Судья Буров А. И. Дело № 33а-3325/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Кричкер Е. В.,
судей Захарчука О. В.,
Машкиной Н.Ф.,
при секретаре Токаревой М. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 18 июля 2018 года дело по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 17 мая 2018 года, которым постановлено
административное исковое заявление административное Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости удовлетворить.
Установить на основании заявления от 29 декабря 2017 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ЖД-1, зона многофункциональной жилой и общественно – деловой застройки зданиями высокой этажности (подзона ЖД1-1); многоквартирные жилые дома; отдельно стоящие объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания общей площадью до <данные изъяты>. бизнес – центры, офисные центры, общая площадь <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> в размере рыночной стоимости равной <данные изъяты> по состоянию на 18 июля 2017 года.
В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> к Правительству Удмуртской Республики и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Машкиной Н.Ф., выслушав объяснения представителя административного Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике Малых М. Н., поддерживающего доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца Стяжкиной С. С. и представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики Прозоровой А. А., полагавших доводы апелляционной жалобы не обоснованными, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты> (далее по тексту – ООО <данные изъяты> обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, в котором просит: установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Молодежная, кадастровый номер № в размере его рыночной стоимости, равной <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований указало, что является арендатором спорного земельного участка. Установленная кадастровая стоимость земельного участка в размере <данные изъяты> значительно превышает его рыночную стоимость по состоянию на 18 июля 2017 года в размере <данные изъяты> определенную Отчетом об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы Общества как арендатора.
В судебном заседании представитель административного истца Стяжкина С. С. требования, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель Правительства Удмуртской Республики Тихомирова К. Ю., и представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее по тексту – Управление Росреестра по УР) Лазарева М.В. по существу спора возражений не высказали. От заявления ходатайства о назначении судебной оценочной экспертизы отказались.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Администрации города Ижевска, представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике, заинтересованное лицо Тронин Д. А. не явились, дело в соответствии со статьей 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее по тексту – ФГБУ «ФКП Росреестра» по УР) просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований к ФГБУ «ФКП Росреестра» отказать в полном объёме как к ненадлежащему административному ответчику. При этом ссылается на нарушение и неправильное применение судом норм материального права.
В поступивших возражениях представитель административного истца Стяжкина С. С. просит решение суда оставить без изменения. Апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федеарции предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 данной статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Абзацем 3 пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее по тексту – Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30 июня 2015 года) разъяснено, что по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года № П/210 полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости, ранее учтённых объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик наделено федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в связи с чем, обоснование судом указанных полномочий последнего приказом от 26 ноября 2011 года № П/531 является не верным, поэтому мотивировочная часть решения в данной части подлежит изменению, а соответствующий довод апелляционной жалобы – заслуживает внимания.
Абзацем 4 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30 июня 2015 года разъяснено, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости (на сегодняшний день – Единый государственный реестр недвижимости) сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтённого объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Одним из оснований пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, является установление его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов на территории Удмуртской Республики утверждены постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года № 531 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2015 года» (далее по тексту – Постановление № 531)
Как следует из материалов дела, согласно договору аренды № № от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительным соглашением к договору № № от ДД.ММ.ГГГГ года ООО <данные изъяты> является арендатором земельного участка с кадастровым номером №
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (созданной приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № №) от ДД.ММ.ГГГГ № № отклонено заявление ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно сведениям ФГБУ «ФКП Росреестра» по УР, Управления Росреестра по УР, Выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, акту определения кадастровой стоимости земельного участка, названный выше земельный участок является вновь образованным, поставлен на государственный кадастровый учет 18 июля 2017 года, в связи с чем, не являлся объектом оценки при проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Удмуртской Республики в 2015 году.
С учетом требований статьи 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ, датой определения кадастровой стоимости является 18 июля 2017 года.
Судебная коллегия признаёт, что на основании соответствующего заявления о постановке на государственный кадастровый учёт и государственной регистрации прав на земельный участок общей площадью <данные изъяты>. м по адресу <адрес> поступившего ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «ФКП Росреестра» по УР определена кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 18 июля 2017 года в размере <данные изъяты> исходя из следующего расчета <данные изъяты> за 1 кв. м (средний удельный показатель кадастровой стоимости в кадастровом квартале № утвержденный Постановлением № 531) x <данные изъяты> (площадь земельного участка).
Указанные обстоятельства подтверждены в суде апелляционной инстанции соответствующими документами.
При таких обстоятельствах суд правомерно привлёк к участию в деле в качестве административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по УР, являющееся надлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу.
Между тем, суд первой инстанции не учёл, что Правительством Удмуртской Республики утверждены результаты определения последней государственной кадастровой оценки земель на территории Удмуртской Республики, а также удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешённого использования в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2015 года (постановление Правительства УР от 30 ноября 2015 года № 531), один из которых использован ФГБУ «ФКП Росреестра» по УР при определении кадастровой стоимости земельного участка, а потому Правительство Удмуртской Республики также является надлежащим административным ответчиком по настоящему делу.
Исходя из чего, довод представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» по УР, изложенный в апелляционной жалобе о том, что последнее является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу судебная коллегия признаёт несостоятельным и подлежащим отклонению, а довод относительно надлежащего административного ответчика в лице Правительства Удмуртской Республики заслуживает внимания, поэтому соответствующий вывод суда следует исключить из мотивировочной части обжалуемого решения.
Удовлетворяя заявленные требования административного истца, суд первой инстанции подробно исследовал и отразил в решении результаты представленного им Отчёта об оценке № ОКА № от ДД.ММ.ГГГГ выполненного Обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> которым установлена рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 18 июля 2017 года в размере <данные изъяты>. При этом суд разъяснил участвующим в деле административным ответчикам и заинтересованному лицу право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы, в случае их несогласия с требованиями административного истца, либо несогласия с представленным им Отчётом об оценке.
Между тем, участники процесса Отчёт об оценке № № от ДД.ММ.ГГГГ не оспаривали, доказательств, опровергающих определённую оценщиком рыночную стоимость объекта недвижимости, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере не представили.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 59, 61, 84 КАС РФ, суд обоснованно счёл Отчёт об оценке земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ надлежащим, допустимым и достаточным доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нём величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 18 июля 2017 года.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда, поскольку построены на иной трактовке обстоятельств дела и сводятся к переоценке доказательств. Оснований для переоценки доказательств, которые подвергаются сомнению административным ответчиком, судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 17 мая 2018 года по существу оставить без изменения.
В мотивировочной части решения суда:
заменить дату и номер приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с «от 26 ноября 2011 года № №» на «от 12 мая 2015 года № №
исключить вывод о том, что Правительство Удмуртской Республики надлежащим ответчиком по настоящему делу не является.
В резолютивной части решения суда:
в первом абзаце исключить слова «…к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии…»,
в третьем абзаце исключить слова «…Правительству Удмуртской Республики и…».
Апелляционную жалобу представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике оставить без удовлетворения.
Председательствующий судья: Е. В. Кричкер
Судьи: О. В. Захарчук
Н. Ф. Машкина
Копия верна: председательствующий судья