Дело№ 2-2904/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июля 2024 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи Позинской С.В.
присекретаре Портной В.А.,
с участием старшего помощника прокурора Советского района г. Брянска Тулуповой У.В., истца Чекановой Е.В., представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Брянской области по доверенности Алексеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чекановой Елены Витальевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Брянской области о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет средство реабилитации инвалида, компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Чеканова Е.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что является инвалидом 2 группы по общему заболеванию бессрочно.
Согласно выписному эпикризу из истории болезни №..., составленному <дата> ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения РФ истцу установлен диагноз <данные изъяты>. Осложнение: <данные изъяты>
Указанным заключением рекомендовано изготовление <данные изъяты> в связи с высоким уровнем физической активности и избыточным весом, сложной ортопедической обуви для постоянного ношения.
Чеканова Е.В. указывает, что она как инвалид нуждается в средствах реабилитации по индивидуальной программе реабилитации, в частности, в предоставлении <данные изъяты>, поскольку ввиду перенесённых операций <данные изъяты> самостоятельно передвигаться не представляется возможным, для неё это единственное средство передвижения.
В связи с невозможностью предоставления указанного средства реабилитации по федеральной программе, Чеканова Е.В. обратилась к ИП Налогину С.Г. с целью изготовления <данные изъяты>.
Стоимость технического средства реабилитации составила 65000 руб., которую Чеканова Е.В. оплатила за счет собственных средств.
На обращение истца в ОСФР по Брянской области о компенсации за самостоятельно приобретённое средство реабилитации в размере 65000 руб., ответчик оставил без удовлетворения, ссылаясь на то, что в договоре на изготовление <данные изъяты> не указан состав его изготовления.
04.03.2023 г. ОСФР по Брянской области выплатило компенсацию стоимости приобретённого ТСР (ПОИ) в размере 8562,04 руб.
Истец полагает, что в связи с наличием статуса инвалида, нуждаемости в приобретённом средстве реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, обязанности государственных органов по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации, которая не была исполнена государством, имеет право на компенсацию расходов за приобретённое ею техническое средство реабилитации (<данные изъяты>) в полном объёме.
На основании изложенного просит суд взыскать с ответчика ОСФР по Брянской области в её пользу компенсацию стоимости за самостоятельно приобретённое средство реабилитации инвалида (<данные изъяты>) в размере 56438 руб.; компенсацию морального вреда в размере 25000 руб.; почтовые расходы по направлению иска лицам, участвующим в деле в размере 416 руб.; возложить на ответчика ОСФР по Брянской области оплату государственной пошлины.
Истец Чеканова Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить, по основаниям указанным в иске.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Брянской области по доверенности Алексеева О.В. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. Суду пояснила, что в индивидуальной программе реабилитации от <дата> истцу рекомендован <данные изъяты> в количестве 1 штуки. Иных его дополнительных характеристик в ней не указано. Истцу была выплачена компенсация за самостоятельно приобретённое техническое средство реабилитации в размере 8562.04 рублей исходя из средневзвешенной цены однородного технического средства реабилитации установленной Приказом ОСФР по Брянской области от 27.10. 2023 года № 557.
Третьи лица ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Брянской области», ИП Налогин С.Г. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав истца, представителя ответчика, заключение прокурора, считавшей что имеются основания для взыскания компенсации морального вреда, размер которого и разрешение исковых требований истца в остальной части оставила на усмотрение суда, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты и относит определение объема и условий их предоставления отдельным категориям граждан к компетенции законодателя.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в Федеральном законе № 181-ФЗ предусмотрел, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть первая статьи 10), определил понятие индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (часть первая статьи 11), установил право инвалидов на компенсацию в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если он приобрел и (или) оплатил их за собственный счет, предусмотрев порядок определения предельного размера стоимости технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги (часть шестая статьи 11), а также закрепил возможность обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, и иными заинтересованными организациями (часть четырнадцатая статьи 11.1).
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.
В соответствии с абзацем 1 статьи 11 Федерального закона № 181-ФЗ комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности оформляется ИПР инвалида.
Как следует из вышеуказанной статьи, решение об обеспечении инвалидов техническими средствами принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
При этом, как следует из абзаца 1 статьи 10 Федерального закона № 181-ФЗ, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятии, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
В абзаце втором пункта 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона № 181-ФЗ если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.
Приказом Минтруда России от 26.07.2023 № 603н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации» (далее Порядок), в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду (ветерану) в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (заключением врачебной комиссии медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами, протезно-ортопедическими изделиями) (далее - заключение) техническое средство реабилитации (изделие) и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) или инвалид (ветеран) самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации (изделие) и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретённого технического средства реабилитации (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более размера средневзвешенной цены однородного технического средства реабилитации (изделия) и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (заключением), являющихся однородными техническому средству реабилитации (изделию), самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом (ветераном), и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
При определении однородности технического средства реабилитации (изделия) и (или) услуги уполномоченным органом не учитываются характеристики, не указанные в рекомендациях индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (заключении).
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом (ветераном) техническое средство реабилитации (изделие) и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации (изделия) определяется путем сопоставления характеристик, указанных в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (заключении), а в случае отсутствия таких характеристик в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (заключении), путем сопоставления наименования технического средства реабилитации (изделия), самостоятельно приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет, и вида технического средства реабилитации (изделия), предусмотренных Классификацией.
Согласно п. 4 указанного Порядка, размер компенсации определяется уполномоченным органом ежегодно в срок до 1 марта текущего года на основании средневзвешенной цены однородного технического средства реабилитации (изделия) и (или) оказания однородной услуги, расчет которой осуществляется исходя из суммы всех государственных контрактов на закупку однородного технического средства реабилитации (изделия) и (или) оказания однородной услуги, заключенных уполномоченными органами, расположенными на территории одного и того же федерального округа, исполненных в году, предшествующем текущему, деленной на количество закупленных по указанным государственным контрактам технических средств реабилитации (изделий) и (или) оказанных услуг.
Указанный размер компенсации является действительным на срок до 1 марта года, следующего за текущим.
Закупка однородного технического средства реабилитации (изделия) и (или) оказания однородной услуги осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Информация о закупке размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru).
Исполненным государственным контрактом на закупку однородного технического средства реабилитации (изделия) и (или) оказания однородной услуги считается заключенный уполномоченным органом государственный контракт, обязательства по которому исполнены сторонами контракта в полном объеме.
В случае если уполномоченным органом на территории соответствующего федерального округа закупка технических средств реабилитации (изделий) и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации (изделий) и (или) оказания услуг не состоялась, стоимость соответствующего технического средства реабилитации (изделия) и (или) услуги определяется на основании средневзвешенной цены однородного технического средства реабилитации (изделия) и (или) оказания однородной услуги, расчет которой осуществляется исходя из суммы всех государственных контрактов на закупку однородного технического средства реабилитации (изделия) и (или) оказания однородной услуги, заключенных уполномоченными органами, расположенными в пределах территории Российской Федерации, исполненных в году, предшествующем текущему, деленной на количество закупленных по указанным государственным контрактам технических средств реабилитации (изделий) и (или) оказанных услуг.
При расчете средневзвешенной цены для определения размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом (ветераном) техническое средство реабилитации (изделие) и (или) оплаченной за счет собственных средств услуги не учитывается информация о закупках однородных товара, работы, услуги, проведенных уполномоченным органом, в отношении которых применялись антидемпинговые меры в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На официальных информационных ресурсах Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается информация о средневзвешенных ценах технических средств реабилитации (изделий) и услуг, а также следующие сведения: вид и (или) наименование технического средства реабилитации (изделия) в соответствии с Классификацией с указанием типовых комплектаций (при наличии); вид и (или) наименование услуги в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждённым распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р.
Из пункта 5 данного Порядка, следует, что компенсация инвалиду (ветерану) выплачивается на основании заявления инвалида (ветерана) либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации (изделия) и (или) оказанию услуги (далее - заявление), поданного в уполномоченный орган однократно, а также иных документов, предусмотренных настоящим пунктом.
При подаче инвалидом (ветераном) или лицом, представляющим его интересы, заявления представляются документы, удостоверяющие личность инвалида (ветерана) или личность лица, представляющего интересы инвалида (ветерана), документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы инвалида (ветерана), на подачу заявления (доверенность, оформленная в простой письменной форме) или документ, подтверждающий статус законного представителя, а также документы, подтверждающие расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации (изделия) и (или) оказанию услуги инвалидом (ветераном) за собственный счет (далее - документы, подтверждающие расходы).
В случае подачи инвалидом (ветераном) заявления через личный кабинет федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» представление документов, удостоверяющих личность, не требуется.
При этом требуется представить электронные образы документов, подтверждающих расходы, а также сведения о месте пребывания (фактического проживания) инвалида (ветерана).
Лицо, представляющее интересы инвалида (ветерана), при подаче заявления через личный кабинет единого портала представляет: сведения из документа, удостоверяющего личность инвалида (ветерана) (серия, номер, кем выдан, дата выдачи, код подразделения); сведения о месте пребывания (фактического проживания) инвалида (ветерана); электронный образ доверенности, оформленной в простой письменной форме, подтверждающей полномочия лица, представляющего интересы инвалида (ветерана), на подачу заявления (если представление интересов инвалида (ветерана) осуществляется на основании доверенности) или электронный образ документа, подтверждающего статус законного представителя; реквизиты документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего интересы инвалида (ветерана), или подтверждающих статус законного представителя; электронные образы документов, подтверждающих расходы.
Уполномоченный орган проверяет достаточность сведений, содержащихся в заявлении и электронных образах документов, поданных через личный кабинет единого портала, а также осуществляет медико-техническую экспертизу в случаях, предусмотренных-, 10 и 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 (далее - Правила).
Заявление, подаваемое инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, и документы (электронные образы документов и (или) сведения из них), предусмотренные настоящим Порядком, подаются на бумажном носителе или в форме электронного документа через личный кабинет единого портала при условии завершения прохождения процедуры регистрации в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
Заявление и документы (электронные образы документов и (или) сведения из них), представляемые инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в форме электронного документа с использованием единого портала, должны быть подписаны простой электронной подписью, ключ которой создан и используется в соответствии с Правилами использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. № 33, или, при наличии технической возможности, усиленной неквалифицированной электронной подписью инвалида (ветерана) либо лица, представляющего его интересы, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В заявлении инвалид (ветеран) сообщает о желании принять (или не принимать) участие в проведении медико-технической экспертизы, если необходимость ее проведения будет определена уполномоченным органом в установленных Правилами случаях, а также информирует уполномоченный орган о месте проведения медико-технической экспертизы при невозможности представления технического средства реабилитации (изделия) в место осуществления приема уполномоченным органом вследствие затруднения в его транспортировке или состояния здоровья инвалида (ветерана).
Уполномоченный орган обеспечивает регистрацию поданного заявления с внесением указанных в нем сведений в ведомственную информационную систему в день поступления заявления. Иные сведения, предоставляемые дополнительно к указанному заявлению, включая сведения из документов, подтверждающих расходы, вносятся в ведомственную информационную систему в день их поступления.
Согласно п.6 Порядка, уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает: в других уполномоченных органах сведения о наличии (отсутствии) у них такого же заявления, о наличии (отсутствии) предоставленного ранее технического средства реабилитации (изделия) и (или) услуги с указанием даты их предоставления или о выплате компенсации с указанием даты приобретения технического средства реабилитации (изделия) и (или) услуги, даты истечения сроков пользования техническим средством реабилитации (изделием) и даты осуществления выплаты компенсации. Уполномоченные органы в срок, не превышающий 48 часов с момента направления межведомственного запроса, представляют указанные сведения. При наличии в разных уполномоченных органах одинаковых заявлений рассматривается заявление, поданное последним; в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения, подтверждающие регистрацию инвалида (ветерана) в системе индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с пунктом 4 Правил, сведения из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в части его нуждаемости в технических средствах реабилитации.
Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в срок не более 10 рабочих дней со дня принятия заявления с учетом размера компенсации, определенного в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, на дату подачи инвалидом (ветераном) или лицом, представляющим его интересы, заявления.
При необходимости осуществления медико-технической экспертизы (в случаях, предусмотренных пунктами 8, 10 и 15(1) Правил) решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в срок не более 15 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом заявления.
О принятом решении уполномоченный орган уведомляет инвалида (ветерана) либо лицо, представляющее его интересы, в день принятия такого решения.
Средства на выплату инвалиду компенсации направляются уполномоченным органом в срок не более 5 рабочих дней с даты принятия указанного решения в кредитные организации для зачисления на расчетный счет, открытый инвалидом в российской кредитной организации, или путем почтового перевода.
В соответствии с пунктом 10 Порядка определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (заключения), документов, подтверждающих расходы, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, предусмотренных пунктами 8, 10 и 15(1) Правил), а также средневзвешенной цены однородного технического средства реабилитации (изделия) и (или) однородной услуги. В случае если фактическая стоимость технического средства реабилитации (изделия) и (или) услуги меньше, чем размер компенсации, определенный на основании средневзвешенной цены однородного технического средства реабилитации (изделия) и (или) оказания однородной услуги, компенсация выплачивается исходя из затрат инвалида (ветерана) в соответствии с предоставленными документами, подтверждающими расходы (электронными образами документов при обращении через личный кабинет единого портала).
В соответствии с абзацем 5 статьи 11 Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Минтруда России от 26.07.2023 N 603н «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации».
Судом установлено, что Чеканова Е.В. является инвалидом 2-й группы бессрочно согласно справки МСЭ-2022 №... от <дата>.
Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее ИПРА инвалида) №..., ей рекомендовано техническое средство реабилитации в виде <данные изъяты> 1 шт.
Порядок разработки ИПРА утверждён Приказом Минтруда России от 13.06.2017 № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм», действующий до 7 августа 2023 года (Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 26 июня 2023 года № 545н) (далее - Порядок № 486н).
Согласно пункту 5 Порядка № 486н, разработка ИПРА включает этапы: проведение реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики; оценка реабилитационного и абилитационного потенциала; определение реабилитационного и абилитационного прогноза; определение реабилитационных или абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации, товаров и услуг, позволяющих инвалиду восстановить (сформировать) (полностью или частично) или компенсировать (полностью или частично) утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности с учетом его потребностей.
Согласно пункту 6 Порядка № 486н разработка ИПРА инвалида осуществляется специалистами Бюро медико-социальной экспертизы в части рекомендаций для обеспечения техническими средствами реабилитации и услугами по реабилитации или абилитации, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, на основании Перечня медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
В Перечне показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденных Приказ Минтруда России от 27.04.2023 № 342н «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации» (далее - Перечень) указано, что протезы и ортезы подбираются индивидуально, исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности (состояния организма), вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных, в целях компенсации следующих возможных ограничений жизнедеятельности: способность к самостоятельному передвижению, самообслуживанию, общению, трудовой деятельности. Ношение тутора на голеностопный сустав рекомендовано в случае стойкого умеренного, выраженного или значительно выраженного нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций верхней или нижней конечностей, вследствие заболеваний, последствий травм, аномалий развития.
Согласно выписному эпикризу из истории болезни №.../С2023, составленному <дата> ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения РФ истцу установлен диагноз <данные изъяты>. Осложнение: <данные изъяты>
Указанным заключением рекомендовано изготовление <данные изъяты> в связи с высоким уровнем физической активности и избыточным весом, сложной ортопедической обуви для постоянного ношения.
ИПРА инвалида имеет утвержденную форму (является Приложением № 2 к Приказу Минтруда России от 13.06.2017 № 486н) и не допускает внесения в нее дополнительной информации. Таким образом, именно Фонд социального страхования является тем уполномоченным органом, к компетенции которого законодатель относит определение размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом ТСР, исходя из конкретных характеристик изготовленного тутора, так как в ИПРА инвалида их не содержится.
Согласно ответу №011-451/ВР от 02.07.2024 г. Брянский Филиал АО «Московское протезно-ортопедическое предприятие» не изготавливает <данные изъяты>.
В связи с невозможностью предоставления указанного средства реабилитации по федеральной программе, Чеканова Е.В. обратилась к ИП Налогину С.Г. с целью изготовления <данные изъяты>.
<дата> между Чекановой Е.В. (далее Заказчик) и ИП Налогиным С.Г. (далее Исполнитель) заключён договор №... от <дата> об изготовлении индивидуального протезного изделия, согласно которому исполнитель обязался изготовить и передать в собственность заказчика <данные изъяты> 1 штука, а заказчик обязалась принять и оплатить изделие в соответствии с условиями настоящего договора.
Обязательство по оплате ТСР исполнено Чекановой Е.В. в полном объеме и подтверждается чеком от <дата> на сумму 65000 руб. ТСР <данные изъяты> получен истцом.
Чеканова Е.В. при самостоятельном приобретении <данные изъяты> руководствовалась индивидуальными потребностями, утверждённой ИПРА, выписному эпикризу из истории болезни №.../С2023, составленному <дата>, ИПРА инвалида №... и приобрела с необходимыми характеристиками.
Согласно справке от 21.02.2024 г. Чеканова Е.В. является получателем страховой пенсии по инвалидности, фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности с учетом повышений фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии, ежемесячной денежной выплаты инвалидам. Средний размер страховой пенсии по инвалидности с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличения повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии 11070,27 руб.
15.02.2024 г. Чеканова Е.В. обратилась в ОСФР по Брянской области с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретённое ТСР (техническое средство реабилитации) <данные изъяты>.
20.02.2024 г. ОСФР по Брянской области направило Чекановой Е.В. уведомление о принятом решении №3200_16487501 от 20.02.2024 г. по выплате компенсации в размере 8562,04 руб.
04.03.2024 г. Чекановой Е.В произведена выплата в размере 8562,04 руб., что подтверждается справкой по операции Сбербанк Онлайн от 18.03.2024 г.
При расчете выплаты компенсации за самостоятельно приобретённое ТСР (техническое средство реабилитации) истцу, ответчик руководствовался приказом №557 от 27.10.2023 г. ОСФР по Брянской области «Об утверждении средневзвешенных цен для определения размера компенсации за самостоятельно приобретённые технические средства реабилитации, протезы и протезно-ортопедические изделия», согласно которому средневзвешенная цена за самостоятельно приобретённое техническое средство реабилитации на территории Брянской области <данные изъяты> составляет 8562,04 руб..
Между тем, принимая решение о выплате истцу компенсации по средневзвешенным ценам в Брянской области, ответчик не учел то обстоятельство, что специалистами Фонда расчет произведен субъективно, без учета индивидуальных потребностей инвалида, не сопоставлены технические и функциональные характеристики приобретенного протеза и протеза указанного в ИПРА инвалида в результате чего Чеканова Е.В. не получила значительную часть затраченных средств на покупку ТСР.
Учитывая, что ответчиком не представлены государственные контракты на закупку однородного технического средства реабилитации (изделия) и (или) оказания однородной услуги, заключённых уполномоченными органами, расположенными на территории одного и того же федерального округа, исполненных в году при определении средневзвешенной цены <данные изъяты>, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации в размере 56438 руб. (65000-8562,04),
При этом суд учитывает, что отказ в возмещении Чекановой Е.В. расходов на приобретение технического средства реабилитации инвалидов в полном объеме нарушает ее право на бесплатное приобретение технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета и гарантированное государством в рамках реализации Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и идет вразрез с нормами статьи 41 Конституции Российской Федерации о праве каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь во взаимосвязи с нормами действующего в Российской Федерации законодательства в сфере охраны здоровья граждан.
Также судом принимается во внимание, что ответчиком не предоставлено допустимых доказательств, опровергающих доводы истца о приобретении ею <данные изъяты>, который по своим техническим характеристикам не соответствует рекомендациям, изложенным в ее ИПРА. В результате чего суд и приходит выводу о том, что Чеканова Е.В. имеет право на получение компенсации в размере стоимости самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации.
Кроме этого суд считает необходимым отразить, что разработка ИПРА инвалида в части рекомендаций для обеспечения техническими средствами реабилитации и услугами по реабилитации или абилитации, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, осуществляется на основании перечня медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. При внесении в ИПРА инвалида рекомендаций по протезированию должен быть указан вид протеза и тип протеза. Внесение в ИПРА инвалида сведений о конструкции протеза и фирме-производителе недопустимо.
Соответственно, медико-социальной экспертизой устанавливается лишь нуждаемость в том или ином средстве реабилитации, определение же характеристик, конструкции данного средства, объема комплектации осуществляется в зависимости от индивидуальных потребностей инвалида.
Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 ГК РФ).
Истец Чеканова Е.В., просит взыскать с ответчика Отделения пенсионного и социального страхования РФ по Брянской области компенсацию морального вреда в сумме 25000 руб., ссылаясь на причиненные ей нравственные и физические страдания, вызванные длительным не обеспечением ее <данные изъяты>, не выплатой компенсации за приобретённый <данные изъяты> в полном объеме, предусмотренный ИТР.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Право получения меры социальной поддержки, тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
Обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации или выплата компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации относится к числу мер социальной поддержки инвалидов и направлено на обеспечение определенного жизненного уровня этой категории граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в том числе права на социальную защиту, здоровье, гарантированные Конституцией Российской Федерацией и федеральным законом.
Поскольку судом установлен факт нарушения личных неимущественных прав истца действиями ответчика, то у истца по мнению суда возникло право на компенсацию ей морального вреда
Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из степени перенесённых истцом переживаний, в том числе физического и нравственного характера, длительности ее не обеспечения необходимым <данные изъяты>, что лишало ее возможности сохранить жизненный уровень, необходимый для поддержания ее жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности, а после его приобретение за собственные средства, не выплате компенсации в полном объёме за приобретённой ею <данные изъяты>, а также то обстоятельство, что часть компенсации истцу выплачена, что нашло подтверждение в судебном заседании, требования разумности и справедливости и полагает взыскать с ответчика в пользу истца размер компенсации морального вреда в сумме 5000 руб.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворён частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворённых судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Как следует из материалов дела и подтверждено документально, истцом Чекановой Е.В. понесены почтовые расходы по отправке иска лицам, участвующим в деле в размере 416 руб., что подтверждается чеками от 21.03.2024 г.
В связи с чем, суд взыскивает с ответчика Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Брянской области в пользу истца Чекановой Е.В. вышеуказанное расходы в размере 416 руб.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об частичном удовлетворении исковых требований.
На основании ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 103 ГПК РФ, с учетом положений ст. 333.19 НК РФ, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Брянской области в доход бюджета муниципального образования г. Брянск государственной пошлины в сумме 2193,14 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Чекановой Елены Витальевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Брянской области о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет средство реабилитации инвалида, компенсации морального вреда, судебных расходов – удовлетворить частично.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области в пользу Чекановой Елены Витальевны, <дата> рождения, уроженки <адрес> (паспорт <данные изъяты>) компенсацию стоимости за самостоятельно приобретённое средство реабилитации инвалида (<данные изъяты>) в размере 56438 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.; почтовые расходы по направлению иска лицам, участвующим в деле в размере 416 руб., всего 61854 руб.
В остальной части иска – отказать.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области в доход бюджета муниципального образования г. Брянск государственную пошлину в размере 2193,14 руб.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Позинская С.В.
Решение в окончательной форме изготовлено 16 июля 2024 года.