Дело № 2-4709/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2017 года г. Астрахань
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи И.З. Синёвой,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Руслановой З.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесникова Константина Витальевича к администрации муниципального образования «Город Астрахань», жилищному управлению администрации муниципального образования «Город Астрахань» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке в связи с непригодностью жилого помещения для проживания,
установил:
Колесников К.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Астрахань», жилищному управлению администрации муниципального образования «Город Астрахань» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке в связи с непригодностью жилого помещения для проживания.
В обоснование своих требований истец указал на то, что на основании договора социального найма жилого помещения от 29.11.2016 № 03-39-664 является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно заключению межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда, расположенных на территории МО «Город Астрахань» от 10.02.2017 года N ЗАК-2/1, назначенной постановлением администрации МО «Город Астрахань» от 23.10.2015 N 7295, жилое помещение- <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, - является непригодным для проживания. Распоряжением администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 22 марта 2017 года № 263-р жилое помещение признано непригодным для проживания и подлежит использованию в качестве нежилого. Пунктом 3 распоряжения установлен срок отселения граждан, зарегистрированных в жилом помещении до 01.02.2020.
Согласно техническому заключению, выполненному ООО «Архитектурное бюро Форма», по инициативе истца, физический износ здания по <адрес> в <адрес> составляет 75%. Оценка категории технического состояния конструкций определена как: аварийная- несущие конструкции (фундаменты, стены, перекрытия, стропильная система); недопустимая- кровля, чердачный утеплитель, засыпка фасадов, окна, гидроизоляция фундамента, отмостка. В связи с опасным техническим состоянием и значительным снижением эксплуатационных характеристик конструкций, а также высоким моральным износом квартиры, проживание в ней является небезопасным для здоровья и жизни граждан и сохранности их имущества.
Распоряжением ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Трусовского района города Астрахани» от 25.03.2014 года N 445 установлена невозможность возвращения истца в закрепленное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> был составлен акт первичного обследования от 11.01.2017, в котором указано, что истец включен в список детей- сирот оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В связи с этим истец просил суд признать за ним право на внеочередное обеспечение жилым помещением и возложить на администрацию муниципального образования «Город Астрахань» обязанность предоставить ему во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, не менее ранее занимаемой жилой площади, общей площадью не менее 33,0 кв.м.
Колесников К.В. и его представитель адвокат Забелина К.П. в судебном заседании требования поддержали по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель администрации муниципального образования «Город Астрахань», жилищного управления администрации муниципального образования «Город Астрахань» Шитова Е. С., представитель третьего лица Правительства Астраханской области Кривцова М. А. полагали, что оснований для удовлетворения иска не имеется.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Колесников К.В., зарегистрирован по адресу: <адрес> 14.11.1995 и с ним заключен договор социального найма жилого помещения 29.11.2016 № 03-39-664.
Согласно заключению межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда, расположенных на территории МО «Город Астрахань» от 10.02.2017 года N ЗАК-2/1, назначенной постановлением администрации МО «Город Астрахань» от 23.10.2015 N 7295, жилое помещение- <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, - является непригодным для проживания.
Распоряжением администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 22 марта 2017 года № 263-р жилое помещение признано непригодным для проживания и подлежит использованию в качестве нежилого. Пунктом 3 распоряжения установлен срок отселения граждан, зарегистрированных в жилом помещении до 01.02.2020.
Согласно техническому заключению, выполненному ООО «Архитектурное бюро Форма», по инициативе истца, физический износ здания по <адрес> в <адрес> составляет 75%. Оценка категории технического состояния конструкций определена как: аварийная- несущие конструкции (фундаменты, стены, перекрытия, стропильная система); недопустимая- кровля, чердачный утеплитель, засыпка фасадов, окна, гидроизоляция фундамента, отмостка. В связи с опасным техническим состоянием и значительным снижением эксплуатационных характеристик конструкций, а также высоким моральным износом квартиры, проживание в ней является небезопасным для здоровья и жизни граждан и сохранности их имущества.
Распоряжением Государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Трусовского района города Астрахани» от 25.03.2014 года N 445 установлена невозможность возвращения истца в закрепленное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> он включен в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно заключению Государственного предприятия Астраханской области «Управление технической инвентаризации от 29.08.2016 № 850 в домовладении по адресу: <адрес> произошли изменения: <адрес> технико- учетной документации значится квартирой 11 в жилом доме литер Ж. Квартиру 11 следует считать однокомнатной, общей площадью- 24,9 кв.м., жилой площадью- 15,4 кв.м.; общей площадью с учетом холодных помещений- 33,1 кв.м.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В силу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Поскольку до 1 января 2005 г. (введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) истец не состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не был поставлен на учет до настоящего времени, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством является: относятся ли он к категории малоимущих граждан, а также объективная нуждаемость истца в жилом помещении в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанного лица жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии иных, предусмотренных статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований.
Суд приходит к выводу о том, что Колесников К.В. не имеет права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по пункту 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку в установленном законом порядке малоимущим и нуждающимся в предоставлении жилого помещения в связи с признанием его непригодным для проживания органом местного самоуправления - администрацией муниципального образования «Город Астрахань» не признавался.
Суд принимает во внимание и то обстоятельство, что истец Распоряжением Государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Трусовского района города Астрахани» от 25.03.2014 года N 445 включен в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Кроме того решением Кировского районного суда г. Астрахани от 22 мая 2014 года иск прокурора Трусовского района г. Астрахани в интересах Колесникова Константина Витальевича к Правительству Астраханской области об обязании предоставления жилого помещения удовлетворен. Суд обязал Правительство Астраханской области предоставить Коленисокву К.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Решение суда вступило в законную силу.
Доводы Колесникова К.В. и его представителя адвоката Забелиной К.П., о том, что решение Кировского районного суда г. Астрахани от 22 мая 2014 года до настоящего времени не исполнено, не могут служит основанием для удовлетворения настоящего иска.
Руководствуясь статьями 194, 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Колесникова Константина Витальевича к администрации муниципального образования «Город Астрахань», жилищному управлению администрации муниципального образования «Город Астрахань» о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца в Астраханский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 04.12.2017.
Судья И.З.Синёва