Дело №а-110/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кыра 21 июня 2019 года
Кыринский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Курсиновой М.И.,
при секретаре Макеевой Ю.В.,
с участием представителя административного истца Куприянова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> административное дело по административному исковому заявлению Администрации муниципального района «Кыринский район» к Кыринскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация МР «Кыринский район» обратилась в суд с вышеназванным административным иском, указав, что на основании решения Кыринского районного суда от 9 ноября 2018 года о возложении обязанности на администрацию МР «Кыринский район» принять меры по включению в муниципальный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края, многоквартирные жилые дома № в с. <адрес>. Срок исполнения решения – 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Кыринским РОСП возбуждено исполнительное производство №3462/19/75050, 11.06.2019 в рамках данного исполнительского производства судебным приставом – исполнителем Кыринского РОСП Масаловой Н.Г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установления нового срока исполнения. В настоящее время администрация МР «Кыринский район» не может исполнить судебное решение в связи с тем, что муниципальный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах является производным документом от Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края. Вопросы, связанные с формированием и актуализацией региональной программы и муниципальных краткосрочных планов регламентируются Законом Забайкальского края от 29.10.2013 №875 – ЗЗК «О регулировании отдельных вопросов обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края» и непосредственно Региональной программой, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 30.12.2013 №590. Муниципальная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального района «Кыринский район» утверждена постановлением администрации МР «Кыринский район» от 04.02.2015 № 65. В соответствии со ст.14 Закона Забайкальского края №875- ЗЗК органы местного самоуправления утверждают муниципальные краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, устанавливаемом региональной программой капитального ремонта сроком на 3 года с распределением по годам в пределах указанного срока. Разделом 6 Региональной программы определен Порядок разработки и утверждения краткосрочных планов реализации программы, согласно которому разработка краткосрочных планов реализации Программы направлена на конкретизацию сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнение планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах с определением необходимого объема финансирования.Муниципальный краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального района «Кыринский район» на 2019 г. и период 2017 – 2019 г.г. утвержден постановлением администрации МР «Кыринский район» от 30.11.2018 №843. Региональный краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края на 2016 год и период 2017-2019 г.г. утвержден постановлением Правительства Забайкальского края от 28.03.2016 № 111. Для включения многоквартирных жилых домов в <адрес> в муниципальный краткосрочный план необходимо изначально включить данные дома в проект о внесении изменений в муниципальную программу капитального ремонта, направить данный проект в орган государственной власти Забайкальского края, осуществляющий реализацию единой государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края (Министерство территориального развития Забайкальского края) для включения их в Региональную программу и только после включения данных домов в Региональную программу возможно будет внести их в муниципальный краткосрочный план и региональный краткосрочный план. Обязательными условиями для включения домов в Региональную программу является информация о технических характеристиках и электронные паспорта домов, а для включения в краткосрочные планы также полнота поступлений взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирном доме и другие критерии, определенные приказом Министерства территориального развития Забайкальского края от 11.12.2013 №63 «Об утверждении Порядка использования критериев определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества для целей формирования региональной программы капитального ремонта». В связи с тем, что данные дома используются Службой в <адрес>, 29.10.2018 Администрацией МР «Кыринский район» направлялись письма в службу <адрес>, в адрес 524 территориального отделения эксплуатации и контроля за оказанием услуг Восточного военного округа Министерства обороны РФ, территориальный отдел № 4 ФГКУ «Востокрегионжилье», ЖЭ (КО) № 7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО с просьбой предоставить доступ к домам сотрудников администрации муниципального района для сбора необходимых данных: технических характеристик и составления электронного паспорта, а также для фотосъемки домов либо предоставить такую информацию самостоятельно. Однако до настоящего времени ни доступ сотрудников администрации района, ни информация о домах не предоставлены. Администрацией муниципального района «Кыринский район» приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства по возможностям должника, умысла и вины по своевременному исполнению решения суда не было. Считают, что взыскание исполнительского сбора с учетом указанных выше обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения требования судебного решения, является неправомерным и влечет за собой нарушение финансовых прав администрации МР «Кыринский район». Просит освободить администрацию муниципального района «Кыринский район» от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава – исполнителяКыринского РОСП по Забайкальскому краю от 11.06.2019 года в рамках исполнительного производства от (дата) №
Представитель административного истца – начальник отдела организационной, правовой и кадровой работы Администрации МР «Кыринский район» Куприянов А.М. в судебном заседании административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, пояснив суду, что в отношении администрации МР «Кыринский район» было вынесено судебное решении о возложении обязанности принять меры по включению в муниципальный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края, многоквартирные жилые дома № в <адрес> и 25 февраля 2019 года было возбуждено исполнительное производство, был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения, в РОСП администрацией было представлено объяснение, в котором были изложены обстоятельства невозможности исполнения решения суда. 11 июня 2019 года в рамках исполнительного производства было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей, с чем они не согласны, поскольку вины администрации в неисполнении исполнительного листа не имеется. Решением суда возложена обязанность принять меры по включению в муниципальный краткосрочный план многоквартирные жилые дома и администрация принимает меры, обращается в компетентные органы.
Представитель административного ответчика Кыринского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик УФССП по Забайкальскому краю, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель заинтересованного лица прокурор Кыринского района, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Как следует из ч.ч. 1, 2 ст. 6 названного Федерального закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Частью 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 ФЗ«Об исполнительном производстве»).
В соответствии с ч.2 ст.36 ФЗ «Об исполнительном производстве» если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исходя из содержания указанных правовых норм, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Согласно ч.2 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как установлено в судебном заседании, решением Кыринского районного суда от 9 ноября 2018 года по делу по иску прокурора Кыринского района Забайкальского края в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Кыринский район» о возложении обязанности исковые требования прокурора Кыринского района Забайкальского края удовлетворены, на Администрацию МР «Кыринский район» возложена обязанность принять меры по включению в муниципальный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края, многоквартирные жилые дома № в <адрес> в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Кыринского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю от 11 июня 2019 года в рамках исполнительного производства № от (дата), возбужденного на основании исполнительного листа, выданного Кыринским районным судом 18 декабря 2018 года, в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и, признавая причину неисполнения должником исполнительного документа неуважительной, с Администрации МР «Кыринский район» взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Следовательно, в силу закона, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом - исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Как разъяснено в п.75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, административный истец указал, что администрацией МР «Кыринский район» были предприняты все зависящие от нее меры для надлежащего исполнения обязательства, направлены запросы и письма в службу <адрес>, в 524 территориальное отделение эксплуатации и контроля за оказанием услуг Восточного военного округа, в ФГБУ «Объединенноестратегическое командирование Восточного военного округа Министерства обороны РФ, территориальный отдел № ФГКУ «Востокрегионжилье», ЖЭ (КО) № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО.
Как следует из материалов дела, 524 отделение территориального эксплуатации и контроля за оказание услуг восточного военного округа не располагает данными по техническим характеристикам многоквартирных домов, находящихся в <адрес>, жилые дома № №, расположенные в <адрес>, не состоят на учете ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, в связи с чем предоставить сведения о технических характеристиках, указанных жилых домов не представляется возможным.
Как следует из пояснений представителя административного истца Куприянова А.М. Администрацией МР «Кыринский район» приняты все зависящие от них меры по исполнению решения суда, и в решение суда на Администрацию МР «Кыринский район» возложена обязанность именно принять меры по включению в муниципальный краткосрочный план многоквартирные жилые дома.
Исследовав представленные материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что, предъявляя настоящие требования, административным истцом представлены доказательства отсутствия вины в нарушении сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа, а также отсутствии оснований для привлечения к ответственности за нарушение обязательств.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Администрация МР «Кыринский район» приняла все возможные меры для надлежащего исполнения, содержащихся в исполнительном документе требований.
Неисполнение Администрацией МР «Кыринский район» решения суда в полном объеме в установленный для добровольного исполнения срок, нельзя признать уклонением от исполнения решения суда, поскольку имеются объективные обстоятельства, не зависящие от Администрации МР «Кыринский район».
При определении степени вины Администрации МР «Кыринский район» в неисполнении в полном объеме требований исполнительного документа, суд оценивает представленные доказательства, подтверждающие произведенные Администрацией МР «Кыринский район» действия по исполнению судебного акта.
Указанные административным истцом причины, подтвержденные документально, принимаются судом в качестве обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии вины должника в неисполнении в полном объеме решения суда в установленный для добровольного исполнения исполнительного документа срок.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Администрации муниципального района «Кыринский район» удовлетворить.
Освободить Администрацию муниципального района «Кыринский район» от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Кыринского РОСП России по Забайкальскому краю от (дата) в рамках исполнительного производства №.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Кыринский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Курсинова М.И.
Мотивированное решение составлено 26 июня 2019 года