпункту «а» пункта 49 Правил следует возможность продления договора банковского счета в случаях, когда банком принят договор купли-продажи, однако оплата понему не произведена. То есть оплата может быть произведена уже после истечения срока действия свидетельства. Таким образом, само посебе истечение этого срока не прекращает их право на получение социальной выплаты, равно как не прекращает и соответствующую обязанность государства в лице ответчика произвести выплату денежных средств.

Поскольку государство, включая молодую семью истцов в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым его право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство поего социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него. Молодая семья Алиева Т.Э. в установленном законом порядке признанная нуждающейся в жилом помещении, претендующая на реализацию своего права поустановленным условиям вышеуказанной федеральной программы, вправе получить меры социальной поддержки. На момент выдачи Свидетельства семья полностью соответствовала всем критериям, установленным для молодых семей, выдачей Свидетельства за семьей признано право на получение социальной выплаты в указанном в нем размере. Свидетельство никем не оспорено, недействительным не признано.

В соответствии с Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 11.10.2021 года №38 «Об исполнительных органах государственной власти Карачаево-Черкесской Республики» полномочия Министерстватуризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики в сфере молодежной политики, в том числе реализации мероприятий пообеспечению жильем молодых семей перешли к Министерству по делам молодежиКарачаево-Черкесской Республики.

Поданному делуюридически значимым обстоятельством является выяснение судом вопроса о том, был ли истцами, как участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Жилище» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», нарушен порядок и сроки при реализации права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

Как установлено судом, семья истца, реализовывая право на улучшение жилищных условий, в установленные в Свидетельстве и в Правилах сроки вступила в кооператив с целью строительства жилого дома, заключив договор паенакопления.

Из представленных суду представителем истца документов следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный поадресу: КЧР,<адрес>,В/1, введен в эксплуатацию на основании разрешения, выданного Управлением градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования<адрес>отДД.ММ.ГГГГ.

Из выписки из ЕГРН от16.08.2023 годаусматривается, что данному многоквартирному дому (год завершения строительства – 2022) присвоен кадастровый.

Согласно выписки из ЕГРН,представленной истцом в дело, <адрес>, расположенной поадресу: КЧР,<адрес>В/1, площадью 93,1 кв.м.,ДД.ММ.ГГГГ годаприсвоен кадастровый.

Судом учитывается, что спорная социальная выплата финансируется из средств федерального, республиканского и местного бюджетов. В случае неиспользования средств, предназначенных для предоставления социальных выплат в текущем году, они могут быть перераспределены в очередном финансовом году на те же цели в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Рассматривая заявление истца о восстановлении пропущенного им срока для подачи иска в суд, по тем основаниям, что согласно представленного в дело

Оценив в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд полагает, что нарушенное право истцов на приобретение жилья в качестве государственной поддержки подлежит восстановлению в текущем году и приходит квыводу о законности и обоснованности исковых требований.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковые требования Алиева Тимура Эльмурзовича и Алиевой Кристины Мухамедовны, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, ФИО3, ФИО5 и ФИО4, к Министерству по делам молодежиКарачаево-Черкесской Республики об обязании включить в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2024 год и предоставлении социальной выплаты, удовлетворить.

Обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики, ИНН: 0900004128, включить Алиева Тимура Эльмурзовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Алиеву Кристину Мухамедовну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как молодую семью в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2024 год;

Обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики произвести Алиеву Тимуру Эльмурзовичу, Алиевой Кристине Мухамедовне, ФИО3, ФИО5 и ФИО4, социальную выплату, предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты от 25 декабря 2018 года на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, в течении 2024 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики.

Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2024 года.

Судья Черкесского городского суда О.Г. Ковалева

2-565/2024 (2-4504/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Алиев Тимур Эльмурзович
Ответчики
Министерство по делам молодежи КЧР
Другие
КЧРКП "Дирекция капитального строительства"
Алиева Кристина Мухамедовна
Суд
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесская Республика
Судья
Ковалева Ольга Геннадиевна
Дело на странице суда
cherkessky.kchr.sudrf.ru
24.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.11.2023Передача материалов судье
29.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.12.2023Предварительное судебное заседание
16.01.2024Предварительное судебное заседание
07.02.2024Судебное заседание
20.02.2024Судебное заседание
20.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее