Дело № 12-116/2022
РЕШЕНИЕ
02 марта 2022 года г. Севастополь
Судья Ленинского районного суда г. Севастополя Степанова Ю.С., рассмотрев жалобу представителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя Орлова В.А. на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Севастополя пор пожарному надзору, заместителя начальника управления-начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Севастополю № от 13.01.2022, вынесенное в отношении Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
13.01.2022 года постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Севастополя пор пожарному надзору, заместителя начальника управления-начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Севастополю Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя подвергнут административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, представителем Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановления.
В судебном заседании представитель заявителя Орлов В.А. на доводах жалобы настаивал, указывая на то, что имеющийся проезд соответствует требованиям пожарной безопасности (п.8.12 СП 4.13130), обеспечивает проезд первого пожарного подразделения 5ПСЧ на автоцистерне легкого класса.
Представитель Главного управления МЧС России по г. Севастополю
Решетников А.А. просил постановление оставить без изменения, указав, что
в районе выезда 5ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по г. Севастополю имеется участок территории, к которому нет возможности проезда основной пожарной техники, из-за того, что въезд проходит через тоннель под железнодорожным полотном (Цыганский тоннель) шириной 2.7 метра и высотой 2,5 метра. За данным тоннелем расположены 4 садовых товарищества. Ввиду того, что габариты пожарных автомобилей, находящихся на вооружении отряда значительно превышают габариты тоннеля, возможность проехать на данную территорию в случае пожара, отсутствует. Кроме того, на вопросы суда пояснил, что автомобили легкого класса находятся в нерабочем состоянии; Департамент должен обеспечить проезд к указанным садовым товариществам, в том числе путем строительства новой дороги.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 указанного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 1.6 Ко АП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В статье 26.1 КоАП РФ определено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном
правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного
правонарушения.
В статье 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном
правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Основанием для привлечения к административной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава
правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона (статьи 2.1,26.1 КоАП РФ).
Данные обстоятельства подлежат установлению на основании полученных административным органом в ходе административного
производства доказательств, отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что в протоколе об административном правонарушении № от 30.12.2020 указано на нарушение Департаментом ч. 4 ст. 6, ст. 76, пп.6 ст. 63 Федерального закона №123-Ф3, п.п. 8.1, 8.11 Свода правил 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», ч. 2 ст. 27 Федерального закона № 184-ФЗ, выразившееся в том, что имеющийся проезд в <адрес> на участке между <адрес> и <адрес> (тоннель) не соответствует требованиям пожарной безопасности: ширина проезда менее 3,5 метра (фактическая ширина составляет 2,8 метра) и высота проезда менее 4,5 метра (фактическая высота проезда составляет 3,08 метра), что исключает проезд для пожарно-спасательных подразделений для части территории г. Севастополя по адресу: <адрес>
<адрес> обеспечивающий возможность прибытия первого пожарного подразделения к месту вызова за время не превышающее 10 минут.
Между тем, в соответствии с п. 8.12 СП 4.13130 в исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).
Согласно пункту 3.1.12 части 4 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 56891.4-201 ОКС 97.195, введенного в действие
01.07.2016 г., историческая застройка - совокупность градостроительных объектов, появившихся до развития крупнопанельного домостроения и перехода к застройке жилыми районами и микрорайонами в середине XX столетия.
Понятие сооружение изложено в пункте 3.1.2 Национального
стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 58033-2017 ОКС 93.010 - объекты завершенного строительства, включающие в себя такие сооружения, как плотина, мост, дорога, железная дорога, взлетная полоса, системы водоснабжения, теплоснабжения, энергоснабжения, трубопровод, систему канализации, или результат операций, например земляные работы, геотехнические процессы, но исключая жилые здания и связанные с ними работы на строительной площадке.
Объекты градостроительной деятельности - территория Российской Федерации, части территории Российской Федерации, территории
субъектов Российской Федерации, части территорий субъектов Российской Федерации, территории поселений, части территорий поселений,
территории других муниципальных образований, части территорий других муниципальных образований; объекты недвижимости и их комплексы в границах поселений и на межселенных территориях (ст. 4
Градостроительного кодекса РФ).
По информации, размещенной на официальном сайте ФГУП «КЖД», Цыганский тоннель с прилегающими сооружениями, как и вся Крымская железная дорога со всеми его тоннелями и проездами, был пробит на территории г. Севастополя и введен в эксплуатацию в 1875 году.
Принимая во внимание вышеизложенное, имеющийся проезд (тоннель) по своим характеристикам и фактическому использованию является сквозным проездом, а также частью исторической застройки поселения г. Инкерман г. Севастополя, в связи с чем на него распространяется действие пункта 8.12 СП 4.13130.
Кроме того, подразделения Главного управления МЧС России по г. Севастополю в своей деятельности руководствуются, в том числе Расписанием выезда подразделений пожарно-спасательного гарнизона г. Севастополя для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории г. Севастополя, утвержденного Распоряжением Губернатора Севастополя от 23.12.2021 № 679- РГ.
Из содержания Примечания Приложения № 4 к Расписанию выезда указанного распоряжения следует, что при первом сообщении о пожаре, происшествии, аварии в районе выезда 5ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по г. Севастополю (г. Инкерман), а именно за Цыганским тоннелем, личный состав дежурного караула выезжает на автоцистерне легкого класса, находящейся в подразделении в резерве.
Аналогичное содержание имело признанное утратившим силу распоряжение Губернатора г. Севастополя от 23.10.2020 №330-РГ.
Таким образом, учитывая, что тоннель под железной дорогой в районе <адрес> является единственным проездом при следовании на территории садовых товариществ «<адрес> со стороны 5 ПСЧ, а пункт 8.12 СП 4.13130 допускает сохранение существующих размеров сквозных проездов (арок) в исторической застройке поселений, пунктом Примечания Приложения № 4 к Расписанию выезда подразделений пожарно-спасательного гарнизона г. Севастополя для тушения пожаров проведения аварийно-спасательных работ на территории г. Севастополя, утвержденного Распоряжением губернатора Севастополя от 23.12.2021 № 679- РГ специально предусмотрено, что при первом сообщении о пожаре, происшествии, аварии в районе выезда 5 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по г. Севастополю <адрес> личный состав дежурного караула выезжает на автоцистерне легкого класса, находящегося в подразделении в резерве.
В свою очередь, в зависимости от величины допустимой полной массы пожарные автомашины делятся на 3 класса:
легкие с полной массой с 2000 по 7500 кг (включительно) (L-
класс);
средние с полной массой с 7501 по 14000 кг (включительно)
(М-класс);
тяжелые с полной массой с 14001 кг и более (S-класс) (Приказ МЧС России от 28 марта 2014 г. N 142 «Изменение, вносимое в приказ МЧС России от 25.07.2006 г. № 425»).
Как следует из представленных материалов с фотоизображением
автоцистерн, габаритные размеры автоцистерн легкого класса обеспечивают проезд через имеющийся проезд (тоннель).
Более того, габаритные размеры пожарной техники среднего класса также позволяют пользоваться имеющимся проездом (тоннелем) для прибытия к месту вызова за Цыганским тоннелем.
Таким образом, при составлении Расписания выезда подразделений пожарно-спасательного гарнизона г. Севастополя для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории г. Севастополя были учтены положения пункта 8.12 СП 4.13130, учтены особенности места расположения <адрес> по отношению к расположению 5 СПЧ, характеристики объектов пожарной охраны (садовые домики), в связи с чем первый пожарный экипаж должен выезжать за Цыганский тоннель на автоцистерне легкого класса, так как габаритные размеры именно этих автомашин обеспечивают проезд через имеющийся проезд (тоннель), а характеристики объектов пожарной охраны (садовые домики) не требуют привлечения для выезда первого пожарного подразделения пожарных автомашин среднего и тяжелого классов.
В то же время, из пояснений представителя ГУ МЧС России по г. Севастополю следует, что техника легкого класса находится в нерабочем состоянии.
Вышеуказанные обстоятельства в их совокупности позволяют суду прийти к выводу, что какая-либо вина Департамента в невозможности прибытия первого пожарного подразделения 5 ПСЧ к месту вызова на территорию <адрес> за время, не превышающее 10 минут, отсутствует, а имеющийся проезд в <адрес>, на участке между <адрес> и <адрес>, соответствует требованиям пожарной безопасности (пункт 8.12 СП 4.13130), обеспечивает проезд первого пожарного подразделения 5 ПСЧ на автоцистерне легкого класса, в связи с чем отсутствует необходимость строительства альтернативного пути следования или реконструкции существующего проезда, тем более данная реконструкция (в части увеличения высоты сооружения) невозможна без нанесения значительного ущерба железнодорожным путям КЖД и прекращения движения по ним.
Таким образом, во вменяемом Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя деянии отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с положениями п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд отменяет постановление и прекращает производство по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
суд
РЕШИЛ:
Жалобу представителя Департамента транспорта и развития дорожно- транспортной инфраструктуры города Севастополя Орлова В.А. - удовлетворить.
Постановление заместителя главного государственного инспектора г. Севастополя пор пожарному надзору, заместителя начальника управления- начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Севастополю № от 13.01.2022, вынесенное в отношении Департамента транспорта и развития дорожно- транспортной инфраструктуры города Севастополя по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в 10-дневный срок со дня получения копии решения.
Судья
Ю.С. Степанова