Решение по делу № 33-849/2024 (33-9816/2023;) от 22.12.2023

Изготовлено 1 февраля 2024 года

    Судья Марокова Т.Г.                    Дело № 33-849/2024 (33-9816/2023)

76RS0011-01-2023-000315-81

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ярославль

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Равинской О.А.

судей Гушкана С.А., Фоминой Т.Ю.

при секретаре Клиновой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гушкана С.А.

25 января 2024 года

    гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Мышкинского района Ярославской области на решение Угличского районного суда Ярославской области от 20 октября 2023 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований прокурору Мышкинского района (ИНН 7604008189) к ООО «УМПРЭО» (ИНН 7612038469), ГКУ ЯО «Ярдорслужба» (ИНН 7627013227) отказать».

По делу установлено:

прокурор Мышкинского района Ярославской области обратился в Угличский районный суд с исковым заявлением, указав следующее.

Прокуратурой Мышкинского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды в рамках рассмотрения информации Государственного бюджетного учреждения Ярославской области «Центр охраны окружающей среды» о нарушениях режима особой охраны территории государственного заказника «Верхне-Волжский» <адрес>. Установлено, что специалистами ГБУ ЯО «ЦООС» 28 сентября 2022 года проведено выездное обследование заказника <адрес> с целью установления фактов нарушения установленного режима или иных правил охраны использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. В ходе обследования в районе <адрес> на территории земельного участка с кадастровым в районе пересечения автодорог 78К-0004 и 78К-0017 в границах заказника был установлены факты несанкционированного складирования строительного песка; нарушения почвенного покрова (снятие и перемещение слоя почвы с последующим образованием навала грунта); несанкционированного складирования отходов - «лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме». Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов России от 2 декабря 2002 года № 786, код отхода - 8 22 20 01 21 5 (V класс опасности). В ходе прокурорской проверки установлено, что на территории заказника проводился ремонт автодорожного моста <адрес> ООО «УМПРЭО» в рамках исполнения государственного контракта № 21-04/3 на капитальный ремонт мостового перехода <адрес> на автомобильной дороге <адрес>. С целью определения площади, на которой складированы строительный песок и отходы, а также определения площади нарушения почвенного покрова в границах заказника, с привлечением кадастрового инженера и использованием высокоточного оборудования 28 сентября 2022 года проведены замеры. Согласно результатам измерений установлено, что площадь складирования (навала) песка составляет 95 кв.м. и 225 кв.м., площадь складирования отходов составляет 23 кв.м. и 36 кв.м., площадь нарушения почвенного покрова (снятия и перемещение слоя почвы с последующим образованием навала грунта) составляет 265 кв.м. и 31 кв.м. ГБУ ЯО «ЦООС» проведен расчет размера вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды. Размер вреда в результате порчи почв в результате перекрытия ее поверхности и снятии и (или) перемещении плодородного слоя на особо охраняемой природной территории регионального значения Ярославской области - государственный заказник «Верхне-Волжский», составляет 791558 руб. В связи с чем, прокурор Мышкинского района с учетом уточнения исковых требований просит взыскать указанную сумму с ООО «УМПРЭО» в доход Министерства охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области в счет возмещения ущерба.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционном представлении ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового об удовлетворении исковых требований. Доводы представления сводятся к несоответствию выводов суда материалам дела, нарушению норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционного представления, обсудив их, заслушав прокурора Верещагину К.Н. в поддержание доводов апелляционного представления, возражения представителя ООО «УМПРЭО» по доверенности Гавриличевой Е.В., пояснения представителя ГБУ ЯО «ЦООС» по доверенности Рощиной Е.М. относительно доводов представления, исследовав материалы дела, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, считает данный вывод и мотивы, указанные в обоснование, основанными на материалах дела и законе.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии со статьей 76 ЗК РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Возмещение вреда производится в соответствии с положениями ст.1064 ГК РФ, на истце лежит обязанность доказать факт причинение вреда, его размер и причинно-следственную связь между наступившим вредом и действия ответчика, на ответчика лежит обязанность доказать отсутствие своей вины в причинении вреда.

    Судом установлено, что ООО «УМПРЭО» (подрядчик) и ГКУ ЯО «Ярославская областная дорожная служба» (заказчик) был заключен государственный контракт № 21-04/3 от 11 января 2022 года со сроками выполнения работ: с 1 марта 2022 по 31 октября 2023 года на выполнение работ по капитальному ремонту мостового перехода <адрес>.

    Подрядчику ООО «УМПРЭО» заказчиком была передана проектная документация на капитальный ремонт мостового перехода <адрес>, подготовленная в 2019 году ООО «НПО Дорога», которой предусмотрено выполнение работ по уширению проезжей части автодороги <адрес> с устройством полной конструкции дорожной одежды. Ведомость проектируемой дорожной одежды включает в себя устройство подстилающего слоя из песка, устройство двухслойного основания из щебня, устройство нижнего и верхнего слоя асфальтобетонного покрытия.

    Выполнение дорожных работ осуществлялось на территории функционирующего государственного природного заказника «Верхне-Волжский».

    По результатам выездного обследования заказника в <адрес> силами ГБУ ЯО «ЦООС» по поручению прокуратуры выявлено, что в границах заказника на земельном участке с кадастровым в районе пересечения автодорог <адрес> по состоянию на 28 сентября 2022 года имеет место складирование строительного песка; нарушение почвенного покрова (снятие и перемещение слоя почвы с последующим образованием навала грунта); складирование отходов бетона.

Согласно п. 16.1 Положения о государственном природном заказнике «Верхне-Волжский», утвержденным постановлением Правительства области от 3 октября 2014 года № 977-п, (в т.ч. в редакции, действовавшей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), запрещаются любые виды деятельности, рекреационного и иного природопользования, влекущие за собой нарушение сохранности территории заказника, охраняемых природных объектов и комплексов, а также противоречащие целям создания заказника, в том числе: загрязнение и захламление территории заказника, включая акваторию водных объектов, устройство свалок мусора и других отходов.

Пунктом 16.2 Положения установлено, что использование заказника допускается, в том числе, в целях благоустройства территории, содержания существующих дорог (включая дорожные сооружения), подсадка деревьев и кустарников ценных пород в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ярославской области и при согласовании с единой дирекцией ООПТ, функции которой осуществляет Учреждение. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства (линейных объектов) осуществляются в специально выделенных зонах ограниченного хозяйственного использования (п.16.4). При этом, в специально выделенных в Заказнике зонах частичного хозяйственного использования в составе ООПТ допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом. Такие зоны выделяются постановлением Правительства области на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы (п. 16.10).

В соответствии с Порядком создания, реорганизации и упразднения ООПТ регионального значения в Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства области от 27 сентября 2012 г. № 981-п, зоны ограниченного хозяйственного использования в ООПТ выделяются постановлением Правительства области при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и обязательных согласований, в том числе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

ГКУ ЯО «Ярдорслужба» заключен государственный контракт с ООО «Стратегия ЭКО» от 8 июня 2021 года о подготовке документации, необходимой для выделения зоны ограниченного хозяйственного использования (далее ЗОХИ) в составе ООПТ ГПЗ «Верхне-Волжский» в Мышкинском районе для осуществления мероприятий по капитальному ремонту и реконструкции автомобильной дороги <адрес>.

    Министерством охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (ранее – департамент лесного хозяйства) 27 июля 2022 года утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проекту постановления Правительства области «О выделении в государственном природном заказнике «Верхне-Волжский» зоны ограниченного хозяйственного использования и о внесении изменений в постановление Правительства области от 3 октября 2014 г. № 977-п», подготовленное экспертной комиссией на основании приказа министерства от 7 июня 2022 года № 7Э. В состав ЗОХИ включена территория общей площадью 45326 кв.м., занимаемая автомобильной дорогой общего пользования регионального значения <адрес> и расположенная <адрес>.

15 августа 2022 года Министерством природных ресурсов и экологии РФ проект постановления согласован.

Постановлением Правительства области от 21 октября 2022 г. № 927-п «О выделении в государственном природном заказнике «Верхне-Волжский» зоны ограниченного хозяйственного использования и о внесении изменений в постановление Правительства области от 3 октября 2014 г. № 977-п, в границах заказника выделена зона ограниченного хозяйственного использования для осуществления мероприятий по содержанию, ремонту, капитальному ремонту и реконструкции автомобильной дороги <адрес>. Положение о заказнике дополнено приложением 9 «Описание границ и особого правового режима, перечень координат характерных точек границ и схема границ зоны ограниченного хозяйственного использования в составе государственного природного заказника "Верхне-Волжский"».

Согласно условиям государственного контракта от 11 января 2022 года подрядчик обязан осуществить аренду земель и рекультивацию за свой счет в случае складирования резерва грунта и плодородного слоя почвы, мусора, древесины и других материалов, и конструкций за границами постоянного или временного отвода, установленного проектной документацией (п. 9.1.9). Обязан обеспечить в ходе выполнения работ на строительной площадке (полосе отвода) мероприятий по технике безопасности, охране труда, обеспечению безопасности дорожного движения, экологической безопасности, пожарной безопасности, рациональному использованию территории, охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли, а также гигиенических требований к организации строительной площадки в соответствии с проектной документацией и перечнем нормативно-технической документации, обязательной при выполнении работ (п. 9.1.12).

В силу п. 9.1.13 контракта подрядчик обязан обеспечить на весь период выполнения работ проведение производственного экологического мониторинга и контроля за состоянием компонентов окружающей среды, соответствию выполняемых строительно-монтажных работ проектным решениям согласно законодательству Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Учитывая, что работы по реконструкции и капитальному ремонту автодороги, связанные с завозом и хранением песка, используемого при строительстве дорожного полотна, снятием почвенного слоя в районе строительных работ, начаты подрядчиком до момента выделения соответствующей зоны ограниченного хозяйственного пользования, принимая во внимание возложенные на подрядчика государственным контрактом от 11 января 2022 года обязанности по проведению экологического мониторинга и контроля за состоянием компонентов окружающей среды, нарушение последним требований пользования природными объектами имело место.

Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что указанные действия ответчика не повлекли причинение ущерба объектам охраны окружающей среды, в частности почвенному покрову, на что указывает апеллянт.

Из материалов дела следует, что хранение песка и навал грунта осуществлялись в зоне полосы отвода автомобильной дороги и были обусловлены проведением ремонтных дорожных работ, осуществляемых в рамках государственного контракта от 11 февраля 2022 года по уширению автодороги <адрес>. В последующем на участке, на котором был осуществлен срез грунта, а также осуществлялось хранение песка и грунта, были выполнены работы по устройству основания из песка и щебня и устройству асфальтобетонного покрытия, которые были выполнены согласно утвержденной проектной документации ремонта автомобильной дороги.

В заседании судебной коллегии представитель ГБУ ЯО «ЦООС» пояснила, что в случае проведения проверки после издания постановления Правительства Ярославской области № 927-п от 21 октября 2022 года указанные в акте от 28 сентября 2022 года обстоятельства не могли быть признаны нарушением природоохранного законодательства.

Таким образом, судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что нарушение почвенного слоя, складирование строительного материала и лома бетонных изделий имело место в месте, предназначенном для уширения проезжей части дороги. В настоящее время данный участок в соответствии с проектом реконструкции дороги полностью заасфальтирован. То есть данный участок заказника в период складирования предполагался к удалению с него почвенного слоя в целях обустройства дороги.

Нарушение со стороны подрядчика носит формальный характер, а именно, работы начаты за месяц до того, как участок был переведен в ЗОХИ для обустройства дороги. Мер по восстановлению поврежденного почвенного слоя проводить не требуется, поскольку восстановление почвенного слоя на данном участке не предполагается.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что факт причинения вреда объектам окружающей среды в результате действия ответчика не нашел своего подтверждения, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.

Доводы апелляционного представления по существу сводятся к повторению позиции, изложенной в суде первой инстанции, которой судом дана надлежащая оценка, апелляционная жалоба не содержит основания для отмены решения суда, в связи с чем подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Угличского районного суда Ярославской области от 20 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Мышкинского района Ярославской области без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-849/2024 (33-9816/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Мышкинского района ЯО
Ответчики
ГКУ ЯО Ярдорслужба
ООО УМпрэо
Суд
Ярославский областной суд
Судья
Гушкан Сергей Анатольевич
Дело на сайте суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
22.12.2023Передача дела судье
25.01.2024Судебное заседание
01.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.02.2024Передано в экспедицию
25.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее