Решение по делу № 2а-570/2022 от 22.03.2022

К делу а - 570 / 2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 апреля 2022 года Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего Ожева М.А.,

при секретаре                    Тхагапсовой Б.М..,

с участием:

представителя административного истца - помощника прокурора Майкопского района - Наливайко Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Майкопского района о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению, заинтересованное лицо - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу,

установил:

Прокурор Майкопского района обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, пояснив следующее. Прокуратурой Майкопского района по обращению Морозова П.Г. проведен мониторинг сети интернет в части исполнения законодательства о несовершеннолетних, информационных технологиях и о защите информации, в ходе которой выявлен интернет-<адрес> на котором содержится информация об изготовлении официальных документов, в том числе аттестата об образовании, дипломов, школьных аттестатов, свидетельств ЕГЭ. Доступ на интернет-сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных информационных сайтов и скопировать материал в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам законодательства об образовании и защиты конституционного права граждан России на образование, влечет негативные социальные, экономические и иные последствия, чем нарушает права неопределенного круга лиц, соответственно предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации. Доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством России, должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства. Учитывая, что приобретение за деньги подложных дипломов, школьных аттестатов и свидетельств ЕГЭ, свидетельств, справок, удостоверений, разных документов (печатей и штампов) может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, в том числе совершение преступлений, нарушение прав неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Данные страницы в информационно-коммуникационной сети «Интернет» открыты для свободного доступа неопределенного круга лиц. На момент проверки указанные интернет-ресурсы в единый реестр информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не внесены. Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации в защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений. В ходе проверки установить владельца доменных имен не представляется возможным, что подтверждается скриншотами страниц с интернет сайта <адрес> Указанные обстоятельства в соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ являются основанием для обращения прокурора в суд в защиту интересов Российской Федерации и прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Административный истец просил суд: признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте: <адрес>/, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации; копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя страницы в сети «Интернет» в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Представитель административного истца – помощник прокурора Майкопского района Наливайко Д.С. в судебном заседании поддержал административные исковые требования.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу - Ченцов А.В., будучи извещен о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, просила суд о рассмотрении дела в их отсутствие, по вопросу оценки информации, указанной в заявлении прокурора, как запрещенной к распространению на территории РФ посредством сети «Интернет», полагался на усмотрение суда. Суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Заслушав пояснения представителя административного истца, отзыв представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Дела о признании факта запрещенной информации подлежат рассмотрению в публичном административном исковом производстве.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Майкопского района по обращению Морозова П.Г. проведен мониторинг сети интернет в части исполнения законодательства о несовершеннолетних, информационных технологиях и о защите информации, в ходе которой выявлен интернет-ресурс http://orlglnaldlploms.com/majkop/, на котором содержится информация об изготовлении официальных документов, в том числе аттестата об образовании, дипломов, школьных аттестатов, свидетельств ЕГЭ. Доступ на интернет-сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных информационных сайтов и скопировать материал в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам законодательства об образовании и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на образование.

Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон №2124-1) не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань. Передача информации посредством использования информационнотелекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ). В силу ч.1 ст.9 Закона №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно п.6 ст.10 Закона №149-ФЗ запрещено распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с ч. 4 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или аспирантуры-стажировки) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Согласно п. 2 Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.02.2014, дипломы выдаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам высшего образования: лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата - диплом бакалавра, диплом бакалавра с отличием (далее вместе - диплом бакалавра); лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы специалитета, - диплом специалиста, диплом специалиста с отличием (далее вместе - диплом специалиста); лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы магистратуры, - диплом магистра, диплом магистра с отличием (далее вместе - диплом магистра); лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, - диплом об окончании аспирантуры; лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, - диплом об окончании адъюнктуры. В соответствии с п. 27 Порядка диплом выдается лицу, завершившему обучение по образовательной программе и успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию, на основании решения государственной экзаменационной комиссии о присвоении выпускнику квалификации. Согласно п.п. 23-24 Порядка бланки хранятся в организации как документы строгой отчетности и учитываются по специальному реестру. Передача полученных организацией бланков в другие организации не допускается. В соответствии со ст. 4 Закона №2124-1 не допускается использование средств массовой информации в том числе в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, (ст. 324 Уголовного кодекса Российской Федерации), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст. 327 УК РФ) являются уголовно-наказуемыми деяниями.

Таким образом, правовыми нормами предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, за которую предусмотрена уголовная, либо административная ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В реестр согласно п. 2 ч. 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. При этом в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона №149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно п. 3 названной статьи, создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Согласно пунктам 2, 3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Распространение вышеуказанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, приобретение за деньги подложных дипломов, школьных аттестатов и свидетельств ЕГЭ, может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, в том числе совершение преступлений, нарушение прав неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит федеральному законодательству.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.

Данные страницы в информационно-коммуникационной сети «Интернет» открыты для свободного доступа неопределенного круга лиц. На момент проверки указанные интернет-ресурсы в единый реестр информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не внесены. В ходе проверки установить владельца доменных имен не представляется возможным, что подтверждается скриншотами страниц с интернет сайта <адрес>

Часть 2 статьи 124 КАС РФ содержит правило, устанавливающее открытый перечень способов защиты, которые может использовать административный истец. Одним из таких способов защиты, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Суд полагает требование прокурора подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 264, 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Удовлетворить требование прокурора Майкопского района.

Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте: <адрес> запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

Направить надлежаще заверенную копию вступившего в законную силу решения суда с отметкой о вступлении его в законную силу в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (<адрес>), для включения указателя страницы в сети «Интернет» в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд Республики Адыгея в течение одного месяца со дня вынесения.

Судья              подпись

Копия верна: судья                                Ожев М.А.

2а-570/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Майкопского района
Ответчики
Управление Роскомнадзора по ЮФО
Суд
Майкопский районный суд Республики Адыгея
Судья
Ожев Мурат Асланович
Дело на странице суда
maikopskyr.adg.sudrf.ru
22.03.2022Регистрация административного искового заявления
22.03.2022Передача материалов судье
22.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
22.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2022Судебное заседание
07.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее