Дело № 2-342/2019 18 ноября 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Дорошенко Н.А.
при секретаре Буланчиковой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеева Андрея Анатольевича к государственному учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кингисеппском районе Ленинградской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с работой в должности, дающей право на досрочную трудовую пенсию, о включении в специальный стаж ряда периодов работы, обязании назначить трудовую пенсию с момента обращения,
у с т а н о в и л:
истец Алексеев А.А. обратился в суд с иском к ответчику Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда РФ в Кингисеппском районе Ленинградской области (межрайонное) (далее – УПФР в Кингисеппском районе) (правопреемника Управления Пенсионного фонда в Сланцевском районе Ленинградской области) и просил признать незаконным отказ в назначении досрочной пенсии, изложенный в решении ГУ УПФР в Кингисеппском районе Ленинградской области, изложенный в решении ДД.ММ.ГГГГ г., включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды работы: 1) с 24.07.1978 г. по 11.04.1979 г. в качестве газоэлектросварщика <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>; 2) с 18.08.1981 г. по 03.12.1990 г. в качестве электросварщика <данные изъяты> <данные изъяты>; 3) с 03.06.1991 г. по 01.06.1992 г. в качестве электросварщика <данные изъяты> <данные изъяты>; 4) с 16.12.1993 г. по 25.10.1994 г. в качестве электросварщика <данные изъяты>; 5) с 10.05.1995 г. по 11.07.1995 г. в качестве электрогазосварщика <данные изъяты>; 6) с 04.09.1996 г. по 31.12.1996 г. в качестве электрогазосварщика <данные изъяты>; кроме того, истец просил признать право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с работой с вредными условиями труда и обязать ответчика назначить трудовую пенсию с момента достижения возраста 55 лет с 01.07.2015 г.
10.06.2019 г. истец свои требования дополнил в части обязания ответчика включить в специальный стаж также периоды работы: с 07.06.1976 г. по 20.07.1976 г. в качестве сварщика <данные изъяты>; с 23.04.1979 г. по 04.06.1981 г. период <данные изъяты>, с 03.06.2002 г. по 31.07.2003 г. в качестве электрогазосварщика <данные изъяты>.
27.08.2019 г. Алексеев А.А. еще раз дополнил исковые требования и дополнительно просил зачесть в общий стаж периоды работы, не включенные в общий стаж ответчиком: с 24.12.1990 г. по 15.02.1991 г. в <данные изъяты>; с 09.04.2015 г. по 01.07.2015 г. в <данные изъяты>; периоды состояния <данные изъяты>, а именно: с 15.07.1996 г. по 04.09.1996 г. – 1 месяц 29 дней; с 30.01.1995 г. по 10.05.1995 г. – 3 месяца 11 дней; 09.06.1997 г. по 04.07.1997 г. – 25 дней; с 12.07.2000 г. по 04.09.2000 г. – 1 месяц 22 дня; 23.05.2001 г. по 01.06.2001 г. – 8 дней; с 22.08.2001 г. по 27.08.2001 г. – 5 дней; с 26.03.2002 г. по 04.06.2002 г. – 2 месяца 8 дней; с 14.11.2003 г. по 14.11.2003 г. – 0 дней; с 23.11.2005 г. по 26.12.2005 г. – 1 месяц 3 дня; с 06.08.2009 г. по 19.07.2010 г. – 11 месяцев 13 дней. Кроме того, истец просил признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ, принятое УПФР в Кингисеппском районе во изменение решения ДД.ММ.ГГГГ г.
В судебном заседании истец Алексеев А.А. доводы, изложенные в иске, поддержал, просил его требования удовлетворить и пояснил, что в 2015 году он обратился в УПФР по поводу пенсии, поскольку стаж электросварщика у него был выработан, ему сказали собирать документы, какие смог он принес и сдал в пенсионный орган, сотрудник сообщил, какие еще документы нужно донести, он сообщил, что эти документы есть у них. На его вопрос о том, хватает ли стажа для назначения пенсии, ему сообщили, что хватает, он попросил еще раз пересчитать, после повторной проверки ему сообщили, что необходимого стажа хватает. Потом он получил решение УПФР, которым ему было отказано в назначении пенсии, потому что у него не хватает стажа. В решении было указано, что стаж до 1992 года не подтвержден по способу сварки, но он представлял диплом из техникума, что он окончил курсы по специальности электрогазосварщик ручной сварки. Получив решение, он был очень расстроен, а в настоящее время обратился с настоящим иском. Ранее не обращался, потому что у него не было средств на адвоката, потом сын ему дал деньги, и тогда он обратился в суд.
Представитель ответчика УПФР в Кингисеппском районе Васильева И.М., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, просила в удовлетворении требований истцу отказать и пояснила, что истец первый раз обратился в УПФ за назначением пенсии по второму списку 2 июня 2015 г., в этом заявлении, тогда еще заявление можно было распечатать и подписать собственноручно, истцом были сделаны записи о том, что в 2002, 2004 гг. он работал неофициально, что трудовая книжка им утеряна, что ему разъяснены условия и порядок установления пенсии, им были представлены архивные справки. 22.06.2015 г. он принес еще справки в количестве 5 штук, потом он написал 14.07.2015 г. заявление о рассмотрении документов о назначении пенсии по списку, ни о какой пенсии по инвалидности, которую истец получал ранее, специалисты УПФ не знали, не сообщил им истец о том, что имеется в пенсионном органе дело о ранее назначенной пенсии по инвалидности, трудовая книжка не была представлена. Истцу было отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием необходимого специального стажа и общего стажа, основания, по которым отказано, изложены в этом решении. В решении, которое было выдано истцу, указано, что оно может быть обжаловано в ОПФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области или в суд. 25.04.2019 г. истец вновь обратился с заявлением о назначении ему пенсии, к этому времени изменился порядок обращения, поэтому заявление им было подано через единый портал Госуслуг, гражданин это заявление может собственноручно не подписывать, была подана дополнительно справка, было приложено уведомление, принесены дополнительные документы, 21.05.2019 г. Алексеев А.А. представил дополнительно 3 архивные справки. По результатам рассмотрения было вынесено решение об отказе в назначении пенсии. В 2015 году у истца не был выработан специальный стаж по второму списку – 12 лет 6 месяцев и общий стаж – 25 лет, у истца на 2015 года был специальный стаж – 9 месяцев 22 дня и не хватало общего стажа до 25 лет, он составлял 24 года 11 месяцев 7 дней, были включены в стаж учеба в училище, служба в армии в льготном исчислении. В 2019 году с учетом дополнительных документов общий стаж составил 26 лет 9 месяцев 25 дней, специальный стаж остался таким же. Основанием не включения в специальный стаж спорных периодов является отсутствие указания способа сварки.
Суд, заслушав объяснения истца Алексеева А.А., его представителя адвоката Колесника Т.Н., представителя ответчика Васильевой И.М., изучив материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Алексеев А.А. в разное время работал по профессии электросварщика, электрогазосварщика, газоэлектросварщика.
Так, Алексеев А.А. с 24.07.1978 г. по 11.04.1979 г. работал в качестве электросварщика в <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>; с 18.08.1981 г. по 03.12.1990 г. в качестве электрогазосварщика в Сланцевском предприятия тепловых сетей <данные изъяты>; с 03.06.1991 г. по 01.06.1992 г. в качестве электрогазосварщика в Сланцевском <данные изъяты>; с 16.12.1993 г. по 25.10.1994 г. в качестве электрогазосварщика в <данные изъяты>; с 26.10.1994 г. по 05.01.1995 г. в качестве газоэлектросварщика в <данные изъяты>, с 10.05.1995 г. по 11.07.1995 г. в качестве газоэлектросварщика в <данные изъяты>; с 04.09.1996 г. по 31.12.1996 г. в качестве электрогазосварщика в <данные изъяты>.
Данные обстоятельства подтверждены архивными справками (т. 1 л. д. 19-21, 24-26, 27, записями, содержащимися в копии трудовой книжки истца (т. 1 л. д.14-18), и не оспариваются представителем ответчика.
02 июня 2015 года до достижения им возраста 55 лет Алексеев А.А. обратился в ГУ УПФР в Сланцевском районе Ленинградской области (правопреемником которого является УПФР в Кингисеппском районе) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением указанного пенсионного органа за № 39 от 27 июля 2015 года в досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Алексееву А.А. было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ и общего стажа, согласно указанному решению страховой стаж Алексеева А.А. составил 24 года 11 месяцев 7 дней, специальный стаж - 00 лет 09 месяцев 22 дня (т. 1 л. д. 9-11).
При этом ответчиком не включены в специальный стаж Алексеева А.А. некоторые периоды его работы, а именно: с 24.07.1978 г. по 11.04.1979 г. в качестве электросварщика <данные изъяты> <данные изъяты>; с 18.08.1981 г. по 03.12.1990 г. в качестве электрогазосварщика <данные изъяты> объединения <данные изъяты>; с 03.06.1991 г. по 01.06.1992 г. в качестве электрогазосварщика <данные изъяты> <данные изъяты>; с 16.12.1993 г. по 25.10.1994 г. в качестве электрогазосварщика в <данные изъяты> <данные изъяты>; с 26.10.1994 г. по 05.01.1995 г. в качестве газоэлектросварщика <данные изъяты>; с 10.05.1995 г. по 11.07.1995 г. в качестве газоэлектросварщика <данные изъяты>; с 04.09.1996 г. по 31.12.1996 г. в качестве электрогазосварщика <данные изъяты>, в связи с тем, что документально не подтверждена занятость на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
Алексеев А.А. не согласился с этим решением и обратился в суд, оспаривая решение УПФР в Кингисеппском районе в части отказа включить в специальный стаж указанные периоды работы.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на дату обращения истца в пенсионный орган) (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) досрочная страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с ч. 8 ст. 13 указанного Федерального закона, при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Как следует из ч. 3 и ч. 4 ст. 30 названного Федерального закона, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Частью 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В ранее действовавшем постановлении Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 был определен порядок применения Списков производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются Списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке:
б) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
До 01 января 1992 года право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со Списками производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, разделом XXXII «Общие профессии» имели электросварщики и их подручные, газосварщики и их подручные, сварщики аргонной атомно-водородной сварки.
Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с позицией 23200000-19756 раздела XXXIII вышеуказанного Списка № 2 (1991 г.) предусмотрена должность «электрогазосварщики», занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности", а позицией 23200000-11620 раздела XXXIII Списка № 2 предусмотрена профессия "газосварщики", позицией 23200000-19906 раздела XXXIV Списка № 2 предусмотрена профессия «электросварщики ручной сварки».
Согласно Информационному письму Министерства труда и социального развития России № 06-27/7017 от 02.08.2000 года «электрогазосварщик» и «газоэлектросварщик» представляют собой разные наименования одной профессии, поэтому рабочие, которые по трудовым документам значатся газоэлектросварщиками, могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2 (раздел XXXIII) как электрогазосварщики.
Таким образом, Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации установлено тождество должностей «электрогазосварщик» и «газоэлектросварщик».
Из анализа приведенных нормативных правовых актов следует, что в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии наравне с работами, профессиями, должностями, предусмотренными Списками № 2 от 26.01.1991 г., должны засчитываться и периоды работы до 01.01.1992 года, которые предусмотрены Списками № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 г.
Таким образом, законодателем определено, что обязательным условием для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, работавшим по профессии электрогазосварщик, является указание в трудовой книжке и иных документах работодателя на способ проведения сварки (ручная сварка, сварка на полуавтоматических машинах и автоматических машинах в среде углекислого газа, с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности).
Однако, при этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком № 2 от 29 января 1991 г. № 10.
Списком № 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173, была предусмотрена профессия электросварщики и их подручные, газосварщики и их подручные.
Отсюда следует, что периоды работы истца Алексеева А.А. до 1 января 1992 года, а именно: с 24.07.1978 г. по 11.04.1979 г. в качестве электросварщика <данные изъяты> <данные изъяты> (8 месяцев 18 дн.); с 18.08.1981 г. по 03.12.1990 г. в качестве электрогазосварщика <данные изъяты> объединения <данные изъяты> (9 лет 3 мес. 16 дн.); с 03.06.1991 г. по 31.12.1991 г. (а не по 01.06.1992 г.) в качестве электрогазосварщика <данные изъяты> <данные изъяты> (6 мес. 29 дн.), а всего - 10 лет 7 месяцев 3 дня, могут быть засчитаны в специальный стаж истца без уточнения вида сварки.
При таких обстоятельствах, требования истца в части включения этих периодов в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
Кроме того, истцом заявлено требование об обязании ответчика включить в специальный стаж для назначения ему досрочной страховой пенсии период прохождения им <данные изъяты> с 23.04.1979 г. по 04.06.1981 г., который не был включен ответчиком при рассмотрении его заявления от 2 июня 2015 года, а также при изменении этого решения 15 августа 2019 года.
При разрешении данного требования суд исходит из следующего.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права на пенсию до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
Одним из нормативных правовых актов, регулирующих право граждан на пенсионное обеспечение, действовавших на время прохождения истцом военной службы, являлось Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 109 названного Положения служба в составе Вооруженных Сил СССР подлежала зачету в стаж работы при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, и приравнивалась по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Из анализа приведенной правовой нормы следует, что действовавшее в спорный период пенсионное законодательство позволяло включить период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР в специальный стаж рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, при соблюдении определенного условия: такая работа должна предшествовать военной службе либо следовать сразу после ее окончания.
Согласно сведениям, содержащимся в военном билете Алексеева А.А. (т. 1 л. д. 70-71), он с ДД.ММ.ГГГГ (2 г. 1 мес. 12 дн.) проходил службу в Советской Армии по призыву, что не оспаривается представителем ответчика (т. 1 л. д. 146-обор.).
Представленные Алексеевым А.А. при обращении в пенсионный орган 2 июня 2015 г. архивные справки от 09.06.2009 г. (т. 1 л. д. 19, 20) содержали сведения о том, что его трудовая деятельность как непосредственно до периода службы в армии, так и после окончания службы в армии была связана с тяжелыми условиями труда, относящимися к Списку № 2, а именно: с 24.07.1978 г. по 11.04.1979 г. в качестве электросварщика <данные изъяты> <данные изъяты>; с 18.08.1981 г. по 03.12.1990 г. в качестве электрогазосварщика <данные изъяты> объединения <данные изъяты>.
Поскольку суд пришел к выводу, что данные периоды работы истца подлежат включению в специальный стаж для назначения истцу пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, с учетом того, что ранее действовавшим законодательством - подпункт «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, предусматривалось включение спорного периода прохождения службы в Советской Армии в специальный стаж при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, суд приходит к выводу о необходимости включения периода службы в армии по призыву в специальный стаж истца, необходимый ему для назначения досрочной страховой пенсии. Изменение пенсионного законодательства в дальнейшем не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
При таких обстоятельствах, с учетом всех периодов, в том числе и засчитанных пенсионным органом (9 мес. 22 дня), специальный стаж истца Алексеева А.А., необходимый для назначения ему пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, на момент исполнения ему 55 лет (1 июля 2015 г.) составлял 13 лет 5 месяцев 26 дней.
При разрешении требований истца Алексеева А.А. об обязании ответчика УПФР в Кингисеппском районе включить в специальный стаж периоды его работы с 01.01.1992 г. по 01.06.1992 г. в качестве электрогазосварщика <данные изъяты> <данные изъяты>; с 16.12.1993 г. по 25.10.1994 г. в качестве электрогазосварщика в <данные изъяты> <данные изъяты>; с 26.10.1994 г. по 05.01.1995 г. в качестве газоэлектросварщика <данные изъяты>; с 10.05.1995 г. по 11.07.1995 г. в качестве газоэлектросварщика <данные изъяты>; с 04.09.1996 г. по 31.12.1996 г. в качестве электрогазосварщика <данные изъяты>, 03.06.2002 г. по 31.07.2003 г. в качестве электрогазосварщика <данные изъяты> суд принимает во внимание выше приведенные правовые нормы о том, что после 1 января 1992 г. обязательным условием для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, работавшим по профессии электрогазосварщик (газоэлектросварщик), является указание в трудовой книжке и иных документах работодателя на способ проведения сварки (ручная сварка, сварка на полуавтоматических машинах и автоматических машинах в среде углекислого газа, с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности).
Учитывая, что истец при обращении в пенсионный орган в июне 2015 года до рассмотрения его заявления не представил никаких документов, подтверждающих способ сварки, поэтому на момент вынесения пенсионным органом решения в июле 2015 года указанные периоды работы истца по профессиям электрогазосварщик, газоэлектросварщик с 1.01.1992 г. не могли быть зачтены в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пункту 2 части 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Отсюда следует, что требования истца об обязании включить в специальный стаж периоды работы истца Алексеева А.А. с 01.01.1992 г. по 01.06.1992 г. в качестве электрогазосварщика <данные изъяты> <данные изъяты>; с 16.12.1993 г. по 25.10.1994 г. в качестве электрогазосварщика в <данные изъяты> <данные изъяты>; с 26.10.1994 г. по 05.01.1995 г. в качестве газоэлектросварщика <данные изъяты>; с 10.05.1995 г. по 11.07.1995 г. в качестве газоэлектросварщика <данные изъяты>; с 04.09.1996 г. по 31.12.1996 г. в качестве электрогазосварщика <данные изъяты>, с 03.06.2002 г. по 31.07.2003 г. в качестве электрогазосварщика <данные изъяты> не могут быть удовлетворены с учетом проверки законности решения ответчика от 27.07.2015 г. № 39 и решения от ДД.ММ.ГГГГ по заявленным истцом требованиям.
При этом вопрос о законности решения УПФР в Кингисеппском районе от ДД.ММ.ГГГГ г. №, принятого по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ г., не является предметом рассмотрения, поскольку истец требований по оспариванию данного решения не заявлял.
Архивная справка от 16.08.2019 г. № 1104, представленная истцом в подтверждение периода работы в качестве электрогазосварщика ручной сварки в <данные изъяты> с 03.06.2002 г. по 31.07.2003 г., не может быть принята судом во внимание, поскольку судом рассматриваются требования истца по оспариванию решения УПФР в Кингисеппском районе (правопреемника УПФР в Сланцевском районе) от 27.07.2015 г. № 39 по отказу в назначении пенсии и включению периодов работы в стаж (т. 1 л. 194) и оцениваются доказательства, которые были предметом оценки для принятия решения пенсионным органом в 2015 году.
По этим же основаниям не могут быть приняты и другие архивные справки, полученные истцом в 2019 году.
Не может быть удовлетворено и требование истца о включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии периода работы с 07.06.1976 г. по 20.07.1976 г. в качестве сварщика на <данные изъяты>, поскольку истец не подтвердил надлежащими доказательствами при обращении в пенсионный орган в июне 2015 года факт работы в этот период в качестве сварщика.
Согласно представленной им справке, выданной <данные изъяты> от 22.06.2015 г. № 17 (т. 1 л. д. 28), Алексеева А.А. в период с 1975 г. по 1978 г. обучался в <данные изъяты> <данные изъяты> и окончил полный курс обучения по профессии сварщик (электросварочные и газосварочные работы) – квалификация электрогазосварщик ручной сварки третьего разряда.
В решении УПФР в Кингисеппском районе от ДД.ММ.ГГГГ, принятом во изменение решения от 27.07.2015 г. № 39, указано, что период обучения Алексеева А.А. в данном учебном заведении зачтен в общий стаж работы истца в размере 2 года 10 месяцев 19 дней (т. 1 л. д. 146-147).
При этом архивная справка по прохождению в этот период производственной практики на кирпичном заводе в качестве электросварщика 1 разряда была получена истцом в мае 2019 года и представлена в материалы дела (т. 1 л. д. 56).
Также истец заявил требования о включении в общий стаж периодов работы, которые не были учтены пенсионным органом, при рассмотрении в 2015 году его заявления о назначении досрочной страховой пенсии, а именно: с 24.12.1990 г. по 15.02.1991 г. в <данные изъяты>; с 09.04.2015 г. по 01.07.2015 г. в <данные изъяты>; периоды нахождения его на учете <данные изъяты>, а именно: с 15.07.1996 г. по 04.09.1996 г. – 1 месяц 29 дней; с 30.01.1995 г. по 10.05.1995 г. – 3 месяца 11 дней; 09.06.1997 г. по 04.07.1997 г. – 25 дней; с 12.07.2000 г. по 04.09.2000 г. – 1 месяц 22 дня; 23.05.2001 г. по 01.06.2001 г. – 8 дней; с 22.08.2001 г. по 27.08.2001 г. – 5 дней; с 26.03.2002 г. по 04.06.2002 г. – 2 месяца 8 дней; с 14.11.2003 г. по 14.11.2003 г. – 0 дней; с 23.11.2005 г. по 26.12.2005 г. – 1 месяц 3 дня; с 06.08.2009 г. по 19.07.2010 г. – 11 месяцев 13 дней, что привело к тому, что его общий стаж на момент достижения им возраста 55 лет был установлен пенсионным органом в размере 24 года 11 месяцев 07 дней.
При разрешении данных требований суд исходит из следующего.
Как уже отмечалось, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату обращения истца в пенсионный орган) досрочная страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Таким образом, при вынесении решения 27 июля 2015 г. об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии пенсионный орган учел, что общий стаж истца составляет менее 25 лет.
Однако суд не может согласиться с этими доводами и признать решение УПФР в Сланцевском районе (правопреемником которого является УПФР в Кингисеппском районе) в этой части законным.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.11.2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории РФ, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (в редакции, действовавшей на момент обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии) (далее – Правила).
Согласно пункту 1 настоящие Правила определяют порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии.
В подпункте «г» пункта 20 Правил определено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда РФ: регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального орган Пенсионного фонда РФ и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда РФ и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Подпунктом «в» пункта 22 Правил предусмотрено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда РФ запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
В соответствии с пунктом 23 Правил решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда РФ на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении этого органа.
Исходя из содержания приведенных положений данного нормативного акта, на пенсионном органе лежит обязанность оценить: все ли документы, подтверждающие периоды работы, представлены заявителем, возникло ли у заявителя право на получение пенсии или не возникло.
Как следует из решения пенсионного органа об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии, ему не хватало с учетом зачтенного общего стажа, 23 дней.
При этом как установлено из объяснений сторон и материалов дела, ранее Алексееву А.А. УПФР в Сланцевском районе (правопреемником которого является УПФР в Кингисеппском районе) назначалась <данные изъяты>, которая ему выплачивалось в период с 29.05.1997 г. по 31.05.2003 г. (т. 1 л. д. 211).
При обращении истца за назначением этой пенсии им в пенсионный орган была представлена копия трудовой книжки (т. 1 л. д. 212-214), которая впоследствии им была утеряна и не предоставлялась в этот орган при подаче заявления 2 июня 2015 года.
Согласно записям №№ 12 и 13, имевшимся в этой трудовой книжке, истец в период с 24.12.1990 г. по 15.02.1991 г. (1 месяц 22 дня) работал плотником 2 разряда в «<данные изъяты>».
Из объяснений представителя ответчика и решения пенсионного органа от 15 августа 2019 года, где приводится список конкретных работ, включенных в общий стаж истца, следует, что данный период работы при принятии решения по заявлению Алексеева А.А. от 2 июня 2015 года пенсионным органом не был учтен.
Кроме того, в заявлении Алексеева А.А. о назначении пенсии от 2 июня 2015 г. (т. 1 л. д. 157-158) им в пункте 4 было указано, что он на момент обращения с данным заявлением работает.
При этом рядом с этой отметкой сотрудником пенсионного органа была сделана отметка о том, что это неофициальная работа, доказательств того, что это сообщил Алексеев А.А. в материалы дела ответчиком не представлено.
Согласно данным, содержащимся в представленной в материалы дела истцом копии трудовой книжки Алексеева А.А. от 09.04.2015 г. (т. 1 л. д. 142-143), он действительно с 09.04.2015 г. и в том числе на 01.07.2015 г. работал слесарем-сантехником в <данные изъяты>.
Данные о его работе также отражены в Выписке из лицевого счета застрахованного лица от 26 апреля 2019 г. (т. 1 л. д. 88-94).
Согласно данным из Выписки, стаж работы Алексеева А.А. в этом Обществе на 1 июля 2015 г. составлял 2 месяца 15 дней (без учета дней отпуска без сохранения зарплаты).
Принимая во внимание данные обстоятельства, учитывая положения пункта 23 Правил о всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех документов, суд полагает, что пенсионный орган, отказывая истцу во включении в специальный стаж периодов работы, которые давали ему право на назначение досрочной страховой пенсии, формально подошел к оценке пенсионных прав Алексеева А.А. и по его общему стажу, нарушив тем самым требования указанного пункта.
Пенсионный орган в нарушение подпункта «г» пункта 20 Правил при оценке права истца на назначение пенсии, которую в любом случае дает пенсионный орган уже на стадии принятия документов, не составил перечень недостающих для установления пенсии документов.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность и законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца об обязании ответчика включить его периоды работы с 24.12.1990 г. по 15.02.1991 г. в <данные изъяты>; с 09.04.2015 г. по 01.07.2015 г. в <данные изъяты> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Отсюда следует, что на момент исполнения Алексееву А.А. 55 лет, 1 июля 2015 г., он имел необходимый общий стаж, не менее 25 лет
Однако суд не может согласиться с требованиями истца Алексеева А.А. о включении остальных периодов, касающихся состояния на учете в Сланцевском центре занятости, в общий стаж, поскольку истцом не представлено доказательств того, что он при обращении с заявлением о назначении пенсии 2 июня 2015 г. и до вынесения решения по данному вопросу сообщал сведения об этих периодах в пенсионный орган.
Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж истца периодов работы до 1 января 1992 года и включении в общий стаж указанных периодов работы, специальный стаж Алексеева А.А. на дату достижения истцом возраста 55 лет составил 13 лет 5 месяцев 26 дней с учетом периода работы истца включенных ответчиком, а общий стаж - более 25 лет.
Таким образом, суд находит, что на дату достижения возраста 55 лет (01.07.2015 г.) Алексеев А.А. с учетом возраста, выработанного им страхового и специального стажа, имел право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Это указывает на то, что отказ УПФР в Кингисеппском районе (правопреемник УПФР в Сланцевском районе), содержащийся в решениях от 27 июля 2015 г. и от 15.08.2019 г., в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости является незаконным.
В соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Учитывая дату возникновения у истца Алексеева А.А. права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, достижение возраста (55 лет), принимая во внимание, что ответчик необоснованно отказал истцу в досрочном назначении страховой пенсии по старости, суд находит, что страховая пенсия по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ должна быть назначена истцу с 01.07.2015 года, с достижения им возраста 55 лет.
Поэтому требования истца о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой премии, изложенном в решении УПФР в Сланцевском районе от 27.07.2015 г. № 39 и решении от ДД.ММ.ГГГГ, принятое во изменение этого решения, и об обязании ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию с указанной даты подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск Алексеева Андрея Анатольевича удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ в назначении досрочной страховой пенсии, изложенный в решении государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Кингисеппском районе Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ
Признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ, принятое во изменение решения №
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Кингисеппском районе Ленинградской области включить в специальный трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии периоды работы Алексеева Андрея Анатольевича:
с 24.07.1978 г. по 11.04.1979 г. в качестве электросварщика <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>;
с 23.04.1979 г. по 04.06.1981 г. период службы в армии по призыву;
с 18.08.1981 г. по 03.12.1990 г. в качестве электрогазосварщика <данные изъяты> <данные изъяты>;
с 03.06.1991 г. по 31.12.1991 г. в качестве электрогазосварщика Сланцевского муниципального предприятия «Теплосеть».
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Кингисеппском районе Ленинградской области включить в общий трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии периоды работы Алексеева Андрея Анатольевича:
С 24.12.1990 г. по 15.02.1991 г. на предприятии «<данные изъяты>» в качестве плотника;
С 09.04.2015 г. по 01.07.2015 г. в качестве слесаря-сантехника в <данные изъяты>.
Признать право Алексеева Андрея Анатольевича на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Кингисеппском районе Ленинградской области (межрайонное) назначить Алексееву Андрею Анатольевичу досрочно страховую пенсию по старости с момента достижения возраста 55 лет, с 01.07.2015 года.
Отказать Алексееву Алексею Анатольевичу в удовлетворении остальной части требований к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Кингисеппском районе (межрайонное) о включении других периодов работы в специальный стаж и общий стаж.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Ленинградский областной суд с подачей жалобы через Сланцевский городской суд.
Председательствующий судья Н.А. Дорошенко