Судья Тазиев Н.Д. дело № 33а-7556/2019
учет 021а
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
21 мая 2019 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Сибгатуллиной Р›.Р.,
судей Фахрутдинова Р.Р., Шакуровой Рќ.Рљ.,
при секретаре судебного заседания Нуреевой Д.Р.,
рассмотрела РІ открытом судебном заседании РїРѕ докладу СЃСѓРґСЊРё Фахрутдинова Р.Р. административное дело РїРѕ апелляционной жалобе Р¤РРћ29 РЅР° решение Выскогорского районного СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 4 марта 2019 РіРѕРґР°, которым отказано РІ удовлетворении административного РёСЃРєР° Шайдуллиной Рђ.Рљ. Рє Совету Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, Р¤РРћ30 Рѕ признании незаконным решения <дата> РѕР± удалении РІ отставку главы сельского поселения Рё восстановлении РІ должности главы сельского поселения.
Проверив материалы административного дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, выслушав РІ ее поддержку Р¤РРћ31 Рё ее представителя РїРѕ доверенности Р¤РРћ33 представителя Совета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан РїРѕ доверенности Р¤РРћ32 возражавшего удовлетворению апелляционной жалобы, судебная коллегия
РЈРЎРўРђРќРћР’РЛА:
Р¤РРћ34 (далее - административный истец) обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рѕ признании незаконным решение Совета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан в„– 452 РѕС‚ 12 декабря 2018 РіРѕРґР° РѕР± удалении РІ отставку главы сельского поселения Рё восстановлении ее РІ должности главы сельского поселения.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что 10 декабря 2018 года поступило обращение депутатов Совета Высокогорского сельского поселения зарегистрировано за входящим № 46 об удалении ее, как главы сельского поселения в отставку и досрочном прекращении полномочий.
Основанием для отставки послужило: неисполнение заявок РІ Р“РРЎ «Народный контроль» РІ части отсутствия РїРѕРєРѕСЃР° травы РЅР° СѓР». РђР·РёРЅР° РІ СЃ. Пермяки; несанкционированная свалка РїРѕ СѓР». Верхняя РІ СЃ. Пермяки, построенные тротуары РїРѕ СѓР». Солнечная Рё СѓР». Центральная РІ СЃ. Высокая Гора, находящиеся РІ ненадлежащем состоянии; коллективное РїРёСЃСЊРјРѕ РѕС‚ жителей Рґ. Рстачи РїРѕ вопросам отсутствия контейнерных площадок; отсутствие Р·Р° 1 квартал 2018 РіРѕРґР° нормативно-правовых актов; принятие 12 нормативно-правовых актов, РёР· которых три направлены РІ нарушении закона Рё 3 СЃ нарушением СЃСЂРѕРєР° опубликования; статусный документ Устав выставлен СЃ недостающими листами; постановлением РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– 1 Высокогорского района Республики Татарстан РѕС‚3 декабря 2018 РіРѕРґР° Р¤РРћ35 признана РІРёРЅРѕРІРЅРѕР№ РІ совершении административного правонарушения статьей 5.59 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях.
На заседании Совета Высокогорского сельского поселения было представлено возражение, однако депутаты приняли решение об удалении ее в отставку.
Как полагает административный истец, РїСЂРё принятии оспариваемого решения, Советом Высокогорского сельского поселения РЅРµ было принято РІРѕ внимание, что согласно Уставу поселения, Правилам благоустройства территории муниципального образования сельского поселения обязанности РїРѕ надлежащему санитарному Рё эстетическому состоянию улиц Рё РґРѕСЂРѕРі относится Рє полномочиям Рсполнительного комитета сельского поселения.
Однако, заявка РІ Р“РРЎ «Народный контроль» РїРѕ СЃРєРѕСЃСѓ травы РІ Рґ. Пермяки РїРѕ СѓР». РђР·РёРЅР° Р¤РРћ36 была выполнена.
«Несанкционированная свалка» РїРѕ СѓР». Верхняя СЃ. Пермяки таковой РЅРµ является, поскольку имеется разрешение РЅР° складирование строительных материалов, выданной Р¤РРћ37 РѕС‚ .... РѕС‚ 10 августа 2018 РіРѕРґР°.
Тротуары РїРѕ СѓР». Солнечная Рё СѓР». Центральная построены РЅР° средства самообложения граждан РІ 2017 РіРѕРґСѓ, РєРѕРіРґР° Главой Совета являлся Р¤РРћ38 Однако РЅР° сегодняшний день ею написано РїРёСЃСЊРјРѕ РІ Прокуратуру Высокогорского района Рё Рє РїРѕРґСЂСЏРґРЅРѕР№ организации <данные изъяты>
РџРѕРєРѕСЃ травы РЅР° СѓР». Юбилейная РЅРµ осуществлен, так как РїСЂРё наличии внештатных сотрудников РїРѕ РїРѕРєРѕСЃСѓ травы осуществлялся РІ парке Заказанье 3 (три) раза, РїРѕ СѓР». <адрес>, каждое РїРѕ несколько раз Рє проведению Сабатуя, приезду Президента Республики Татарстан Р¤РРћ39
Согласно пункту 1.4. Правил благоустройства территории муниципального образования Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района, утвержденного решением РѕС‚ 13 июля 2018 РіРѕРґР° в„–381 заключение РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ Рё муниципальных контрактов РЅР° проведение работ РїРѕ СѓР±РѕСЂРєРµ санитарному содержанию территорий, РїРѕ поддержанию чистоты Рё РїРѕСЂСЏРґРєР°, координация выполнения работ, осуществления контроля Р·Р° сроками Рё качеством выполнения работ возлагаются РЅР° Рсполнительный комитет Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района.
РџРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ отсутствия контейнерных площадок РІ Рґ. Рстачи РїРѕСЏСЃРЅСЏСЋ, что ею Рё жителями Рґ. Рнеш, Рґ. Пермяки, СЃ. Пановка, Рґ. Рстачи было написано РїРёСЃСЊРјРѕ РІ Прокуратуру Высокогорского муниципального района. Прокуратура никаких мер РЅРµ приняла. РќР° сегодняшний день написано РїРёСЃСЊРјРѕ РІ Генеральную прокурату Республики Татарстан СЃ этой Р¶Рµ самой РїСЂРѕСЃСЊР±РѕР№. Ответа РїРѕРєР° РЅРµ последовало.
На письменный запрос в ООО «Полигон» о возобновлении мешочного вывоза ТБО и исполнения своих обязательств по договору, ответили отказом.
Также, согласно пункту 8 статьи 48 Устава обязанность РІ участии организации деятельности РїРѕ СЃР±РѕСЂСѓ Рё транспортированию ТБО относится Рє Рсполнительному комитету.
Нормативно-правовые акты принимаются при существующей необходимости для работы сельского поселении. Так, во втором квартале 2018 года было принято 14 нормативно-правовых актов и в надлежащий срок опубликованы на сайте Высокогорского сельского поселения.
Считает, что основания, указанные депутатами, не являются существенными для удаления ее в отставку.
Указывает также, что обжалуемое решение принято Советом Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан без учета мнения высшего должностного лица Республики Татарстан.
Р’ заседании СЃСѓРґР° первой инстанции административный истец Р¤РРћ40 Рё ее представитель Р¤РРћ41 требования административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления поддержали.
Представитель Совета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Р¤РРћ42 СЃ административным исковым заявлением РЅРµ согласился, РїСЂРѕСЃРёР» отказать РІ его удовлетворении.
Рные лица, участвующие РІ деле, РІ судебное заседание РЅРµ явились, дело рассмотрено без РёС… участия.
Суд первой инстанции принял решение об отказе в удовлетворении административного иска.
РЎ таким решением СЃСѓРґР° РЅРµ согласилась Р¤РРћ43., РІ апелляционной жалобе ставится РІРѕРїСЂРѕСЃ РѕР± отмене судебного акта РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ его незаконностью. Р’ обоснование РґРѕРІРѕРґРѕРІ апелляционной жалобы Р¤РРћ44 повторяет СЃРІРѕСЋ правовую позицию, изложенную РІ административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении Рё РІ СЃСѓРґРµ первой инстанции. Считает, что СЃСѓРґ РЅРµ дал оценку ее доводам РѕР± отсутствии законных оснований для принятия Советом Высокогорского сельского поселения решения РѕР± удалении ее РІ отставку.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
РР· материалов административного дела следует, что 11 января 2018 Р¤РРћ45.избрана главой Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
Решением Совета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан РѕС‚ 12 декабря 2018 РіРѕРґР° в„– 452, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ инициативой РіСЂСѓРїРїС‹ депутатов Совета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан РѕС‚ 10 декабря 2018 РіРѕРґР° РѕР± удалении главы муниципального образования «Высокогорское сельское поселение Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» Р¤РРћ46удалена РІ отставку РїРѕ основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 2 статьи 74.1 Федерального закона РѕС‚ 6 октября 2003 РіРѕРґР° в„–131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации».
Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое административным истцом решение было принято Советом Высокогорского сельского поселения в пределах своих полномочий, с соблюдением порядка принятия данного решения, содержание которого соответствует требованиям законодательства, регулирующего данные правоотношения.
Оснований для признания выводов суда первой инстанции ошибочными судебной коллегией не установлено.
Так, в соответствии с пунктом 10 части 10статьи 35Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 12 статьи 33 Устава Высокогорского сельского поселения принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку находится в исключительной компетенции Совета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
Согласно пункту 2.1 части 6 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 3 части 1 статьи 43 Устава Высокогорского сельского поселения полномочия главы муниципального образования полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона.
В силу пунктов 1, 2 части 2 ст. 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования.
Одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, Уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 43 Устава Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан полномочия главы поселения прекращаются в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствие с положениями частей 3, 4, 7, 8, 9, 10 статьи 74.1 Федерального закона Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.
Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.
Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается председателем представительного органа муниципального образования.
Как установлено СЃСѓРґРѕРј первой инстанции Рё подтверждается материалами административного дела, 10 декабря 2018 РіРѕРґР° РІ Совет Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан РѕС‚ инициативной РіСЂСѓРїРїС‹ депутатов РІ количестве 11 человек поступило обращение РѕР± удалении Главы муниципального образования «Высокогорское сельское поселение» Р¤РРћ47 РІ отставку. Указанное обращение внесено вместе СЃ проектом решения представительного органа муниципального образования РѕР± удалении главы муниципального образования РІ отставку. Р’ качестве оснований для удаления Р¤РРћ48 РІ отставку указано РЅР° неисполнение следующих РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРј местного значения: неисполнение заявок РІ Р“РРЎ «Народный контроль» РІ части отсутствия РїРѕРєРѕСЃР° травы РЅР° СѓР». РђР·РёРЅР° РІ СЃ. Пермяки; несанкционированная свалка РїРѕ СѓР». Верхняя РІ СЃ. Пермяки, построенные тротуары РїРѕ СѓР». <адрес> находящиеся РІ ненадлежащем состоянии; коллективное РїРёСЃСЊРјРѕ РѕС‚ жителей Рґ. Рстачи РїРѕ вопросам отсутствия контейнерных площадок; отсутствие Р·Р° 1 квартал 2018 РіРѕРґР° нормативно-правовых актов; принятие 12 нормативно-правовых актов, РёР· которых три направлены РІ нарушении закона Рё 3 СЃ нарушением СЃСЂРѕРєР° опубликования; статусный документ Устав выставлен СЃ недостающими листами; постановлением РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– 1 Высокогорского района Республики Татарстан РѕС‚3 декабря 2018 РіРѕРґР° Р¤РРћ49 признана РІРёРЅРѕРІРЅРѕР№ РІ совершении административного правонарушения статьей 5.59 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях.
Также, 10 декабря 2018 РіРѕРґР° РЅР° РёРјСЏ Главы Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Р¤РРћ50 поступило обращение инициативной РіСЂСѓРїРїС‹ депутатов Совета Высокогорского сельского поселения РѕР± удалении РІ отставку главы муниципального образования «Высокогорское сельское поселение» Р¤РРћ51 Рё досрочном прекращении ее полномочий.
11 декабря 2018 года копия обращения депутатов и приложенные документы направлены высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации - Президенту Республики Татарстан с использованием системы электронного документооборота.
12 декабря 2018 РіРѕРґР° РІ 16:00 часов состоялось внеочередное заседание Совета Высокогорского сельского поселения, РіРґРµ РѕРґРЅРёРј РёР· РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ было рассмотрение обращения инициативной РіСЂСѓРїРїС‹ депутатов «О досрочном прекращении полномочий Рё удаления РІ отставку главы Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Р¤РРћ52
РџСЂРё принятии решения Р¤РРћ53 было письменно изложено РѕСЃРѕР±РѕРµ мнение (возражение) РЅР° обращение депутатов, Рё приобщено Рє протоколу заседания.
Р—Р° отставку главы Высокогорского сельского поселения Р¤РРћ54 проголосовало 10 РёР· 12 присутствующих депутатов.
13 декабря решение и особое мнение главы поселения (возражение) обнародованию на официальном сайте Высокогорского муниципального района в разделе сельские поселения http://vysokaya-gora.tatarstan.ru/.
Таким образом, как правильно указано СЃСѓРґРѕРј первой инстанции, оспариваемое решение Совета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан РѕС‚ 12 декабря 2018 РіРѕРґР° в„– 453 РѕР± удалении главы Высокогорского сельского поселения принято СЃ соблюдением требований части 8 статьи74.1Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», согласно которому решение представительного органа муниципального образования РѕР± удалении главы муниципального образования РІ отставку считается принятым, если Р·Р° него проголосовало РЅРµ менее РґРІСѓС… третей РѕС‚ установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. РџСЂРё этом, правовым основанием для принятия данного решения послужили представленные инициаторами удаления Р¤РРћ55. факты, свидетельствующие Рѕ неисполнении РІ течение трех Рё более месяцев обязанностей РїРѕ решению РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных федеральными законами, Уставом муниципального образования.
РЎСѓРґРѕРј первой инстанции обоснованно указано Рѕ соблюдении Советом Высокогорского сельского поселения РїРѕСЂСЏРґРєР° принятия оспариваемого решения, РІ том числе РѕР± уведомлении высшего должностного лица субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации – президента Республики Татарстан Рѕ поступившем обращении инициативной РіСЂСѓРїРїС‹ РѕР± удалении Р¤РРћ56 РІ отставку.
Судом учтено, что исходя из правовой позиции Конституционным Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 2 ноября 2011 года № 1464-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Льговского городского Совета депутатов Курской области на нарушение конституционных прав и свобод положениями части 13 статьи 35, пункта 2 части 4 статьи 36, пункта 2 части 2 и части 4 статьи 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законодательное наделение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) правом выражения мнения по вопросу об удалении главы муниципального образования в отставку призвано обеспечить надлежащее взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в решении вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан, и определяется необходимостью оказания органами государственной власти субъекта Российской Федерации содействия развитию местного самоуправления. Указанное мнение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в данном случае имеет для представительного органа муниципального образования рекомендательный характер.
Таким образом, отсутствие письменного согласия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации – президента Республики Татарстан по вопросу удаления главы сельского поселения в отставку, правового значения не имеет, и не влияет на правильность оспариваемого решения.
Указанным обстоятельствам судом первой инстанции при рассмотрении административного дела была дана правильная правовая оценка, основанная на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела.
Доводов, способных повлиять на оценку правильности решения суда, апелляционная жалоба не содержит, фактически сводится к повторению позиции, заявленной апеллянтом при рассмотрении административного дела, которым судом первой инстанции дана правильная правовая оценка. Аргументы подателя апелляционной жалобы о несоблюдении административным ответчиком процедуры принятия решения об удалении ее в отставку, противоречат имеющимся в деле доказательствам, достоверность которых, у судебной коллегии сомнений не вызывает.
В этой связи, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Принятое судом решение соответствует требованиям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛРЛА:
Решение Выскогорского районного СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 4 марта 2019 РіРѕРґР° РїРѕ данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Р¤РРћ57 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё