Дело № 2а-1543/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июля 2018 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Поляковой С.И.,
при секретаре Бобылевой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай к Селищеву Д.В. о взыскании налоговой задолженности и задолженности по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
УФНС по Республике Алтай обратилось в суд с административным иском к Селищеву Д.В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование – пени за просрочку их уплаты в общей сумме, а также штрафа за нарушение законодательства о налогах и сборах в общей сумме 2 101 рубль 24 копейки. Требования мотивированы тем, что Селищев Д.В. выступал страхователем и был зарегистрирован в Управлении в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию. Исходя из фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование пропорционально количеству месяцев осуществления предпринимательской деятельности за расчетный период, задолженность Селищева Д.В. по страховым взносам составила: 205 рублей 65 копеек – на финансирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии (сумма пени), 1 044 рубля 21 копейка – на финансирование страховых взносов на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 года (сумма пени), 147 рублей 43 копейки – на финансирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии до 01.01.2013 года (сумма пени), 44 рубля 41 копейка – на финансирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии до 01.01.2013 года (сумма пени), 59 рублей 54 копейки – на финансирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии (сумма пени). Кроме того, 06.07.2012 года Селищев Д.В. представил единую (упрощенную) налоговую декларацию за 2011 год, за 1 квартал 2012 года, за 9 месяцев 2012 года с нарушением установленного законом срока, за что был привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере по 200 рублей, всего в сумме 600 рублей. Вместе с тем, задолженность по страховым взносам, пене и штрафу к настоящему моменту не погашена и числится за административным ответчиком, в связи с чем заявлена ко взысканию в судебном порядке. Административный истец также просит восстановить срок обращения в суд за взысканием задолженности.
Стороны в судебное заседание, о времени и месте которого были извещены надлежащим образом, не явились. На основании положений ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.
С момента вступления в силу Федерального закона № 243-ФЗ от 03.07.2016 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», т.е. с 01.01.2017 года, вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются нормами гл. 34 Налогового кодекса РФ.
До 01.01.2017 года порядок уплаты и принудительного взыскания страховых взносов регламентировался нормами Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», согласно ч. 8 ст. 16 которого (в ред. ФЗ № 269 от 25.12.2012 года) в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения их деятельности включительно.
В силу положений ст. 25 указанного закона исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями – установленной денежной суммой, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика страховых взносов на счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика страховых взносов в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам.
В соответствии со ст. 21 названного закона (в ред. ФЗ № 269 от 25.12.2012 года) при неисполнения плательщиком страховых взносов – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с иском о взыскании страховых взносов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного плательщика страховых взносов – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Исковое заявление может быть подано в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
На основании положений ст. ст. 216, 227, 229 НК РФ в случае прекращения деятельности физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, до конца налогового периода (календарного года), налогоплательщики обязаны в пятнадцатидневный срок со дня прекращения деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.
Нормой ч. 2 ст. 22 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» определено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ч. 3 статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 закона требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
Судом установлено, что в период с 27.12.2011 года по 10.01.2013 года Селищев Д.В. осуществлял предпринимательскую деятельность (ИНН №), в связи с чем должен был уплачивать страховые взносы.
На момент прекращения Селищевым Д.В. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя действовали нормы ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в связи с чем выявление недоимки по страховым взносам, направление требования о ее уплате, а также ее взыскание должно было производиться в предусмотренном данным законом порядке.
Как указывает административный истец, к настоящему моменту за Селищевым Д.В. числится задолженность по страховым взносам в общей сумме 1 501 рубль 24 копейки, из которых: 353 рубля 08 копеек – пени по страховым взносам по страховой части трудовой пенсии, 1 044 рубля 21 копейка – пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, 1103 рубля 95 копеек – пени по страховым взносам по накопительной части трудовой пенсии.
Требованием налогового органа № Селищеву Д.В. указано на необходимость уплаты задолженности по страховым взносам в общей сумме 1 519 рублей 75 копеек в срок до 01.04.2017 года.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства выявления у Селищева Д.В. недоимки по страховым взносам – соответствующая справка о выявлении недоимки (форма утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ № 957н от 07.12.2009 года «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов», а впоследующем – Приказом ФСС РФ № 2 от 11.01.2016 года «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов»), либо решение по результатам проведенной проверки, предусмотренные ч. ч. 2, 3 ст. 22 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в деле отсутствуют.
Сами по себе таблицы расчета пени по страховым взносам доказательством наличия недоимки не являются.
При этом суд отмечает, что обязанность по уплате пеней производна от основного обязательства – они уплачиваются и взыскиваются вместе с основной недоимкой по страховым взносам, либо уже после полного исполнения лицом обязанности по уплате страховых взносов (ст. 25 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»). А потому пени по страховым взносам не могут заявляться ко взысканию сами по себе – без привязки к основному обязательству по уплате (взысканию) недоимки.
Кроме того, решениями заместителя начальника МИФНС № 5 по Республике Алтай ФИО1 №, № от 04.12.2012 года, № от 06.05.2013 года Селищев Д.В. привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ, по факту того, что представил единую (упрощенную) налоговую декларацию за 2011 год, за 1 квартал 2012 года, за 9 месяцев 2012 года позже установленного законом срока – 06.07.2012 года и 26.12.2012 года соответственно, в то время как п. 2 ст. 80 НК РФ срок ее представления установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Требованиями налогового органа №, № от 15.01.2013 года и № от 11.06.2013 года Селищеву Д.В. указано на необходимость уплаты штрафов в сумме по 200 рублей в срок до 04.02.2013 года и до 02.07.2013 года соответственно.
Нормами ст. ст. 11, 12 Федерального закона № 436-ФЗ от 28.12.2017 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые утратили статус индивидуального предпринимателя. Также признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 года, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.
Поскольку в деле отсутствуют доказательства существования и выявления у Селищева Д.В. недоимки по страховым взносам, а также в связи с изменением законодательства, улучшающего положение налогоплательщика и плательщика страховых взносов, и в связи с пропуском срока обращения в суд, установленного ст. 48 НК РФ (до 04.08.2016 года – по штрафу и до 01.10.2017 года – по страховым взносам) налоговый орган утратил возможность взыскания с Селищева Д.В. задолженности, а потому суд находит требования УФНС по РА необоснованными и подлежащими оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай к Селищеву Д.В. о взыскании налоговой задолженности и задолженности по страховым взносам отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья С. И. Полякова