Дело №33а-1984/2019 Председательствующий в
Категория 19 первой инстанции Кныш Н.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 мая 2019 года г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Кондрак Н.И.,
судей Артамоновой Т.А., Дудкиной Т.Н.,
при секретаре Дубровой А.В.,
с участием представителей
административного истца Лебедева А.В.,
административного ответчика Карнишаускене В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску Клочковой Нины Прокопьевны к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителя административного истца Клочковой Нины Прокопьевны – Лебедева Александра Валерьевича на решение Гагаринского районного суда г.Севастополя от 21 февраля 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного иска, -
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Клочкова Н.П. обратилась в Гагаринский районный суд г. Севастополя с административным иском, в котором просила признать незаконным решение Севреестра № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка № по <адрес> в г. Севастополе, возложить на административного ответчика обязанность в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу совершить необходимые действия по государственному кадастровому учету указанного объекта недвижимости.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 21 февраля 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решением представитель административного истца подал жалобу, в которой просит его отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, постановить новое об удовлетворении иска.
Указывает, что земельный участок <адрес> в г. Севастополе, площадью <данные изъяты>, в границах землепользования ЖСТИЗ «Дар» был сформирован до принятия Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации, имел кадастровый номер Украины № и принадлежал Тарасову М.В. на основании государственного акта на право собственности серии № от ДД.ММ.ГГГГ у которого был приобретен истцом на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый №, отнесен к категории земель населенных пунктов и вид разрешенного использования - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок). На участке, в соответствии с видом разрешенного использования, Клочковой Н.П. был построен жилой дом, который в соответствии с выданными техническими условиями был подключен к сетям газораспределения, водоснабжения и канализации, сетям электроснабжения. ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером Рыскиной Е.Н. подготовлен технический план на дом. ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано заявление № об осуществлении кадастрового учета данного дома, к которому в соответствии с ч. 2 ст. 8.1 Закона города Севастополя № 46-ЗС от 30.06.2014 года «Об имущественных и земельных отношениях на территории города Севастополя» (далее Закон № 46-ЗС), приложила правоустанавливающий документ на земельный участок и технический план объекта недвижимости.
Отказывая в удовлетворении административного иска и соглашаясь с выводами государственного регистратора, суд первой инстанции не дал оценку тому обстоятельству, что строительство дома по <адрес> в г. Севастополе Клочковой Н.П. было начато и окончено в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ошибочно применил к спорным правоотношениям ГрК РФ с изменениями, внесенными Федеральным законом № 340-Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Также судом не было принято во внимание то обстоятельство, что заявление о государственном кадастровом учете было подано истцом в соответствии с порядком, установленным ст. 8.1. Закона №46-ЗС, который с учетом ст. 12.1 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», имеют большую юридическую силу по отношению к нормам специального закона, принятым на федеральном уровне, неправильно применены положения ч. 5 ст. 16 Федерального закона № 340-Ф3 от 03.08.2018 года, применение которой разъяснено в письме Минэкономразвития России №32363-ВА/Д23и от 07.11.2018 года.
Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении жалобы настаивал по изложенным в ней доводам.
Представитель административного ответчика против удовлетворения жалобы возражала, полагала решение суда законным и обоснованным.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав судью-докладчика, выслушав явившихся лиц, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, рассмотрев его согласно положений статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 05.06.2018г. Клочкова Н.П. приобрела земельный участок кадастровый №, общей площадью <данные изъяты>. по <адрес> в г. Севастополе в границах ЖСТИЗ «Дар» для строительства и обслуживания жилого дома.
21.07.2018г. истец заключила договор на выполнение кадастровых работ. 25.07.2018г. оформлена декларация на объект недвижимости - 2-х этажный дом площадью 162,7 кв.м., расположенный на вышеназванном земельном участке. 26.10.2018г. кадастровым инженером Рыскиной Е.Н. изготовлен технический план указанного дома площадью 162,7 кв.м.
30.10.2018г. административным истцом поданы документы в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости и регистрации права собственности.
06.11.2018г. истцу направлено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на основании п.9 ч.1 ст.26 ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ О государственной регистрации недвижимости» в связи с не предоставлением документов, в частности отсутствие в составе технического плана объекта индивидуального жилищного строительства (далее ИЖС) уведомления застройщика о планируемом строительстве объекта ИЖС, не поступления в орган регистрации прав уведомления об окончании строительства объекта ИЖС и представленного застройщиком технического плана из органа государственной власти, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство, на соответствующий межведомственный запрос.
Данное уведомление было обжаловано в апелляционную комиссию и решением № заседания апелляционной комиссии по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, утверждённым 07.12.2018г., данное заявление отклонено.
В связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению регистрации права сообщением от ДД.ММ.ГГГГ № истец уведомлен об отказе в государственной регистрации права в связи с непредставлением уведомления о планируемом строительстве (реконструкции) и о соответствии параметров объекта ИЖС, непоступлением ответа на запрос, направленный в Департамент архитектуры и градостроительства.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой исходил из законности оспариваемого решения, поскольку заявление об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав было подано административным истцом ДД.ММ.ГГГГ после вступления в силу Федерального закона N 340-ФЗ без предусмотренного законом уведомления уполномоченного органа.
С данными выводами суда первой инстанции нет оснований не согласиться и доводы жалобы его не опровергают.
Так, с 04.08.2018 вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 340-ФЗ), которым введен уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства (далее - объект ИЖС) взамен ранее действовавшего разрешительного порядка, а также изменены отдельные положения Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Согласно ч.11.1 ст.24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", введенной Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ), технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подготавливается на основании указанной в части 11 настоящей статьи декларации и уведомления застройщика о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также уведомления, направленного органом государственной власти или органом местного самоуправления, о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным федеральными законами, и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (при наличии такого уведомления). Указанные декларация, уведомления прилагаются к техническому плану объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и являются его неотъемлемой частью.
Согласно части 7 статьи 16 Федерального закона N 340-ФЗ до 01.03.2019 допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции указанных объектов и уведомлений об окончании строительства или реконструкции указанных объектов. В данном случае для подготовки технического плана жилого дома или жилого строения, расположенных на соответствующих земельных участках, и их государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав наличие уведомлений не требуется, заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав подается застройщиком (правообладателем садового или дачного земельного участка) либо его представителем.
Таким образом, правообладатели земельных участков, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, вправе по своему усмотрению в отношении возведенных ими (законченных строительством) жилых домов, жилых строений, расположенных на таких земельных участках, в целях государственного кадастрового учета и государственной регистрации права (осуществляемых одновременно) применить либо уведомительный порядок, введенный Федеральным законом N 340-ФЗ, либо ранее действовавший порядок, согласно которому указанные объекты относились к объектам, для строительства, реконструкции которых не требовалось получение разрешения на строительство и, соответственно, на ввод в эксплуатацию (пункт 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса в редакции, действовавшей до 04.08.2018).
Относительно объектов ИЖС, если разрешение на строительство объекта ИЖС получено до дня вступления в силу Федерального закона N 340-ФЗ, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию такого объекта не требуется (часть 4 статьи 16 Федерального закона N 340-ФЗ).
Если до дня вступления в силу Федерального закона N 340-ФЗ было подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта ИЖС, выдача такого разрешения осуществляется в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 340-ФЗ). В этом случае также не требуется ни направление уведомления о планируемом строительстве, предусмотренного статьей 51.1 Градостроительного кодекса (в редакции Федерального закона N 340-ФЗ), ни получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (части 3 - 4 статьи 16 Федерального закона N 340-ФЗ).
Вместе с тем при наличии разрешения на строительство объекта ИЖС застройщик уведомляет об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство объекта ИЖС, в соответствии с частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса (часть 4 статьи 16 Федерального закона N 340-ФЗ). В данном случае рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС осуществляется по правилам, предусмотренным частями 18 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса (в редакции Федерального закона N 340-ФЗ). Направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия объекта ИЖС требованиям разрешения на строительство объекта ИЖС. К уведомлению об окончании строительства застройщику необходимо приложить в числе прочих документов технический план созданного объекта ИЖС. В этих случаях сведения об объекте ИЖС, за исключением сведений о местоположении объекта ИЖС на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании: либо разрешения на строительство и проектной документации такого объекта (при ее наличии); либо разрешения на строительство и декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Федерального закона N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона N 340-ФЗ) (в случае, если проектная документация не изготавливалась).
В случае, если строительство (реконструкция) объекта ИЖС на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта начато до получения в установленном порядке разрешения на строительство и до вступления в силу Федерального закона N 340-ФЗ, правообладатель такого земельного участка вправе до 01.03.2019 года направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса (в редакции Федерального закона N 340-ФЗ) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке объекта ИЖС (часть 5 статьи 16 Федерального закона N 340-ФЗ). Рассмотрение такого уведомления осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 51.1 Градостроительного кодекса, по завершении строительства правообладателем земельного участка направляется предусмотренное частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса уведомление об окончании строительства или реконструкции, а рассмотрение такого уведомления осуществляется в порядке, установленном частями 17 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса. В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. Таким образом, применительно к части 5 статьи 16 Федерального закона N 340-ФЗ данная норма позволяет осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на жилые дома, строительство которых начато до дня вступления в силу указанного Закона, без разрешения на строительство (несмотря на требования статьи 51 Градостроительного кодекса в редакции, действовавшей до 04.08.2018), при условии подачи до 01.03.2019 года соответствующего уведомления в уполномоченный орган.
Такого уведомления в составе техплана не содержится. Ссылки в жалобе на несвоевременное рассмотрение Департаментом архитектуры и градостроительства г. Севастополя заявления истца о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, о незаконности решений Севреестра не свидетельствуют, поскольку обязанность представления уведомления возложена на истца, но могут быть основанием для обжалования бездействия уполномоченного органа.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии необходимости представлять уведомление согласно положений части 1 статьи 8.1 Закона города Севастополя от 25.07.2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений города Севастополя» (далее Закон № 46-ЗС) судебная коллегия полагает несостоятельными.
Так, данной нормой предусмотрено, что положения части 10 статьи 40, части 7 статьи 70 Закона о регистрации недвижимости применяются на территории города Севастополя с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При этом частью 2 статьи 8.1 Закона предусмотрено, что Основаниями для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности физического лица на объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с федеральным законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, а также в срок до 1 января 2019 года - на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, установленный вид разрешенного использования которого соответствует видам разрешенного использования "Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)", "Для ведения личного подсобного хозяйства (код 2.2)" (расположенном в границах населенного пункта), предусмотренным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", являются правоустанавливающий документ на земельный участок, в границах которого расположен такой объект недвижимого имущества (если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на этот земельный участок), и технический план объекта недвижимости.
Вместе с тем, часть 7 статьи 70 Закона о регистрации, которой была предусмотрена необходимость включения в состав технического плана объекта индивидуального жилищного строительства разрешения на строительство соответствующего объекта недвижимости, которая в силу части 3 статьи 8.1. Закона № 46-ЗС на территории города Севастополя до 01.01.2019 года была упразднена, утратила силу с 04.08.2018 года в связи со вступление в силу Закона № 340-ФЗ и особенности, предусмотренные статьей 8.1 Закона № 46-ЗС в части упрощения процедуры государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства на территории города Севастополя с 04.08.2018 года в связи со вступлением в силу Закона № 340-ФЗ и прямо предусмотренной ч.11.1 ст.24 Закона N 218-ФЗ обязанности прилагать предусмотренные ею декларацию, уведомления к техническому плану объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, которые являются его неотъемлемой частью не могут быть применимы.
Иные доводы жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и направлены на переоценку его выводов и так же основанием для отмены судебного акта являться не могут.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 21 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
судьи