Дело № 2-241/2015
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИГород Старица 23 апреля 2015 года
Старицкий районный суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Беляковой И.А.,
при секретаре Павловой Ю.Ю.,
с участием заместителя прокурора Старицкого района Гуровой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Старицкого района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Степуринская средняя общеобразовательная школа» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения,
установил:
Прокурор Старицкого района Тверской области, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Степуринская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту – МБОУ «Степуринская СОШ») о признании бездействия, выразившегося в неразработке паспортов опасных отходов, незаконным и возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ составить и утвердить в установленном порядке паспорта на опасные отходы 1 класса опасности для окружающей среды, которые образуются от его деятельности.
В обоснование исковых требований со ссылками на п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 -ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 1, 11, 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 9 Приказа Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов», указано, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки в рамках надзора за исполнением требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления установлено, что в МБОУ «Степуринская СОШ», расположенном по адресу: <адрес>, образуются бытовые отходы (люминесцентные ртутьсодержащие трубки, использованные энергосберегающие лампы (I класс опасности), мусор от бытовых помещений. При этом паспорт на опасные отходы I класса опасности для окружающей среды в названом образовательном учреждении отсутствует, чем, по мнению прокурора, нарушаются законодательство и право неопределенного круга лиц, в том числе обучающихся в данной образовательной организации, на благоприятные условия окружающей среды, гарантированное Конституцией Российской Федерации.
В судебном заседании заместитель прокурора Старицкого района Гурова Е.И. поддержала исковые требования по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика - МБОУ «Степуринская СОШ» в судебное заседание не явился при надлежащем извещении. В письменном заявлении директор МБОУ «Степуринская СОШ» Усова Л.А. просила рассмотреть дело в свое отсутствие, сообщила о признании иска.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Старицкого района Тверской области и Отдел образования администрации Старицкого района Тверской области, которые при надлежащем извещении в судебное заседание своих представителей не направили, в письменных сообщениях просили о рассмотрении дела без их участия, возражений относительно удовлетворения исковых требований не имеют. Заведующая отделом образования информировала о направлении паспорта на опасные отходы на согласование в Управление Росприроднадзора по Тверской области.
При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 5 статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчиков.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Из статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следует, что образовательной организацией является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
В статье 28 названого Федерального закона указано, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определяет Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно статье 1 этого Федерального закона отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Паспортом отходов признается документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Согласно статье 4.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения (статья 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
Из статьи 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
В Постановлении Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" указано, что паспорт отходов I - IV классов опасности (далее - паспорт) составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 названная Федеральная служба (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
Из пункта 5 Положения следует, что Росприроднадзор осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя: 5.1.3. государственный надзор в области обращения с отходами; 5.5.8. согласовывает порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, определяемый юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору; 5.5.11. ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации отходов I - IV класса опасности.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 3 сентября 2010г. № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» -«отработанные ртутьсодержащие лампы» - ртутьсодержащие отходы, представляющие собой выведенные из эксплуатации и подлежащие утилизации осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента. Согласно п. 13 данного Постановления размещение отработанных ртутьсодержащих ламп в целях их обезвреживания, последующей переработки и использования переработанной продукции осуществляется специализированными организациями.
В соответствии с п. 9 Приказа Минприроды России от 30.09.2011 г. №792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" конкретные виды отходов представлены в Федеральном классификационном каталоге отходов по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе. Одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.
Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства включены в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 июля 2014 года №445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» присвоен код «4 71101 01 52 1», следовательно относятся к первому классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.
Судом установлено, что МБОУ «Степуринская СОШ» является юридическим лицом, осуществляет деятельность по адресу: <адрес>, на что указано в его Уставе (л.д.10-14).
В процессе деятельности МБОУ «Степуринская СОШ» образуются бытовые отходы - люминесцентные ртутьсодержащие трубки, использованные энергосберегающие лампы (I класс опасности); мусор от бытовых помещений, однако паспорт на опасные отходы I-IV классов опасности отсутствует (л.д.9), что подтверждается сообщением заведующей отделом образования администрации Старицкого района от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривался лицами, участвующими в деле.
Поэтому невыполнение МБОУ «Степуринская СОШ» возложенной законом обязанности по составлению паспорта отходов I-IV класса опасности является его незаконным бездействием, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе обучающихся в данной образовательной организации на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст.42 Конституции РФ.
При рассмотрении данного дела достоверных доказательств тому, что паспорт отходов I-IV класса опасности в МБОУ «Степуринская СОШ» был составлен в установленном законом порядке, предоставлено не было.
Поэтому с учетом приведенных выше правовых норм и установленных фактических обстоятельств суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора к МБОУ «Степуринская СОШ» являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Избранный прокурором способ защиты – присуждение к исполнению обязанности в натуре, позволит достигнуть восстановления нарушенного права.
По мнению суда, прокурором предложен достаточный, разумный, обеспечивающий соблюдение баланса сторон срок для выполнения обязанности.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" обязанность по составлению паспорта на отходы I - IV класса опасности возлагается на юридическое лицо, в процессе деятельности которого образуются такие отходы. Поэтому в иске к администрации Старицкого района Тверской области и Отделу образования администрации Старицкого района Тверской области следует отказать.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, и в силу пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ составляет 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 24 ░░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░