Дело № 2-292/2021
64RS0018-01-2021-000410-81
Решение
Именем Российской Федерации
17 мая 2021 года. г. Красный Кут
Краснокутский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Ходжаян Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Антонян Е.А.,
с участием прокурора Полякова Н.Ю.,
Представителя ответчика Терехова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Краснокутского района Саратовской области в защиту интересов Власенко Е.А. к Государственному учреждению здравоохранения Саратовской области «Краснокутская районная больница» о взыскании выплаты стимулирующего характера; третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: Министерство здравоохранения Саратовской области,
установил:
прокурор Краснокутского района Саратовской области, действующий в защиту прав и законных интересов Власенко Е.А., обратился в суд с иском к государственному учреждению здравоохранения Саратовской области «Краснокутская районная больница» (далее по тексту - ГУЗ СО «Краснокутская РБ») о взыскании стимулирующей выплаты. В обоснование исковых требований указывает, что проведенной прокуратурой Краснокутского района проверкой установлено, что 24.07.2020 водитель скорой помощи ГУЗ СО «Краснокутская РБ» Власенко Е.А., осуществлял транспортировку в ГУЗ СО «Краснокутская РБ» гражданин ФИО4 и ФИО5 у которых имелось подозрение на заражение новой коронавирусной инфекцией COVID-19. 30.07.2020 года при проведении анализа, у ФИО4 и ФИО8 выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Кроме того, 29.08.2020 года, водитель скорой помощи ГУЗ СО «Краснокутская РБ» Власенко Е.А., осуществлял транспортировку в ГУЗ СО «Краснокутская РБ» гражданина ФИО6 у которого имелось подозрение на заражение новой коронавирусной инфекцией COVID-19. 08.09.2020 года при проведении анализа, у ФИО6 выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Таким образом, Власенко Е.А.., в июле и августе 2020 года в качестве водителя отделения скорой помощи осуществлял перевозку лиц, у которых выявлена новая корона вирусная инфекция COVID-19, и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 ему полагалась выплата в размере 50000 руб. как водителю скорой медицинской помощи. По данному факту в адрес главного врача ГУЗ СО «Краснокутская районная больница» 20.01.2021 внесено представление № 61-2021/25 об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, которое рассмотрено и отклонено.
ГУЗ СО «Краснокутская районная больница» представило возражение на исковое заявление, где просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Свои возражения мотивируют тем, что выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19. П.3.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» дословно гласит, что «подтвержденным случаем COVID-19 считается случай с лабораторным подтверждением любым из методов с использованием диагностических препаратов и тест-систем, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации», то есть закон четко определяет, когда является подтвержденным случай COVID-19. Из искового заявления истца следует, что водитель скорой помощи Власенко В.В. осуществлял транспортировку пациентов, у котороых на момент транспортировки не была выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и не было подтвержденного любым лабораторным методом с использованием диагностических препаратов и тест-систем, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации случая COVID-19, что подтверждается документально.
1).По данным журнала записи вызовов скорой медицинской помощи ГУЗ СО «Краснокутская РБ» 24.07.2020 года поступил вызов от ФИО8., карта вызова скорой медицинской помощи №. На момент осмотра ФИО8 предъявлял жалобы на слабость, чувство нехватки воздуха. После осмотра фельдшером СМП, выставлен предварительный диагноз: ОРВИ. Пневмония? ФИО8 госпитализирована в инфекционное отделение ГУЗ СО «Краснокутская РБ», 24.07.2020 года ФИО8 проведена рентгенография органов грудной клетки №. Заключение: Паталогии не выявлено.. 01.08.2020 года у ФИО8 выявлен положительный результат новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В связи с вышесказанным можно поставить под сомнение, что на момент транспортировки, ФИО8 была заражена новой коронавирусной инфекцией (COVID -19), Заражение могло произойти после 24.07.2020 года.
2). По данным журнала записи вызовов скорой медицинской помощи ГУЗ СО «Краснокутская РБ» 24.07.2020 года поступил вызов от ФИО4., карта вызова скорой медицинской помощи №. На момент осмотра ФИО4., предъявлял жалобы на слабость, повышение температуры до 38 0 С. После осмотра фельдшером СМП, выставлен предварительный диагноз: ОРВИ. Пневмония? ФИО9., рекомендовано амбулаторное лечение. 29.07.2020 года ФИО9., проведена рентгенография органов грудной клетки №. Заключение: Острая двухсторонняя полисегментарная пневмония. 01.08.2020 года у ФИО4., выявлен положительный результат новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В связи с вышесказанным можно поставить под сомнение, что на момент транспортировки, ФИО9., был заражен новой коронавирусной инфекцией (COVID -19), Заражение могло произойти после 24.07.2020 года.
3). По данным журнала записи вызовов скорой медицинской помощи ГУЗ СО «Краснокутская РБ» 29.08.2020 года поступил вызов от ФИО6., карта вызова скорой медицинской помощи №. На момент осмотра ФИО6предъявлял жалобы на слабость, повышение температуры до 38 0 С. После осмотра фельдшером СМП, выставлен предварительный диагноз: ОРВИ. Пневмония? ФИО6., рекомендовано амбулаторное лечение. 29.07.2020 года ФИО6., проведена рентгенография органов грудной клетки №. Заключение: Острая двухсторонняя полисегментарная пневмония. 01.08.2020 года у ФИО4., выявлен положительный результат новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В связи с вышесказанным можно поставить под сомнение, что на момент транспортировки, ФИО9., был заражен новой коронавирусной инфекцией (COVID -19), Заражение могло произойти после 24.07.2020 года.
Кроме того в ГУЗ СО «Краснокутская РБ» для эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, пациентов из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией COVID-19 имеются специализированные бригады скорой медицинской помощи, которые утверждаются ежемесячно, о чем имеются соответствующие ежемесячные приказы (прилагаются). Работники данных бригад получают ежемесячные стимулирующие выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. N 484.
ВласенкоЕ.А. в судебном заседание не явился, представил заявление о рассмотрение дела в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном обьеме.
В судебном заседании истец помощник прокурора Краснокутского района Поляков Н.Ю. исковые требования поддерживают в полном объеме.
Представители ответчика по доверенности Терехов В.А. в судебном заседании просят в иске отказать, поддерживают свои возражения.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство здравоохранения Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав истца, помощника прокурора, представителей ответчика, третьего лица исследовав материалы дела, оценив доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинские организациями.
Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года № 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Согласно п. 11 Правил выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах:
- оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 50 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи - 25 тыс. рублей в месяц.
Согласно абз. 2 ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно пп. 5.2.17 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 608 Министерство здравоохранения Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает порядки оказания медицинской помощи.
В целях борьбы с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года №198н утвержден временный порядок организации оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Согласно п. 1.3 Приложения № 2 к Приказу от 19 марта 2020 года №198н руководителям медицинских организаций, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь следует определить общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией (далее - специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи), для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COV1D-19, а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
В соответствии с письмом Минздрава России от 21 мая 2020 года № 16-3/И/1-6965 «Об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда медицинским и иным работникам в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 02 апреля 2020 года № 415 и от 12 апреля 2020 года № 484» стимулирующая выплата в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484, полагается медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе транспортных организаций, работающих в указанных бригадах скорой медицинской помощи, сформированных в соответствии с Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденным приказом Минздрава России от 19 марта 2020 года № 198н, для оказания (участия в оказании) медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, в соответствии с требованиями Временного порядка организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденного приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела: выпиской из приказа (л.д. 23), трудовым договором (л.д.24-27), что Власенко Е.А. с 16.05.2013 года принят на должность водителя бригады скорой медицинской помощи.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, в том числе, возражениями ответчика, не оспаривается ответчиком, что водитель скорой медицинской помощи Власенко Е.А. осуществлял госпитализацию 24.07.2020 года граждан ФИО4, ФИО8, 29.08.2020 года ФИО6 в инфекционное отделение ГУЗ СО «Краснокуткая РБ» с диагнозом: ОРВИ, подозрение на пневмонию.
В силу п. 3.6 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 года № 15), подозрительными на COVID-19 являются случаи заболеваний с наличием симптоматики инфекционного заболевания, чаще респираторного характера, или с клиникой внебольничной пневмонии, и эпидемиологическим анамнезом (в связи с прибытием из неблагополучного региона, контактом с человеком с лабораторно подтвержденным диагнозом COVID-19, работой в медицинской организации с пациентами с клиникой респираторных заболеваний, внебольничных пневмоний и иными случаями).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года № 65 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», устанавливающие требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней среди населения Российской Федерации.
Согласно п. 9.2 данных Правил выявление больных и носителей инфекционных болезней осуществляется при всех видах оказания медицинской помощи.
Из изложенного следует, что диагноз, который был установлен ФИО8, ФИО9, ФИО6, ОРВИ, пневмония, в силу п. 3.6 СП 3.1.3597-20 относятся к симптоматике новой коронавирусной инфекции.
В соответствии с данными ответчика (возражения) у ФИО8, ФИО4, ФИО6 забор анализов на COVID-19 был произведен в ГУЗ «Перинатальный центр» г. Саратова. Положительный результат на коронавирусную инфекцию был получен у ФИО8 01.08.2020 года, у ФИО4 01.08.2020 года, у ФИО6 31.08.2020 года.
При этом само подтверждение диагноза – коронавирусная инфекция COVID-19, является заключительным этапом выявления заболевшего и порождает правовые основания для установленных действующим законодательством выплат.
Таким образом, документально подтверждено, что бригада скорой медицинской помощи, в состав которой входил водитель Власенко Е.А. непосредственно работала (оказывала скорую медицинскую помощь) 24.07.2020 и 29.08.2020 года с гражданами ФИО8, ФИО4, ФИО6, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19).
Факт работы водителя скорой медицинской помощи Власенко Е.А. 24.07.2020 и 29.08.2020 с пациентами ФИО8, ФИО4, ФИО6 у которых был поставлен диагноз «коронавирусная инфекция» (COVID-19) нашел свое документальное подтверждение и подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами: путевыми листами автомобиля (л.д. 33-35), сведениями представленные ответчиком (л.д. 33-34), журналом медицинских услуг стационара (л.д. 39-42), возражениями ответчиков.
Прокурорм было вынесено представление об устранении нарушений трудового законодательства. ( л.д. 43-47). Указанное представление отклонено.
Работникам скорой медицинской помощи (врачи, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал и водители автомобилей скорой медицинской помощи) за работу с пациентами с диагнозом «коронавирусная инфекция» (COVID-19) предусмотрены дополнительные выплаты стимулирующего характера.
Указанные стимулирующие выплаты производятся непосредственно работодателем в дни выплаты заработной платы, с получением соответствующих денежных средств, в порядке установленном Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года № 484.
Применительно к спорным отношениям в соответствии с действующим правовым регулированием медицинская организация – ГУЗ СО « Краснокутская РБ» - должна доказать отсутствие оснований для выплаты стимулирующего характера ФИО11 предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 года № как водителю скорой помощи, участвовавшему 20.08.2020 в госпитализации ФИО12 у которой 22.08.2020 выявлена новая короновирусная инфекция (COVID-19.
Доказательств того, что на момент госпитализации водителем скорой помощи ФИО1 в «Краснокутскую РБ» ФИО8, ФИО4, ФИО6 не являлся инфицированным новой коронавирусной инфекции (COVID-19), стороной ответчика не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Власенко Е.А. в июле и августе 2020 года осуществлял госпитализацию гражданин, у котороых выявлена новая коронавирусная инфекция(COVID-19), размер выплаты в месяц составляет 25000 рублей, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требовании, взыскании с ответчика 50000 рублей в пользу истца стимулирующих выплат за два месяца.
Доводы ответчка о том, что спорная стимулирующая выплата истцу не полагается, поскольку имеются специализированные бригады для эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией(COVID-19), пациентов из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), утверждаемые ежемесячно, в день госпитализации у ФИО8, ФИО4, ФИО6 диагноз коронавирусная инфекция подтвержден не был, являются необоснованными по следующим основаниям.
Реализуя закрепленные Конституцией РФ (ст. 34, ч. 1; ст. 35, ч. 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции РФ закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Несмотря на наличие выездных специализированных бригад в Краснокутской ЦРБ, указанные бригады 24.07.2020 и 29.08.2020 года не были направлены к пациентам ФИО8, ФИО9, ФИО6, у котороых имелись симптомы ОРВИ, которые в силу п. 3.6 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 года № 15), относятся к симптоматике новой коронавирусной инфекции.
Исполняя свои трудовые обязанности добросовестно, истец не мог не выехать на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ, подвергая свою жизнь и здоровье опасности в связи с потенциальной возможностью заражения коронавирусной инфекцией.
Учитывая изложенное, работодатель несет ответственность за принимаемые им управленческие решения.
Факт выезда к больному с уже установленным диагнозом коронавирусная инфекция и установлением данного диагноза в последующем, после госпитализации, при наличии всех признаков заболевания, не может быть решающим и ставить работника, выполняющего одинаковую работу, с равноценными рисками, в неравные условия по оплате труда.
На основании выводов судебного разбирательства и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 12.04.2020 ░. № 484 ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ COVID-19, ░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░..
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 24 ░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░