Решение по делу № 2-2088/2024 от 07.11.2024

Дело № 2-2088/2024 (УИД 50RS0050-01-2024-003586-22)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Шатура Московской области                                        09 декабря 2024 г.

Шатурский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Грошевой Н.А.,

при секретаре Спирячиной Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шатурского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Городского округа Шатура Московской области о понуждении к оформлению технического паспорта на автомобильную дорогу,

установил:

Шатурской городской прокуратурой Московской области в соответствии заданием прокуратуры Московской области проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в результате которой установлено, что в отношении автомобильной дороги общего пользования местного значения Городского округа Шатура Московской области по адресу: <адрес>, реестровый номер , протяженностью 12644,00 м, общей площадью 3161,00 кв.м, не произведена техническая паспортизация.

Согласно реестру муниципального имущества указанная автомобильная дорога состоит на балансе администрации.

В результате бездействия должностных лиц администрации Городского округа Шатура Московской области, выразившегося в неисполнении обязанности по организации оформления технического паспорта на указанную автодорогу, нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасные условия движения по дорогам местного значения.

По факту непринятия мер в данной сфере городской прокуратурой главе Городского округа Шатура Московской области внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения законодательства не устранены, технический паспорт вышеуказанной дороги не оформлен.

Просит обязать администрацию Городского округа Шатура Московской области в течение 1 года с момента вступления в силу решения суда оформить технический паспорт на указанную автомобильную дорогу общего пользования местного значения.

Представитель истца Шатурской городской прокуратуры в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика - администрации Городского округа Шатура Московской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав объяснения истца, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ).

Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1).

При этом, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (статья 5 Закона № 196-ФЗ).

В соответствии со статьей 12 Закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 № 160 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» в прочие работы по содержанию входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений (подп. 4 п. 15).

Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм - ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных 05.02.1982 Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

При этом согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность), регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ).

Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) независимо от их форм собственности и значения (статья 1).

В статье 3 данного Федерального закона определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6).

Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).

Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 7).

Согласно части 9 статьи 5 Закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

В соответствии с ч. 9 ст. 6 Закона 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 11 статьи 5 этого же Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Статьей 13 данного Федерального закона определены полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Так, согласно части 1 указанной нормы закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения (пункт 5); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (пункт 6); утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (пункт 11).

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27.08.2009 № 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в силу подпункта 4 пункта 9 которой в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.

Согласно «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», введенного в действие Приказом Росстандарта от 31 августа 2016 г. № 1004-ст, настоящий стандарт распространяется на автомобильные дороги общего пользования и устанавливает общие требования и порядок выполнения работ по диагностике и паспортизации автомобильных дорог. При этом, согласно п. 4.2.2 ГОСТ 33388-2015 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия.

Под техническим паспортом автомобильной дороги понимается технический документ, содержащий данные о технических и эксплуатационных характеристиках автомобильной дороги, полученные в результате проведения технического учета дороги (пункт 3.9 ГОСТ 33388-2015).

При этом, технический паспорт автомобильной дороги является результатом ее паспортизации (пункт 9.1 ГОСТ 33388-2015).

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов городского округа (автодороги местного значения), за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, в силу прямого указания закона являются собственностью такого округа, администрация которого обязана обеспечивать их содержание, в том числе, и их паспортизацию, включенную в комплекс работ по содержанию автомобильных дорог. Результаты такой паспортизации оформляются техническим паспортом.

На территории Городского округа Шатура Московской области 443 муниципальных автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Шатурской городской прокуратурой в соответствии заданием прокуратуры Московской области проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в результате которой установлено, что в отношении 333 автомобильных дорог техническая паспортизация не произведена.

Отсутствие технических паспортов на указанные автомобильные дороги свидетельствует о неисполнении полномочий ответственными должностными лицами органа местного самоуправления в данной сфере правоотношений, что нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия движения по дорогам местного значения.

14.12.2023 главе Городского округа Шатура Московской области внесено представление об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения, об организации местного самоуправления (л.д. 9-11).

Судом установлено, что в настоящее время для подготовки паспортов автомобильных дорог муниципальной дорожной сети городского округа выполняются мероприятия по подготовке технических планов автомобильных дорог (геодезическая съемка для уточнения границ, площади и протяженности дорог). Работы по подготовке паспортов автомобильных дорог начали выполняться в 2019 г., однако в связи с отсутствием средств в бюджете Городского округа Шатура работы по подготовке данных паспортов выполнены не в полном объеме (л.д. 12).

Из материалов дела следует, что в отношении автомобильной дороги общего пользования местного значения Городского округа Шатура Московской области по адресу: <адрес>, реестровый номер , протяженностью 12644,00 м, общей площадью 3161,00 кв.м, не произведена техническая паспортизация.

Отсутствие технического паспорта указанной дороги ответчиком не оспаривалось.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.

При установленных по делу обстоятельствах суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Шатурского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию Городского округа Шатура Московской области оформить технический паспорт на автомобильную дорогу общего пользования местного значения Городского округа Шатура Московской области по адресу: <адрес>, реестровый номер , протяженностью 12644,00 м, общей площадью 3161,00 кв.м, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья                                                                                                           Н.А. Грошева

2-2088/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Шатурский городской прокурор Московской области в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация городского округа Шатура Московской области
Другие
ЗАХАРОВА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА
Суд
Шатурский городской суд Московской области
Дело на странице суда
shatura.mo.sudrf.ru
07.11.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2024Передача материалов судье
11.11.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.11.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.11.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.12.2024Судебное заседание
09.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее