Дело №2-478/2018
64RS0027-01-2018-000655-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2018 года город Петровск
Петровский городской суд Саратовской области в составе:
председательствующего - судьи Романовой Е.В.,
при секретаре судебного заседания – Хамраевой Е.Н.,
с участием:
представителя истца – старшего помощника Петровского межрайпрокурора Лаушкина С.А.,
представителя ответчика – директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Петровска Петровского района Саратовской области» - Медведева А.В.,
представителя ответчика – Администрации Петровского муниципального района Саратовской области – Назаркина И.А., действующего на основании доверенности № ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Петровского межрайпрокурора, действующего в защиту прав несовершеннолетних обучающихся, к Администрации Петровского муниципального района Саратовской области, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Петровска Петровского района Саратовской области» о понуждении к оборудованию образовательного учреждения системой контроля и управления доступом, охранной сигнализацией,
установил:
заместитель Петровского межрайонного прокурора, действующий в интересах несовершеннолетних воспитанников, обратился в Петровский городской суд Саратовской области с вышеуказанным иском к Администрации Петровского муниципального района Саратовской области, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Петровска» (далее по тексту – МБОУ «СОШ № 3 г. Петровска», образовательное учреждение, ответчик), в котором просит обязать администрацию МБОУ «СОШ № 3 г.Петровска» оборудовать здание образовательного учреждения по адресу: Саратовская область, г. Петровск. <адрес> системами: контроля и управления доступом, охранной сигнализацией в соответствии с законодательством о противодействии терроризму, обязать Администрацию Петровского муниципального района профинансировать расходы, связанные с оборудованием МБОУ «СОШ № 3 г.Петровска» системами: контроля и управления доступом, охранной сигнализацией.
Требования мотивированы тем, что Петровской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности МБОУ «СОШ № 3 г. Петровска», расположенное по адресу: Саратовская область, г. Петровск, <адрес> в деятельности которого обнаружены нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно, в здании образовательного учреждения отсутствуют системы: контроля и управления доступом, охранная сигнализация.
Считая, что при указанных нарушениях образовательное учреждение не может в полной мере гарантировать охрану и укрепление здоровья несовершеннолетних воспитанников, истец, действуя в их защиту, просит обязать ответчика устранить выявленные нарушения.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник Петровского межрайпрокурора Лаушкин С.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – директор МБОУ «СОШ № 3 г. Петровска» - Медведев А.В. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме.
Представитель ответчика – Администрации Петровского муниципального района Саратовской области - Назаркин И.А. в судебном заседании также признал исковые требования в полном объеме.
Заслушав представителей истца и ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Из приведенных норм следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по антитеррористической защищенности дошкольных и школьных учреждений.
Согласно п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации; материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 3 Федерального закона 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе по предупреждению терроризма, выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
Согласно ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ юридические лица, использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера несанкционированного вторжения.
В соответствии с п.п. «б» п.23 Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 г. № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся в сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно, к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
- оборудование объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией).
Как следует из п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального образования относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования.
Согласно п. 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Так, письмом Врио начальника ОВО по г. Петровску – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Саратовской области» за №№ года подтверждено, что в здании МБОУ «СОШ № 3 г. Петровска», расположенном по адресу: Саратовская область, г. Петровск, ул. <адрес>, отнесенном ко второй категории опасности, отсутствуют системы: контроля и управления доступом, установленные кнопки экстренного вызова наряда полиции без использования технических средств охраны, что не соответствует предъявляемым требованиям по антитеррористической защищенности объектов образования.
В судебном заседании установлено, что здание школы, расположенное по адресу: Саратовская область, г. Петровск, ул. <адрес>, является муниципальной собственностью Петровского муниципального района и находится в оперативном управлении у МБОУ «СОШ № 3 г. Петровска».
Петровской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму, в результате которой было осуществлено обследование объектов образования г. Петровска Саратовской области. В ходе проверки установлено, что в МБОУ «СОШ № 3 г. Петровска» отсутствуют системы: контроля и управления доступом, охранная сигнализация. Доказательств обратному суду не представлено.
Поскольку в судебном заседании установлено, что на момент проверки вышеуказанные нарушения законодательства о противодействии терроризму в образовательном учреждении имели место, суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований заместителя Петровского межрайонного прокурора, в связи с чем, считает необходимым удовлетворить их в полном объеме.
Кроме того, представители ответчиков признали исковые требования и суд, в соответствии со ст. ст. 39, 173 ГПК РФ, принимает их признание, поскольку оно соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает необходимым установить ответчику срок для исполнения судебного решения - 6 месяцев со дня его вступления в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя Петровского межрайпрокурора, удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Петровска Петровского района Саратовской области» оборудовать здание по адресу: Саратовская область, г. Петровск, <адрес> системами: контроля и управления доступом, охранной сигнализацией, в соответствии с законодательством о противодействии терроризму Российской Федерации в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Обязать Администрацию Петровского муниципального района Саратовской области профинансировать расходы, связанные с оборудованием Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Петровска Петровского района Саратовской области» системами: контроля и управления доступом, охранной сигнализацией.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Саратовский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Петровский городской Саратовской области.
Председательствующий Е.В. Романова