Дело № 2-241/2015

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Старица 23 апреля 2015 года

Старицкий районный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Беляковой И.А.,

при секретаре Павловой Ю.Ю.,

с участием заместителя прокурора Старицкого района Гуровой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Старицкого района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Степуринская средняя общеобразовательная школа» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения,

установил:

Прокурор Старицкого района Тверской области, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Степуринская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту – МБОУ «Степуринская СОШ») о признании бездействия, выразившегося в неразработке паспортов опасных отходов, незаконным и возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ составить и утвердить в установленном порядке паспорта на опасные отходы 1 класса опасности для окружающей среды, которые образуются от его деятельности.

В обоснование исковых требований со ссылками на п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 -ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 1, 11, 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 9 Приказа Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов», указано, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки в рамках надзора за исполнением требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления установлено, что в МБОУ «Степуринская СОШ», расположенном по адресу: <адрес>, образуются бытовые отходы (люминесцентные ртутьсодержащие трубки, использованные энергосберегающие лампы (I класс опасности), мусор от бытовых помещений. При этом паспорт на опасные отходы I класса опасности для окружающей среды в названом образовательном учреждении отсутствует, чем, по мнению прокурора, нарушаются законодательство и право неопределенного круга лиц, в том числе обучающихся в данной образовательной организации, на благоприятные условия окружающей среды, гарантированное Конституцией Российской Федерации.

В судебном заседании заместитель прокурора Старицкого района Гурова Е.И. поддержала исковые требования по указанным в иске основаниям.

Представитель ответчика - МБОУ «Степуринская СОШ» в судебное заседание не явился при надлежащем извещении. В письменном заявлении директор МБОУ «Степуринская СОШ» Усова Л.А. просила рассмотреть дело в свое отсутствие, сообщила о признании иска.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Старицкого района Тверской области и Отдел образования администрации Старицкого района Тверской области, которые при надлежащем извещении в судебное заседание своих представителей не направили, в письменных сообщениях просили о рассмотрении дела без их участия, возражений относительно удовлетворения исковых требований не имеют. Заведующая отделом образования информировала о направлении паспорта на опасные отходы на согласование в Управление Росприроднадзора по Тверской области.

При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 5 статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчиков.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Из статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следует, что образовательной организацией является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

В статье 28 названого Федерального закона указано, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определяет Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Согласно статье 1 этого Федерального закона отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Паспортом отходов признается документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

Согласно статье 4.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения (статья 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").

Из статьи 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

В Постановлении Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" указано, что паспорт отходов I - IV классов опасности (далее - паспорт) составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 названная Федеральная служба (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.

Из пункта 5 Положения следует, что Росприроднадзор осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя: 5.1.3. государственный надзор в области обращения с отходами; 5.5.8. согласовывает порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, определяемый юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору; 5.5.11. ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации отходов I - IV класса опасности.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 3 сентября 2010г. № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» -«отработанные ртутьсодержащие лампы» - ртутьсодержащие отходы, представляющие собой выведенные из эксплуатации и подлежащие утилизации осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента. Согласно п. 13 данного Постановления размещение отработанных ртутьсодержащих ламп в целях их обезвреживания, последующей переработки и использования переработанной продукции осуществляется специализированными организациями.

В соответствии с п. 9 Приказа Минприроды России от 30.09.2011 г. №792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" конкретные виды отходов представлены в Федеральном классификационном каталоге отходов по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе. Одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.

Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства включены в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 июля 2014 года №445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» присвоен код «4 71101 01 52 1», следовательно относятся к первому классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.

Судом установлено, что МБОУ «Степуринская СОШ» является юридическим лицом, осуществляет деятельность по адресу: <адрес>, на что указано в его Уставе (л.д.10-14).

В процессе деятельности МБОУ «Степуринская СОШ» образуются бытовые отходы - люминесцентные ртутьсодержащие трубки, использованные энергосберегающие лампы (I класс опасности); мусор от бытовых помещений, однако паспорт на опасные отходы I-IV классов опасности отсутствует (л.д.9), что подтверждается сообщением заведующей отделом образования администрации Старицкого района от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривался лицами, участвующими в деле.

Поэтому невыполнение МБОУ «Степуринская СОШ» возложенной законом обязанности по составлению паспорта отходов I-IV класса опасности является его незаконным бездействием, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе обучающихся в данной образовательной организации на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст.42 Конституции РФ.

При рассмотрении данного дела достоверных доказательств тому, что паспорт отходов I-IV класса опасности в МБОУ «Степуринская СОШ» был составлен в установленном законом порядке, предоставлено не было.

Поэтому с учетом приведенных выше правовых норм и установленных фактических обстоятельств суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора к МБОУ «Степуринская СОШ» являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Избранный прокурором способ защиты – присуждение к исполнению обязанности в натуре, позволит достигнуть восстановления нарушенного права.

По мнению суда, прокурором предложен достаточный, разумный, обеспечивающий соблюдение баланса сторон срок для выполнения обязанности.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" обязанность по составлению паспорта на отходы I - IV класса опасности возлагается на юридическое лицо, в процессе деятельности которого образуются такие отходы. Поэтому в иске к администрации Старицкого района Тверской области и Отделу образования администрации Старицкого района Тверской области следует отказать.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, и в силу пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ составляет 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.

░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 24 ░░░░░░ 2015 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

2-241/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Старицкого раойна Тверской области
Ответчики
Администрация Старицкого района Тверской области
Отдел образования администрации Старицкого района
МБОУ "Степуринская СОШ"
Суд
Старицкий районный суд Тверской области
Дело на сайте суда
staricky.twr.sudrf.ru
30.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.03.2015Передача материалов судье
03.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2015Судебное заседание
24.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее