Дело №а-1319/18
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 апреля 2018 года г. Новороссийск
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Головина А.Ю.,
при секретаре Пищухиной А.С.,
с участием: представителя истца – помощника прокурора г. Новороссийска Мартыненко А.А., представителя административного ответчика – по доверенности Черножуковой И.Ю., представителя заинтересованного лица Росреестра по КК по доверенности Сидориной И.В., представителя заинтересованных лиц ПАО «Абрау-Дюрсо», ЗАО «Абрау-Дюрсо», ООО «Абрау-Дюрсо» по доверенностям Переясловой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г. Новороссийска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО г. Новороссийск о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Новороссийска обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО г. Новороссийск с требованиями: 1) о признании незаконным бездействие Администрации МО г. Новороссийск, выразившееся в непринятии решения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 г. №237 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник которого отказался», по постановке на учет гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: г. Новороссийск, с. Абрау-Дюрсо, в районе муниципальной дороги вдоль озера Абрау, в качестве бесхозяйного недвижимого имущества; 2) обязании Администрацию МО г. Новороссийск устранить допущенные нарушения путем обращения в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с соответствующим заявлением о постановке на учет гидротехнического сооружения, расположенного по адресу г. Новороссийск, с. Абрау-Дюрсо, в районе муниципальной дороги вдоль озера Абрау, в качестве бесхозяйного недвижмого имущества, а также путем направления в Министерство природных ресурсов Краснодарского края выписки из Единого государственного реестра недвижимости о постановке указанного гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
В обоснование административного иска указано, что во исполнение задания прокуратуры Краснодарского края о проведении проверки по коллективному обращению жителей с. Абрау-Дюрсо, о ненадлежащем состоянии памятника природы озера «Абрау», в том числе по вопросу затопления земельных участков заявителей, прокуратурой города Новороссийска проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства. По результатам проведенной проверки установлено, что ранее в октябре 2017 года в администрацию Краснодарского края на многофункциональный телефон обратилась ФИО8 по вопросу искусственно созданного подтопления улицы Горького в с. Абрау-Дюрсо из-за непроизводства спуска воды через шлюз в озере Абрау. Данное обращение направлено в администрацию МО г. Новороссийска для организации проверочных мероприятий в части доводов обращения. Согласно поручения администрации Краснодарского края осуществлен выезд на место с участием заявителя Федотовой Н.В. Так, 13.10.2017 г. комиссией в составе: начальника отдела обеспечения безопасности на водных объектах МКУ «Управление по делам ГО и ЧС города Новороссийска» Леушина В.В., заместителя главы администрации сельского округа Абрау-Дюрсо ФИО10, главного специалиста отдела безопасности на водных объектах МКУ «Управление по делам ГО и ЧС города Новороссийска» ФИО11 осуществлен выезд по адресу: г. Новороссийск, с. Абрау-Дюрсо, улица Горького. В ходе выезда установлено, что шлюз находится в неудовлетворительном состоянии, засыпан щебнем, о чем составлен акт обследования от 13.11.2017 г. Кроме этого, установлено, что уровень воды в озере Абрау оптимальный. Аварийный сброс на момент проверки находился в закрытом состоянии. Также установлено, что шлюз для спуска воды озера Абрау не обслуживается, засыпан мусором и щебнем. Гидротехническое сооружение на балансе муниципального образования г. Новороссийск не состоит, что подтверждается актом осмотра земельного участка от 27.11.2017 г., письмом Администрации муниципального образования г. Новороссийск от 05.02.2018 г. Кроме этого, прокуратурой города Новороссийска установлено, что данное гидротехническое сооружение не принадлежит ЗАО «Абрау-Дюрсо» ни на праве собственности, ни на иных основаниях, на балансе ЗАО «Абрау-Дюрсо» не значится. Также указанный шлюз не находится на землях принадлежащих ЗАО «Абрау-Дюрсо». Вышеизложенное подтверждается письмом Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора от 12.01.2018 г. в адрес прокурора города Новороссийска, согласно которому гидротехническое сооружение в Абрау-Дюрсо не имеет собственника и является бесхозяйным объектом недвижимости. В силу норм действующего законодательства, отсутствие права собственности на гидротехническое сооружение не освобождает органы местного самоуправления от обязанности по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения. По результатам проверки прокуратурой города Новороссийска в адрес главы администрации г. Новороссийск 01.12.2017 г. внесено представление об устранении допущенных нарушений. Данное представление рассмотрено и удовлетворено, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, в целях устранения допущенных нарушений закона. В целях устранения выявленных прокуратурой города Новороссийска нарушений закона, 14.12.2017 г. Администрацией муниципального образования г. Новороссийска направлено письмо Министру природных ресурсов Краснодарского края для информирования о выявленном гидротехническом сооружении, которое не имеет собственника, в том числе, для принятия и постановки данного шлюза в региональную собственность, а также планирования финансирования для обеспечения безопасности данного гидротехнического сооружения. Однако, 23.01.2018 г. в Управление по делам ГО и ЧС г. Новороссийска ив Министерства природных ресурсов Краснодарского края поступила информация о том, что должностными лицами Администрации муниципального образования г. Новороссийска не предоставлена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также технические характеристики данного гидротехнического сооружения, в связи с чем, необходимо в кратчайшие сроки принять меры по постановке на учет гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, после чего представить в Министерство природных ресурсов Краснодарского края соответствующие документы для осуществления в дальнейшем мероприятий по обеспечению безопасности данного шлюза, предусмотренных пунктом 6 Положения. Отсутствие выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о постановке указанного гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, не позволяет Министерству природных ресурсов Краснодарского края осуществлять мероприятия, предусмотренные п. 6 вышеуказанного Положения. В ходе проверки установлено, что администрацией муниципального образования г. Новороссийск не в полном объеме реализуются полномочия по исполнению государственной функции - выявлению бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории района. Таким образом, до предоставления подтверждающих документов, муниципальное образование г. Новороссийск обязано предпринимать меры в рамках защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Законом Краснодарского края от 13.07.1998 г. № 135-КЗ «О защите населения и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В результате бездействия администрации муниципального образования г. Новороссийск сложилась ситуация, при которой нарушены права неопределенного круга лиц - жителей и гостей МО г. Новороссийск на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие. Учитывая вышеизложенное, администрацией МО г. Новороссийск не исполнено требование п. 5 Положения, так как данные о выявленном гидротехническом сооружении, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен, либо от права собственности на которое собственник отказался (выписка из Единого государственного реестра права на недвижимое имущество и сделок с ним, техническое характеристики) в установленном законом порядке в Министерство природных ресурсов Краснодарского края не представлены. Не принятие на учёт бесхозяйных недвижимых вещей - гидротехнических сооружений влечет нарушение требований законодательства об охране окружающей среды и безопасности гидротехнических сооружений, направленного на охрану водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду и нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду и защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Вышеуказанные нарушения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды имеют важное общественное значение и связаны с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса, в связи с чем, исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц. С момента проведения проверочных мероприятий 01.12.2017 г. Администрацией муниципального образования г. Новороссийск не предпринято никаких мер, направленных на разрешение указанного вопроса, что дает право прокурору обратиться в суд в порядке ст. 39 КАС РФ.
При подготовке дела к судебному разбирательству, с учетом устных доводов представителей административного ответчика о принадлежности спорного объекта ЗАО «Абрау-Дюрсо», с целью выяснения юридически значимых обстоятельств, а также учитывая, что решение по настоящему делу может затронуть права и законные интересы лиц, не привлеченных к участию в данном деле, на основании определения суда от 20.03.2018 г. в качестве заинтересованных лиц привлечены к участию в деле следующие юридические лица и органы исполнительной власти: 1) Росреестр по Краснодарскому краю в лице Новороссийского отдела; 2) Министерство природных ресурсов Краснодарского края; 3) Департамент имущественных отношений Краснодарского края; 4) ПАО «Абрау-Дюрсо»; 5) ЗАО «Абрау-Дюрсо»; 6) ООО «Абрау-Дюрсо».
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству от представителя заинтересованного лица ЗАО «Абрау-Дюрсо» поступил отзыв (с учетом дополнений от 03.04.2018 г.) на административный иск, в котором указано, что ЗАО «Абрау-Дюрсо» является организацией, осуществляющей производство, хранение и поставку произведенного вина (виноградного, игристого, шампанского), экспорт и розничную продажу произведенной продукции, а также иные виды деятельности, предусмотренные Уставом Общества. ЗАО «Абрау-Дюрсо» - вновь созданное предприятие на основании распоряжения Главы Администрации Краснодарского края от 05.09.2001 г. № 1047-р, зарегистрировано Администрацией г. Новороссийска 12.11.2001 г. за №737. ЗАО не принадлежат какие-либо объекты гидротехнических сооружений ни на праве собственности, ни на иных основаниях, на балансе Общества гидротехнические сооружения не значатся. Представленные административным ответчиком в дело документы не подтверждают принадлежность шлюза ЗАО «Абрау-Дюрсо». Поскольку переданное ранее в хозяйственное ведение КГУП «Абрау-Дюрсо» имущество, расположено в п. Дюрсо (ориентировочно в 10 км. от п. Абрау-Дюрсо). Данные обстоятельства подтверждаются пунктами 39, 40, 41 выписки из реестра государственной собственности от 09.11.2001 г., согласно которым объекты «плотина», «чаша водохранилища», «водовод донный» имеют юридический адрес (местонахождение) имущества в поселке Дюрсо. Предметом административного иска является шлюз, расположенный по адресу г. Новороссийск, с. Абрау-Дюрсо, в районе муниципальной дороги вдоль озера Абрау. Таким образом, спорный объект не принадлежал ни КГУП «Абрау-Дюрсо», ни ЗАО «Абрау-Дюрсо».
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству от представителя заинтересованного лица ООО «Абрау-Дюрсо» поступил отзыв на административный иск, в котором указано, что ООО «Абрау-Дюрсо» является организацией, основной деятельностью которой является получение прибыли. Видами деятельности Общества в соответствии с Уставом являются: стабильное расширение виноградных насаждений; производство, закупка и реализация виноградных саженцев; производство сельскохозяйственной продукции и ее переработке; внедрение новых технологий в сфере производства, переработки, хранения и торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольственными товарами, а также иные виды деятельности. Общество создано путем реорганизации в форме преобразования ГУП КК «Абрау-Дюрсо», дата регистрации в ИФНС по г. Новороссийску 22.12.2014 г. КГУП «Абрау-Дюрсо» являлось одним из учредителей ЗАО «Абрау-Дюрсо». При создании ЗАО «Абрау-Дюрсо» гидротехническое сооружение – плотина, расположенная в районе х. Дюрсо, передана от КГУП «Абрау-Дюрсо» 12.11.2001 г. в качестве вклада в уставной капитал. 22.11.2001 г. ЗАО «Абрау-Дюрсо» выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект – нежилое сооружение – плотина, лит. I. В соответствии с техническим паспортом, в состав указанного гидротехнического сооружения (Плотина литера «I» (сооружение – земляная плотина) входят: паводковый водосбор, высеченный в скале левого борта сечением 2*2,5 м.; донный водовыпуск стальной из 2-х стальных труб d=400 мм. Адрес местонахождения плотины согласно технического паспорта и свидетельства о государственной регистрации права – Краснодарский край, г. Новороссийск, Приморский район, район пос. Дюрсо. 09 января 2014 года между ЗАО «Абрау-Д.рсо» и ООО «Абрау-Дюрсо коммунальные системы» был заключен договор купли-продажи №18, в соответствии с которым ЗАО обязуется передать ООО в собственность объект недвижимого имущества нежилое сооружение – плотина, лит. I, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, Приморский район, район пос. Дюрсо. Данный договор зарегистрирован в Росреестре 27.01.2014 г. ООО «Абрау-Дюрсо коммунальные системы» прекратило свою деятельность 11.08.2017 г. в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1 ФЗ №129-ФЗ от 08.08.2001 г. ООО «Абрау-Дюрсо» не принадлежат какие-либо гидротехнические сооружения ни на праве собственности, ни на иных основаниях, на балансе Общества ГТС не значатся. Доводы административного ответчика о том, что ранее КГУП «Абрау-Дюрсо» был передан спорный объект недвижимости (шлюз) не соответствуют действительности. Поскольку спорный объект находится вдоль озера Абрау, а объекты ранее переданные КГУП «Абрау-Дюрсо» находились в другом географическом месте – п. Дюрсо (ориентировочно в 10 км. от п. Абрау-Дюрсо).
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству от представителя заинтересованного лица ПАО «Абрау-Дюрсо» поступил отзыв на административный иск, в котором указано, что ПАО «Абрау-Дюрсо» является организацией, основной деятельностью которой является получение прибыли. Основным видом деятельности ПАО в соответствии с Уставом является: консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, а также иные виды деятельности, не запрещенные законодательством. ПАО не принадлежат какие-либо гидротехнические сооружения ни на праве собственности, ни на иных основаниях. Спорный объект – шлюз, расположенный в с. Абрау-Дюрсо в районе муниципальной дороги вдоль озера Абрау, ПАО «Абрау-Дюрсо» не принадлежит.
Заинтересованное лицо Департамент имущественных отношений Краснодарского края также представило отзыв на административный иск, в котором просил вынести законное решение и рассмотреть административное дело в отсутствие его представителя. В отзыве указано, что департамент на основании Положения, утвержденного постановлением главы администрации КК от 23.04.2007 г. №345, является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельным ресурсам, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, по управлению игорной зоной, созданной на территории Краснодарского края. На основании постановления главы администрации Краснодарского края от 02.06.2000 г. №403 «О порядке учета краевого имущества и ведении Реестра государственной собственности Краснодарского края» департамент осуществляет учет краевого имущества и ведет Реестр государственно собственности Краснодарского края. Объекты имущества, указанные в административном иске, не являются собственностью Краснодарского края и в Реестр государственной собственности КК не внесены. На органы местного самоуправления в силу положений ФЗ №131-ФЗ возложены функции по организации и осуществлению мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в границах муниципального образования.
Заинтересованным лицом Министерством природных ресурсов КК представлен отзыв на административный иск, в котором Министерство считает административный иск прокурора законным и подлежащим удовлетворению. В обоснование указано, что в соответствии с Положением о министерстве природных ресурсов КК, утв. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 19.10.2012 г. № 1250, министерство обеспечивает капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию только гидротехнических сооружений, на которые распространяется действие Федерального закона от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», и которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территории Краснодарского края. Информация о том, что спорный объект не имеет собственника или собственник неизвестен, либо от права собственности на него собственник отказался, в министерство администрацией МО г. Новороссийск не представлялась. Нахождение бесхозяйного объекта на водном объекте может иметь негативные последствия и повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, а также иные материальные потери.
В судебном заседании представитель истца подтвердила доводы, изложенные в иске, настаивала на удовлетворении требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика возражала против удовлетворения требований. В обоснование пояснила, что позиция администрации г. Новороссийска аналогична ответу в адрес прокурора г. Новороссийска на представление.
В судебном заседании представитель заинтересованных лиц по делу ПАО «Абрау-Дюрсо», ЗАО «Абрау-Дюрсо», ООО «Абрау-Дюрсо» по доверенностям Переяслова Е.С. подтвердила доводы, изложенные в письменных отзывах, просила вынести решение на усмотрение суда. Дополнительно пояснила, что юридические лица «Абрау-Дюрсо» не имеют отношения к спорному объекту.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Росреестра по КК просила вынести решение на усмотрение суда. В обоснование пояснила, что спорный объект на кадастровом учете в ЕГРН в качестве бесхозного до настоящего времени не состоит. К такому заявлению должен быть приложен технический план. Администрация г. Новороссийска. Администрация г. Новороссийска в Росреестр с соответствующим заявлением не обращалась.
Представители ДИО КК И МПР КК в заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены.
C учетом мнения участников процесса, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц – Департамента имущественных отношений Краснодарского края и Министерства природных ресурсов Краснодарского края.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что во исполнение задания прокуратуры Краснодарского края о проведении проверки по коллективному обращению жителей с. Абрау-Дюрсо, о ненадлежащем состоянии памятника природы озера «Абрау», в том числе по вопросу затопления земельных участков заявителей, прокуратурой города Новороссийска проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства.
По результатам проведенной проверки установлено, что ранее в октябре 2017 года в администрацию Краснодарского края на многофункциональный телефон обратилась гр. ФИО8 по вопросу искусственно созданного подтопления улицы Горького в с. Абрау-Дюрсо из-за непроизводства спуска воды через шлюз в озере Абрау. Данное обращение направлено в администрацию МО г. Новороссийска для организации проверочных мероприятий в части доводов обращения.
Согласно поручению администрации Краснодарского края осуществлен выезд на место с участием заявителя ФИО8
Так, 13.10.2017 г. комиссией в составе: начальника отдела обеспечения безопасности на водных объектах МКУ «Управление по делам ГО и ЧС города Новороссийска» ФИО9, заместителя главы администрации сельского округа Абрау-Дюрсо ФИО10, главного специалиста отдела безопасности на водных объектах МКУ «Управление по делам ГО и ЧС города Новороссийска» ФИО11 осуществлен выезд по адресу: г. Новороссийск, с. Абрау-Дюрсо, улица Горького.
В ходе выезда установлено, что шлюз находится в неудовлетворительном состоянии, засыпан щебнем, о чем составлен акт обследования от 13.11.2017 г. Кроме этого, установлено, что уровень воды в озере Абрау оптимальный аварийный сброс на момент проверки находился в закрытом состоянии. Также установлено, что шлюз для спуска воды озера Абрау не обслуживается, засыпан мусором и щебнем. Гидротехническое сооружение на балансе муниципального образования г. Новороссийск не состоит, что подтверждается актом осмотра земельного участка от 27.11.2017 г., письмом Администрации муниципального образования г. Новороссийск от 05.02.2018 г.
Кроме этого, прокуратурой города Новороссийска установлено, что данное гидротехническое сооружение не принадлежит ЗАО «Абрау-Дюрсо» ни на праве собственности, ни на иных основаниях, на балансе ЗАО «Абрау-Дюрсо» не значится.
Также указанный шлюз не находится на землях принадлежащих ЗАО «Абрау-Дюрсо».
Вышеизложенное подтверждается письмом Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора от 12.01.2018 г. в адрес прокурора города Новороссийска, согласно которому гидротехническое сооружение в Абрау-Дюрсо не имеет собственника и является бесхозяйным объектом недвижимости.
По результатам проверки прокуратурой города Новороссийска в адрес главы администрации г. Новороссийск, 01.12.2017 г. внесено представление об устранении допущенных нарушений.
Данное представление рассмотрено и удовлетворено, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, в целях устранения допущенных нарушений закона.
В целях устранения выявленных прокуратурой города Новороссийска нарушений закона, 14.12.2017 г. Администрацией муниципального образования г. Новороссийска направлено письмо Министру природных ресурсов Краснодарского края для информирования о выявленном гидротехническом сооружении, которое не имеет собственника, в том числе, для принятия и постановки данного шлюза в региональную собственность, а также планирования финансирования для обеспечения безопасности данного гидротехнического сооружения.
Однако, 23.01.2018 г. в Управление по делам ГО и ЧС г. Новороссийска и в адрес Министерства природных ресурсов Краснодарского края поступила информация о том, что должностными лицами Администрации муниципального образования г. Новороссийска не предоставлена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также технические характеристики данного гидротехнического сооружения, в связи с чем, необходимо в кратчайшие сроки принять меры по постановке на учет гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, после чего представить в Министерство природных ресурсов Краснодарского края соответствующие документы для осуществления в дальнейшем мероприятий по обеспечению безопасности данного шлюза, предусмотренных пунктом 6 Положения. Отсутствие выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о постановке указанного гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, не позволяет Министерству природных ресурсов Краснодарского края осуществлять мероприятия, предусмотренного п. 6 вышеуказанного Положения.
В ходе проверки установлено, что администрацией муниципального образования г. Новороссийск не в полном объеме реализуются полномочия по исполнению государственной функции - выявлению бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории района.
Таким образом, до предоставления подтверждающих документов, муниципальное образование г. Новороссийск обязано предпринимать меры в рамках защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», законом Краснодарского края от 13.07.1998 г. № 135-КЗ «О защите населения и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации».
Ссылаясь на то, что в результате бездействия администрации муниципального образования г. Новороссийск сложилась ситуация, при которой нарушены права неопределенного круга лиц - жителей и гостей МО г. Новороссийск на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие, прокурор г. Новороссийска обратился в суд с настоящим иском в порядке ст. 39 КАС РФ.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления муниципальных образований городских округов возложены функции по организации и осуществлению мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в границах муниципального образования.
Ст. 3 Федерального закона 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям отнесены плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Все указанные сооружения, являющиеся гидротехническими, предназначены, прежде всего, для предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов, в связи с чем, поддержание гидротехнических сооружений в технически исправном состоянии, осуществление регулярного контроля за их эксплуатацией и соблюдением норм безопасности является гарантией защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;
Согласно ст. 10 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнического сооружения собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют декларацию безопасности гидротехнического сооружения.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация на основании ст. 17 Федерального Закона «О безопасности гидротехнических сооружений» в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.
Права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Обязательным приложением к документам, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, являются документы, которые подготовлены в соответствии с водным законодательством и в которых в графической форме обозначены схемы размещения этих сооружений.
В соответствии с пунктами 4, 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.1999 г. № 237 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался» (далее - Положение) на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, подаваемого в территориальный орган Федеральной регистрационной службы.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 г. № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Отсутствие права собственности на гидротехническое сооружение не освобождает органы местного самоуправления от обязанности по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения.
В соответствии с п. 5 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Из материалов дела усматривается, что администрацией МО г. Новороссийск не исполнено требование п. 5 Положения, так как данные о выявленном гидротехническом сооружении, расположенного по адресу: г. Новороссийск, с. Абрау-Дюрсо, в районе муниципальной дороги вдоль озера Абрау, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен, либо от права собственности на которое собственник отказался (выписка из Единого государственного реестра права на недвижимое имущество и сделок с ним, техническое характеристики) в установленном законом порядке в Министерство природных ресурсов Краснодарского края не представлены.
В то же время, непринятие на учёт бесхозяйных недвижимых вещей - гидротехнических сооружений влечет нарушение требований законодательства об охране окружающей среды и безопасности гидротехнических сооружений, направленного на охрану водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду и нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду и защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Вышеуказанные нарушения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды имеют важное общественное значение и связаны с необходимостью защиты прав неопределенного круга лиц.
Из системного анализа положений Федерального Закона «О безопасности гидротехнических сооружений» следует, что гидротехнические сооружения направлены на обеспечение защиты жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов при условии соблюдения безопасности такого гидротехнического сооружения. Под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения в соответствии со ст. ст. 3 и 9 Федерального Закона «О безопасности гидротехнических сооружений».
Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации вышеуказанного объекта не позволяет обеспечивать соблюдение требований Федерального Закона «О безопасности гидротехнических сооружений» по поддержанию их надлежащего технического состояния, обеспечивающего безопасность эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка, затопление прилегающих территорий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей природной среде.
Несмотря на существующую угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, ввиду отсутствия собственника гидротехнического сооружения, вопреки требованиям пп. 7.1, 8 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, устанавливающих обязанность органов местного самоуправления участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в минимизации проявлений терроризма, администрацией муниципального образования г. Новороссийск не принимаются меры по постановке на учет гидротехнического сооружения, расположенного по адресу г. Новороссийск, с. Абрау-Дюрсо, в районе муниципальной дороги вдоль озера Абрау в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и дальнейшей постановке на баланс муниципального образования.
Само по себе обращение административного ответчика в Министерство природных ресурсов КК с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений п. 3 ст. 225 ГК РФ, в силу требований которой, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления.
Именно муниципальное образование, на территории которого находятся бесхозяйные вещи, согласно части 3 ст.225 ГК РФ должно обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Таким образом, действующим гражданским законодательством предусмотрен порядок постановки на учет бесхозяйного имущества.
В материалы дела представлены письма и хозяйственные документы ООО «Абрау-Дюрсо», ПАО «Абрау-Дюрсо», ЗАО «Абрау-Дюрсо», из которых следует, что спорное гидротехническое сооружение им на баланс не передавалось, не находится в собственности данных юридических лиц, либо на ином вещном праве, его обслуживанием они не занимаются. Следовательно, спорное гидротехническое сооружение является бесхозяйным имуществом.
Таким образом, обязанность по принятию мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества спорного гидротехнического сооружения возникает именно у администрации МО г. Новороссийск.
С учетом изложенного, административный иск является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Прокурора г. Новороссийска в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации МО г. Новороссийск, выразившееся в непринятии решения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 г. №237 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник которого отказался», по постановке на учет гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: г. Новороссийск, с. Абрау-Дюрсо, в районе муниципальной дороги вдоль озера Абрау, в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.
Обязать Администрацию МО г. Новороссийск устранить допущенные нарушения путем обращения в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с соответствующим заявлением о постановке на учет гидротехнического сооружения, расположенного по адресу г. Новороссийск, с. Абрау-Дюрсо, в районе муниципальной дороги вдоль озера Абрау, в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, а также путем направления в Министерство природных ресурсов Краснодарского края выписки из Единого государственного реестра недвижимости о постановке указанного гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Полный текст решения изготовлен 23.04.2018 года.