Дело № 2-34/2022 |
УИД 02RS0006-01-2021-002045-78 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Улаган |
14 января 2022 года |
Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Палагина А.В., при секретаре Керексибесовой О.Б., с участием истца Мечушевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мечушевой Аиды Васильевны к Шматову Николаю Александровичу о признании утратившим право пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Мечушева А.В. обратилась в суд с иском к Шматову Н.А., просила признать ответчика утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
В обоснование исковых требований указано, что истец является собственником жилого помещения в <адрес>, в котором по месту жительства зарегистрирован ответчик. Семейные отношения сторон прекратились после расторжения брака ДД.ММ.ГГГГ, после чего ответчик прекратил быть членом семьи истца, однако во внесудебном порядке не снимается с регистрационного учета по месту жительства.
В судебном заседании истец Мечушева А.В. поддержала заявленные требования, указывая, что указанный жилой дом является её личным имуществом, поскольку она с отцом и сестрой приватизировали указанное жилое помещение, а потом она получила доли по наследству и в дар от сестры.
Ответчик Шматов Н.А. в судебное заседание не явился, в телефонограмме просил рассмотреть дело без его участия, возражений относительно исковых требований не высказал.
В силу ст. 167 ГПК РФ судом рассмотрено дело при имеющейся явке.
Выслушав истца, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Согласно разъяснениям, данным в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
В судебном заседании установлено, что 16.03.1993 года между Улаганским районным комитетом имущества и ФИО2, ФИО2 и ФИО5 заключен договор приватизации жилого помещения по адресу: <адрес>.
После смерти ФИО5 1/3 доли в праве на жилой дом по <адрес> перешло в порядке наследования Мечушевой Аиде Васильевне. Вышеуказанная доля принадлежала наследодателю на основании договора приватизации от 16.03.1993 года, заключенного между Комитетом по управлению имуществом Улаганского района, ФИО2, ФИО2 и ФИО5, что следует из свидетельства о праве на наследство по закону.
Жилой дом, площадью 31,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит с ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности Мечушевой А.В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
В указанном жилом помещении с 02.09.2009 года по месту жительства зарегистрирован ФИО3, что подтверждается сведениями из ОМВД России по <адрес>.
Заключенный ДД.ММ.ГГГГ брак между Мечушевой А.В. и Шматовым Н.А. прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Улаганского районного суда Республики Алтай от 22.09.2016 года о расторжении брака.
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что на момент приватизации жилого помещения Шматов Н.А. не являлся членом семьи Мечушевых, не имеет права пользования указанным жилым помещением наравне с гражданами, заключившими договор приватизации (ст. 19 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»), является бывшим членом семьи собственника жилого помещения, сведений о заключении между собственником жилого помещения и ответчиком соглашения о порядке пользования жилым помещением в материалы дела не представлено.
Таким образом, доводы истца о прекращении семейных отношений собственника жилого помещения и ответчика нашли своё подтверждение в судебном заседании, каких-либо оснований для сохранения за ответчиком права пользования жилым помещением не установлено, что является основанием для удовлетворения исковых требований в полном объёме.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением на основании вступившего в законную силу решения суда является основанием для снятия гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства органом регистрационного учета.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд учитывает, что при обращении в суд истец был освобожден от уплаты государственной пошлины в размере 150 руб. (подп. 14 п. 1 ст. 333.19 НК РФ), решение состоялось в пользу истца, что в силу ст. 103 ГПК РФ является основанием для взыскания с ответчика указанной суммы в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Мечушевой Аиды Васильевны удовлетворить в полном объёме.
Признать Шматова Николая Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Взыскать с Шматова Николая Александровича в пользу Мечушевой Аиды Васильевны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путём подачи жалобы через Улаганский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение составлено 17.01.2022 года.
Председательствующий |
А.В. Палагин |