УИД №72RS0014-01-2021-010402-90
Дело № 2-176/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 13 июля 2022 года
Ленинский районный суд г.Тюмени в составе:
председательствующего судьи Баевой О.М.,
при секретаре Беликовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ломакиной Любови Борисовны к Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации г.Тюмени, Управлению Росреестра по Тюменской области, Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, кадастровому инженеру Коба Юлии Валерьевне об установлении границ земельного участка, признании межевания недействительными и
по встречному иску Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени к Ломакиной Любови Борисовне об обязании устранить препятствие в пользовании земельным участком,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратились в суд с иском к ответчику об установлении границ земельного участка, признании результатов межевания недействительными, указывая, что является собственником жилого дома, бани и земельного участка по адресу: <адрес>, на основании договора дарения земельного участка и жилого дома от 14.11.2012. Ранее собственником указанного дома являлся ее отец – ФИО3, который купил дом у ФИО6 11.10.1989. В п.2 договора купли-продажи от 11.10.1989 указано, что жилой дом расположен на земельном участке площадью 533 кв.м.. В июле 2018 года было вынесено постановление о назначении административного наказания за использование дополнительного земельного участка, прилегающего в земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, площадью 85 кв.м. В связи с чем она в августе 2018 года она обратилась в Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации г.Тюмени о предоставлении земельного участка, прилегающего к ее земельному участку, однако ей отказано ввиду того, что не допускается образовании е земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон. На указанном прилегающем участке расположено строение-баня литера № площадью 11,7 кв.м., предбанник литера № площадью 5,70 кв.м. Ленинским районным судом г.Тюмени 08.07.2020 вынесено решение, о признании за ней права собственности на нежилое строение баню, площадью 11,7 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Право собственности и государственный кадастровый учет на баню проведен 23.11.2020. При проведении межевания автодороги, проходящей вдоль указанного земельного участка в 2006, осуществленной ОАО «<данные изъяты> не были учтены хозпостройки в виде нежилого капитального строения бани и металлического гаража, не смотря на то, что указанные строения уже были введены в эксплуатацию Территориальным управлением по Ленинскому АО 24.07.2003. Данные об этих строениях внесены в Тюменский центр технической инвентаризации. При этом площадь земельного участка была определена 468 кв.м. Государственным актом от 1999 был оформлен земельный участок площадью 474 кв.м., но в соответствии с чертежом границ земель, находящемся в Акте, баня расположена в границах земельного участка. Считает, что на момент выдачи государственного акта были нарушены права на пользование всем земельным участком, поскольку площадь уменьшена. Ею 01.03.2021 подано заявление о перераспределении земельного участка с кадастровыми номерами № и №, расположенных в <адрес> В перераспределении отказано ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что Постановлением Главы г.Тюмени от 22.10.2018 №2-пг утвержден проект межевания территории в границах элементов планировочной структуры планировочного района № «Тарманский», проектными решениями которого не предусмотрено перераспределение земельных участков с кадастровыми номерами № и №. Кадастровым инженером Коба Ю.В. подготовлен межевой план земельного участка для исправления реестровой ошибки площадью 552 кв.м., и направлен для согласования ответчику. Однако, ДД.ММ.ГГГГ получен отказ в согласовании межевого плана по ряду причин, одной из которых является то, что «Линейные размеры и площадь земельного участка с кадастровым номером № указанные в межевом плане не соответствуют размерам и площади указанным в государственном акте на право бессрочного (постоянного) пользования землей № от 01.02.1999. Полагает, что допущена ошибка в описании местоположения границ земельных участков, т.е. ошибка в результатах кадастровых работ, допущенная лицом, выполнившим кадастровые работы, является реестровой ошибкой и устраняется путем надлежащего описания границ земельного участка. Устранение реестровой ошибки является комплексной процедурой и отдельного оспаривания результатов кадастровых работ не требует. Таким образом, считает, что было нарушено ее право пользоваться и распоряжаться земельным участком, площадь которого была определена задолго до того как она стала собственником. У ее отца, бывшего собственника, не было специальных познаний в области геодезии, в связи с чем, он не понимал, подпись под какими именно документами он ставил в период межевания данного земельного участка и что таким образом нарушаются его права и площадь земельного участка уменьшается. Просит исправить реестровую ошибку путем установления границы земельного участка с кадастровым номером №, площадью 552 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с межевым планом от 06.05.2021, подготовленным кадастровым инженером Коба Ю.В., в координатах характерных точек:
Х: №.
Y: №
10.08.2020 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Управление Росреестра по Тюменской области и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области.
20.09.2021 к участию в деле в качестве ответчика привлечен кадастровый инженер Коба Ю.В., и к производству суда принято уточнение исковых требований, истец Ломакина Л.Б. в лице представителя по доверенности Беликовой С.И. уточнила заявленные требования, просила исправить реестровую ошибку путем установления границы земельного участка с кадастровым номером №, площадью 552 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с межевым планом от 06.05.2021, подготовленным кадастровым инженером Коба Ю.В., в координатах характерных точек:
Х: №
Y: №.
14.06.2022 Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г.Тюмени в свою очередь обратился со встречным иском к Ломакиной Л.Б. об обязании устранить препятствие в пользовании земельным участком, указывая, что Администрация г.Тюмени наделена полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования городской округ город Тюмень. При рассмотрении гражданского дела № 2-176/2022 им стало известно, что Ломакиной Л.Б. самовольно занята часть земельного участка с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «Под автомобильную дорогу», находящегося в собственности муниципального образования городской округ город Тюмень, о чем в ЕГРН имеется регистрационная запись № от 30.12.2012. На указанном участке размещена часть объекта капитального строительства (здания) и ограждение земельного участка с кадастровым номером № Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № площадью 468 кв.м. с разрешенным использованием: «под существующий жилой дом и приусадебный земельный участок; для иного использования», расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Ломакиной Л.Б. Ограждение которого, со стороны <адрес>, расположено за его пределами, на территории земельного участка с кадастровым номером №, к земельному участку с кадастровым номером № самовольно присоединена дополнительная территория общей площадью 65 кв.м. При этом земельный участок с кадастровым номером № Ломакиной Л.Б. не предоставлялся. Размещение ограждения и части объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером № принадлежащем муниципальному образованию городской округ город Тюмень, незаконно. Просили обязать Ломакину Любовь Борисовну устранить препятствия в пользовании Департаментом земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени земельным участком с кадастровым номером №, площадью 65 кв.м., освободить земельный участок от ограждения и объекта капитального строительства путем демонтажа в течение месяца со дня вступления в силу решения суда. В случае неисполнения судебного решения в установленный срок предоставить истцу право освободить земельный участок собственными силами с последующим возмещением расходов за счет ответчика.
Истец (ответчик по встречному иску) Ломакина Л.Б. в судебное заседание не явилась, извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель истца (ответчика по встречному иску) Беликова С.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании первоначальные исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. В удовлетворении встречного иска просила отказать.
Представитель ответчика (истца по встречному иску) Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени Жесткова А.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании первоначальные исковые требования не признала, встречные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным во встречном исковом заявлении.
Представитель ответчика Управления Росреестра по Тюменской области Копылов П.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями первоначального иска, пояснив, что Управление Росреестра является ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Ответчик кадастровый инженер Коба Ю.В. в судебное заседание не явилась, извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, направила в суд заявление, в котором просила исключить ее из числа ответчиков.
Представители третьих лиц Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, направили отзыв, в котором просили в иске Ломакиной Л.Б. отказать (л.д.231-232 т.1).
Департамента имущественных отношений по Тюменской области в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит, что первоначальный иск удовлетворению не подлежит, а встречный иск напротив, подлежащий удовлетворению.
Судом установлено, что Ломакина Л.Б. является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под существующий жилой дом и приусадебный земельный участок, общая площадь 468 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес> кадастровый №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия № от 04.12.2012 (л.д.93 т.1).
Документом-основанием возникновения права собственности является договор дарения земельного участка и жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.103-104 т.1).
Согласно данному договору ФИО3 подарил Ломакиной Любови Борисовне принадлежащий ему по праву собственности земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, площадью 474 кв.м. с кадастровым номером № и принадлежащий ему по праву собственности жилой <адрес>-этажный, общей площадью 53,7 кв.м., литер №, расположенный на указанном выше земельном участке по адресу: <адрес> Указанный земельный участок принадлежит дарителю на основании государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования землей №, выдан на основании распоряжения Администрации города Тюмени № от 03.12.1998 года (пункт 2 договора).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права № от 04.12.2012 Ломакина Л.Б. является собственником жилого дома, назначение жилое, 1-этажный, подземных этажей – 0, общая площадь 53,7 кв.м., инв. №, лит. Нет, адрес: <адрес> (л.д.20 т.1).
23.11.2020 зарегистрировано право собственности Ломакиной Л.Б. на нежилое здание – баню, площадью 11,7 кв.м., кадастровый №, адрес: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 23.11.2020 (л.д. 11-13, т.1).
Основанием для регистрации права собственности на баню послужило решение Ленинского районного суда г.Тюмени от 08.07.2020 по гражданскому делу № 2-2556/2020, которым за Ломакиной Л.Б. признано право собственности на нежилое строение – баню, площадью 11,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> (л.д.22-26 т.1).
Как следует из решения исполнительного комитета Тюменского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 разрешено принять в эксплуатацию каркасно-засыпной дом на территории приусадебного участка по адресу <адрес>; площадь земельного участка составляет 533 кв.м. (л.д. 29 т.1).
Из представленного суду договора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО6 продала ФИО3 жилой дом площадью 53,7 кв.м., два дровяника и сооружения находящиеся на земельном участке площадью 533 кв.м. Данный договор купли-продажи был зарегистрирован в органах Бюро технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ (л.д.94-95 т.1). При этом исходя из буквального толкования указанного договора купли-продажи ФИО3 приебрел жилой дом, а не земельный участок.
Впоследствии на основании распоряжения администрации г.Тюмени № 4136 от 03.12.1998 на земельный участок ФИО3 выдан государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей № (л.д.55-60 т.1). Из указанного акта следует, что предоставляется земельный участок 0,0474 гектаров, под существующий жилой дом и приусадебный земельный участок по <адрес>
Согласно постановлению о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по делу № Ломакина Л.Б. признана виновной в совершении административного правонарушения, выразившееся в использовании дополнительного земельного участка, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, площадью 85 кв.м., ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей (л.д.36-41 т.1).
Как следует из постановления, в результате обмера земельного участка с кадастровым номером 72:23:0112001:417 установлено, что часть построек и ограждение земельного участка со стороны фасада расположены за его границами. Таким образом, Ломакиной Л.Б. используется дополнительный земельный участок, прилегающий к земельному участку 72:23:0112001:417, площадью 85 кв.м., не имея прав на данный участок. Ломакиной Л.Б. дополнительно используется часть территории площадью 85 кв.м., входящая в состав земельного участка с кадастровым номером 72:23:0112001:6283, находящегося по адресу: <адрес> – гд4.
Согласно ответу Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени от 28.08.2018 № перераспределение земельных участков с кадастровыми номерами № не представляется возможным. Земельный участок с адресным описанием <адрес>, имеет кадастровый №, площадью 468 кв.м., разрешенное использование под существующий жилой дом и приусадебный земельный участок, находится в собственности по сведениям публичной кадастровой карты. Границы установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Дата постановки земельного участка на учет – ДД.ММ.ГГГГ. Часть построек расположены в границах земельного участка с кадастровым номером № под автодорогу - <адрес>, находящегося в собственности муниципального образования городской округ город Тюмень. В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Тюмени, утвержденными решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 № 154, с проектом планировки территории 2-го планировочного района <адрес> утвержденным постановлением Администрации города Тюмени от 13.01.2014 №, земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3), постройки за границами указанного земельного участка расположены частично в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3), частично в зоне улично-дорожной сети (ИТ-3), в границах полосы отвода автомобильной дороги (л.д.15-16 т.1).
18.03.2021 Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени отказал Ломакиной Л.Б. в заключении соглашения о перераспределении земельного участка (л.д. 46-47 т.1).
Из межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Коба Ю.В. (л.д.77-98 т.1) следует, что уточняемый земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне <данные изъяты> зона застройки индивидуальными жилыми домами и в зоне ИТ-3 (Зона улично-дородной сети).
Согласно учетной карточке землепользователя в пользование ФИО3 передан земельный участок площадью 474 кв.м. (л.д. 177, т.1). В декларации о факте использования земельного участка также указана площадь земельного участка 0,0474 га (л.д. 178, т.1).
Распоряжением Администрации города Тюмени от 03.12.1998 № 4136 «Об утверждении материалов инвентаризации, предоставлении земельных участков под существующие жилые дома и приусадебные земельные участки в кадастровом квартале № сектор № ограниченном <адрес> ФИО4 предоставлен земельный участок площадью 474 кв.м. по адресу: <адрес> Все ранее выданные правоустанавливающие документы на данный земельный участок признаны утратившими силу (л.д.179-180 т.1).
Согласно землеустроительному делу № от 2006 года (л.д.162-191 т.1) в соответствии с заданием на выполнение работ, утвержденным ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ, исполнителем по установлению границ земельного участка, определению площади земельного участка, оформлению землеустроительного дела являлось ОАО <данные изъяты> Работы выполнены в соответствии с Требованиями к оформлению документов о межевании, предоставляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденных приказом Росземкадастра от 02.10.2002 №. Границы земельного участка согласованы с правообладателями смежных земельных участков согласно акту согласования границ от 13.01.2006 года.
Согласно выписке из ЕГРН от 22.07.2021 на земельном участке с кадастровым номером № расположены, в том числе объект с кадастровым номером № (баня, принадлежащая Ломакиной Л.Б.) (л.д.215-217 т.1).
Определением Ленинского районного суда г.Тюмени от 20.09.2021 по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза (л.д.18-23 т.2), проведение экспертизы поручено ООО <данные изъяты>
Согласно заключению эксперта ООО <данные изъяты> № от 25.02.2022 (л.д.35-60 т.2), фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № соответствует сведениям, внесенным в межевой план от 06.05.2021, подготовленный кадастровым инженером Коба Юлией Валерьевной в пределах установленной погрешности (ответ на вопрос №).
Фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № не соответствует сведениям ЕГРН. Выражаются в несоразмерности фактических границ земельного участка границам, внесенным в ЕГРН. Причина возникновения – формирование границ земельного участка без учета данных первичной инвентаризации, которые в дальнейшем определяют границы, размере земельного участка индивидуального землевладения (решение исполнительного комитета Тюменского городского совета народных депутатов от 24.10.1988 без учета вычисления площади по координатам поворотных точек границ земельного участка. Для устранения необходимо провести учет изменений земельного участка с кадастровым номером № в соответчики с положениями ст. 43 «Особенности осуществления государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков» ФЗ №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» (ответ на вопрос №).
Фактические границы земельного участка с кадастровым номером № закрепленные на местности объектами искусственного происхождения (ограждение, углы строения) не препятствуют использованию по своему назначению земель, отведенных на автодорогу (ответ на вопрос №).
Строение с кадастровым номером №, находящееся на земельном участке с кадастровым номером №, не препятствует эксплуатации улично-дорожной сети, проходящей вдоль ограждения земельного участка (ответ на вопрос 4).
Фактические границы земельного участка с кадастровым номером № закреплены на местности объектами искусственного происхождения – угол бордюра, углы строения, опоры ограждения (ответ на вопрос №).
Строение, а именно баня, с кадастровым номером №, существовавшее на дату проведения межевания земельного участка с кадастровым номером №, организацией – ОАО <данные изъяты>», отражено на плане границ земельного участка согласно топографической съемке, но не учтено в границах всего контура при формировании границ земельного участка (ответ на вопрос №).
Границы земельного участка с кадастровым номером №, представленные в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером Коба Юлией Валерьевной, соответствуют документу, определяющему границы земельного участка при его образовании - решению исполнительного комитета Тюменского городского совета народных депутатов от 24.10.1988 (л.д.29-30 т.1); не соответствует государственному акту на право бессрочного (постоянного) пользования землей № (л.д.55-60 т.1) и не соответствует Распоряжению Администрации города Тюмени от 03.12.1998 № 4136 (л.д.129-130 т.1, ответ на вопрос №).
Факт наличия реестровой ошибки в отношении границ смежного земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером 72:23:0112001:417 подтверждают следующие действия:
- при формировании границ земельного участка с кадастровым номером № не учтено местоположение фактических границ существующего землепользования (включающее в себя надворные постройки, введенные в эксплуатацию согласно распоряжению № 904 от 24.07.2003 года «о вводе в эксплуатацию надворных построек в <адрес>» (л.д.32 т.1);
- при формировании границ земельного участка с кадастровым номером № не учтены данные первичной инвентаризации, которые в дальнейшем определили границы, размере земельного участка индивидуального землевладения (решению исполнительного комитета Тюменского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ), не учтена площадь по координатам поворотных точек границ земельного участка;
- границы земельного участка с кадастровым номером № сформированы согласно сведениям, содержащимся в государственном акте на право бессрочного (постоянного) пользования землей №. Из пояснительной записки землеустроительного дела от 2006 года №, подготовленного ОАО <данные изъяты> следует, что работы по установлению границ выполнены в соответствии с требованиями инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996, методических рекомендаций по произведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003 года. Из задания на выполнение работ следует, что границы, требующие установления их местоположения на местности выполнены в соответствии с государственным актом №. При формировании границ земельного участка № для внесения в ЕГРН необходимо руководствоваться данными первичной инвентаризации, которые определили границы и размеры земельного участка индивидуального землевладения (решение исполнительного комитета Тюменского городского совета народных депутатов от 24.10.1988), в котором указана площадь земельного участка – 533 кв.м. с учетом вычисления площади по координатам поворотных точек границ земельного участка (план границ земельного участка от 15.01.2006, подготовленный ОАО <данные изъяты> точки с 1 по 26.
Суд, оценивая указанное заключение судебной экспертизы в порядке ст.ст.67, 86 ГПК РФ, в совокупности с другими доказательствами по делу находит его достоверным и допустимым доказательством, что границы земельного участка с кадастровым номером № не соответствуют государственному акту № (л.д.55-60 т.1) и распоряжению Администрации г.Тюмени от 03.12.1998 №4136 (л.д.129-130 т.1). Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, выводы эксперта мотивированы и обоснованны.
Согласно п. 3 ст. 6 Земельного Кодекса РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
В силу ч. 7 ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 года № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу п. 20 ч. 1 ст. 26 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
Согласно статье 43 указанного выше закона государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ
земельного участка).
Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков
считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В соответствии со ст. 61 ФЗ № 218 техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. При отсутствии оснований для исправления технической ошибки в записях или невозможности ее исправления на основании заявления заинтересованного лица орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, обязан отказать в исправлении технической ошибки в записях, направив уведомление об этом с указанием причин отказа обратившемуся с заявлением об исправлении технической ошибки лицу в порядке, установленном в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Уведомление об отказе в исправлении технической ошибки в записях может быть обжаловано в судебном порядке.
Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке: 1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости; 2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке; 3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.
В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами № постройки за границами указанного земельного участка расположены частично в зоне застройки индивидуальными жилыми домами № частично в зоне улично-дорожной сети № в границах полосы отвода автомобильной дороги.
В соответствии со статьей 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.
Исходя из положений части 1 статьи 7, пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 3 части 1 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки городского поселения относится к вопросам местного значения городского поселения, по которым представительный орган местного самоуправления городского поселения принимает муниципальные правовые акты.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Градостроительное зонирование ГрК РФ определяет как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункты 6, 8 части 1 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно пункту 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с частью 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ). На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. При этом границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ).
В части 2 статьи 85 ЗК РФ также содержится требование о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Таким образом, исходя из изложенного, перенос границы земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с межевым планом кадастрового инженера Коба Ю.В. повлечет наложение красных линий на земельный участок истца.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии – это линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Согласно ст. 43 Градостроительного кодекса РФ красные линии устанавливаются проектом межевания территории. Земельный участок № расположен в планировочном районе № <данные изъяты> Проект межевания территорий в границах элементов планировочной структуры (микрорайонов) планировочного района № «Тарманский» утвержден Постановлением Главы города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ №-пг и на сегодняшний день не оспорен.
С учетом приведенных норм федерального законодательства суд приходит к выводу, что при установлении границ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 552 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с межевым планом от 06.05.2021, подготовленным кадастровым инженером Коба Ю.В., приведет к расположению одного земельного участка в двух территориальных зонах, что не соответствует приведенному правовому регулированию.
Доводы стороны истца о том, что в решении исполнительного комитета Тюменского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № определена площадь спорного земельного участка 533 кв.м., суд не принимает во внимание, поскольку указанное решение о принятии в эксплуатацию самовольно построенного жилого дома не является документом устанавливающим площадь и граници земельного участка. Как установлено выше ФИО3 на основании распоряжения администрации г.Тюмени № 4136 от 03.12.1998 на земельный участок площадью 0,0474 гектаров выдан государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей № (л.д.55-60 т.1), под существующий жилой дом и приусадебный земельный участок по <адрес>
При этом, суд находит доводы стороны истца о том, что спорный объект недвижимости зарегистрирован в установленном законом порядке и не может являться самовольной постройкой, несостоятельными, поскольку опровергаются вышеизложенными обстоятельствами.
Также суд обращает внимание на то, что при разрешении настоящего спора не могут быть приняты во внимание и не являются преюдициальными, относительно рассматриваемых требований, выводы, содержащиеся в решении Ленинского районного суда г.Тюмени по гражданскому делу №2-2556/2020 по иску Ломакиной Любови Борисовны к Департаменту имущественных отношений администрации г.Тюмени, Департаменту земельных отношений и градостроительства администрации г.Тюмени о признании права собственности на нежилое строение площадью 11,7 кв.м., расположенной о адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку при рассмотрении настоящего спора путем проведения экспертных исследований установлено, что спорный объект капитального строительства находится на земельных участках, не относящихся к одной территориальной зоне.
Поскольку нахождение земельного участка в нескольких территориальных зонах в рамках действующего правового регулирования создает неопределенность их правового режима, то оснований для удовлетворения первоначального иска у суда не имеется. требование истца Ломакиной Л.Б.
Рассматривая встречное требование Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации г.Тюмени о возложении обязанности устранить нарушения прав собственника, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса РФ Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В судебном заседании установлено, что земельный участок № принадлежит муниципальному образованию городской округ город Тюмень. На данном земельном участке размещено ограждение и часть капитального строительства Ломакиной Л.Б.
Между тем, доказательств предоставления Ломакиной Л.Б. в пользование части земельного участка с кадастровым номером № не представлено.
В судебной экспертизе указано, что при формировании границ земельного участка с кадастровым номером № необходимо руководствоваться данным первичной инвентаризации, которые определили границы и размеры земельного участка индивидуального землевладения (решение исполнительного комитета Тюменского городского совета народных депутатов от 24.10.1988 года № 396/9, в котором указана площадь земельного участка 533 кв.м.). Вместе с тем, следует отметить, что на момент принятия решения исполнительного комитета Тюменского городского совета народных депутатов от 24.10.1988 года «О принятии в эксплуатацию самовольно построенного жилого дома» законодательством не было предусмотрено право граждан иметь в частной собственности земельные участки. Следовательно, и понятия «индивидуальное землевладение» не существовало. Решение № 396/9 не может расцениваться в качестве документа, подтверждающего первичную инвентаризацию, или в качестве правоустанавливающего документа на земельный участок.
По договору дарения земельного участка и жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 передал Ломакиной Л.Б. принадлежащий ему земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, площадью 474 кв.м. и жилой дом. Тот факт, что ФИО3 купил жилой дом ДД.ММ.ГГГГ на земельной участке площадью 533 кв.м. не подтверждает, что вместе с жилым домом право собственности перешло и на земельный участок, на котором расположен жилой дом. На момент совершения сделки купли-продажи жилого дома законодательством не было предусмотрено, что земельные участки могут быть предметом совершения сделок между гражданами.
Совершение сделок купли-продажи земельных участков между гражданами разрешено Указом президента Российской Федерации от 27.12.1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» с 01.01.1992.
Документами-основаниями для использования земельного участка являются Распоряжение Администрации города Тюмени от 03.12.1998 года № 4136 и Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей № от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Администрации города Тюмени от 03.12.1998 № 4136 «Об утверждении материалов инвентаризации, предоставлении земельных участков под существующие жилые дома и приусадебные земельные участки в кадастровом квартале №, сектор № ограниченном <адрес>» ФИО4 предоставлен земельный участок площадью 474 кв.м. по адресу: <адрес>
В государственном акте на право бессрочного (постоянного) пользования землей № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что площадь земельного участка составляет 0,0474 гектара.
Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и пункту 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 местоположение границ земельного участка при их уточнении определяются:
- исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (при отсутствии документа, подтверждающего право на земельный участок);
- в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в случае отсутствия в указанных выше документах сведений о местоположении границ земельного участка).
Согласно распоряжению Администрации города Тюмени от 03.12.1998 № 4136, Государственному акту на право бессрочного (постоянного) пользования землей № от ДД.ММ.ГГГГ, договору дарения земельного участка и жилого дома от 14.11.2012, заключенному между ФИО3 и Ломакиной Л.Б., земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> имел площадь 474 кв.м.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что размещение истцом ограждения и части капитального строения на земельном участке с кадастровым номером № нарушает права собственника, в связи с чем, встречные исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу ст. 103 ГПК РФ с Ломакиной Л.Б. в доход муниципального образования городской округ город Тюмень подлежит взысканию госпошлина в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Ломакиной Любови Борисовны (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, паспорт №, выдан <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения №) оставить без удовлетворения.
Встречное исковое заявление Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени (ИНН 7202029213, ОГРН 1027200857980) удовлетворить.
Обязать Ломакину Любовь Борисовну устранить препятствие в пользовании Департаментом земельных отношений и градостроительства Администрации г.Тюмени площадью 65 кв.м. земельного участка с кадастровым номером №, освободить земельный участок от ограждения и объекта капитального строительства путем демонтажа в течение месяца со дня вступления в силу решения суда.
В случае неисполнения судебного решения в установленный срок предоставить Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени право освободить земельный участок собственными силами с последующим возмещением судебных расходов Ломакиной Любовью Борисовной.
Взыскать с Ломакиной Любови Борисовны госпошлину в доход муниципального образования городской округ город Тюмень в сумме 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья О.М.Баева
Решение в окончательной форме изготовлено 20.07.2022.
Судья О.М.Баева