Дело № 2-3948/2023
УИД: 91RS0024-01-2023-003291-80
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 декабря 2023 года г. Ялта
Ялтинский городской суд в составе председательствующего судьи Синицыной О.В., при помощнике Морозове В.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ялты Республики Крым, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ялта Республики Крым, акционерному обществу «Санаторий «Дюльбер» о возложении обязанности совершить определенные действия, третьи лица отдел по курортам и туризму администрации города Ялта Республики Крым, департамент социальной политики администрации города Ялта Республики Крым, Министерство курортов и туризма Республики Крым, Министерство здравоохранения Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Ялты Республики Крым, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Ялта Республики Крым, АО «Санаторий «Дюльбер» о возложении обязанности обеспечить инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к месту отдыха и к предоставляемым в нем услугам, а именно – пляжа общего пользования, расположенного по адресу <адрес> путем установки необходимого оборудования для лиц с ограниченными возможностями (пандусы, перила, ограничительные элементы благоустройства): оборудования зоны купания для лиц с ограниченными возможностями, путем установки необходимых буйков заграждения, перил ограждения, иное оборудование в виде пандуса; оборудования специальной зоны для граждан с ограниченными возможностями, а именно обустройство безопасного спуска для принятия водных процедур в море. Мотивирует тем, что между АО «Санаторий «Дюльбер» и администрацией города Ялта <дата> заключен договор №<номер> о благоустройстве пляжа общего пользования. Проведенной проверкой с привлечением специалистов департамента социальной политики, отдела по курорту и туризму администрации города, установлено, что пляж не оборудован для использования лиц с ограниченными возможностями. Указанные обстоятельства не отвечают взятых на себя ответчиком АО «Санаторий «Дюльбер» обязательствам. Должностные лица администрации города Ялта устранились от исполнения своих обязанностей. Дальнейшее пользование АО «Санаторий «Дюльбер» пляжем с нарушениями Федерального законодательства, взятых договорных обязательств, указывает на неэффективное распоряжение администрацией города муниципальной собственностью.
<дата> исковые требования уточнил, просит обязать администрацию города Ялта Республики Крым, АО «Санаторий «Дюльбер» обеспечить инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к месту отдыха и к предоставляемым в нем услугам, а именно – пляжа общего пользования, расположенного по адресу <адрес> «Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов. Пляжи, доступные для инвалидов», путем оборудования перед входом на пляж или сразу после него в зоне расположения информационного узла, включающего информационное табло и информационных стенд, разместить тактильно-визуальную или тактильно-звуковую схему, выполненную в соответствии с ГОСТ Р 59602, с указанием расположения доступных пляжных объектов и доступных путей следования к ним. Мотивирует тем, что повторным осмотром установлены указанные нарушения.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Пелех А.С. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений.
Представители ответчиков администрации города Ялта Республики Крым, АО «Санаторий «Дюльбер» в судебное заседание не явились, извещены о дне слушания дела надлежащим образом. Представитель ответчика АО «Санаторий «Дюльбер» исковые требования не признал по основаниям, изложенным в пояснениях, дополнениях к возражениям (л.д. 55-56, 78), ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие (л.д. 73).
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора отдела по курортам и туризму администрации города Ялта Республики Крым, департамента социальной политики администрации города Ялта Республики Крым, Министерства курортов и туризма Республики Крым, Министерства здравоохранения Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Суд, заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1. ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Установлено, что <дата> между АО «Санаторий «Дюльбер» и администрацией города Ялта заключен договор №<номер> о благоустройстве пляжа общего пользования, расположенного по адресу: <адрес>
В соответствии с условиями договора АО «Санаторий «Дюльбер» взяло на себя обязанность обеспечить инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла- коляски, и собак-проводников, условия для беспрепятственного доступа на пляж и к предоставляемым на нем услугам в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов (п. 2.4.16 договора).
При изучении актов осмотра департамента социальной политики администрации г. Ялта <данные изъяты> от <дата>) установлено, что пляж условно доступен для посещения его лицами с ограниченными возможностями. Пляж условно доступен для инвалидов, продвигающихся на креслах-колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения, слуха, с нарушениями умственного развития (л.д. 6, 8-9).
Согласно доводам искового заявления, кнопка вызова персонала на входе отсутствует, кабинка для переодевания не оборудована поручнями штангами и дополнительным пространством для инвалидов, продвигающихся на креслах колясках, не оборудованы опорные перечни на территории пляжа, что также подтверждается фотоматериалами (л.д. 10-16).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий) обеспечивают инвалидам, в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Согласно ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.
В соответствии с пп. 32, 36 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Поскольку в соответствии с условиями п. 2.4.16 договора, заключенного между ответчиками, обязанность обеспечить инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски, и собак-проводников, условия для беспрепятственного доступа на пляж и к предоставляемым на нем услугам в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов возложена на АО «Санаторий «Дюльбер», данный комплекс мероприятий в соответствии с общим перечнем работ и планируемых инвестиций запланирован на 2022 год (приложение №<номер> к договору), суд приходит к выводу, что требуемую истцом обязанность следует возложить на ответчика АО «санаторий «Дюльбер», в удовлетворении исковых требований, заявленных к администрации г. Ялта – отказать.
При этом в материалы дела ответчик АО «Санаторий «Дюльбер» представил доказательства (фото-таблицу) согласно которой спуск на пляж в санатории «<данные изъяты> оборудован пандусом и перилами, инвентарь в том числе буйки и перила, ограждения для маломобильной группы граждан, устанавливаются в часы работы пляжа и хранятся на складе.
При этом такое доказательство как фото-таблица не является надлежащим, так как не позволяет суду идентифицировать место и время проведения фотосъемки, удостовериться, действительно ли есть в наличии у санатория буйки заграждения, перила ограждения, пандусы, безопасный спуск для принятия водных процедур в море.
Сообщение АО «Санаторий «Дюльбер» в адрес Администрации г. Ялта от <дата> с просьбой перевести пляж санатория «Морской прибой» в перечень мест, опасных для купания, в связи с аварией (прорыв труб водоснабжения пляжа) на территории 3го отделения АО <данные изъяты> о наличии такого оборудования не свидетельствует.
<дата> АО <данные изъяты>» приобретен комплект вызова для <данные изъяты> что следует из счета-фактуры от <дата> (л.д. 79).
Так как для полной доступности объекта для инвалидов с нарушениями слуха необходимо обеспечить размещение визуальной информации на пути, при входе и внутри объекта; для инвалидов с нарушением зрения необходимо обеспечить размещение тактильных покрытий, средств информации и наземных указателей при входе и внутри объекта, системы информации на объекте с использованием контрастных и тактильных направляющих на всех путях движения, дублирования основной информации рельефно-точечным шрифтом и акустической информацией; для обеспечения условной доступности для граждан, передвигающихся на креслах-колясках рекомендуется кабинка, оборудованная на пляже для переодевания, которая должна быть обозначена специальным знаком и быть достаточно просторной с учетом разворота инвалидной коляски, должна быть оборудована поручнями, крючками для одежды и вещей, размещенными на доступной высоте для людей на инвалидных колясках и кнопкой вызова помощи; санитарно-бытовые помещения должны быть оборудованы специальной удобной сантехникой, поручнями, держателями и тактильными указателями; туалет для инвалидов должен быть оснащен специальной кнопкой вызова помощи с персоналом, в случаях возникновения экстренной ситуации, тогда как доказательств исполнения указанных требований нет, обстоятельства, изложенные в заявлении об уточнении исковых требований, не оспорены, суд приходит к выводу, что исковые требования с учетом уточнений в отношении ответчика АО <данные изъяты> надлежит удовлетворить.
То обстоятельство, что комплект вызова для МГН Доступная среда приобретен, не служит доказательством того, что комплект установлен и может быть использован по назначению.
На основании ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика АО «Санаторий «Дюльбер» государственную пошлину в доход государства в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Ялты Республики Крым, действующего в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить частично.
Обязать акционерное общество «Санаторий «Дюльбер» обеспечить инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к месту отдыха и к предоставляемым в нем услугам, а именно – пляжа общего пользования, расположенного по адресу <адрес> «Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов. Пляжи, доступные для инвалидов», путем оборудования перед входом на пляж или сразу после него в зоне расположения информационного узла, включающего информационное табло и информационных стенд, разместить тактильно-визуальную или тактильно-звуковую схему, выполненную в соответствии с ГОСТ Р 59602, с указанием расположения доступных пляжных объектов и доступных путей следования к ним.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с акционерного общества «Санаторий «Дюльбер» в доход бюджета муниципального образования городской округ Ялта государственную пошлину в размере 300 (триста) руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Ялтинский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 декабря 2023 года.