Решение по делу № 2а-2959/2020 от 26.08.2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2020 года г. Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Овчинниковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-2959/2020 по административному исковому заявлению Шмаковой И.В. к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения прав,

У С Т А Н О В И Л:

    Шмакова И.В. обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Иркутской области, в котором просит Решение Министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным; обязать Министерство имущественных отношений утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу <адрес>

В обоснование административного искового заявления указала, что с 2005 году она является члены <данные изъяты>», ей был предоставлен земельный участок по <адрес>., который она использует с 2005 года и уплачивает за него взносы. В 2016 году впервые она обратилась к кадастровому инженеру с целью определения границ земельного участка, постановки его на кадастровый учет и регистрации права собственности. Однако в результате работ кадастровый инженер дала заключение от ДД.ММ.ГГГГ о том, что границы образуемого земельного участка пересекают границы иного земельного участка с номером принадлежащего Иркутскому лесничеству. После чего, велись переговоры с Министерством лесного фонда, которые закончились только уточнением границ пересекаемого участка в части (пересекаемый участок отодвинулся с участка Шмаковой И.В. частично). В июле 2017 года она обращалась в Министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка по <адрес> в собственность бесплатно, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворения заявления было отказано по причине того, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах дополнительного отвода земельного участка <данные изъяты>». Она не смогла реализовать свое право, предусмотренное п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137 «О введение в действие земельного кодекса Российской Федерации» Она обратилась к кадастровому инженеру для выполнения кадастровых работ по выделению земельного участка меньшей площади, т.е. определить границы занимаемого участка за исключением земель Иркутского лесничества. Была подготовлена схема на участок 731 кв.м. В ноябре 2019 года она обратилась в Управление Росреестра Иркутской области с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка по адресу <адрес> площадью 731 кв.м. Однако, после приостановления рассмотрения заявления председатель <данные изъяты> обратилась в Управление Росреестра по Иркутской области и уточнила границы участка так получилось, что участок, сформированный кадастровым инженером до уточнения границ исходного земельного участка вышел за границы участка с кадастровым номером . На этом основании Управление Росреестра по Иркутской области вынесло отказ в кадастровом учете по заявлению Шмаковой И.В. от ДД.ММ.ГГГГ. После получения сведений от председателя <данные изъяты> и Управления Росреестра по Иркутской области в судебном заседании по иску Шмаковой И.В. об оспаривании решения об отказе в государственном кадастровом учете Шмакова И.В. обратилась к кадастровому инженеру с целью уточнения схемы и приведения ее в соответствие с границами земельного участка . ДД.ММ.ГГГГ Шмаковой И.В. было подано заявление в Министерство имущественных отношений об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 719 кв.м, по адресу <адрес> на кадастровом плане территории. Однако ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений было вынесено решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по причине того, что исходный земельный участок принадлежит на праве общей совместной собственности <данные изъяты>. Кроме Министерства имущественных отношений никто не имеет полномочий на утверждение схемы расположения земельного участка, а также на предоставление земельного участка в собственность бесплатно. Шмаковой И.В. соблюдены все условия, предусмотренное законом для предоставления земельного участка, выделенного ей решением общего собрания <данные изъяты>», в собственность бесплатно в соответствии с п. 2.7 ст. 3 Федерального закона №137-Ф3. Отказывая Шмаковой И.В. в предоставлении государственной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка государственным органом не разъяснено как Шмакова И.В. может реализовать свое право на утверждение схемы расположения земельного участка с целью дальнейшего обращения за государственным кадастровым учетом в управление Росреестра по Иркутской области, кроме того, в решении не указано в какие сроки и в какой орган Шмакова И.В. может обжаловать указанное решение. Административный истец полагает, что решением Министерства имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ нарушено право, предусмотренное п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N9 137-ФЗ «О введение в действие земельного кодекса Российской Федерации».

В судебном заседании представитель административного истца Михайлова Е.С. заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области Литвинова С.С. требования не признала, поддержала доводы письменного отзыва.

Иные участники судебного разбирательства в судебном заседании отсутствуют, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены, в том, числе в порядке ст. 165.1 ГК РФ.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области извещенное о дате, времени и месте рассмотрения административного дела в судебном заседании отсутствует, представило суду отзыв на административное исковое заявление, в котором просили суд в удовлетворении требований отказать.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

Судом установлено, что Шмакова И.В. является членом СНТ «Черемушки», владеет земельным участком , расположенным по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из протокола общего собрания членов <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ.

Из письма Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на заявление от ДД.ММ.ГГГГ вх. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане
территории, расположенного по адресу:    <адрес>, министерство имущественных отношений Иркутской области (далее - министерство) сообщает следующее. В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10, пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, если образование земельных участков нарушает требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами. В соответствии с пунктом 2 статьи 10 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 10 (1) статьи 4 Закона Иркутской области от 21.12.2006 № 99-03 «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» к полномочиям Правительства Иркутской области в сфере использования и охраны земель относится предоставление земельных участков, находящихся на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно представленной схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, полученной министерством в порядке межведомственного информационного взаимодействия, границы испрашиваемого земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: под садоводство, сведения о вещных правах на объект недвижимости, не зарегистрированных в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества: вид права: общая совместная собственность, правообладатель: садоводство «<данные изъяты>», реквизиты документа-основания: свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ . В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей. Таким образом, вопрос утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка, находящегося в общей совместной собственности садоводства «<данные изъяты>», не относится к полномочиям Правительства Иркутской области. Учитывая изложенное, министерство от имени Правительства Иркутской области отказывает в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: <адрес>. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации вправе обжаловать решение Правительства Иркутской области в случае, если считаете, что указанным решением нарушены права и законные интересы.

Полагая, что отказ не законен и нарушает ее права, административный истец обратился в суд.

При разрешении заявленных требований суд учитывает, что Министерством заявление Шмаковой И.В. рассмотрено и ей отказано в утверждении схемы расположения земельного участка по причине отсутствия у государственного органа полномочий.

Вместе с тем, суд полагает, что государственным органом при принятии оспариваемого решения не учтено следующее.

Согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 01.03.2022 члены некоммерческих организаций, созданных до 01.01.2019 для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Пункт 2.8 этой же статьи названного Федерального закона устанавливает, что предоставление земельного участка в собственность гражданина в случае, предусмотренном пунктом 2.7, осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя.

К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.

В соответствии со статьей 11.10 ЗК:

подготовка схемы обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 ЗК, если иное не предусмотрено статьей 11.10;

подготовка схемы в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом

В силу ст. 9 ЗК РФ к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:

1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

2) установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

3) государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного надзора, землеустройства;

3.1) осуществление государственного земельного надзора;

4) установление порядка резервирования земель, принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) для государственных и муниципальных нужд;

5) резервирование земель, изъятие земельных участков для нужд Российской Федерации;

6) разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;

7) иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами.

Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) (ч. 2 ст. 9).

В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ч. 2 ст. 11).

Согласно ст. 10 ЗК РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (ч. 2 чт. 10).

Из анализа данных норм права следует, что полномочиям субъектов Российской Федерации относятся иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Ни законодательством ни Уставом Иркутского муниципального образования не предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков при предоставлении земельных участков в соответствии с пунктом 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и по утверждению схемы земельного участка при рассмотрении таких заявлений.

В соответствии со ст. 5 Закона Иркутской области от 21 декабря 2006 № 99-оз («Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» к полномочиям Правительства Иркутской области относится, в том числе, предоставление земельных участков, находящихся на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с настоящим Законом, если иное не предусмотрено законодательством.

В силу подп. 29 п. 7 Положения о министерства имущественных отношений Иркутской области29) осуществление от имени Правительства Иркутской области в соответствии с законодательством необходимых действий, связанных с предоставлением земельных участков, находящихся на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе:

подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка в соответствии с подпунктом 1 пункта 3, подпунктом 3 пункта 4 статьи 39.11, подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации;

принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков при предоставлении земельных участков в случаях, указанных в подпунктах 3, 5, 6 пункта 2 статьи 39.3, подпункте 3 статьи 39.5, подпунктах 7, 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, решений о предоставлении в собственность земельного участка в соответствии с пунктом 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, об отказе в предоставлении земельных участков, об отказе в проведении аукциона, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, об отказе в установлении сервитута, об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, о приостановлении рассмотрения заявления в случаях, указанных в подпункте 3 пункта 4 статьи 39.11, пункте 6 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, правовым актом субъекта Российской Федерации напрямую предусмотрена обязанность Министерства имущественных отношений Иркутской области принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков при предоставлении земельных участков в соответствии с пунктом 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Кроме того, суд также учитывает, что в силу пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Рассматривая заявление Шмаковой И.В. и отказывая по существу заявления на основании отсутствия у государственного органа полномочий, Министерство имущественных отношений Иркутской области действовало в разрез положениям пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», и вопреки данной норме права, делая выводы об отсутствии у Министерства полномочий не перенаправило заявление Шмаковой И.В. в компетентный орган, а рассмотрело по существу и отказало в утверждении схемы.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение не соответствует закону, препятствует Шмаковой И.В. в реализации ее прав на земельный участок, предусмотренных пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в связи с чем, подлежит признанию незаконным.

Вместе с тем, учитывая, что утверждение схем расположения земельных участков относится к исключительной компетенции органов исполнительной власти, к коим в силу ст. 10 Конституции РФ суд не относится, и не вправе предрешать решение, которое может быть принято органом исполнительной власти при рассмотрении заявления, требования административного истца об обязании Министерство имущественных отношений Иркутской области утвердить схему расположения земельного участка не основаны на нормах права и удовлетворению не подлежат.

Поскольку суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ , в целях восстановления нарушенного права, суд полагает правомерным возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Шмаковой И.В. об утверждении схемы расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Оспариваемое решение Министерства имущественных отношений Иркутской области датировано ДД.ММ.ГГГГ., административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ., о чем свидетельствует штамп суда о приеме, в связи с чем, суд полагает, что срок обращения административным истцом не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Шмаковой И.В. к Министерству имущественных отношений Иркутской области удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области повторно рассмотреть заявление Шмаковой И.В. об утверждении схемы расположения земельного участка от 11.08.2020г.

В остальной части требования Шмаковой И.В. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения изготовлен 23.11.2020г. Н.Н. Исакова

2а-2959/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Шмакова Ирина Валерьевна
Ответчики
Министерство имущественных отношений Иркутской области
Другие
Администрация Иркутского района Иркутской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области
Михайлова Екатерина Сергеевна
Черемушки СНТ
Суд
Кировский районный суд г. Иркутск
Судья
Исакова Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
kirovsky.irk.sudrf.ru
26.08.2020Регистрация административного искового заявления
26.08.2020Передача материалов судье
28.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.09.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.10.2020Судебное заседание
26.10.2020Судебное заседание
16.11.2020Судебное заседание
21.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее