Дело №2а-993/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Еманжелинск 25 декабря 2020 года
Еманжелинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Грачёва М.А.,
при секретаре судебного заседания Печёркиной Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя административного истца С.Е.И., административное дело по административному исковому заявлению Администрации К. муниципального района АДРЕС к Межрайонному Специализированному Отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП по АДРЕС, К. АДРЕС о восстановлении пропущенного процессуального срока для оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя, освобождении от уплаты, либо снижении размера исполнительного сбора,
УСТАНОВИЛ:
Представитель администрации К. муниципального района обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании постановления судебного пристава-исполнителя К. от ДАТА. и исполнительного производства НОМЕР-ИП от ДАТА. незаконными, восстановлении пропущенного срока для обжалования постановления о взыскании исполнительского сбора и освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, в обоснование указав, что постановление от ДАТА. администрация района не получала, о наличии исполнительного производства от ДАТА. узнала из информации, размещенной на официальной сайте ФССП России, а также что администрацией района были предприняты все возможные меры к исполнению решения суда. В ходе рассмотрения дела административные исковые требования были уточнены, представитель истца просила суд восстановить срок для обжалования постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДАТА. и снизить либо освободить от взыскания исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель административного истца уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель Межрайонного специализированного ОСП по особо важным исполнительным производствам Г.А.Р., судебный пристав-исполнитель К. Н.Е., а также УФССП России по АДРЕС.
Административные ответчики представитель УФССП России по АДРЕС, представитель Межрайонного специализированного ОСП по особо важным исполнительным производства УФССП России по АДРЕС, судебный пристав-исполнитель Межрайонного специализированного ОСП по особо важным исполнительным производствам Г.А.Р., судебный пристав-исполнитель К. Н.Е. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 116, 117-120).
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 121 Федерального закона от ДАТА № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии со ст. 122 Федерального закона от ДАТА № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
На основании ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 3 статьи 92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом (часть 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Статьей 2 Федерального закона № 229-ФЗ от ДАТА «Об исполнительном производстве» (далее по тексту Закон № 229-ФЗ) предусмотрено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 6 ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частями 11 и 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. В указанный срок не включаются нерабочие дни (часть 2 статьи 15 Закона).
Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
В соответствии со статьей 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДАТА НОМЕР «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма (часть 9 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Обязанность по доказыванию обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора, лежит на административном истце.
ДАТА Еманжелинским городским судом вынесено решение о возложении обязанности на Администрацию К. муниципального района предоставить Ч.У.И. вне очереди по договору социального найма, благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным нормам и техническим требованиям не менее 16 кв.м. общей площади жилого помещения. Решение вступило в законную силу ДАТА (л.д.8-10).
ДАТА судебным приставом-исполнителем К. Н.Е. на основании дубликата исполнительного листа возбуждено исполнительное производство НОМЕР-ИП в отношении Администрации К. муниципального района АДРЕС (л.д. 106).
Данным постановлением должнику разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств, с должника будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. При наличии чрезвычайных, объективно неотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику, предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
Обстоятельства направления должнику постановления о возбуждении исполнительного производства подтверждается материалами дела, а именно списком корреспонденции, направленной почтовой связью от ДАТА (л.д. 105), а также отчетом об отправке постановления о возбуждении исполнительного производства с помощью использования факсимильной связи ДАТА. (л.д. 108).
Факт неисполнения должником в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения требования исполнительных документов, администрацией также не оспаривается.
ДАТА судебным приставом-исполнителем К. Н.Е. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении администрации К. муниципального района в размере 50000 рублей, постановление утверждено старшим судебным приставом-исполнителем К. (л.д. 95-96 ).
Постановлением судебного пристава-исполнителя К. Н.Е. от ДАТА. исполнительное производство НОМЕР-ИП от ДАТА передано в МСОСП по ОВИП УФССП России по АДРЕС (л.д. 88-89).
ДАТА судебным приставом-исполнителем МСОСП по ОВИП УФССП России по АДРЕС Г.А.Р. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении администрации К. муниципального района о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей (л.д. 76).
В обоснование доводов о восстановлении пропущенного срока для обжалования постановления от ДАТА. и освобождении от взыскания исполнительского сбора либо его снижении представитель истца указал, что данное постановление администрация района не получала и не знала о наличии исполнительского сбора, а также представил документы о выполненных мерах по исполнению решения суда:
- свидетельство о государственной регистрации права на приобретенное по договору купли-продажи от ДАТА. жилое помещение площадью 14,6 кв.м. для Ч.У.И. (л.д. 11),
- копии писем Ч.У.И. от ДАТА., ДАТА. с приглашением в администрацию района для заключения договора социального найма жилого помещения и получения ключей от жилого помещения (л.д. 14-20)
- заявления Ч.У.И. от ДАТА., ДАТА., ДАТА. об отказе от предоставляемых жилых помещений (л.д. 24-27),
- договор социального найма от ДАТА. о передаче Ч.У.И. жилого помещения (л.д. 29-31).
В судебном заседании установлено, что об имеющемся исполнительном производстве НОМЕР от ДАТА. административный истец узнал из информации, размещенной на официальном сайте ФССП, материалы дела также не содержат сведений, с достоверностью свидетельствующих о дате, когда административному истцу стало известно о вынесенном судебным приставом-исполнителе постановлении.
При указанных выше обстоятельствах срок подачи заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя от ДАТА. о взыскании исполнительского сбора пропущен администрацией района по уважительной причине, следовательно, он подлежит восстановлению.
Кроме того, анализируя представленные административным истцом доказательства, суд считает, что действия администрации района не свидетельствуют о намерении уклониться от исполнения обязательства, а просрочка исполнения исполнительного документа вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от воли Администрации, поскольку с момента возбуждения исполнительного производства администрацией района предпринимались меры по исполнению решения суда, жилое помещение для Ч.У.И. было приобретено в 2014г., однако он отказывался от его получения, также по имеющимся у администрации адресам Ч.У.И. неоднократно направлялись письма с предложением заключить договор социального найма жилого помещения, которые он также не получал, в настоящее время решение суда исполнено.
Таким образом, оценив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что администрация района не имела возможности исполнить решение в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок в связи с обстоятельствами, не зависящими от должника, при уклонении взыскателя от получения жилого помещения, в связи с чем в действиях Администрации не усматривается умысла, направленного на уклонение от исполнения обязательства по предоставлению жилого помещения и отсутствуют основания для ответственности за нарушение обязательства, что является основанием для освобождения Администрации от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Административный иск администрации К. муниципального района АДРЕС к Межрайонному Специализированному Отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП по АДРЕС, К. АДРЕС о восстановлении пропущенного процессуального срока для оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя, освобождении от уплаты либо снижении размера исполнительного сбора удовлетворить.
Восстановить пропущенный процессуальный срок для оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя К. УФССП России по АДРЕС К. Н.Е. от ДАТА. о взыскании исполнительского сбора в отношении Администрации К. муниципального района в размере 50000 рублей.
Освободить Администрацию К. муниципального района АДРЕС от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением о взыскании исполнительского сбора от ДАТА. судебного пристава-исполнителя К. УФССП РФ по АДРЕС Киселёвой Н.Е. в рамках исполнительных производств НОМЕР от ДАТА., НОМЕР-ИП от ДАТА.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Челябинский областной суд через Еманжелинский городской суд.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено ДАТА
Судья М.А. Грачёв