Решение по делу № 2-4684/2017 от 04.08.2017

Дело № 2-4684/2017

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

06 декабря 2017 года

Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:

судьи С.Л. Малахова,

при секретаре К.С. Кулаковой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Машиной хх к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области об оспаривании решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области и урегулированию конфликта интересов,

у с т а н о в и л:

Машина М.Н. обратилась в суд с иском к УФССП России по НСО, просит признать незаконным и отменить решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области и урегулированию конфликта интересов от 04.05.2017 года в отношении бывшего государственного служащего Машиной М.Н. о том, что замещение ею на условиях трудового договора должности ведущего юрисконсульта судебного взыскания в Кредитно-кассовом офисе «Новосибирск-Региональный центр» АО «Банк Русский Стандарт» нарушает требования статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», поскольку истец полагает отсутствие в рассматриваемом комиссией случае конфликта интересов, поскольку в период работы в службе судебных приставов ею не осуществлялись в отношении Банка такие полномочия, осуществление которых предусмотрено частью 4 статьи 1 Федерального закона «О противодействии коррупции», которые могли бы привести к конфликту интересов.

Истец Машина М.Н., ее представитель Ковун А.В., действующий на основании части 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса РФ, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, дали соответствующие пояснения.

Представитель ответчика УФССП России по НСО Белякова С.О., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, дала соответствующие пояснения.

Представитель третьего лица АО «Банк Русский Стандарт» в судебное заседание не явился, извещен, причины неявки суду не сообщил.

Суд, выслушав мнение лиц участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующему.

Судебным разбирательством установлено, что Машина М.Н. в период с 19.02.2015 года по 07.04.2017 года работала в ОСП по Дзержинскому району г. Новосибирска УФССП России по НСО в должности судебного пристава-исполнителя, относящейся к должностям государственной гражданской службы. Уволена 07.04.2017 года по собственному желанию.

ххх года между АО «Банк Русский Стандарт» и Машиной М.Н. был заключен трудовой договор, по условиям которого Машина М.Н. принята на работу в Банк на должность ведущего юрисконсульта судебного взыскания, о чем, Банк направил в УФССП России по НСО соответствующее уведомление о заключении трудового договора с бывшим государственным гражданским служащим от 11.04.2017 года № 17/1859.

В связи с поступившим Уведомлением, 04.05.2017 года состоялось заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области и урегулированию конфликта интересов, на которой Уведомление было рассмотрено и, в том числе, установлено, что Машина М.Н. ранее замещавшая должность судебного пристава-исполнителя ОСП по Дзержинскому району г. Новосибирска, после увольнения трудоустроилась в ККО «Новосибирск-Региональный центр» АО «Банк Русский Стандарт» на должность ведущего юрисконсульта судебного взыскания. Между тем, Комиссией при проведении проверки в отношении бывшего государственного гражданского служащего Машиной М.Н. установлено, что в период ее работы судебным приставом-исполнителем, в 2016 году на ее исполнении находилось 32 исполнительных производства, а в 2017 году 8 исполнительных производств на предмет взыскания с физических лиц в пользу АО «Банк Русский Стандарт» задолженности по кредитным платежам. При этом, Комиссией так же было установлено, что 26.01.2012 года, Машина М.Н., при подписании заявления о переводе на должность судебного пристава-исполнителя Отдела с должности специалиста 2-го разряда Отдела, собственноручно сделала запись в заявлении о том, что она ознакомлена с Перечнем коррупционно опасных должностей, утвержденных приказом ФССП России от 22.03.2010 года № 150, однако, вопреки требованиям действующего законодательства в Комиссию с заявлением о даче согласия на замещение ею должности в АО «Банк Русский Стандарт», не обращалась.

В связи с изложенным, Комиссия приняла решение проинформировать об указанных обстоятельствах органы прокуратуры и АО «Банк Русский Стандарт», что замещение Машиной М.Н. на условиях трудового договора должности ведущего юрисконсульта судебного взыскания в ККО «Новосибирск-Региональный центр» АО «Банк Русский Стандарт» нарушают требования статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции».

В дальнейшем, между Машиной М.Н. и АО «Банк Русский Стандарт», ххх года было заключено соглашение о расторжении трудового договора.

Не согласившись с решением Комиссии, Машина М.Н. обратилась в суд с данным иском.

Отказывая Машиной М.Н. в удовлетворении заявленных исковых требований, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Аналогичные нормы закреплены в статье 64.1 Трудового кодекса РФ и в части 1 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции".

Федеральный закон "О противодействии коррупции" устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула закона).

Анализ названного Закона, предусматривающего меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность граждан ранее проходивших службу в государственных органах на должностях входящих в Перечень определенный Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" получать предварительное согласие соответствующей комиссии на замещение должности в других организациях, свидетельствует о том, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов.

Так, в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

При этом указанная комиссия, оценив конкретные обстоятельства, может дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой организации либо отказать в получении такого согласия (пункты 16, 24 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 г. N 821).

Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы (пункт 2 статьи 12 названного Федерального закона).

Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, заключенного с указанным гражданином (пункт 3 статьи 12 названного Федерального закона).

Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 4 статьи 12 названного Федерального закона).

Проверка соблюдения гражданином, указанным в части 1 настоящей статьи, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского или муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 6 статьи 12 названного Федерального закона).

Указом Президента РФ от 21.07.2010 г. N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" в п. 1 установлено, что гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 г. N 557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 г. N 557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы:

а) имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 г. N 821;

б) обязан при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров в случае, предусмотренном подпунктом "а" настоящего пункта, сообщать работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 г. N 557.

Указанный перечень включает в себя 3 раздела: должности федеральной государственной гражданской службы, должности военной службы и федеральной государственной службы иных видов, другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками.

Кроме того, в пункте 2 Указа от 18.05.2009 г. N 557 Президентом РФ поручено руководителям федеральных государственных органов утвердить в соответствии с разделом III перечня должностей, утвержденного настоящим Указом, перечни конкретных должностей федеральной государственной службы в соответствующих федеральных государственных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Во исполнение вышеназванного Указа, приказом ФССП России от 15.09.2015 N 437 "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" утвержден соответствующий перечень в который входит и должность судебного пристава-исполнителя структурного подразделения.

Таким образом, исходя из положений вышеназванных нормативных правовых актов, согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов на трудоустройство государственного гражданского служащего необходимо при наличии двух условий: упоминание должности служащего в перечне, установленном соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и выполнение служащим функций государственного управления организацией, в которую он планирует трудоустраиваться.

Поскольку судом установлено и истцом не оспаривался факт замещения ею с 19.02.2015 года по 07.04.2017 года должности государственной гражданской службы (судебный пристав-исполнитель), входящей в перечень должностей, утвержденный приказом ФССП России от 15.09.2015 N 437 (ранее утвержденный Приказом ФССП России от 22.03.2010 N 150), поскольку Машина М.Н. собственноручно указала в заявлении от 26.01.2012 года о том, что ознакомлена с Перечнем коррупционноопасных должностей, действующим на тот момент, учитывая, что в период работы судебным приставом-исполнителем структурного подразделения ФССП России по Новосибирской области Машиной М.Н. были возбуждены исполнительные производства на предмет взыскания в пользу АО «Банк Русский Стандарт» с физических лиц денежных средств, следовательно, в рассматриваемом случае Машиной М.Н. осуществлялись функции государственного управления в отношении АО «Банк Русский Стандарт», ее трудоустройство в указанной организации было возможно лишь в случае получения ею соответствующего разрешения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Между тем, как установлено судом, такое разрешение Машиной М.Н. при трудоустройстве в АО «Банк Русский Стандарт» не запрашивалось, доказательств иного в материалы дела не представлено и подтверждается пояснениями Машиной М.Н., данными ею на Комиссии от 04.05.2017 года о том, что нормативно-правовые акты, регулирующие вышеуказанные правоотношения ей известны не были.

На основании изложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Машиной М.Н. о признании незаконным и подлежащим отмене решения Комиссии от 04.05.2017 года.

Доводы истца о незаконности решения Комиссии, в связи с незаконностью ее состава, опровергаются имеющимся в материалах дела Составом комиссии, являющемся приложением к приказу УФССП России по НСО от 11.01.2017 года № 7 «О формировании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области и урегулированию конфликта интересов».

Довод истца о том, что при исполнении исполнительных документов и ведении вышеуказанных исполнительных производств Машиной М.Н. не осуществлялись функции государственного управления в отношении АО «Банк Русский Стандарт» основан на неправильном толковании истцом норм материального права и судом не принимается.

Так, в частности, согласно представленным ответчиком документов усматривается, что в рамках исполнительных производств № 63674/16/54001-ИП, № 24960/16/54001-ИП в пользу взыскателя АО «Банк Русский Стандарт», исполняя свои должностные обязанности судебного пристава-исполнителя, Машина М.Н. выносила постановления об обращении взыскания на доходы должника в пользу взыскателя.

Данные должностные обязанности судебного пристава- исполнителя при принудительном исполнении исполнительного документа непосредственно относятся к функциям государственного управления в отношении участников исполнительного производства, в рассматриваемом случае взыскателя АО «Банк Русский Стандарт», поскольку в отношении данной организации носят властно-распорядительный характер и влияют на изменение прав и обязанностей взыскателя в рамках исполнительного производства.

Ссылка истца на то обстоятельство, что Комиссией при вынесении решения сделана ссылка на Приказ ФССП России от 15.09.2014 N 526 "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", который утратил силу, в связи с изданием Приказа ФССП России от 15.09.2015 N 437 "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" не влечет отмены решения Комиссии от 04.05.2017 года, поскольку должность государственной гражданской службы ранее занимаемой Машиной М.Н. входит как в Перечень, утвержденный Приказом ФССП России от 15.09.2014 N 526 так и в Перечень, утвержденный Приказом ФССП России от 15.09.2015 N 437.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 196-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Машиной Марии Николаевны – оставить без удовлетворения.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено 15 декабря 2017 года

Судья С.Л. Малахов

2-4684/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Машина М. Н.
Ответчики
Управление Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области
Другие
Акционерное общество "Банк Русский Стандарт"
Суд
Центральный районный суд г. Новосибирск
Судья
Малахов Сергей Леонидович
Дело на сайте суда
centralny.nsk.sudrf.ru
04.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2017Передача материалов судье
09.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.08.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2017Судебное заседание
06.12.2017Судебное заседание
15.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2017Дело оформлено
06.12.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее