Дело №2-608/2023
УИД 11RS0006-01-2023-000677-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Усинск, Республика Коми 12 мая 2023 года
Усинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Старцевой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Садыковой А.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора г.Усинска Республики Коми Умновой Б.О.,
представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Плыгач Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Печорского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Коми» о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми», в котором указал, что в ходе проведенной Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проверки было установлено наличие не демонтированного бездействующего нефтегазопровода от куска скважин № до точки врезки №, расположенного на территории производственной деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». В связи с чем истец просит обязать ответчика в срок до 30.10.2024 года произвести демонтаж бездействующего нефтегазопровода от куска скважин № до точки врезки № протяженностью метра; в срок до 31.12.2014 года (после завершения работ по демонтажу нефтегазопровода от куска скважин № до точки врезки №) провести рекультивацию земельного участка, ранее занятого указанным трубопроводом.
В судебном заседании исковые требования истцом были уточнены. Истец просит обязать ответчика в срок до 30.10.2024 года произвести демонтаж бездействующего нефтесборного коллектора от № до точки врезки № протяженностью метром; обязать ответчика в срок до 31.12.2024 года (после завершения работ по демонтажу нефтесборного коллектора от № до точки врезки №) провести рекультивацию земельного участка, ранее занятого указанным трубопроводом.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора г. Усинска Умнова Б.О., действующая на основании поручения Печорского природоохранного межрайонного прокурора, поддержала исковые требования и доводы в их обоснование.
Представитель ответчика в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на территории производственной деятельности ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» имеется бездействующий нефтесборный коллектор от № до точки врезки № протяженностью км.
В соответствии со ст.3 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 34 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов капитального строительства, используемых при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции принимаются меры по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства, осуществляются сбор нефтяного попутного газа, рекультивация земель, другие мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 997 утверждены «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи», согласно п. 31 которых после завершения строительства, реконструкции или ремонта трубопровода запрещается оставлять неубранные конструкции, оборудование и незасыпанные участки траншей.
Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 534 утверждены «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», п. 1626 которых установлено, что в процессе ликвидации должны быть обеспечены следующие мероприятия: предотвращение загрязнения окружающей среды; обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов; утилизация оборудования и труб; рекультивация нарушенных земель; предотвращение повреждения зданий и сооружений, расположенных в зоне влияния ликвидируемого объекта; сохранение уровня противокоррозионной защиты других объектов ПТ (в случае, если система противокоррозионной защиты ликвидируемых ПТ или их участков участвовала в формировании системы противокоррозионной защиты других ПТ или их участков); предотвращение активизации опасных геологических процессов (оползней, обвалов и подобных явлений).
Согласно ст. 1 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242, выделена отдельная группа отходов «Труды стальные нефте- и газопроводов отработанные» (4 69 520 00 00 0), в составе которой выделено 13 видов отходов, отнесенных к IV классу опасности, в том числе трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией (4 69 522 12 51 4) и трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией (4 69 522 12 51 4).
Указанный объект является бездействующим нефтесборным коллектором, расположенным на участке земель лесного фонда.
Пунктом 2 статьи 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» при выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 N 800, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В соответствии с п.5 указанных Правил, рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Пунктом 8 указанных Правил предусмотрено, что рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий. Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
В соответствии с п.10. 14-20 Правил в целях проведения рекультивации разрабатывается проект рекультивации, а также устанавливается состав проектной документации и порядок ее согласования.
Как следует из материалов дела, указанный объект выведен из эксплуатации, при этом доказательств своевременного применения мер по демонтажу (ликвидации) рассматриваемого объекта, его последующей утилизации и рекультивации земельного участка стороной ответчика представлено не было.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковые требования природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.
С ответчика, в силу положений ст.103 ГПК РФ, подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета МОГО «Усинск» в размере 6000 руб.
Руководствуясь статьями 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Печорского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Коми» о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать ООО «ЛУКОЙЛ – Коми» в срок до 30.10.2024 произвести демонтаж бездействующего нефтесборного коллектора от № до точки врезки № протяженностью метров.
Обязать ООО «ЛУКОЙЛ – Коми» в срок до 31.12.2024 (после завершения работ по демонтажу нефтесборного коллектора от № до точки врезки №) провести рекультивацию земельного участка, ранее занятого указанным трубопроводом.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» в доход муниципального образования городского округа «Усинск» государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Усинский городской суд Республики Коми.
Председательствующий Е.А. Старцева
Мотивированное решение составлено 19 мая 2023 года.
Председательствующий Е.А. Старцева