К делу №а - 570 / 2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 апреля 2022 года Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего Ожева М.А.,
при секретаре Тхагапсовой Б.М..,
с участием:
представителя административного истца - помощника прокурора Майкопского района - Наливайко Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Майкопского района о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению, заинтересованное лицо - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу,
установил:
Прокурор Майкопского района обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, пояснив следующее. Прокуратурой Майкопского района по обращению Морозова П.Г. проведен мониторинг сети интернет в части исполнения законодательства о несовершеннолетних, информационных технологиях и о защите информации, в ходе которой выявлен интернет-<адрес> на котором содержится информация об изготовлении официальных документов, в том числе аттестата об образовании, дипломов, школьных аттестатов, свидетельств ЕГЭ. Доступ на интернет-сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных информационных сайтов и скопировать материал в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам законодательства об образовании и защиты конституционного права граждан России на образование, влечет негативные социальные, экономические и иные последствия, чем нарушает права неопределенного круга лиц, соответственно предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации. Доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством России, должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства. Учитывая, что приобретение за деньги подложных дипломов, школьных аттестатов и свидетельств ЕГЭ, свидетельств, справок, удостоверений, разных документов (печатей и штампов) может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, в том числе совершение преступлений, нарушение прав неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Данные страницы в информационно-коммуникационной сети «Интернет» открыты для свободного доступа неопределенного круга лиц. На момент проверки указанные интернет-ресурсы в единый реестр информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не внесены. Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации в защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений. В ходе проверки установить владельца доменных имен не представляется возможным, что подтверждается скриншотами страниц с интернет сайта <адрес> Указанные обстоятельства в соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ являются основанием для обращения прокурора в суд в защиту интересов Российской Федерации и прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Административный истец просил суд: признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте: <адрес>/, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации; копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя страницы в сети «Интернет» в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Представитель административного истца – помощник прокурора Майкопского района Наливайко Д.С. в судебном заседании поддержал административные исковые требования.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу - Ченцов А.В., будучи извещен о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, просила суд о рассмотрении дела в их отсутствие, по вопросу оценки информации, указанной в заявлении прокурора, как запрещенной к распространению на территории РФ посредством сети «Интернет», полагался на усмотрение суда. Суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Заслушав пояснения представителя административного истца, отзыв представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Дела о признании факта запрещенной информации подлежат рассмотрению в публичном административном исковом производстве.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Майкопского района по обращению Морозова П.Г. проведен мониторинг сети интернет в части исполнения законодательства о несовершеннолетних, информационных технологиях и о защите информации, в ходе которой выявлен интернет-ресурс http://orlglnaldlploms.com/majkop/, на котором содержится информация об изготовлении официальных документов, в том числе аттестата об образовании, дипломов, школьных аттестатов, свидетельств ЕГЭ. Доступ на интернет-сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных информационных сайтов и скопировать материал в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам законодательства об образовании и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на образование.
Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон №2124-1) не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань. Передача информации посредством использования информационнотелекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ). В силу ч.1 ст.9 Закона №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно п.6 ст.10 Закона №149-ФЗ запрещено распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч. 4 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или аспирантуры-стажировки) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Согласно п. 2 Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.02.2014, дипломы выдаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам высшего образования: лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата - диплом бакалавра, диплом бакалавра с отличием (далее вместе - диплом бакалавра); лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы специалитета, - диплом специалиста, диплом специалиста с отличием (далее вместе - диплом специалиста); лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы магистратуры, - диплом магистра, диплом магистра с отличием (далее вместе - диплом магистра); лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, - диплом об окончании аспирантуры; лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, - диплом об окончании адъюнктуры. В соответствии с п. 27 Порядка диплом выдается лицу, завершившему обучение по образовательной программе и успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию, на основании решения государственной экзаменационной комиссии о присвоении выпускнику квалификации. Согласно п.п. 23-24 Порядка бланки хранятся в организации как документы строгой отчетности и учитываются по специальному реестру. Передача полученных организацией бланков в другие организации не допускается. В соответствии со ст. 4 Закона №2124-1 не допускается использование средств массовой информации в том числе в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, (ст. 324 Уголовного кодекса Российской Федерации), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст. 327 УК РФ) являются уголовно-наказуемыми деяниями.
Таким образом, правовыми нормами предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, за которую предусмотрена уголовная, либо административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр согласно п. 2 ч. 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. При этом в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона №149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п. 3 названной статьи, создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Согласно пунктам 2, 3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Распространение вышеуказанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, приобретение за деньги подложных дипломов, школьных аттестатов и свидетельств ЕГЭ, может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, в том числе совершение преступлений, нарушение прав неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит федеральному законодательству.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.
Данные страницы в информационно-коммуникационной сети «Интернет» открыты для свободного доступа неопределенного круга лиц. На момент проверки указанные интернет-ресурсы в единый реестр информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не внесены. В ходе проверки установить владельца доменных имен не представляется возможным, что подтверждается скриншотами страниц с интернет сайта <адрес>
Часть 2 статьи 124 КАС РФ содержит правило, устанавливающее открытый перечень способов защиты, которые может использовать административный истец. Одним из таких способов защиты, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Суд полагает требование прокурора подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 264, 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Удовлетворить требование прокурора Майкопского района.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте: <адрес> запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.
Направить надлежаще заверенную копию вступившего в законную силу решения суда с отметкой о вступлении его в законную силу в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (<адрес>), для включения указателя страницы в сети «Интернет» в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд Республики Адыгея в течение одного месяца со дня вынесения.
Судья подпись
Копия верна: судья Ожев М.А.