Гражданское дело № 2-1423/2021
УИД 68RS0002-01-2021-001909-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2021 года г.Тамбов
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
судьи Словесновой А.А.,
при секретаре судебного заседания Кобзеве Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления сельского хозяйства Тамбовской области к Мазуру Михаилу Вячеславовичу о взыскании полученной социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Управление сельского хозяйства Тамбовской области обратилось в суд с иском к Мазуру М.В. о взыскании денежных средств, полученных в качестве социальной выплаты в размере 1 187424,00 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2012г. №717, Положением о порядке организации на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденным постановлением администрации Тамбовской области от 21.11.2012г. №1443, был заключен трехсторонний договор № 64 от 11.03.2019г. между участником программы Мазуром М.В., Управлением сельского хозяйства области и ИП Щербаковым А.М. главой КФХ о предоставлении социальной выплаты молодой семье (молодому специалисту) на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
04.09.2019г. Мазуру М.В. было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 187 424,00 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета в размере 1 080 555,84 руб., средств бюджета области в размере 106 868,16 руб. на строительство индивидуального жилого дома по адресу: ул. Комсомольская, д.19А, р.п.Мучкапский, Мучкапский район, Тамбовская область.
В соответствии с пунктом 3.8 Положения и п. 4.3.1.3 Договора ответчик обязан работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения свидетельства (до 04.09.2024г.).
Согласно информации, представленной администрацией Мучкапского района, 01.11.2019г. ответчик был уволен по собственному желанию из КФХ, главой которого является Щербаков А.М. и с 02.07.2020г. по 30.09.2020г. работал у ИП главы КФХ Зорикова А.П.
В настоящее время информация о ведении ответчиком трудовой деятельности отсутствует.
На основании п.3.10 Положения и п.4.4.2 Договора в случае досрочного расторжения трудового договора право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную деятельность, предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
Однако ответчиком не представлены документы, подтверждающие его трудоустройство в соответствующей сфере в сельской местности, в установленный договором срок.
Таким образом, ответчик нарушил условия предоставления социальной выплаты, установленные Положением и Договором.
В силу п.3.10 Положения и п.5.4.2.4 Договора указанные выше обстоятельства являются основанием для расторжения заключенного с ответчиком договора и возврата социальной выплаты, в связи с чем 13.04.2021г. в адрес Мазура М.В. было направлено уведомление о расторжении договора и возврате социальной выплаты в полном объеме в течение 30 календарных дней, до настоящего времени денежные средства не возвращены.
На основании вышеизложенного истец просит взыскать с Мазура М.В. предоставленные ему средства социальной выплаты в размере 1187424,00 руб., из которых средства федерального бюджета – 1080555,84 руб. и средства бюджета Тамбовской области - 106868,16 руб.
Кроме того, просит взыскать предусмотренные ст.395 ГК РФ проценты на сумму долга в размере 5920,86 руб., в том числе в доход федерального бюджета 5387,98 руб. и в доход областного бюджета 532,88 руб.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Казакова С.В. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просила их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Мазур М.В. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу пунктов «ж», "к" части 1 статьи72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006г. N264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (часть 2 статьи1 этого закона).
К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи5 Федерального закона от 29 декабря 2006г. N264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства").
Пунктом 2 статьи2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещённые законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013г. N598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020года" утверждена названная федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путём создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017г. N1544.
Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013г. N598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020года" (приложение N3 к названному постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счёт средств федерального бюджета (пункт 1 Правил).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее также - Типовое положение), приведённым в приложении N4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020года", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013г. N598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020года".
Типовое положение, как указывается в его п. 1, устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты).
Согласно п. 33 Типового Положения право на получение социальных выплат имеет: молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 39 настоящего Типового положения не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности;
постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;
наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств.
Согласно п. 42-43 Типового положения в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
Существенными условиями договора являются:
а) обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты;
б) право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта.
Постановлением администрации Тамбовской области от 21.11.2012г. №1443 «Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области» утверждено Положение о порядке организации на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Определенные этим Положением условия и порядок предоставления в Тамбовской области молодым семьям (молодым специалистам) социальных выплат на приобретение (строительство) жилья аналогичны условиям и порядку предоставления таких выплат, указанным в Типовом положении.
Как установлено в судебном заседании, с 01.02.2019г. Мазур М.В. состоял в трудовых отношениях с КФХ ИП Щербакова А.М., работал в качестве рабочего, с ним был заключен трудовой договор на неопределенный срок.
Постановлением администрации Мучкапского поссовета Мучкапского района Тамбовской области от 16.06.2016г. №283 Мазур М.В. с семьей в составе 4 человек был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В 2016 году Мазур М.В. обратился с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках направления «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по категории «молодая семья» для улучшения жилищных условий путем приобретения жилого дома в р.п.Мучкапский.
При этом на момент обращения с заявлениям, его семья соответствовала всем требованиям, предъявляемым законодательством к участникам Программы.
11.03.2019г. между Управлением сельского хозяйства области, Мазуром М.В. и главой КФХ ИП Щербаковым А.М. был заключен договор №64 об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста), предметом которого согласно п.1.1 является предоставление в 2019 году из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области социальной выплаты работнику на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на условиях, установленных Положением и Договором (л.д.8-10).
Пунктом 2.1 Договора установлено, что социальная выплата предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Управлению как получателю средств бюджета Тамбовской области, в размере, рассчитанном в соответствии с Положением и зафиксированном в Свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
В разделе IV Договора определены права, обязанности и ответственность сторон договора.
Так, в соответствии с п.п.4.1.2, 4.1.3 Управление обязалось в течение пяти рабочих дней со дня утверждения сводного списка оформить Свидетельство и направить его в орган местного самоуправления для вручения Работнику; осуществить перечисление социальной выплаты в сроки и в порядке, предусмотренные Положением и Договором.
В свою очередь, Работник обязался обеспечивать выполнение условий предоставления социальной выплаты, использовать предоставленные средства социальной выплаты по целевому назначению для строительства (приобретения) жилья в течение одного года с момента выдачи Свидетельства, а также работать у Работодателя по трудовому договору не менее 5 лет со дня получения Свидетельства (п.п. 4.3.1, 4.3.1.2, 4.3.1.3).
Согласно п.4.1.4 в случае нарушения Работником порядка, целей и условий предоставления социальной выплаты, предусмотренных Положением и Договором, Управление направляет Работнику требование о возврате социальной выплаты в федеральный бюджет и в бюджет Тамбовской области в размере и в сроки, определенные в указанном требовании, а в случае их не возврата в установленные сроки, - обращаться за истребованием средств социальной выплаты в судебном порядке.
04.09.2019г. Мазур М.В. получил свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в соответствии с которым было удостоверено его право на получение денежных средств в размере 1 187 424 руб., из которых 1 080555,84 руб. за счет средств федерального бюджета и 106868,16 руб. за счет средств областного бюджета на приобретение (строительство) жилья.
Указанные денежные средства были использованы Мазуром М.В. по целевому назначению – на приобретение индивидуального жилого дома по адресу: Тамбовская область, Мучкапский район, р.п. Мучкапский, ул.Комсомольская, д. 19А.
01.11.2019г. Мазур М.В. был уволен с прежнего места работы в КФХ ИП Щербакова А.М.
13.04.2021г. Управлением сельского хозяйства Тамбовской области в адрес Мазура М.В. было направлено уведомление о расторжении Договора и возврате социальной выплаты в полном объеме в течение 30 календарных дней с момента получения требования.
Однако в указанный срок денежные средства ответчиком возвращены не были, что и послужило основанием для обращения Управления с настоящим иском в суд.
В соответствии с п. 45 Типового положения в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного договором, указанным в пункте 42 настоящего Типового положения.
При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в договоре, указанном в пункте 42 настоящего Типового положения.
Указанные нормы типового положения корреспондируют требованиям гражданского законодательства.
Статья 8 ГК РФ устанавливает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Гражданские права и обязанности возникают, в числе прочего, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей и вследствие неосновательного обогащения.
Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В судебном заседании установлено и не оспорено сторонами, что право на получение социальной выплаты у Мазур М.В. возникло ввиду того, что его семья отвечала требованиям, установленным Программой.
Свои обязательства в части целевого использования средств социальной выплаты ответчик исполнил, осуществив покупку индивидуального жилого дома по адресу: Тамбовская область, Мучкапский район, р.п.Мучкапский, ул.Комсомольская, д.19А, отвечающего требованиям Программы.
При разрешении вопроса о надлежащем исполнении условий договора в части исполнения обязательств по трудоустройству в сельской местности, суд учитывает следующее.
Пунктом 4.3.1.3 договора на работника возложена обязанность работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет со дня получения свидетельства.
Пункт 45 Типового положения наделяет орган исполнительной власти правом, а не обязанностью истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства предоставленной социальной выплаты в случае нарушения условий Программы, в том числе и в части работы в сельской местности в течение 5 лет.
Таким образом, суд приходит к выводу, что при разрешении указанного вопроса должны учитываться индивидуальные обстоятельства, которые послужили основанием для расторжения лицом, получившим социальную выплату, трудового договора, а также последующее уклонение лица, получившего социальную выплату от исполнения условий Программы.
В судебном заседании установлено, что трудовой договор с ИП главой КФХ Щербаковым М.В. был расторгнут Мазуром М.В. 01.11.2019г.
Однако, с 02.07.2020г. по 30.09.2020г. ответчик осуществлял трудовую деятельность в КФХ Зорикова А.П. в качестве сезонного работника (л.д.54-58), с 13.05.2021г. по 21.07.2021г. был трудоустроен в ООО «Анна» (л.д.59-63).
В соответствии со справкой, представленной администрацией Мучкапского поссовета Мучкапского района Тамбовской области от 10.08.2021г № 389 Мазур М.В. занимается личным подсобным хозяйством по адресу: Тамбовская область, Мучкапский район, р.п.Мучкапский, ул.Комсомольская, д.19А, и имеет 50 голов кроликов.
Кроме того, супруга ответчика Мазура М.В. – Мазур А.В. с 17.04.2017г. по 30.11.2019г. была трудоустроена рабочей по кухне МБОУ «Мучкапская средняя общеобразовательная школа», что подтверждается записями в трудовой книжке на ее имя.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что, несмотря на то, что Мазур М.В. в период с 02.11.2019г. по 01.02.2020г., а также с 01.10.2020г. по 12.05.2021г. официально не работал, но он продолжал проживать на селе, вел деятельность, направленную на развитие сельского хозяйства, что соответствует задачам и условиям реализации Программы, отвечает целям Концепции устойчивого развития сельских территорий.
Более того, условия Программы в п. 45 Типового положения и п. 3.1.1 договора предусматривают возможность прерывания срока работы при условии последующего трудоустройства участника Программы в организации, являющейся сельскохозяйственным товаропроизводителем или социальной сфере, указывая, что период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении Работником обязательства.
Кроме того, приказом №2 от 09.08.2021г. Мазур М.В. принят на работу разнорабочим к ИП КФХ Щербаков А.М., где продолжает трудиться по день вынесения решения суда, что свидетельствует о его намерении исполнить условия договора и возложенные на него Программой и п. 4.3.1.3 договора обязательства.
Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для взыскания с ответчика Мазура М.В. в настоящее время средств социальной выплаты.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Управления сельского хозяйства Тамбовской области к Мазуру Михаилу Вячеславовичу о взыскании полученной социальной выплаты – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд, через Ленинский районный суд г.Тамбова, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А. Словеснова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 29.10.2021г.
Судья А.А. Словеснова