Решение по делу № 2-694/2015 от 03.06.2015

     Дело № 2-694/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июля 2015 года с.Шипуново

Шипуновский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Червяк О.А.,

при секретаре Копьёве С.Ю.,

с участием помощника прокурора Шипуновского района Пастухова Д.Н.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шипуновского района Алтайского края в интересах Кондратенко С.В. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Шипуновская средняя общеобразовательная школа имени А.В. Луначарского» о признании права на получение заработной платы, исходя из районного коэффициента 1,25, о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шипуновского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Кондратенко С.В. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Шипуновская средняя общеобразовательная школа имени А.В. Луначарского» (далее по тексту – МБОУ «Шипуновская СОШ им. А.В. Луначарского») о признании права на получение заработной платы, исходя из районного коэффициента 1,25, о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по заявлению Кондратенко С.В. прокуратурой проведена проверка в МБОУ «Шипуновская СОШ им. А.В. Луначарского», где истец работает уборщиком служебных помещений на 1,75 ставки.

По результатам проверки выявлены нарушения законодательства, выразившиеся в оплате ее труда ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда и районного коэффициента ниже установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 №1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края». По мнению прокурора, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в силу ч.2 ст.146, ст.148 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) должен оплачиваться в повышенном размере. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными актами. Согласно ст.ст.315, 316 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Поскольку с 01 января 1998 года на территории Шипуновского района Алтайского края утвержден районный коэффициент к заработной плате в размере 1,25, соответственно, заработная плата должна быть определена не менее минимального размера оплаты труда с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы в данных местностях. Прокурор полагал, что минимальная заработная плата работников МБОУ «Шипуновская СОШ им. А.В. Луначарского» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должна быть не менее <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. в месяц (то есть <данные изъяты> рублей - минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законодательством, + <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (районный коэффициент 1,25).

Поскольку за указанный период Кондратенко С.В. начислен районный коэффициент в размере 20%, начислена и выплачена заработная плата ниже минимального размера оплаты труда, прокурор, с учетом уточнений, просил признать за Кондратенко С.В. право на получение заработной платы с применением к ней районного коэффициента в размере 1,25 на постоянной основе с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 года №1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края»; обязать МБОУ «Шипуновская СОШ им. А.В. Луначарского» с ДД.ММ.ГГГГ установить заработную плату Кондратенко С.В. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента за работу в местности с тяжелыми климатическими условиями, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1,25; обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы Кондратенко С.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента за работу в местности с тяжелыми климатическими условиями в размере 1,25.

В судебном заседании помощник прокурора настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Истец Кондратенко С.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика МБОУ «Шипуновская СОШ им. А.В. Луначарского», представители третьих лиц – Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края, комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, комитета по образованию администрации Шипуновского района Алтайского края, комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Шипуновского района Алтайского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Шипуновского района направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований.

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту социальных прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации).

В силу ч.1 ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Часть 3 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст.133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Из системного толкования положений ч.1 ст.129, ч.3 ст.133, ст.133.1 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все предусмотренные законом элементы, будет не меньше установленного законом минимального размера оплаты труда.

В силу ч.2 ст.146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст.148 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно ст.315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Системное толкование положений ст.ст. 129, 133, 146, 148, 315 Трудового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшим в этот период норму времени ему гарантирована выплата МРОТ независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функцию. То есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях. В связи с чем, соблюдение требований ст.ст.146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации, работающих в особых климатических условиях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину МРОТ, а не включается в нее. Кроме того, в указанных статьях закреплено императивное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, и не установлено запрета повышать размер оплаты труда указанных работников путем применения районного коэффициента к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта.Как установлено в судебном заседании, МБОУ «Шипуновская СОШ им. А.В. Луначарского» является некоммерческой организацией – муниципальным бюджетным учреждением, состоит на учете в налоговом органе, что подтверждается Уставом учреждения, свидетельством о постановке на учет в МИФНС №10 по Алтайскому краю.

Кондратенко С.В. состоит в трудовых отношениях с МБОУ «Шипуновская СОШ им. А.В. Луначарского» с ДД.ММ.ГГГГ в должности уборщика служебных помещений на 1,75 ставки, что подтверждается копиями трудового договора, трудовой книжки, штатным расписанием (л.д.12-18, 22-23, 30-32).

Согласно расчетным листкам по заработной плате, информации работодателя, заработная плата начисляется истцу с учетом районного коэффициента 20% (л.д.48-50, 24).

В силу статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Государственным Комитетом СМ СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС за № 325/24 17.08.1971 принято Постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,15.

Распоряжением Совета Министров РСФСР от 03 января 1972 года №4-р размер районного коэффициента для отдельных районов, в том числе и для Шипуновского района Алтайского края, повышен с 1,15 до 1,20.

    Распоряжением исполнительного комитета Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся от 05.01.1972 № 5-р доведено до сведения, что Совет Министров РСФСР распоряжением от 03.01.1972 № 4-р повысил с 1,15 до 1,2 районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах в отдельных районах Алтайского края, согласно приложению, недостаточно обеспеченных питьевой водой, особенно подвергающихся засухе. Указанный коэффициент вводится с 01 января 1972 года и применяется в порядке, установленном постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 № 325-24.

    Согласно распоряжению Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 №4-р в перечень районов Алтайского края, где к заработной плате рабочих и служащих применяется районный коэффициент в размере 1.2, включен Шипуновский район.

    В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 года №1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» для отдельных районов Алтайского края, включая Шипуновский район, был утвержден размер районного коэффициента 1,25, как для местности с тяжелыми климатическими условиями. Расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате определено осуществлять за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.

Отсутствие регионального нормативного правового акта Алтайского края о повышении районного коэффициента до 1,25 не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку постановление Правительства Российской Федерации №1631 от 27.12.1997 является нормативным правовым актом прямого действия, обязательным к исполнению на территории Алтайского края.

В силу ст.115 Конституции Российской Федерации постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. Следовательно, постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.1997 №1631 в силу ст.423 Трудового кодекса Российской Федерации подлежит применению как не противоречащее Кодексу.

Поскольку Правительством Российской Федерации принято предложение о повышении районного коэффициента с 1,2 до 1,25 в отдельных районах Алтайского края, в том числе Шипуновском районе, постольку при начислении заработной платы истцу Кондратенко С.В. подлежит применению районный коэффициент 1, 25.

Согласно ст.1 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с последующими изменениями и дополнениями) минимальный размер оплаты труда с 01 января 2015 года составляет – <данные изъяты> рублей.

Региональным соглашением, заключенным 14 февраля 2013 года между Алтайским краевым общественным объединением профсоюзов, краевым объединением работодателей и Администрацией Алтайского края «О размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013 - 2015 годы», размер минимальной заработной платы для работников бюджетного сектора экономики установлен в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Таким образом, размер ежемесячной заработной платы истца при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен быть не менее <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек (<данные изъяты> рублей минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законодательством с 01 января 2015 года х 25% = <данные изъяты> рублей + <данные изъяты> = <данные изъяты>).

В силу ст.5 Трудового кодекса Российской Федерации законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу Российской Федерации. Таким образом, размер должностного оклада истца не может быть ниже установленного федеральным законом на основании ст.133 ТК РФ минимального размера оплаты труда.

Как следует из материалов дела, за ДД.ММ.ГГГГ Кондратенко С.В. получила заработную плату за 1,75 ставки в размере <данные изъяты> рублей, за ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей, за ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей, то есть оплата труда по одной ставке составляет ниже МРОТ.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о признании за истцом права на получение заработной платы с районным коэффициентом 1,25, о возложении на ответчика обязанности установить заработную плату истцу не ниже установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда, без включения в него районного коэффициента за работу в местности с тяжелыми климатическими условиями с последующим начислением районного коэффициента в размере 1,25; произвести перерасчет заработной платы истца с применением районного коэффициента в размере 1,25 к начисленной заработной плате.

Доводы о том, что районный коэффициент включается в общую сумму месячной заработной платы работника, которая не может быть ниже МРОТ, основаны на неверном толковании норм права и противоречат вышеприведенным нормам законодательства.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    Иск прокурора Шипуновского района Алтайского края в интересах Кондратенко С.В. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Шипуновская средняя общеобразовательная школа имени А.В. Луначарского» о признании права на получение заработной платы, исходя из районного коэффициента 1,25, о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы удовлетворить.

Признать за Кондратенко С.В. право на получение заработной платы с применением к ней районного коэффициента 1,25 на постоянной основе с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 года №1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края».

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шипуновская средняя общеобразовательная школа имени А.В. Луначарского» с ДД.ММ.ГГГГ начислять Кондратенко С.В. заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента за работу в местности с тяжелыми климатическими условиями, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1,25.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шипуновская средняя общеобразовательная школа имени А.В. Луначарского» произвести перерасчет заработной платы Кондратенко С.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента за работу в местности с тяжелыми климатическими условиями в размере 1,25.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шипуновская средняя общеобразовательная школа имени А.В. Луначарского» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Шипуновский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                  О.А. Червяк

Мотивированное решение изготовлено 12 июля 2015 года.

2-694/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Шипуновского района
Кондратенко С.В.
Ответчики
МБОУ Шипуновская средняя школа
Другие
Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края
Комитет по образованию Администрации Шипуновского района Алтайского края
Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Шипуновского района Алтайского края
Главное Управление образования и молодежной политики Алтайского края
Суд
Шипуновский районный суд Алтайского края
Дело на сайте суда
shipunovsky.alt.sudrf.ru
03.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.06.2015Передача материалов судье
08.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2015Подготовка дела (собеседование)
18.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.07.2015Судебное заседание
12.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее