Дело № 2а-126/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2019 года пгт. Беринговский
Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в составе:
председательствующего судьи Замалетдинова А.А.,
при секретаре судебного заседания Тамойкиной Г.М.,
с участием представителя административного истца – Администрации городского поселения Беринговский Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа – Девятова Ю.Ю., действующего на основании доверенности от 23 мая 2019 года № 1, ордера № от <дата>,
административного ответчика – Отдела судебных приставов Беринговского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Чукотскому автономному округу в лице исполняющей обязанности начальника отдела – старшего судебного пристава Отдела судебных приставов Беринговского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Чукотскому автономному округу Новиченко А.В.,
заинтересованного лица – Анадырской межрайонной прокуратуры Чукотского автономного округа в лице старшего помощника Анадырского межрайонного прокурора Чукотского автономного округа – Киселева Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Администрации городского поселения Беринговский Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа об оспаривании постановления начальника отдела – старшего судебного пристава Отдела судебных приставов Беринговского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Чукотскому автономному округу Чернова М.А. от 15 апреля 2019 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения,
у с т а н о в и л:
Администрация городского поселения Беринговский Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа обратилась в суд с административным исковым заявлением об отмене постановления начальника отдела – старшего судебного пристава Отдела судебных приставов Беринговского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Чукотскому автономному округу Чернова М.А. от 15 апреля 2019 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения.
Исковые требования мотивированы тем, начальником отдела – старшим судебным приставом Отдела судебных приставов Беринговского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Чукотскому автономному округу Черновым М.А. вынесено постановление от 15 апреля 2019 года в отношении должника Администрации городского поселения Беринговский о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Данное постановление истец считает незаконным по следующим основаниям.
12 октября 2015 года между Администрацией городского поселения Беринговский и обществом с ограниченной ответственностью «Роланд» (далее – ООО «Роланд») был заключен муниципальный контракт № на оказание услуг по подготовке проекта генерального плана городского поселения Беринговский, согласно которому ООО «Роланд» в течение 30 дней с момента заключения контракта обязалось оказать услуги по подготовке проекта генерального плана городского поселения Беринговский в соответствии с техническим заданием к муниципальному контракту. ООО «Роланд» должно было представить текстовые и графические материалы генерального плана на бумажном носителе или в электронном виде. Однако обязательств по указанному контракту ООО «Роланд» не выполнило, документы в адрес Администрации не поступили. Переписка с ООО «Роланд» осуществлялась вплоть до 13 марта 2018 года, до момента подачи ООО «Роланд» искового заявления в суд о взыскании с Администрации городского поселения Беринговский задолженности за выполненные работы по муниципальному контракту. Решением Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 14 сентября 2018 года в удовлетворении исковых требованиях ООО «Роланд отказано в полном объёме. Не согласившись с данным решением ООО «Роланд» направило апелляционную жалобу в Шестой Арбитражный Апелляционный суд, который так же принял решение в пользу Администрации. После этого, ООО «Роланд» направило кассационную жалобу в Арбитражный суд Дальневосточного округа, где 10 апреля 2019 года было принято решение также в пользу Администрации.
На основании решения суда и в соответствии с пунктом 13.2.1.1. муниципального контракта от 12 октября 2015 года № на оказание услуг по подготовке проекта генерального плана городского поселения Беринговский и на основании пункта 3 статьи 450, пункта 2 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальным заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
21 июля 2017 года Анадырским районным судом Чукотского автономного округа было вынесено решение по административному делу № 2а-188/2017 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Анадырского района к Администрации городского поселения Беринговский Анадырского муниципального района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения законодательства (разработать генеральный план городского поселения Беринговский). Указанные исковые требования были удовлетворены в полном объёме, на Администрацию городского поселения Беринговский была возложена обязанность устранить нарушения в течение 6 месяцев со дня вступления указанного решения в законную силу. Решение суда вступило в законную силу 22 августа 2017 года.
В связи с тем, что в спорный период в Арбитражном суде Чукотского автономного округа рассматривалось гражданское дело с ООО «Роланд», Администрация не могла предпринять меры по размещению закупки на выполнение работ по разработке генерального плана поселения до вынесения решения, поскольку повторное размещение закупки по аналогичным основаниям привело бы к нарушению бюджетного законодательства и не целевому использованию бюджетных средств.
В ноябре 2018 года на сайт <данные изъяты> Администрацией городского поселения Беринговский было размещено извещение о проведении электронного аукциона на заключение муниципального контракта на оказание услуг по разработке генерального плана городского поселения Беринговский. Электронный аукцион не состоялся, так как не было подано ни одной заявки от исполнителей.
Бюджет городского поселения Беринговский является дотационным и напрямую зависит от средств выделяемых Анадырским муниципальным районом. Формированием бюджета занимается Управление финансов, экономики и имущественных отношений Администрации Анадырского муниципального района. При формировании бюджета на 2019 год сумма на указанные цели не была предусмотрена. В феврале 2019 года Администрация городского поселения Беринговский обращалась в адрес Администрации Анадырского муниципального района с просьбой о выделении средств на проведение закупки на выполнение работ по разработке генерального плана поселения. На данный момент Администрацией поселения решается вопрос о перераспределении денежных средств на данную статью расхода. Также объявился потенциальный исполнитель, который изъявил желание участвовать в аукционе на выполнение работ по разработке генерального плана поселения.
Административный истец просит суд отменить постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Отдела судебных приставов Беринговского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Чукотскому автономному округу Чернова М.А. от 15 апреля 2019 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения.
Определением Анадырского районного суда Чукотского автономного округа от 20 мая 2019 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: Отдел судебных приставов Беринговского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Чукотскому автономному округу, Управление Федеральной службы судебных приставов по Чукотскому автономному округу, в качестве заинтересованного лица – Анадырская межрайонная прокуратура Чукотского автономного округа.
В судебном заседании представитель административного истца Администрации городского поселения Беринговский Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа – адвокат Девятов Ю.Ю., действующий на основании доверенности от 23 мая 2019 года № 1 и ордера № от <дата> административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил отменить постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Отдела судебных приставов Беринговского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Чукотскому автономному округу Чернова М.А. от 15 апреля 2019 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения по доводам, указанным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик – начальник отдела – старший судебный пристав Отдела судебных приставов Беринговского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Чукотскому автономному округу Чернов М.А., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения административного дела в судебное заседание не явился, в представленном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 155). В возражениях, представленных в суд (л.д. 87-90) указывает, что 14 марта 2018 года в Отделе судебных приставов Беринговского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Чукотскому автономному округу на основании исполнительного листа №, выданного Анадырским районным судом Чукотского автономного округа 01 марта 2018 года, по делу № 2а-188/2017 от 21 июля 2017 года, возбуждено исполнительное производство № 249/18/87003-ИП. В рамках исполнительного производства судебным приставом Отдела в установленные сроки было вручено Администрации постановление о возбуждении исполнительного производства, где в постановочной части было указано, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения и не предоставления доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Кроме того, вручено предупреждение и требование об исполнении судебного решения в срок до 31 марта 2019 года. В ходе совершения исполнительных действий в рамках исполнительного производства, 15 апреля 2019 года установлено, что в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, решение не исполнено. В виду неисполнения Администраций исполнительного документа в полном объёме в установленный срок начальником – старшим судебным приставом Отдела судебных приставов Беринговского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Чукотскому автономному округу вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора от 15 апреля 2019 года № 87003/19/3475. Согласно ответам Администрации решение суда не исполнено по причине отсутствия денежных средств в бюджете, отсутствия заявок для участия в электронном аукционе на заключение муниципального контракта на оказание услуг по разработке генерального плана городского поселения Беринговский. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не представлено. Кроме того, должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения. К судебному приставу-исполнителю за продлением установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа срока Администрация городского поселения Беринговский не обращалась. В связи с изложенным просит в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объёме.
Административный ответчик – Отдел судебных приставов Беринговского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Чукотскому автономному округу в лице исполняющей обязанности начальника отдела – старшего судебного пристава Отдела судебных приставов Беринговского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Чукотскому автономному округу Новиченко А.В. просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Административный ответчик – Управление Федеральной службы судебных приставов по Чукотскому автономному округу, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела в судебное заседание не явился, в ходатайстве представитель Бабаев Х.М. просил рассмотреть дело в его отсутствие в виду сложной транспортной схемы. В возражениях, представленных в суд, просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объёме, поскольку наличия объективных причин, препятствующих исполнению, а также того, что неисполнение требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, явилось следствием непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, заявителем не представлено (л.д. 124-127).
Заинтересованное лицо – Анадырская межрайонная прокуратура Чукотского автономного округа в лице старшего помощника Анадырского межрайонного прокурора Чукотского автономного округа – Киселева Л.Е. просил в удовлетворении административного искового заявления отказать, поскольку административным истцом решение суда не исполняется длительное время, поэтому начальник отдела – старший судебный пристав Отдела судебных приставов Беринговского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Чукотскому автономному округу правомерно действовал в рамках Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения.
Суд принимает во внимание, что в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, в связи с чем, суд считает правомерным рассмотрение дела в отсутствие административного ответчика – начальника отдела – старшего судебного пристава Отдела судебных приставов Беринговского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Чукотскому автономному округу Чернова М.А., административного ответчика – Управления Федеральной службы судебных приставов по Чукотскому автономному округу, которые просили рассмотреть дело в их отсутствие, об отложении дела ходатайств не направляли.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу статей 12, 13 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов и обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом, не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Исходя из содержания части 3 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника – гражданина или должника – индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника – организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника – гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника – организации – пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 6 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года
№ 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Из части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Административное исковое заявление об оспаривании постановления начальника отдела – старшего судебного пристава Отдела судебных приставов Беринговского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Чукотскому автономному округу от 15 апреля 2019 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения подано в Анадырский районный суд Чукотского автономного округа согласно штампу входящей корреспонденции 26 апреля 2019 года (л.д. 1). Согласно входящему штампу № 115, обжалуемое постановление Администрация городского поселения Беринговский получила 16 апреля 2019 года. Таким образом, установленный законом срок обжалования административным истцом не пропущен.
Из материалов дела следует, что 21 июля 2017 года Анадырским районным судом Чукотского автономного округа вынесено решение по административному делу № 2а-188/2017 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Анадырского района к Администрации городского поселения Беринговский Анадырского муниципального района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения законодательства, согласно которому административное исковое заявление было удовлетворено, бездействие Администрации городского поселения Беринговский Анадырского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по разработке проекта генерального плана городского поселения Беринговский признано незаконным, на Администрацию городского поселения Беринговский Анадырского муниципального района возложена обязанность разработать проект генерального плана городского поселения Беринговский в срок 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу (л.д. 83-86).
Решение вступило в законную силу 22 августа 2017 года.
01 марта 2018 года Анадырским районным судом Чукотского автономного округа по административному делу № 2а-188/2017 выдан исполнительный лист серии № (л.д. 95-96).
07 марта 2018 года заместитель Анадырского межрайоного прокурора (с дислокацией в гп. Беринговский) П. направил исполнительный лист в Отдел судебных приставов Беринговского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Чукотскому автономному округу для исполнения (л.д. 94).
14 марта 2018 года на основании исполнительного листа исполняющим обязанности судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов Беринговского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Чукотскому автономному округу Новиченко А.В. возбуждено исполнительное производство № 249/18/87003-ИП в отношении должника Администрации городского поселения Беринговский Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа (л.д. 97-98).
Согласно штампу № 134, постановление о возбуждении исполнительного производства получено Администрацией городского поселения Беринговский Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа 16 марта 2018 года (л.д. 98), что также подтвердил на судебном заседании представитель административного истца – Администрации городского поселения Беринговский Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа – Девятов Ю.Ю.
Из содержания названного постановления о возбуждении исполнительного производства следует, что должнику было предложено в добровольном порядке в пятидневный срок исполнить требования исполнительного документа.
17 декабря 2018 года судебным приставом-исполнителем в адрес Администрации городского поселения Беринговский направлен запрос о предоставлении информации о том, что разработан ли проект генерального плана городского поселения Беринговский на день запроса, а в случае отрицательного ответа, указать причину неисполнения решения Анадырского районного суда Чукотского автономного округа (л.д. 112).
Из ответа Администрации городского поселения Беринговский от 18 декабря 2018 года на вышеуказанный запрос следует, что с 13 марта 2018 года между ООО «Роланд» и Администрацией городского поселения Беринговский ведётся судебная тяжба. В ноябре 2018 года Администрацией городского поселения Беринговский было размещено извещение о проведении торгов на заключение муниципального контракта на оказание услуг по разработке генерального плана городского поселения Беринговский, но электронный аукцион не состоялся, так как не было подано ни одной заявки от исполнителей. Повторно на торги Администрация планирует выйти в начале 2019 года (л.д. 113).
08 февраля 2019 года в адрес Администрации городского поселения Беринговский судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов Беринговского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Чукотскому автономному округу сомовой Т.В. направлено требование об исполнении решения Анадырского районного суда Чукотского автономного округа в срок до 31 марта 2019 года (л.д. 9, 115).
08 февраля 2019 года Главе Администрации городского поселения Беринговский вынесено предупреждение об уголовной ответственности за неисполнение решения суда в соответствии со статьёй 315 Уголовного кодекса Российской Федерации (л.д. 8, 116).
13 февраля 2019 года письмом в адрес судебного пристава- исполнителя Администрация городского поселения Беринговский сообщила, что проект генерального плана городского поселения Беринговский не разработан по независящим от них причинам. Финансовые средства запланированные на разработку проекта генерального плана городского поселения Беринговский в 2018 году остались не использованы и как остатки бюджетных средств прошлых лет должны поступить в бюджет городского поселения Беринговский в марте-апреле 2019 года. После поступления средств в бюджет поселения Администрация разместит новую заявку на сайте <данные изъяты> на заключение муниципального контракта, на оказание услуг по разработке генерального плана городского поселения Беринговский. Бюджет городского поселения Беринговский является дотационным и полностью зависит от финансовых средств, направляемых от бюджетов муниципальных образований высшего уровня, то есть пополнение бюджета городского поселения Беринговский происходит за счёт средств Анадырского муниципального района (л.д. 117).
15 апреля 2019 года составлен акт о совершении исполнительных действий, которым выявлено, что требования исполнительного документа в срок, предусмотренным для его добровольного исполнения должником, не исполнены (л.д. 118).
15 апреля 2019 года начальником отдела – страшим судебным приставом Отдела судебных приставов Беринговского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Чукотскому автономному округу Черновым М.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения (л.д. 4-5, 119-120).
15 апреля 2019 года начальником отдела – страшим судебным приставом Отдела судебных приставов Беринговского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Чукотскому автономному округу Черновым М.А. вынесено постановление о назначении нового срока исполнения, согласно которому должнику – Администрации городского поселения Беринговский установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 01 октября 2019 года (л.д. 123).
Установленные выше обстоятельства свидетельствуют о соблюдении начальником отдела – страшим судебным приставом Отдела судебных приставов Беринговского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Чукотскому автономному округу Черновым М.А. требований Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», поскольку постановление вынесено по истечении пятидневного срока, предоставленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа Администрации городского поселения Беринговский.
Таким образом, оснований для отмены вышеуказанного постановления, суд не усматривает, в связи с чем, в удовлетворении административного искового заявления Администрации городского поселения Беринговский об отмене постановления начальника отдела – старшего судебного пристава Отдела судебных приставов Беринговского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Чукотскому автономному округу Чернова М.А. от 15 апреля 2019 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения следует отказать.
Вместе с тем суд находит основания для освобождения административного истца – Администрации городского поселения Беринговский от взыскания исполнительского сбора исходя из следующих обстоятельств.
Исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства. Взыскание исполнительского сбора в случае нарушения установленных сроков для добровольного исполнения исполнительных документов, является не правом судебного пристава-исполнителя, а его обязанностью. Исключение составляет лишь установление судебным приставом-исполнителем обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как следует из правовой позиции, изложенной в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», часть 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с частью 1 статьи 81 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор.
Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В силу части 6 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном данным Законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Согласно статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
На это же указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, признавшего, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера. Поэтому пункт 1 статьи 81 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференциации с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
Следовательно, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного начальником отдела – старшим судебным приставом для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, во исполнение судебного решения Администрация городского поселения Беринговский 20 июля 2018 года направила письмо в адрес судебного пристава-исполнителя, из которого следует, что Администрация получила на электронном носителе в электронном виде проект генерального плана городского поселения Беринговский, разработанный ООО «Роланд». Проект генерального плана не утвержден, так как между ООО «Роланд» и Администрацией городского поселения Беринговский возникли разногласия, которые рассматриваются в Арбитражном суде Чукотского автономного округа (дело № А80-313/2018) (л.д. 100).
14 сентября 2018 года Арбитражным судом Чукотского автономного округа вынесено решение по делу № А80-313/2018 по иску общества с ограниченной ответственностью «Роланд» к администрации городского поселения Беринговский о взыскании задолженности по муниципальному контракту от 12 октября 2015 года №14 (№) на оказание услуг по подготовке проекта генерального плана городского поселения Беринговский в размере 1 000 000 рублей, предусмотренной контрактом неустойки за период с 02 февраля 2016 года по 17 мая 2018 года в размере 202 0333 рубля 33 копейки и штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту в размере 25 000 рублей, согласно которому в удовлетворении исковых требований было отказано в полном объёме (л.д. 102-111). Постановлениями Шестого Арбитражного Апелляционного суда от 17 января 2019 года и Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 апреля 2019 года вышеуказанное решение оставлено без изменения.
25 октября 2018 года Администрацией городского поселения Беринговский сформирована заявка на осуществление закупки с идентификационным кодом закупки, согласно которому объектом закупки является выполнение работ по разработке генерального плана городского поселения Беринговский, источником финансирования контракта является бюджет городского поселения Беринговский (л.д. 60-63).
31 октября 2018 года распоряжением Администрации городского поселения Беринговский № 44-ра «Об определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения аукциона в электронной форме для муниципальных нужд городского поселения Беринговский» утверждена документация о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по разработке генерального плана городского поселения Беринговский, Глава Администрации городского поселения Беринговский назначен контрактным управляющим, ответственным за закупку товаров, услуг для муниципальных нужд (л.д. 59).
31 октября 2018 года на адресе электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» <данные изъяты> опубликовано извещение о проведении электронного аукциона для закупки №, согласно которому наименование объекта закупки – оказание услуг по разработке генерального плана городского поселения Беринговский, заказчик – Администрация городского поселения Беринговский, дата и время окончания подачи заявок 08 ноября 2018 года, дата окончания рассмотрения первых частей заявок участников 08 ноября 2018 года, дата и время проведения аукциона в электронной форме 12 ноября 2018 года, начальная цена контракта 1 000 000 рублей (л.д. 64-65).
Протоколом № 15/13 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе (извещение №) от 08 ноября 2018 года установлено, что по окончании приёма заявок не поступило ни одной заявки на участие в электронном аукционе. В связи с чем, на основании пункта 16 статьи 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» электронный аукцион признан несостоявшимся (л.д. 66-67).
15 февраля 2019 года Администрацией городского поселения Беринговский направлено письмо исходящий № 103/01-12 Главе Администрации Анадырского муниципального района с просьбой о рассмотрении вопроса о выделении бюджетных средств в размере 1 000 000 рублей на разработку проекта генерального плана городского поселения Беринговский (л.д. 58).
Таким образом, представленные административным истцом документы свидетельствуют о том, что должником предпринимались все действия для исполнения решения суда, однако данная возможность не была реализована своевременно в силу объективных обстоятельств, поскольку связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих определенных временных затрат, а также требований действующего законодательства, исключающих возможность исполнения требований рассматриваемого исполнительного документа в пятидневный срок.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в течение установленного срока реальное исполнение решения суда было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе, а также учитывая, что административным истцом при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства, приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства, учитывая установленные по делу обстоятельства, приведенные положения законодательства, правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу об освобождении Администрации городского поселения Беринговский Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, наложенного постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Отдела судебных приставов Беринговского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Чукотскому автономному округу Чернова М.А. от 15 апреля 2019 года по исполнительному производству от 14 марта 2018 года №249/18/87003-ИП.
При этом освобождение Администрации городского поселения Беринговский Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей не освобождает должника от обязанности исполнения Анадырского районного суда Чукотского автономного округа от 21 июля 2017 года по административному делу № 2а-188/2017.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 59, 62, 175-180, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления Администрации городского поселения Беринговский Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа об отмене постановления начальника отдела – старшего судебного пристава Отдела судебных приставов Беринговского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Чукотскому автономному округу Чернова М.А. от 15 апреля 2019 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения – отказать.
Освободить Администрацию городского поселения Беринговский Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, наложенного постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Отдела судебных приставов Беринговского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Чукотскому автономному округу Чернова М.А. от 15 апреля 2019 года по исполнительному производству от 14 марта 2018 года № 249/18/87003-ИП.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Постоянное судебное присутствие Анадырского районного суда в поселке городского типа Беринговский Чукотского автономного округа в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 31 мая 2019 года.
Председательствующий А.А. Замалетдинов