Дело № 2-1047/2017
Решение
Именем Российской Федерации
16 марта 2017 года г. Пермь
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Завьялова О.М.,
секретаря Аминовой Г.С.,
участием представителя административного истца ФИО, действующей на основании доверенности ... от Дата, представителя административного ответчика ФИО, действующей на основании доверенности № от Дата,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Власова А.Д. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Адрес о признании предписания незаконным,
установил:
Власов А.Д. обратился в суд с заявлением о признании незаконным предписание Управление Росреестра по Пермскому краю об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства от Дата № (№), вынесенного в отношении Власова А.Д.
Заявленные требования мотивирует тем, что Власов А.Д. является собственником земельных участков по адресу: Адрес, с кадастровыми номерами ... площадью ... кв.м. каждый. Дата ... ФИО издано распоряжение № о проведении внеплановой выездной проверки физического лица. Дата Межрайонным отделом по Березниковскому, Усольскому районам Управления Росреестра по Пермскому краю составлен акт проверки, которым установлено, что земельные участки не используются для индивидуального жилищного строительства на протяжении ... лет. Также установлено, что участки находятся в зоне ... не предполагающей использование земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Власову А.Д. выдано предписание № (№) от Дата об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства путем использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением, указанном в Государственном кадастре недвижимости либо изменить вид разрешенного использования в соответствии с зоной .... В предписании также указано на то, что невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица установлена административная ответственность. Данное предписание считает незаконным, поскольку истец заключил с ... договор на проведение кадастровых работ по образованию земельного участка путем объединения земельных участков ..., в результате исполнения которого установлено, что объединение невозможно в связи с тем, что вид разрешенного использования – под индивидуальное жилищное строительство, не соответствует территориальной зоне ... в которой находятся земельные участки. Таким образом, использование земельных участков под индивидуальное жилищное строительство невозможно в связи с тем, что указанный вид разрешенного использования не соответствует градостроительному зонированию.
Контрольным органом предлагается истцу изменить вид разрешенного использования земельных участков в соответствии с зоной ..., то есть изменить вид разрешённого использования на строительство многоквартирных домов, минимальный размере земельного участка для которых составляет ... кв.м. Земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет в Дата с видом разрешенного использования – под индивидуальное жилищное строительство. Зона ... установлена Решением Березниковской городской Думы от Дата №, т.е. без учета вида разрешенного использования земельных участков и без учета прав и интересов собственников земельных участков и без учета их прав и законных интересов. Положениями норм закона определено, что вопрос изменения вида разрешенного использования земельного участка относится в ведению местной администрации, в связи с чем предписание об изменения вида разрешенного использования земельных участков в соответствии с территориальным зонированием должно быть выдано Администрации ..., а не собственнику земельного участка.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика в судебном заседании с требованиями не согласился, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление, указав на то, что, покупая земельные участки, Власов А.Д. знал, что приобретает земельные участки под индивидуально жилищное строительство, однако не использует в соответствии с целевым назначением. Предписание вынесено при наличии установленного нарушения земельного законодательства.
Установив позицию сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что с Дата Власов А.Д. является собственником земельных участков площадью ... кв.м. по адресу: Адрес с кадастровым номером ...
Согласно представленной кадастровой выписке о земельном участке от Дата № участок с кадастровым номером ... имеет разрешенное использования – для индивидуального жилищного строительства. Аналогичное разрешённое использование имеет участок с номером ...
Дата в адрес начальника Березниковского отдела Управления Росреестра по Пермскому краю поступило обращение ... с просьбой о проведении внеплановой проверки в отношении Власова А.Д. на предмет соблюдения требований земельного законодательства.
Дата заместителем главного государственного инспектора Пермского края по использованию и охране земель Управления Росреестра по Пермскому краю ФИО вынесено распоряжение № о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Власова А.Д.
В период с Дата по Дата на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки физического лица от Дата № заместителя главного государственного инспектора Пермского края по использованию и охране земель ФИО Межмуниципальным отделом по Березниковскому, Усольскому районам Управления Росреестра по Пермскому краю проведена внеплановая выездная проверка в отношении Власова А.Д., по итогам которой составлен акт № (№) от Дата. Актом установлено, что Власов А.Д. не использует земельные участки, предназначенные для жилищного строительства, в соответствии с их целевым назначением, чем нарушает требования ст. 42 ЗК РФ.
Дата Межмуниципальным отделом по Березниковскому, Усольскому районам Управления Росреестра по Пермскому краю Власову А.Д. выдано предписание № (№), которым предложено устранить нарушение в установленном законодательстве порядке, а именно: приступить с использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением, указанным в Государственном кадастре недвижимости либо изменить вид разрешенного использования в соответствии с зоной ... срок до Дата.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного Приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от Дата № (далее – Административный регламент) государственный земельный надзор осуществляется в форме:
- проведения плановых и внеплановых проверок. Плановая и внеплановая проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки;
- принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
- систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства. Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства осуществляется путем проведения административного обследования объектов земельных отношений, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков на предмет соответствия их содержания законодательству Российской Федерации, а также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством;
- проведения анализа и прогнозирования состояния исполнения земельного законодательства.
В соответствии с п. 16 Административного регламента юридическими фактами завершения проведения проверки являются:
1) составление акта проверки;
2) выдача обязательных для исполнения предписаний (в случае обнаружения правонарушений по результатам проведения проверки).
Ответчиком в отношении истца проведена внеплановая проверка, по результатам которой вынесено обжалуемое истцом предписание.
Основанием для вынесения обжалуемого предписания, по мнению ответчика, является нарушение Власовым А.Д., положений п. 1 ст. 42 ЗК РФ. В обоснование нарушения данной нормы земельного законодательства в предписании и акте проверки указано, что по сведениям управления и земельных отношений администрации ... № от Дата земельные участки с кадастровыми номерами № и № не используются для индивидуального жилищного строительства, то есть в соответствии с их разрешенным использованием на протяжении ... лет, что подтверждается актами натурного обследования земельных участков от Дата, Дата, Дата. По сведениям управления архитектуры и градостроительства администрации ... № от Дата Власов А.Д. с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома по адресу: Адрес не обращался. В ходе проведения проверки установлено, что земельные участки не огорожены, объекты недвижимости на участках отсутствуют, участки не используются. Обмер земельных участков не производился.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Порядок проведения градостроительного зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом РФ.
Согласно п. 6 ст. 1 ГрК РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
В силу положений статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу ч. 3, 5 ст. 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Как установлено судом земельные участки с кадастровыми номерами ... площадью ... кв.м. каждый, расположенные по адресу: Адрес, имеют вид разрешенного использования - Для индивидуального жилищного строительства. Как следует из акта проверки, оспариваемого предписания земельные участки находятся в зоне ....
Решением Березниковской городской Думы от Дата № утверждены Правила землепользования и застройки в городе Березники.
Согласно градостроительному регламенту зона ... - зона многоквартирной жилой застройки до 5 этажей выделена для обеспечения правовых условий формирования кварталов многоквартирных жилых домов с высокой плотностью застройки в левобережной части города при соблюдении инженерных видов и параметров разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Действующим градостроительным регламентом зона ... не предусматривает вид разрешенного строительства – «Для индивидуального жилищного строительства».
Положениями ч. 8 ст. 36 ГрК РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в ч. 8 ст. 36 ГрК РФ объектов.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что правовых оснований для вынесения обжалуемого предписания, предписывающего истцу приступить к использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением либо изменить вид разрешенного использования в соответствии с зоной ... в установленный предписанием срок, не имелось, в связи с чем данное предписание суд признает незаконным.
Незаконно вынесенное предписание нарушает права и законные интересы истца.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Учитывая изложенное, суд признает требования Власова А.Д. обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 173-180, 298 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Власова А.Д. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от Дата № (№) вынесенного в отношении Власова А.Д. об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Судья– О.М. Завьялов