Дело № 2-4684/2017 |
|||
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации |
06 декабря 2017 года
Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:
судьи С.Л. Малахова,
при секретаре К.С. Кулаковой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Машиной хх к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области об оспаривании решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области и урегулированию конфликта интересов,
у с т а н о в и л:
Машина М.Н. обратилась в суд с иском к УФССП России по НСО, просит признать незаконным и отменить решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области и урегулированию конфликта интересов от 04.05.2017 года в отношении бывшего государственного служащего Машиной М.Н. о том, что замещение ею на условиях трудового договора должности ведущего юрисконсульта судебного взыскания в Кредитно-кассовом офисе «Новосибирск-Региональный центр» АО «Банк Русский Стандарт» нарушает требования статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», поскольку истец полагает отсутствие в рассматриваемом комиссией случае конфликта интересов, поскольку в период работы в службе судебных приставов ею не осуществлялись в отношении Банка такие полномочия, осуществление которых предусмотрено частью 4 статьи 1 Федерального закона «О противодействии коррупции», которые могли бы привести к конфликту интересов.
Истец Машина М.Н., ее представитель Ковун А.В., действующий на основании части 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса РФ, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, дали соответствующие пояснения.
Представитель ответчика УФССП России по НСО Белякова С.О., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, дала соответствующие пояснения.
Представитель третьего лица АО «Банк Русский Стандарт» в судебное заседание не явился, извещен, причины неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав мнение лиц участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующему.
Судебным разбирательством установлено, что Машина М.Н. в период с 19.02.2015 года по 07.04.2017 года работала в ОСП по Дзержинскому району г. Новосибирска УФССП России по НСО в должности судебного пристава-исполнителя, относящейся к должностям государственной гражданской службы. Уволена 07.04.2017 года по собственному желанию.
ххх года между АО «Банк Русский Стандарт» и Машиной М.Н. был заключен трудовой договор, по условиям которого Машина М.Н. принята на работу в Банк на должность ведущего юрисконсульта судебного взыскания, о чем, Банк направил в УФССП России по НСО соответствующее уведомление о заключении трудового договора с бывшим государственным гражданским служащим от 11.04.2017 года № 17/1859.
В связи с поступившим Уведомлением, 04.05.2017 года состоялось заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области и урегулированию конфликта интересов, на которой Уведомление было рассмотрено и, в том числе, установлено, что Машина М.Н. ранее замещавшая должность судебного пристава-исполнителя ОСП по Дзержинскому району г. Новосибирска, после увольнения трудоустроилась в ККО «Новосибирск-Региональный центр» АО «Банк Русский Стандарт» на должность ведущего юрисконсульта судебного взыскания. Между тем, Комиссией при проведении проверки в отношении бывшего государственного гражданского служащего Машиной М.Н. установлено, что в период ее работы судебным приставом-исполнителем, в 2016 году на ее исполнении находилось 32 исполнительных производства, а в 2017 году 8 исполнительных производств на предмет взыскания с физических лиц в пользу АО «Банк Русский Стандарт» задолженности по кредитным платежам. При этом, Комиссией так же было установлено, что 26.01.2012 года, Машина М.Н., при подписании заявления о переводе на должность судебного пристава-исполнителя Отдела с должности специалиста 2-го разряда Отдела, собственноручно сделала запись в заявлении о том, что она ознакомлена с Перечнем коррупционно опасных должностей, утвержденных приказом ФССП России от 22.03.2010 года № 150, однако, вопреки требованиям действующего законодательства в Комиссию с заявлением о даче согласия на замещение ею должности в АО «Банк Русский Стандарт», не обращалась.
В связи с изложенным, Комиссия приняла решение проинформировать об указанных обстоятельствах органы прокуратуры и АО «Банк Русский Стандарт», что замещение Машиной М.Н. на условиях трудового договора должности ведущего юрисконсульта судебного взыскания в ККО «Новосибирск-Региональный центр» АО «Банк Русский Стандарт» нарушают требования статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции».
В дальнейшем, между Машиной М.Н. и АО «Банк Русский Стандарт», ххх года было заключено соглашение о расторжении трудового договора.
Не согласившись с решением Комиссии, Машина М.Н. обратилась в суд с данным иском.
Отказывая Машиной М.Н. в удовлетворении заявленных исковых требований, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичные нормы закреплены в статье 64.1 Трудового кодекса РФ и в части 1 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции".
Федеральный закон "О противодействии коррупции" устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула закона).
Анализ названного Закона, предусматривающего меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность граждан ранее проходивших службу в государственных органах на должностях входящих в Перечень определенный Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" получать предварительное согласие соответствующей комиссии на замещение должности в других организациях, свидетельствует о том, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов.
Так, в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
При этом указанная комиссия, оценив конкретные обстоятельства, может дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой организации либо отказать в получении такого согласия (пункты 16, 24 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 г. N 821).
Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы (пункт 2 статьи 12 названного Федерального закона).
Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, заключенного с указанным гражданином (пункт 3 статьи 12 названного Федерального закона).
Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 4 статьи 12 названного Федерального закона).
Проверка соблюдения гражданином, указанным в части 1 настоящей статьи, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского или муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 6 статьи 12 названного Федерального закона).
Указом Президента РФ от 21.07.2010 г. N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" в п. 1 установлено, что гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 г. N 557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 г. N 557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы:
а) имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 г. N 821;
б) обязан при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров в случае, предусмотренном подпунктом "а" настоящего пункта, сообщать работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 г. N 557.
Указанный перечень включает в себя 3 раздела: должности федеральной государственной гражданской службы, должности военной службы и федеральной государственной службы иных видов, другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками.
Кроме того, в пункте 2 Указа от 18.05.2009 г. N 557 Президентом РФ поручено руководителям федеральных государственных органов утвердить в соответствии с разделом III перечня должностей, утвержденного настоящим Указом, перечни конкретных должностей федеральной государственной службы в соответствующих федеральных государственных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Во исполнение вышеназванного Указа, приказом ФССП России от 15.09.2015 N 437 "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" утвержден соответствующий перечень в который входит и должность судебного пристава-исполнителя структурного подразделения.
Таким образом, исходя из положений вышеназванных нормативных правовых актов, согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов на трудоустройство государственного гражданского служащего необходимо при наличии двух условий: упоминание должности служащего в перечне, установленном соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и выполнение служащим функций государственного управления организацией, в которую он планирует трудоустраиваться.
Поскольку судом установлено и истцом не оспаривался факт замещения ею с 19.02.2015 года по 07.04.2017 года должности государственной гражданской службы (судебный пристав-исполнитель), входящей в перечень должностей, утвержденный приказом ФССП России от 15.09.2015 N 437 (ранее утвержденный Приказом ФССП России от 22.03.2010 N 150), поскольку Машина М.Н. собственноручно указала в заявлении от 26.01.2012 года о том, что ознакомлена с Перечнем коррупционноопасных должностей, действующим на тот момент, учитывая, что в период работы судебным приставом-исполнителем структурного подразделения ФССП России по Новосибирской области Машиной М.Н. были возбуждены исполнительные производства на предмет взыскания в пользу АО «Банк Русский Стандарт» с физических лиц денежных средств, следовательно, в рассматриваемом случае Машиной М.Н. осуществлялись функции государственного управления в отношении АО «Банк Русский Стандарт», ее трудоустройство в указанной организации было возможно лишь в случае получения ею соответствующего разрешения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Между тем, как установлено судом, такое разрешение Машиной М.Н. при трудоустройстве в АО «Банк Русский Стандарт» не запрашивалось, доказательств иного в материалы дела не представлено и подтверждается пояснениями Машиной М.Н., данными ею на Комиссии от 04.05.2017 года о том, что нормативно-правовые акты, регулирующие вышеуказанные правоотношения ей известны не были.
На основании изложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Машиной М.Н. о признании незаконным и подлежащим отмене решения Комиссии от 04.05.2017 года.
Доводы истца о незаконности решения Комиссии, в связи с незаконностью ее состава, опровергаются имеющимся в материалах дела Составом комиссии, являющемся приложением к приказу УФССП России по НСО от 11.01.2017 года № 7 «О формировании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области и урегулированию конфликта интересов».
Довод истца о том, что при исполнении исполнительных документов и ведении вышеуказанных исполнительных производств Машиной М.Н. не осуществлялись функции государственного управления в отношении АО «Банк Русский Стандарт» основан на неправильном толковании истцом норм материального права и судом не принимается.
Так, в частности, согласно представленным ответчиком документов усматривается, что в рамках исполнительных производств № 63674/16/54001-ИП, № 24960/16/54001-ИП в пользу взыскателя АО «Банк Русский Стандарт», исполняя свои должностные обязанности судебного пристава-исполнителя, Машина М.Н. выносила постановления об обращении взыскания на доходы должника в пользу взыскателя.
Данные должностные обязанности судебного пристава- исполнителя при принудительном исполнении исполнительного документа непосредственно относятся к функциям государственного управления в отношении участников исполнительного производства, в рассматриваемом случае взыскателя АО «Банк Русский Стандарт», поскольку в отношении данной организации носят властно-распорядительный характер и влияют на изменение прав и обязанностей взыскателя в рамках исполнительного производства.
Ссылка истца на то обстоятельство, что Комиссией при вынесении решения сделана ссылка на Приказ ФССП России от 15.09.2014 N 526 "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", который утратил силу, в связи с изданием Приказа ФССП России от 15.09.2015 N 437 "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" не влечет отмены решения Комиссии от 04.05.2017 года, поскольку должность государственной гражданской службы ранее занимаемой Машиной М.Н. входит как в Перечень, утвержденный Приказом ФССП России от 15.09.2014 N 526 так и в Перечень, утвержденный Приказом ФССП России от 15.09.2015 N 437.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 196-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Машиной Марии Николаевны – оставить без удовлетворения.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено 15 декабря 2017 года
Судья С.Л. Малахов