Дело № 3а-133/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 24 мая 2018 года
Пермский краевой суд в составе судьи Хрусталевой Л.Е.,
при секретаре Новоселовой Н.П.,
с участием представителя административного истца Першина Е.Н. - Клименко Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Першина Евгения Николаевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в виде установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л :
Першин Е.Н. обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: магазины, общей площадью 1278 кв.м., расположенного по адресу: ****, в размере рыночной стоимости в сумме 835 978 рублей по состоянию на 18 декабря 2017 года. В обоснование заявленного требования административный истец указал, что является собственником объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером **. Кадастровая стоимость земельного участка установлена по состоянию на 18 декабря 2017 года и составляет 2151806,94 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Вместе с тем согласно отчёту об оценке от 26 февраля 2018 года № 17/О-18 рыночная стоимость земельного участка составляет по состоянию на указанную дату 835978 рублей. Полагает, что кадастровая стоимость земельного участка является завышенной, что нарушает его права, поскольку размер платы за пользование земельным участком установлен с учетом его кадастровой стоимости.
В судебном заседании административный истец Першин Е.Н., будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, участия не принимал, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного истца Клименко Е.В. поддержала требования Першина Е.Н., просила административный иск удовлетворить.
Административные ответчики - Правительство Пермского края и Федеральное государственное бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пермскому краю, заинтересованные лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, администрация Чернушинского городского поселения, будучи извещёнными о времени и месте рассмотрения административного дела, представителей для участия в судебном заседании не направили.
Представитель административного ответчика Правительства Пермского края Коньшина М.С., действующая на основании доверенности, направила в суд письменное объяснение по делу, в котором указала, что требования административного истца сводятся к реализации в судебном порядке права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, Правительство Пермского края не имеет противоположных с административным истцом юридических интересов. Поскольку заинтересованными лицами по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, то Правительство Пермского края является ненадлежащим ответчиком. Вместе с тем, полагает, что поскольку приведенные административным истцом доводы сводятся к несогласию с решением Комиссии об отклонении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, то к участию в деле в качестве заинтересованного лица следует привлечь данную Комиссию.
Представитель административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пермскому краю Макарчук У.Ф., действующая на основании доверенности, представила письменные пояснения от 11 мая 2018 года, в которых не возражала против удовлетворения административного иска, указав на несогласие с привлечением учреждения к участию в деле в качестве административного ответчика, полагая, что таковым является Правительство Пермского края, поскольку удельный показатель кадастровой стоимости кадастрового квартала, который был применен при расчете кадастровой стоимости спорного земельного участка, был определен в результате массовой государственной оценки, и утвержден постановлениемПравительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края".
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Спицына А.С., действующая на основании доверенности, представила в суд письменный отзыв, в котором не возражала против удовлетворения административного иска.
Представитель заинтересованного лица администрации Чернушинского городского поселения Цыганюк В.А., действующий на основании доверенности, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Поскольку в силу положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, явка в судебное заседание участвующих в деле лиц обязательной судом не признавалась, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца, представителей ответчиков, заинтересованных лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению.
В соответствии с положениями части 1 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются данным Федеральным законом.
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, в том числе о кадастровой стоимости, является государственным кадастровым учётом (часть 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Частью 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим Федеральным законом порядке.
Согласно пунктам 1, 4 части 5 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешённом использовании земельного участка.
Исходя из положений пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 приведённого Кодекса).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 данной статьи. В силу пункта 3 названной нормы в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также - Закон об оценочной деятельности), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьёй 24.19 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных данной статьёй, является дата внесения сведений о нём в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с приведённой статьёй.
Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 года № 1555-О следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определённой методами массовой оценки. Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости может быть осуществлено в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, или в соответствии со статьёй 24.19 приведённого Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Преимущество применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что её устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Першин Е.Н. является собственником здания, назначение: нежилое, общей площадью 612,2 кв. м. - 1 этажа, и общей площадью 617,4 кв.м. - 2 этажа, расположенного по адресу: ****, расположенного на земельном участке с кадастровым номером **, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: магазины, общей площадью 1278 кв.м. Административными ответчиками и заинтересованными лицами факт нахождения объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности Першину Е.Н. на земельном участке с кадастровым номером ** не оспаривается. Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Першин Е.Н. является лицом, имеющим исключительное право выкупа (аренды) спорного земельного участка, что в свою очередь свидетельствует о его заинтересованности в оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ** утверждена Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пермскому краю на основании Акта определения кадастровой стоимости ** от 18 декабря 2017 года и составила 2151806,94 рублей по состоянию на 18 декабря 2017 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 11 апреля 2018 года (л.д. 6).
Вместе с тем как следует из отчёта об оценке № 17/О-18 от 26 февраля 2018 года, составленного Центром независимой оценки (индивидуальный предприниматель К.), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** по состоянию на 18 декабря 2017 года составляет 835978 рублей.
Оценщик К., проводившая оценку, включена в реестр членов Ассоциации «Межрегиональный союз оценщиков». Обязательная гражданская ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована.
Представленный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Закону об оценочной деятельности в Российской Федерации, федеральным стандартам оценки (ФСО № 1, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297, ФСО № 2, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 298, ФСО № 3, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299, ФСО № 4, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508, ФСО № 7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611).
Описание объекта оценки дает однозначное представление о нем. В отчете присутствует описание последовательности определения стоимости объекта оценки, выбор примененных оценщиком подхода и методов оценки. Как следует из отчета, при оценке земельного участка оценщик применил сравнительный подход, в рамках которого использовал метод сравнения продаж/предложений по объектам-аналогам (по элементам сравнения передаваемые права, дата предложения, местоположение, назначение земельного участка). Мотивы, по которым оценщик не применил затратный и доходный подходы, подробно изложены в отчете.
В качестве объектов сравнения использованы данные о сделках, о предложении на продажу прав собственности на три земельных участка в Пермском крае,информация о которых получена из Газеты «Чайковский коммерсант», Архив Авито (https://ruads.ogr/), каталог ПМЛС от 29 сентября 2016 года. Источники информации приложены к отчёту. При этом в качестве объектов-аналогов оценщик выбрал земельные участки, которые существенно не отличаются от оцениваемого земельного участка. Согласно отчёту об оценке, аналоги подобраны с соответствующим местоположением и сопоставимы по своим основным экономическим, техническим и другим характеристикам с объектом оценки. По ценообразующим характеристикам аналогов, имеющим отличия от объекта оценки, оценщиком применены корректировки на дату предложения, на площадь, на местоположение.
Суд считает, что при подготовке отчёта использована информация, отвечающая требования достаточности и достоверности.
Статьёй 12 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Проверив и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, занижения рыночной стоимости объекта или несоответствия представленного административным истцом отчёта требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, административным ответчиком и заинтересованными лицами не представлено.
Доводы, изложенные в представленных письменных пояснениях административных ответчиков, позицию административного истца и представленные им документы не опровергают.
С учётом изложенного, заявленное Першиным Е.Н. требование подлежит удовлетворению, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ** следует установить равной его рыночной стоимости, определённой на основании отчёта об оценке № 17/О-18 от 26 февраля 2018 года, то есть в сумме 835978 рублей по состоянию на 18 декабря 2017 года.
Утверждения представителя Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пермскому краю о том, что данное учреждение не является надлежащим административным ответчиком, поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена на основании удельного показателя кадастровой стоимости, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населённых пунктов Пермского края», суд считает ошибочными.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исходя из положений части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, а по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ** определена на основании Акта определения кадастровой стоимости ** от 18 декабря 2017 года, утверждённого Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пермскому краю, указанное учреждение обоснованно привлечено к участию в административном деле в качестве соответчика.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости и применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в резолютивной части решения необходимо указывать дату подачи соответствующего заявления.
Датой подачи физическим лицом заявления о пересмотре кадастровой стоимости является дата его обращения с административным исковым заявлением в суд либо дата обращения физического лица в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если оно обращалось в такую комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Судом установлено, что Першин Е.Н. обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка 5 марта 2018 года. Решением комиссии от 3 апреля 2018 года № 285 административному истцу в удовлетворении заявленного требования отказано.
Таким образом, датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ** в размере его рыночной стоимости следует считать дату обращения Першина Е.Н. в комиссию, то есть 5 марта 2018 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Першина Евгения Николаевича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: магазины, общей площадью 1278 кв.м, расположенного по адресу: ****, в размере рыночной стоимости в размере 835978 (восемьсот тридцать пять тысяч девятьсот семьдесят восемь) рублей по состоянию на 18 декабря 2017 года.
Датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости считать дату обращения Першина Е.Н. в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - 5 марта 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 25 мая 2018 года.
Решение не вступило в законную силу.
Судья -подпись