Дело № 2-3228/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 ноября 2012 года город Пермь
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Синицыной Т.А.
секретаря Поповой К.А.
с участием представителей представителя истца – помощника прокурора Дзержинского района г. Перми Желнина В.А., представителя ответчика Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - Детский сад № 195» - Баяндиной С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г. Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 195 - центр развития ребенка» г. Перми, о признании действий администрации МАДОУ ««Детский сад № 195 - центр развития ребенка» г. Перми по осуществлению образовательной деятельности без лицензии противоречащим федеральному законодательству РФ, обязании администрации МАДОУ «Детский сад № 195 - центр развития ребенка» г. Перми получить соответствующую лицензию на право осуществления образовательной деятельности,
установил:
Прокурор Дзержинского района г. Перми обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - Детский сад № 195» г. Перми, о признании действий администрации МАДОУ «Детский сад № 195 - центр развития ребенка» г. Перми по осуществлению образовательной деятельности без лицензии противоречащим федеральному законодательству РФ, обязании администрации МАДОУ «Детский сад № 195 - центр развития ребенка» г. Перми получить соответствующую лицензию на право осуществления образовательной деятельности.
Свои требования обосновывает тем, что прокуратурой Дзержинского района г. Перми была проведена проверка исполнения норм закона РФ «Об образовании», в ходе, которой было установлено, что в МАДОУ «Детский сад № 195 - центр развития ребенка» г. Перми образовательная деятельность осуществляется без соответствующей лицензии. В соответствии с Законом РФ «Об образовании», образование является целенаправленным процессом воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающимся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Ответственность за создание необходимых условий для обучающихся образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицензия на ведение образовательной деятельности № от Дата МАДОУ «Детский сад № 195 - центр развития ребенка» г. Перми была выдана сроком до Дата На данный момент МАДОУ «Детский сад № 195 - центр развития ребенка» г. Перми продолжает осуществлять образовательную деятельность без лицензии, что является нарушением действующего законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 19.20 КоАП РФ. Статья 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, Субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление предъявлено в интересах неопределенного круга лиц, поскольку состав учащихся меняется как с началом каждого учебного года, так и в течение года.
Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивает.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признает, подтвердила ранее данные объяснения, доводы изложенные в письменном отзыве поддержала, дополнила, что лицензия не получена из-за наличия предписаний надзорных органов, для исполнения предписаний неоднократно направлялись ходатайства о выделении дополнительного финансирования для исполнения предписаний.
Третье лицо Администрация г. Перми своего представителя в судебное заседание не направило. В представленном письменном отзыве указано, что в соответствии с пунктом 3 ст. 131 ГПК РФ, в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов. Также, Департамент полагает, что выбранный способ защиты права не направлен на защиту (восстановление) прав, указанных в исковом заявлении. Как следует из искового заявления, требования направлены на защиту прав в области обеспечения безопасности пребывания детей. Однако возможное нарушение этих прав связано не отсутствием лицензии как таковым, а с неисполнением предписаний уполномоченных органов. Материалами дела подтверждено, что ответчик осуществляет действия по оформлению лицензии. Само по себе вынесение решения в рамках заявленных требований (возложение обязанности оформить лицензию) не приведет к устранению замечаний. Кроме того, обоснование возможности применения такого способа защиты права, как возложение обязанности по оформлению лицензии, на основании ст. 12 ГК РФ, несостоятельно. Статья 12 ГК РФ к рассматриваемым отношениям не применима, т.к. отношения по оформлению лицензии в силу ст. 2 ГК РФ не относятся к отношениям, регулируемым гражданским законодательством РФ (т.е. обязанность по оформлению лицензии не является 1011 обязанностью, к исполнению которой лицо может быть понуждено на основании ГК РФ). Учитывая, что учреждение не является органом власти, соответствующая обязанности не может быть возложена на него в рамках оспаривания бездействия учреждения. Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о выборе истцом в рассматриваемом случае ненадлежащего способа защиты права. С целью планомерного получения образовательными учреждениями лицензий на осуществление образовательной деятельности постановлением администрации г. Перми от 05.12.2008г. №1168 утверждена и реализована ведомственная целевая программа «Лицензирование образовательных учреждений г. Перми». В рамках реализации данной программы на приведение в нормативное состояние и лицензирование образовательных учреждений были потрачены ... тыс. руб., которые позволили в Дата получить ... лицензий на образовательную деятельность. Кроме этого, из бюджета города Перми с Дата года образовательным учреждениям выделяется фонд материального обеспечения (далее - ФМО), средства которого руководители образовательных учреждений направляют на выполнение мероприятий по исполнению предписаний надзорных органов для получения лицензий. В Дата г. администрацией города Перми в соответствии с предложением депутатов Пермской городской Думы был разработан порядок ранжирования образовательных учреждений города Перми, который утвержден постановлением администрации города Перми от 05 сентября 2011 г. № 466 «Об утверждении Порядка ранжирования образовательных учреждений г. Перми, включаемых в пообъектный перечень по ремонту и реконструкции на текущий, очередной финансовый год и плановый период». Для участия в процедуре ранжирования образовательные учреждения должны были направить пакет документов в соответствии с приказом начальника департамента образования администрации города Перми от 16 сентября 2011 г. № СЭД-08-01-09-647 «Об утверждении Порядка подготовки проекта пообъектного перечня ранжирования образовательных учреждений г. Перми по ремонту и реконструкции на текущий, очередной финансовый год и плановый период».
Третье лицо Департамент образования администрации г. Перми своего представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пунктам 1, 13 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В силу положений пункта 3 части 1 ст. 17 вышеуказанного Закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.
Судом установлено, что МАДОУ «Детский сад № 195 - центр развития ребенка» создано на основании постановления администрации г. Перми от Дата. № 385 (л.д. 11-12).
МАДОУ «Детский сад № 103» состоит на учете в ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми с Дата. (л.д.7).
Запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица МАДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 195» внесена Дата (л.д. 6).
На основании постановления Администрации города Перми № 385 от 02.07.2012г. создано муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 195 – центр развития ребенка» г. Перми путем изменения типа существующего муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 195 – центр развития ребенка» г. Перми (л.д. 11).
В соответствии с лицензией от Дата. МДОУ «Детский сад № 195» имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программа, дошкольного образования до Дата (л.д. 9).
С указанного периода времени лицензия на право ведения образовательной деятельности у МАДОУ «Детский сад № 195 - Центр развития ребенка» г. Перми отсутствует.
Согласно п. 1.3 Устава МАДОУ «Детский сад № 195 - центр развития ребенка» г. Перми учредителем детского сада является МО «Город Пермь». Полномочия и функции учредителя от имени МО «Город Пермь» осуществляет администрация г. Перми, отдельные функции учредителя по ее поручению осуществляет департамент образования администрации г. Перми (л.д. 14-39).
В силу ст. 33.1 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании», лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.
Деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов регулирует Типовое положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
Право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, установленных законодательством РФ, возникают у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
Исходя из содержания Устава Учреждения, детский сад является гражданским светским неккомерческим образовательным учреждением, юридическим лицом финансируется учредителем.
Поскольку указанное дошкольное учреждение является образовательным и имеет статус юридического лица, то осуществляемая им образовательная деятельность подлежит лицензированию.
В судебном заседании установлено, что срок действия лицензии на право осуществления образовательной деятельности у МАДОУ «Детский сад № 195 - центр развития ребенка» г. Перми истек, в настоящее время Учреждение осуществляет свою деятельность без лицензии; доказательств обратного суду не представлено, данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Доводы третьего лица о том, что Департаментом выделяются денежные средства на мероприятия по приведению зданий дошкольных учреждений в нормативное состояние, не принимаются судом во внимание, поскольку не свидетельствуют о соблюдении норм действующего законодательства в области лицензирования.
Доводы представителя МАДОУ «Детский сад № 195 - центр развития ребенка» г. Перми на недостаточность финансирования не является основанием для отказа в иске, так как указанное обстоятельство не освобождает дошкольное учреждение от исполнения обязанности по получению лицензии и осуществления образовательной деятельности в соответствии с действующим законодательством.
На основании вышеизложенного, учитывая, что в нарушение норм действующего законодательства МАДОУ «Детский сад № 195 - Центр развития ребенка» г. Перми осуществляет образовательную деятельность в отсутствие лицензии, что противоречит федеральному законодательству, суд приходит к выводу, что требования прокурора Дзержинского района г. Перми подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд принимает во внимание, что получение лицензии носит заявительный характер и требует волеизъявления соискателя лицензии (юридического лица), в связи с чем, считает возможным возложить данную обязанность на МАДОУ «Детский сад № 195 - Центр развития ребенка» обязав его устранить нарушения законодательства о лицензировании образовательной деятельности путем получения лицензии на образовательную деятельность в срок до Дата
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Дзержинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 195 - Центр развития ребенка» г. Перми о признании действий Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 195 - Центр развития ребенка» г. Перми по осуществлению образовательной деятельности без лицензии противоречащими федеральному законодательству, возложении обязанности устранить нарушение законодательства о лицензировании образовательной деятельности – удовлетворить.
Возложить на Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 195 - Центр развития ребенка» г. Перми, обязанность устранить нарушения законодательства о лицензировании образовательной деятельности путем получения лицензии на образовательную деятельность в срок до Дата
На решение в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Судья – подпись
Копия верна:
Судья Т.А. Синицына