Дело №2-418/2022
25RS0030-01-2021-000712-15
решение в окончательной форме изготовлено 21.06.2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2022 года п. Славянка
Хасанский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Швецовой И.С.,
при секретаре Трегубенко Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хасанского района в защиту прав и законных интересов муниципального образования, администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района к Бренчагову Максиму Николаевичу о признании недействительным распоряжения Главы администрации Славянского городского поселения №39-л от 13.12.2021 года о денежном поощрении Главы Славянского городского поселения, взыскании суммы,
установил:
прокурор Хасанского района обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что в ходе проведенной прокуратурой края проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции, установлено, что в 2021 году главой Славянского городского поселения Бренчаговым М.Н. издано в отношении себя распоряжение № 39-л от 13.12.2021 о назначении денежного поощрения по результатам работы за квартал в размере 75 469 рублей (фактически выплачено за вычетом подоходного налога в размере 13 % - 65 658 рублей).
Возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате поощрений себе, влекущая получение ими доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности главы Славянского городского поселения Бренчагова М.Н., которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление им своих должностных полномочий.
С учетом того, что распоряжение о премировании самого себя издано в условиях конфликта интересов, меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта, Бренчаговым М.Н. не приняты, распоряжение о его поощрении является незаконным.
Кроме того, при издании главой Славянского городского поселения Бренчаговым М.Н. распоряжений о выплате себе денежного поощрения с вопросом о своем поощрении с целью объективной оценки его деятельности и результатов его работы в муниципальный комитет Славянского городского поселения, он не обращался, соответствующие решения муниципальным комитетом не принимались.
Таким образом, в результате принятия Бренчаговым М.Н. распоряжения о поощрении себя при наличии неурегулированного конфликта интересов и в отсутствие согласования с муниципальным комитетом Славянского городского поселения, ему незаконно и необоснованно из бюджета Славянского городского поселения выплачены денежные средства в размере 65 658 рублей.
Учитывая, что Бренчаговым М.Н. решение об осуществлении премиальной выплаты принято с существенными нарушениями требований действующего законодательства о противодействии коррупции и основ организации деятельности органов местного самоуправления, в условиях необъективности, в действиях главы Славянского городского поселения при принятии решения о поощрении имеются признаки недобросовестности.
Просит признать недействительным распоряжение Бренчагова М.Н. от 13.12.2021 года №39-л о денежном поощрении главы Славянского городского поселения Бренчагова Максима Николаевича; взыскать с Бренчагова М.Н. в пользу бюджета Славянского городского поселения сумму незаконно полученных премиальных выплат в размере 65658 рублей.
В судебном заседании прокурор Хасанского района Язвенко Р.В. настаивал на требованиях по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица- администрации Славянского городского поселения в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель администрации Кадыров Э.И. пояснял, что в настоящее время распоряжение от 13.12.2021 № 39- л о денежном поощрении главы Славянского городского поселения Бренчагова М.Н. отменено, выплаченные суммы взыскиваются с Бенчагова М.Н. в бюджет Славянского городского поселения.
Представитель третьего лица муниципального комитета Славянского городского поселения Столбовская О.В. требования прокурора поддерживает в полном объеме.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Правовой статус главы местной администрации определен статьей 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (часть 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
В силу части 6.1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта: подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования; представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования; обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой края проверкой соблюдения законодательства о противодействии коррупции установлено, что в 2021 году главой Славянского городского поселения Бренчаговым М.Н. издано в отношении себя распоряжение № 39-л от 13.12.2021 о назначении денежного поощрения по результатам работы за квартал в размере 75 469 рублей (фактически выплачено за вычетом подоходного налога в размере 13 % - 65 658 рублей).
При издании главой Славянского городского поселения Бренчаговым М.Н. распоряжений о выплате себе денежного поощрения с вопросом о своем поощрении с целью объективной оценки его деятельности и результатов его работы в муниципальный комитете Славянского городского поселения он не обращался, соответствующие решения муниципальным комитетом не принимались.
Статьей 36 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с указанной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (ч. 5 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ).
Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (ч. 5.1 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ).
При этом, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2,8,9 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ).
Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (ч. 11.1 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ).
Аналогичные положения, определяющие правовой статус главы муниципального образования и полномочия муниципального комитета закреплены в ст. 23, 26 Устава Славянского городского поселения, принятым решением муниципального комитета Славянского городского поселения от 05.10.2007 № 213 (далее - Устав).
Размер ежемесячного денежного вознаграждения, ежемесячные и иные дополнительные выплаты главе Славянского городского поселения установлены действующим муниципальным правовым актом Славянского городского поселения от 05.12.2008 № 159-НПА «О денежном содержании главы, председателя и депутатов Муниципального комитета Славянского городского поселения» (решение муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края № 329 от 03.12.2008).
В соответствии с п. 2 указанного выше НПА, ежеквартальное поощрение главы осуществляется по результатам работы за квартал в размерах, определяемых в соответствии с личным вкладом в общие результаты работы. При этом денежное поощрение производится: за обеспечение высокого уровня организаторской работы, своевременное и качественное проведение мероприятий, выполнение поручений муниципального комитета, председателя комитета и его заместителя; за соблюдение сроков исполнения указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, решений Комитета, распоряжений председателя комитета и других служебных документов; за высокое качество, своевременную подготовку и предоставление соответствующей информации, сведений и отчетов, достоверность предоставленных в них сведений; за соблюдение правил трудового распорядка.
Денежное содержание выборных должностных лиц органов местного самоуправления и муниципальных служащих осуществляется за счет средств бюджета Славянского городского поселения.
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, то есть к компетенции муниципального комитета Славянского городского поселения, которой подконтролен и подотчетен глава Славянского городского поселения.
Премия за выполнение особо важных и сложных заданий, добросовестное исполнение служебных обязанностей, эффективную службу, а так же премия по итогам работы по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования муниципальным комитетом Славянского городского поселения.
Соответственно, принятие решения о поощрении главы муниципального образования, в данном случае - о премировании главы Славянского городского Поселения относится к компетенции муниципального комитета Славянского городского поселения.
Для установления наличия или отсутствия правовых оснований для выплаты главе Славянского городского поселения премии необходима объективная оценка его деятельности и результатов его работы, которая в силу ч. 11.1 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ и ст. 23 Устава входит в компетенцию муниципального комитета Славянского городского поселения.
Согласно представленным муниципальным комитетом Славянского городского поселения сведениям глава Славянского городского поселения Бренчагов М.Н. с вопросом об оценке его деятельности и возможности поощрения себя не обращался, соответствующие решения муниципальным комитетом не принимались.
Таким образом, в результате принятия Бренчаговым М.Н. распоряжения о поощрении себя при наличии неурегулированного конфликта интересов и в отсутствие согласования с муниципальным комитетом Славянского городского поселения, ему незаконно и необоснованно из бюджета Славянского городского поселения выплачены денежные средства в размере 65 658 рублей.
Кроме того, согласно правовому акту от 05.12.2008 года №159 - НПА при утверждении фонда оплаты труда главы Славянского городского поселения, предусматриваются следующие средства на выплату - ежеквартальное денежное поощрение (в размере 4 ежемесячных денежных вознаграждений). При этом согласно приложению № 1 к 159-НПА (с изменениями от 28.10.2021 №10) размер ежемесячного денежного вознаграждения составляет 12197 рублей. Таким образом, в рамках ежеквартального поощрения сумма 4 ежемесячных вознаграждений равна 48 788 рублей, что значительно меньше размера, фактически выплаченного главе Славянского городского поселения Бренчагову М.Н. в декабре 2021 года квартального денежного поощрения - 65658 рублей.
Учитывая, что Бренчаговым М.Н. решение об осуществлении премиальной выплаты принято с существенными нарушениями требований действующего законодательства о противодействии коррупции и основ организации деятельности органов местного самоуправления, в условиях необъективности, в действиях главы Славянского городского поселения при принятии решения о поощрении имеются признаки недобросовестности.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Премиальные выплаты в отношении Бренчагова М.Н. осуществлены за счет средств бюджета Славянского городского поселения, тем самым нарушены интересы муниципального образования.
Как пояснил ранее в судебном заседании представитель администрации Славянского городского поселения Кадырова Э.И., распоряжением от 26.04.2022 года №11-л отменено распоряжение от 13.12.2021 года №39-л «О денежном поощрении Бренчагова М.Н.»
Таким образом, требования прокурора к моменту рассмотрения дела по существу и до принятия судом решения, добровольно исполнены ответчиком.
Между тем, исполнения в добровольном порядке ответчиком Бренчаговым М.Н. заявленных прокурором требований, не может являться основанием для отказа прокурору в удовлетворении исковых требований, истец – прокурор Хасанского района, а также муниципальное образование в защиту интересов которого прокурор обращается с иском в суд, от заявленных исковых требований не отказывались.
Кроме того, суд учитывает, что Бренчагов М.Н. издано распоряжение об отмене ранее изданного распоряжения от 13.12.2021 года № 39-л, а также распоряжение об удержании из денежного содержания выплаченного денежного содержания изданы в рамках исполнения решения суда, что свидетельствует о том, что Глава поселения имеет возможность отменить изданные им же распоряжения.
Однако, учитывая, что истец в суде от данных требований не отказался, суд приходит к выводу, что заявленные требования в этой части подлежат удовлетворению, то обстоятельство, что к моменту рассмотрения дела в суде постановление о денежном поощрении главы Славянского городского поселения Бренчагова М.Н. отменено, не может являться основанием к отказа в удовлетворении исковых требований.
В связи с чем, суд полагает необходимым исковые требования прокурора Хасанского района удовлетворить в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования прокурора Хасанского района в защиту прав и законных интересов муниципального образования, администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района к Бренчагову Максиму Николаевичу о признании недействительным распоряжения Главы администрации Славянского городского поселения №39-л от 13.12.2021 года о денежном поощрении Главы Славянского городского поселения, взыскании суммы, удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение Бренчагова Максима Николаевича от 13.12.2021 года №39-л о денежном поощрении главы Славянского городского поселения Бренчагова Максима Николаевича.
Взыскать с Бренчагова Максима Николаевича в пользу бюджета Славянского городского поселения сумму незаконно полученных премиальных выплат в размере 65658 руб.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд Приморского края в течение одного месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.
Судья