Дело № 33-822/2020
(УИД 72RS0010-01-2019-001526-29)
аПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение
г. Тюмень 26 февраля 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе
Предспредательствующего: | Елфимова И.В., |
Ссудей: | Ситниковой Л.П., Чесноковой А.В., |
при секретаре-помощнике судьи: | Меляковой Н.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации г. Ишима Тюменской области в лице представителя Бичевой ФИО18, действующей на основании доверенности от 16 января 2019 года, по апелляционной жалобе третьего лица Главного управления строительства Тюменской области в лице представителя Сергеенковой ФИО19, действующей на основании доверенности от 25 апреля 2017 года, на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 07 ноября 2019г., которым постановлено:
«Исковые требования Данина ФИО20, Даниной ФИО21, действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего ребенка Даниной ФИО22 удовлетворить.
Признать незаконным Постановление администрации города Ишима от 12.08.2019 года №930 «Об отказе молодой семье Даниных в перечислении социальной выплаты».
Признать незаконным отказ Администрации города Ишима, в предоставлении справки соответствия требованиям мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» для использования социальной выплаты по договору строительного подряда от 01.05.2017г., строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенного по адресу: <.......>
Возложить обязанность на Администрацию города Ишима предоставить семье Даниных справку соответствия для использования социальной выплаты по договору строительного подряда от 01.05.2017г., строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенного по адресу: <.......>.
Возложить обязанность на публичное акционерное общество «Сбербанк России» принять от Данина ФИО23, Даниной ФИО24, действующей в интересах себя и своего несовершеннолетнего ребенка Даниной ФИО25 документы для формирования заявки на перечисление средств социальной выплаты в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», сделать заявку в администрацию города Ишима Тюменской области на перечисление средств социальной выплаты по свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства М 2019 №0243 от 28.02.2019г. для использования социальной выплаты по договору строительного подряда от 01.05.2017г., строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенного по адресу: <.......>.
Возложить обязанность на Администрацию города Ишима устранить допущенное нарушение и перечислить сумму социальной выплаты для оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома в размере 812 387 (Восемьсот двенадцать тысяч триста восемьдесят семь) рублей 02 коп., на счет <.......> на имя Данина ФИО26 открытый в структурном подразделении СБ РФ №29 ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ», кор. сч. <.......>, БИК <.......>, ИНН <.......>, КПП <.......> за счет средств федерального бюджета, бюджета Тюменской области, муниципального бюджета города Ишима».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Чесноковой А.В., объяснения представителя ответчика администрации г. Ишима Тюменской области – Бичевой К.Б., действующей на основании доверенности № 226 от 16 января 2019 года, представителя третьих лиц Правительства Тюменской области и Главного управления строительства Тюменской области - Сергеенковой Л.Ю., действующей на основании доверенности № 1/20 от 10 января 2020 года, и поддержавших доводы апелляционных жалоб в полном объеме, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Данин А.В., Данина А.В., действующая в интересах себя и в интересах несовершеннолетнего ребенка Даниной П.А. (далее по тексту семья Даниных, истцы) обратились в суд с иском к Администрации г. Ишима, Публичному акционерному обществу «Сбербанк России» (далее по тексту ПАО «Сбербанк России») о признании незаконным постановления и отказа в выдаче справки соответствия жилого помещения требованиям мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг».
Требования мотивированы тем, что на основании постановления Администрации г. Ишима от 18.03.2013г. №309 семья Даниных признана нуждающейся в жилых помещениях, участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в 2014 году и имеющей достаточный доход либо иные денежные средства для оплаты расчетной стоимости жилья для целей предоставления социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
На основании договора строительного подряда от 01.05.2017г. семья Даниных построила жилой дом по адресу: <.......>. Право собственности на жилой дом было зарегистрировано 04.08.2018г. на основании технического плана здания от 28.03.2018г. и договора купли-продажи земельного участка от 26.01.2015г.
Семье Даниных в соответствии с программой «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» была предоставлена социальная выплата в размере 812 387 рублей 02 копейки, что подтверждается свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства М 2019 № 0243 от 28.02.2019г. (далее по тексту Свидетельство).
16.07.2019г. истцы обратились в департамент имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г. Ишима, являющийся уполномоченным органом, предоставляющим муниципальную услугу по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, с заявлением о выдаче справки соответствия на построенный жилой дом по адресу: <.......> для погашения оплаты цены договора строительного подряда от 01.05.2017г.
Согласно уведомления Администрации г. Ишима №384 от 14.08.2019г. семье Даниных сообщено, что на основании постановления администрации г. Ишима от 12.08.2019г. №930 в перечислении социальной выплаты отказано, семья Даниных исключена из списка участников мероприятия ведомственной целевой программы.
Основанием для отказа в перечислении социальной выплаты послужило то, что семьей Даниных не представлено сведений о произведенном строительстве после 11.02.2019г. или ограничений или обременений объекта недвижимости, законченного строительством в 2017 году.
С постановлением Администрации г. Ишима об отказе в выдаче справки и перечислении социальной выплаты истцы не согласны, поскольку оплата по договору строительного подряда от 01.05.2017г. произведена не была, о чем свидетельствует акт сверки взаимных расчетов от 01.08.2019г. между семьей Даниных и Индивидуальным предпринимателем Григорьевым С.А. (исполнителем по договору строительного подряда).
Истцы просили признать незаконным Постановление администрации города Ишима от 12.08.2019 года №930 «Об отказе молодой семье Даниных в перечислении социальной выплаты»; признать незаконным отказ Администрации города Ишима в предоставлении справки соответствия требованиям мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» для использования социальной выплаты по договору строительного подряда от 01.05.2017г., строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <.......>; возложить обязанность на Администрацию города Ишима предоставить семье Даниных справку соответствия для использования социальной выплаты по договору строительного подряда от 01.05.2017г., строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <.......>; возложить обязанность на публичное акционерное общество «Сбербанк России» принять от семьи Даниных документы для формирования заявки на перечисление средств социальной выплаты в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», сделать заявку в администрацию <.......> на перечисление средств социальной выплаты по свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства М 2019 №0243 от 28.02.2019г. для использования социальной выплаты по договору строительного подряда от 01.05.2017г., строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <.......>; возложить обязанность на Администрацию города Ишима устранить допущенное нарушение и перечислить сумму социальной выплаты для оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома в размере 812 387 (Восемьсот двенадцать тысяч триста восемьдесят семь) рублей 02 коп., на счет <.......> на имя Данина А.В., открытый в структурном подразделении СБ РФ №29 ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ», кор. сч. <.......>, БИК <.......>, ИНН <.......>, КПП <.......> за счет средств федерального бюджета, бюджета Тюменской области, муниципального бюджета города Ишима.
Дело судом рассмотрено в отсутствие истцов Данина А.В., Даниной А.В., извещенных о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании суда представитель истца Даниной А.В., Сухарева Е.В., действующая на основании нотариальной доверенности от 28.08.2019г., исковые требования с учетом уточнения поддержала (т. 1 л.д. 17, 225-227).
Представитель ответчика Администрации г. Ишима и третьего лица Департамента Имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г. Ишима Пшеничникова С.В., действующая на основании доверенностей от 20.08.2018г. и от 23.08.2018г. с иском не согласна по основаниям, изложенным в письменных возражениях (т. 1 л.д. 237-241, 242-243).
Представитель ПАО «Сбербанк России» Васильченко Ю.В., действующая на основании доверенности от 01.08.2019г., с иском не согласна по основаниям, изложенным в письменных возражениях (т. 1 л.д. 244-246).
Представители третьих лиц Правительства Тюменской области и Главного управления строительства Тюменской области в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, о времени и месте судебного заседания извещены.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласны ответчик Администрация г. Ишима в лице представителя Бичевой К.Б., третье лицо Главное управление строительства Тюменской области в лице представителя Сергеенковой Л.Ю.
В апелляционной жалобе Администрация г. Ишима просит отменить решение Ишимского городского суда Тюменской области от 07.11.2019г. полностью, по делу принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В доводах апелляционной жалобы ссылается на то, что молодая семья Даниных не может быть признана молодой семьей, нуждающейся в жилом помещении в целях предоставления социальной выплаты, поскольку с 04.04.2018г. истцам на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <.......>, с кадастровым номером <.......>, общей площадью <.......> кв.м., что превышает учетную норму площади жилья в Тюменской области на каждого члена семьи. Также по смыслу п. 1 Правил молодым семьям социальные выплаты предоставляются на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства. Между тем, молодая семья Даниных не приобретает жилое помещение и не создала объект индивидуального жилищного строительства после выдачи свидетельства, то есть после 11.02.2019г., что противоречит самим целям предоставления социальной выплаты. Кроме того, поскольку у молодой семьи Даниных отсутствуют основания для участия в мероприятии ведомственной целевой программы, то и не имеется оснований для выдачи справки о соответствии построенного жилого дома, расположенного по адресу: <.......>.
В апелляционной жалобе третье лицо Главное управление строительства Тюменской области в лице представителя Сергеенковой Л.Ю. также просит решение Ишимского городского суда Тюменской области от 07.11.2019г. отменить полностью, по делу принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
В доводах жалобы указывает, что на всех этапах участия в ведомственной целевой программе молодая семья должна отвечать обязательному требованию пункта 1.4 Порядка - нуждаемость в жилых помещениях. По мнению третьего лица, суду при вынесении решения необходимо было учитывать, что само по себе нахождение молодой семьи в списках участников ведомственной целевой программы не является безусловным основанием для признания за ней права получения социальной выплаты. Заявитель полагает, что для её получения молодой семьёй должны быть представлены документы, подтверждающие нуждаемость молодой семьи в жилом помещении на день выдачи свидетельства. Поскольку строительство жилого дома, расположенного по адресу: <.......>, общей площадью 200,7 кв.м. завершено в 2017 году, 4.08.2018 года зарегистрировано право собственности семьи Даниных на данный дом, то на дату получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты семья Даниных утратила право на участие в ведомственной целевой программе в связи с обеспеченностью жилой площадью более учетной нормы на каждого члена семьи. Вывод суда о том, что «площадь жилого помещения, построенного по договору строительного подряда не подлежала учету при определении нуждаемости семьи истцов в жилом помещении, поскольку фактически на день заключения договора строительного подряда семья Даниных продолжала оставаться нуждающейся в жилом помещении, как и в тот период, когда была включена в список участников Подпрограммы», противоречит нормам материального права. Суд неверно истолковал и неправильно применил положения пунктов 2, 19 Правил. Так в соответствии с п. 2 Правил социальная выплата может быть использована молодыми семьями в том числе: для оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома, для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам и др. Таким образом, Правилами не предусмотрено направление социальной выплаты на погашение задолженности по договору строительного подряда, также Правилами не предусмотрены такие основания для перечисления социальной выплаты, как наличие нуждаемости на момент заключения договора строительного подряда, наличие задолженности по договору строительного подряда, по которому индивидуальный жилой дом построен и введен в эксплуатацию. Кроме того, поскольку социальные выплаты предоставляются молодым семьям за счет средств федерального бюджета, выделенных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в рамках вышеуказанного соглашения, то в нарушение норм процессуального права суд не привлек их к участию в рассмотрении дела, в связи с чем решение суда по мнению заявителя, является незаконным.
Истцы Данин А.В., Данина А.В., представители ответчика ПАО «Сбербанк России» и третьего лица Департамента Имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г. Ишима, извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда http://oblsud.tum.sudrf.ru (раздел судебное делопроизводство).
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционных жалоб, письменные возражения истцов Данина А.В., Даниной А.В., действующей за себя и несовершеннолетнюю ребенка Данину П.А., судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб и отмены решения.
Как правильно установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, согласно уведомления Администрации г. Ишима №2393 от 21.03.2013г. семья Даниных на основании постановления Администрации г. Ишима от 18.03.2013г. № 309 признана нуждающейся в жилых помещениях, участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в 2014 году и имеющей достаточный доход либо иные денежные средства для оплаты расчетной стоимости жилья для целей предоставления социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома (т. 1 л.д. 69).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 10.02.2019г., семья Даниных является собственником на праве общей долевой собственности (по 1/3 доле за каждым) земельного участка по адресу: <.......>, на основании договора купли-продажи земельного участка от 26.01.2015г. (т.1 л.д. 110-111).
03.02.2016г. семье Даниных выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <.......> (т. 1 л.д. 151-153).
01.05.2017г. семья Даниных заключила с Индивидуальным предпринимателем Григорьевым С.А. договор строительного подряда на строительство жилого дома по адресу: <.......> (т. 1, л.д. 134-138).
В соответствии с дополнительными соглашениями от 28.12.2018г. и 11.03.2019г. к договору подряда от 01.05.2017г. следует, что оплата по договору подряда производится следующим образом: денежные средства в сумме 7 612 рублей 98 копеек наличными под расписку индивидуального предпринимателя Григорьева С.А., денежные средства в размере 812 287 рублей 02 копейки выплачиваются заказчику за счет социальной выплаты (т. 1 л.д. 139-140, 141-142).
Из акта сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.08.2019г. следует, что у семьи Даниных имеется долг по договору подряда перед Индивидуальным предпринимателем Григорьевым С.А. в сумме <.......> рублей (т. 1 л.д. 150).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости семья Даниных является собственником жилого дома по адресу: <.......> на праве общей долевой собственности (по 1/3 доле за каждым), право собственности зарегистрировано 04.08.2018г. на основании технического плана здания от 28.03.2018г. и договора купли-продажи земельного участка от 26.01.2015г. (т. 1 л.д. 202-204).
30.01.2019г. Департаментом имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г. Ишима в адрес Даниной А.В. было направлено уведомление о включении в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2019 году, в котором было указано, что в течении 15 дней после получения данного уведомления необходимо представить документы для получения свидетельства на получение социальной выплаты (т. 1 л.д.77-78).
28.02.2019 года семье Даниных было выдано свидетельство № <.......> о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии с программой «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» предоставлена социальная выплата в размере 812 387 рублей 02 копейки (т. 1 л.д. 121).
11.03.2019г. Даниным А.В. с ПАО «Сбербанк России» заключен договор <.......> банковского счета, сроком до окончания действия свидетельства (т. 1 л.д. 9-12).
Согласно уведомления Администрации г. Ишима № 384 от 14.08.2019г. семье Даниных сообщено, что на основании постановления администрации г. Ишима от 12.08.2019г. № 930 в перечислении социальной выплаты отказано, семья Даниных исключена из списка участников мероприятия ведомственной целевой программы, поскольку семья Даниных не могла быть признана нуждающейся в жилых помещениях, как того требует положение п. 19 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, так как члены семьи на момент подачи заявления были обеспечены жилой площадью более учетной нормы -15 кв.м. на человека. Сведений о произведенном после 11.02.2019г. строительстве индивидуального жилого дома семьей не представлено, ограничений прав и обременения объекта недвижимости, законченного строительства индивидуального жилого дома в 2017 году, не зарегистрировано (т. 1. л.д. 206-207).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истцов, суд исходил из того, что истцы вправе направить социальную выплату на погашение задолженности по договору строительного подряда, поскольку жилой дом построен ими на основании указанного договора, однако оплата по нему с исполнителем в полном объеме не произведена. Также суд отметил, что на дату заключения договора строительного подряда семья Даниных не была обеспечена жилым помещением площадью, превышающей учетную норму, а площадь жилого помещения, построенного по договору строительного подряда, не подлежит учету при определении нуждаемости семьи истцов в жилом помещении, поскольку фактически на день заключения договора строительного подряда семья Даниных продолжала оставаться нуждающейся в жилом помещении как и в тот период, когда была включена в список участников Подпрограммы. Кроме того, суд указал, что в действиях семьи Даниных не усматривается умышленных действий, направленных и на ухудшение жилищных условий с намерением быть признанным нуждающимся в обеспечении жилыми помещениями, вследствие чего семья Даниных перестала быть обеспеченной жилым помещением свыше учетной нормы. Более того, поскольку договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, то суд пришел к выводу о том, что необходимо возложить обязанность на публичное акционерное общество «Сбербанк России» принять от Данина А.В., Даниной А.В., действующей в интересах себя и своего несовершеннолетнего ребенка Даниной П.А., документы для формирования заявки на перечисление средств социальной выплаты в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», сделать заявку в администрацию города Ишима Тюменской области на перечисление средств социальной выплаты по свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства <.......> <.......> от 28.02.2019г. для использования социальной выплаты по договору строительного подряда от 01.05.2017г., строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <.......>.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтверждаются представленными доказательствами, которым в их совокупности дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Согласно пункту 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.
Государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодым семьям на территории Тюменской области, предоставляется в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1050; Закона Тюменской области от 03.08.1999г. № 128 «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета», Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011г. № 78-п.
В соответствии с пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» социальные выплаты используются: для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением случаев, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья); для оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома (далее - договор строительного подряда); для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив); для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома; для оплаты цены договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором с уполномоченной организацией) и (или) оплату услуг указанной организации; для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам; для уплаты цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, путем внесения соответствующих средств на счет эскроу.
В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. N 1050, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
В силу части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Из материалов дела видно, что согласно уведомления Администрации г. Ишима №2393 от 21.03.2013г. семья Даниных на основании постановления Администрации г. Ишима от 18.03.2013г. №309 признана нуждающейся в жилых помещениях, участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в 2014 году и имеющей достаточный доход либо иные денежные средства для оплаты расчетной стоимости жилья для целей предоставления социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома (т. 1, л.д. 69).
Порядком предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011 № 78-п, установлено, что приобретаемое жилое помещение (в том числе являющееся объектом долевого строительства), создаваемый объект индивидуального жилищного строительства должны:
находиться в Тюменской области (территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа не включаются);
отвечать требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (износ приобретаемого по договорам купли-продажи жилого помещения не должен превышать 25 процентов на дату последнего обследования), быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, в котором приобретается жилое помещение или строится жилой дом для постоянного проживания (в случае приобретения жилого помещения в строящемся многоквартирном доме посредством участия в долевом строительстве или многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после 1 марта 2008 года, такое жилое помещение признается соответствующим требованиям, предусмотренным настоящим абзацем);
быть общей площадью в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилого помещения (строительства жилого дома) в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д", "ж" пункта 2 Правил.
Согласно п.18 Постановления Правительства РФ от 17.12.2010г. N 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д" и "ж" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:
а) заявление по форме согласно приложению N 2 в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях;
д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;
е) копия документа, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования каждого совершеннолетнего члена семьи (в ред. от 16.07.2019)
Материалами дела подтверждается, что семье Даниных в соответствии с программой «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» был предоставлена социальная выплата в размере 812 387 рублей 02 копейки, что подтверждается свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства М 2019 №0243 от 28.02.2019г. Свидетельство действительно до 28.03.2019г.(т. 1, л.д. 121).
Также из материалов дела видно, что семья Даниных является собственником на праве общей долевой собственности (по 1/3 доле за каждым) земельного участка по адресу: <.......>, на основании договора купли-продажи земельного участка от 26.01.2015г., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.02.2019г. (т.1, л.д. 110-111).
03.02.2016г. семье Даниных выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <.......> (т. 1, л.д. 151-153).
11.03.2019г. Даниным А.В. с ПАО «Сбербанк России» заключен договор <.......> банковского счета, сроком до окончания действия свидетельства (т. 1, л.д. 9-12).
16 июля 2019 года Данина А.В. обратилась к ответчику с заявлением о выдаче справки о соответствии приобретаемого жилого помещения, построенного жилого дома, расположенного по адресу: <.......> установленным требованиям (т.1, л.д..120).
Согласно уведомления Администрации г. Ишима №384 от 14.08.2019г. семье Даниных сообщено, что на основании постановления администрации г. Ишима от 12.08.2019г. №930 в перечислении социальной выплаты отказано, семья Даниных исключена из списка участников мероприятия ведомственной целевой программы, поскольку семья Даниных не могла быть признана нуждающейся в жилых помещениях, как того требует положение п. 19 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, так как члены семьи на момент подачи заявления были обеспечены жилой площадью более учетной нормы -15 кв.м. на человека, не представлено сведений о произведенном строительстве после 11.02.2019г. или ограничений или обременений объекта недвижимости, законченного строительством в 2017 году (т. 1. л.д. 206-207).
Согласно п.19 Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:
а) заявление по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
г) выписка (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на жилое помещение (жилой дом), приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), либо договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома (далее - документы на строительство), - при незавершенном строительстве жилого дома;
д) копия кредитного договора (договора займа);
е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта;
ж) справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом);
з) копия документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета каждого совершеннолетнего члена семьи.
Учитывая, что истцы представили договор строительного подряда от 01.05.2017г., дополнительное соглашение от 11.03.2019г. к указанному договору, в котором указано, что денежные средства в размере 7 612 руб. 98 коп. выплачиваются ими под расписку индивидуального предпринимателя Григорьева С.А., а остальные денежные средства в размере 812 387 руб. 02 коп. выплачиваются истцами подрядчику за счет социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, выданной молодой семье, являющейся участницей мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», согласно о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства от 28.02.2019г., следовательно, истцы представили документы, подтверждающие факт того, что жилое помещение построено, между тем, оплата за услуги строительства дома до настоящего времени ими не произведена по договору строительного подряда.
Ответчик и третье лицо, ссылаясь в апелляционных жалобах на то, что семья истцов обеспечена жилым помещением общей площадью на каждого члена семьи больше учетной нормы, не учли то, что жилой дом построен по договору строительного подряда от 01.05.2017г., вывод суда о том, что истцы вправе направить социальную выплату на погашение задолженности по указанному договору, является обоснованным, так как оплата за работу подрядчика по договору строительного подряда не произведена.
При этом суд верно отметил, что на дату заключения договора строительного подряда семья истцов не была обеспечена жилым помещением площадью, превышающей учетную норму, поскольку площадь жилого помещения, построенного на основании договора строительного подряда от 01.05.2017 г., не подлежала учету при определении нуждаемости семьи истцов в жилом помещении, поскольку фактически на день заключения указанного договора семья истцов продолжала оставаться нуждающейся в жилом помещении как и в тот период, когда была включена в список участников Подпрограммы.
При таких обстоятельствах, у ответчика не имелось оснований для отказа в выдаче справки о соответствии приобретаемого жилого помещения, строящего (построенного) жилого дома установленным требованиям, так как сумма социальной выплаты в размере 812 387 руб. 02 коп. предоставляется в пределах договора строительного подряда, для оплаты (оплачиваемых) в счет строительных работ подрядчика, в рамках реализации мероприятия ведомственной целевой программы.
Также судебная коллегия полагает, что доказательств несоответствия жилого помещения требованиям, установленным статьями 15, 16 ЖК РФ, степени благоустроенности, материалы дела не содержат, а доказательств того, что сумма социальной выплаты будет потрачена на иные нужды, а не на погашение задолженности по договору строительного подряда, не представлено.
Доводы апелляционной жалобы третьего лица о том, что социальная выплата не предусмотрена на погашение задолженности по договору строительного подряда, по которому индивидуальный жилой дом построен и введен в эксплуатацию, а социальная выплата не может быть перечислена по таким основаниям, как наличие нуждаемости на момент заключения договора строительного подряда, являются ошибочными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
То обстоятельство, что данный объект недвижимости не находится в залоге или в обременении не свидетельствует о незаконности требований истцов.
Кроме того, не может повлиять на отмену или изменение решения суда довод третьего лица о не привлечении к участию в деле Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Более того, Главное управление строительства Тюменской области, не наделено полномочиями по представлению интересов вышеуказанного лица.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, поскольку правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а доводы апелляционных жалоб не свидетельствуют о неправильности выводов суда, то судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебного решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ишимского городского суда Тюменской области от 07 ноября 2019г. оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика Администрации г. Ишима и третьего лица Главного управления строительства Тюменской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии