Дело № 2-1-155/2023                  УИД

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

<адрес>                                              23 марта 2023 года

Выгоничский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи                                    Буряк О.А.,

при секретаре                                                        Акуловой Н.В.,

с участием

истца помощника прокурора <адрес>              Дубининой Н.В.,

представителя ответчика администрации

<адрес>                                                          Старжинской О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту прав, свобод и законных интересов Шабунина Д. А., Шабуниной Д. Д., Шабуниной А. Д., Шабуниной С. Д., Шабуниной Е. М., Голубовой Е. А., Голубова А. Н., Голубовой Е. А., Голубова А. А.ча, Голубова А. А., Голубова А. А. к администрации <адрес> о понуждении к совершению действий по обеспечению земельных участков электроснабжением, газоснабжением и водоснабжением,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес>, с учетом уточненных требований, обратился в суд с указанным выше иском, ссылаясь на то, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований земельного законодательства при предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей земельных участков. В результате проверки выявлены нарушения, а именно ответчиками не исполнена обязанность по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, не организовано электроснабжение, газоснабжение и водоснабжение. С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой внесено представление, однако нарушения требований законодательства до настоящего времени не устранены. Прокурор просил обязать администрацию <адрес> обеспечить электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением земельные участки с кадастровыми номерами в течение <дата> с момента вступления решения в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Дубинина Н.В. исковые требования поддержала, и, сославшись на обстоятельства, указанные в иске, просила обязать ответчика осуществить требуемые действия.

Представитель ответчика администрации <адрес> Старжинская О.С. в судебном заседании признала исковые требования в части необходимости обеспечения администрацией земельных участков водоснабжением и электроснабжением, указав, что газоснабжение должны обеспечивать собственники указанных земельных участков.

Третьи лица Шабунин Д.А., Шабунина Д.А.,Шабунина А.Д. Шабунина С.Д.,Шабунина Е.М.,Голубова Е.А.,Голубов А.Н.,Голубова Е.А., Голубов А.А.,Голубов А.А., а также орган опеки и попечительства <адрес> надлежащим образом извещались судом о дате, времени и месте судебного разбирательства, однако в судебное заседание не явились.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Брянской области от 30.07.2019 № 77-3 «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей в собственность земельных участков в Брянской области» (далее закон Брянской области № 77-3) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на праве собственности бесплатно и однократно семьям, в которых родители (усыновители) имеют трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), либо единственный родитель (усыновитель) имеет трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных).

Согласно ч. 5 ст. 2 Закона Брянской области № 77-3 предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, или садоводства, или огородничества.

        Согласно ч. 3 ст. 8 Закона Брянской области № 77-3 в целях информирования граждан о наличии земельных участков, предлагаемых для приобретения в собственность бесплатно, исполнительный орган государственной власти Брянской области формирует и утверждает перечни земельных участков, находящихся в федеральной собственности, предназначенных для предоставления гражданам, состоящим на учете в исполнительном органе государственной власти Брянской области до дня вступления в силу настоящего Закона, по мере обеспечения таких земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков.

Кроме того, частью 1 и 5 статьей 4 Закона Брянской области от № 77-3 также установлено, что органы местного самоуправления утверждают перечни земельных участков. При этом, земельные участки подлежат включению в перечень земельных участков после завершения мероприятий по обеспечению таких земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно- технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков.

В соответствии с пп. 1.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» передача земельного участка гражданам имеющим трех и более детей, для жилищного строительства допускается только после обеспечения указанных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков.

Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано: разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий.

Согласно ст. 8.1 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления по организации газоснабжения на территории сельского поселения и межселенной территории реализуются органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят сельское поселение или межселенная территория, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В части 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 11 Устава муниципального образования «Выгоничский муниципальный район» к вопросам местного значения относится организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 09.11.2017 г. № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаул на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований земельного законодательства при предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей земельных участков.

В результате проведенной проверки выявлены следующие нарушения.

    Постановлением администрации <адрес> от <дата> утвержден административный регламент «Принятие решения о предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей на территории <адрес>».

Постановлением главы администрации <адрес> <дата> утвержден Перечень земельных участков в целях бесплатного их предоставления гражданам, имеющих трех и более детей.

В соответствии с постановлением главы администрации <адрес> от <дата> Голубову А.Н. Голубовой Е.А., Голубову А.Н.,Голубовой Е.А., Голубову А.А.,Голубову А.А по <данные изъяты> доли каждому предоставлен земельный участок площадью    <данные изъяты>, с кадастровым номером     как многодетной семье.

Также, в соответствии с постановлением главы администрации <адрес> от <дата> Шабуной Е.М. Шабунину Д.А., Шабуниной Д.А., Шабуниной А.Д. Шабуниной С.Д., по <данные изъяты> доли предоставлен земельный участок, как семье указанной категории, площадью <данные изъяты> с кадастровым номером .

При этом, установлено, что данные земельные участки не обеспечены инженерно-техническими системами (системами электро-, тепло-, газо- и водоснабжения), что сторонами в судебном заседании не оспаривалось.

Таким образом, связи с непринятием администрацией <адрес> в разумный срок должных мер по обеспечению данных земельных участков необходимой инфраструктурой, нарушаются права многодетных семей, в том числе несовершеннолетних.

В связи с выявленными нарушениями законодательства о реализации прав многодетных семей <дата> главе администрации <адрес> прокурором <адрес> было внесено представление.

По результатам рассмотрения представления вышеуказанные нарушения законодательства до настоящего времени ответчиком не устранены.

Принимая во внимание, что в силу вышеприведенных норм права вопросы организации и финансирования мероприятий, связанных с обеспечением земельных участков, предоставляемых в качестве меры социальной поддержки семей, имеющих трех и более детей, относятся к ведению органа местного самоуправления, при этом органы местного самоуправления действуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством Российской Федерации, в рамках предоставленных им полномочий, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора в части возложения на ответчика в пределах своей компетенции обязанности по осуществлению организации комплекса мер, направленных на обеспечение на бесплатной основе вышеуказанных спорных земельных участков в границах земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей для жилищного строительства системой коммунальной инфраструктуры в сферах газоснабжения, водоснабжения и электроснабжением.

Доводы о незаконном возложении на ответчика обязанности по газификации земельных участков, поскольку правообладателями указанных участков поданы заявления, в соответствующую организацию о газификации их земельных участков основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих возникшие спорные по делу правоотношения.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку для исполнения решения Выгоничского районного суда ответчикам требуются временные и финансовые затраты, суд считает необходимым установить разумный срок для исполнения решения суда в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░.░░, ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░,-░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ .

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                  ░.░. ░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>

2-155/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Выгоничского района Брянской области
Ответчики
Администрация Выгоничского района
Другие
Шабунин Дмитрий Анатольевич
Голубов Андрей Николаевич
Суд
Выгоничский районный суд Брянской области
Судья
Буряк Ольга Алексеевна
Дело на сайте суда
vigonichsky.brj.sudrf.ru
14.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.02.2023Передача материалов судье
14.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2023Подготовка дела (собеседование)
20.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2023Судебное заседание
13.03.2023Судебное заседание
23.03.2023Судебное заседание
28.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее