Решение по делу № 2-305/2024 от 18.04.2024

Дело № 2-305/2024

22RS0064-01-2024-0000424-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 сентября 2024 года                                 с. Шипуново

Шипуновский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего            Ю.С.Давыдовой,

при секретаре                 Т.А.Правдиной,

с участием помощника прокурора       Л.В.Маликовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шипуновского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Шипуновский» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

Установил:

Прокурор Шипуновского района Алтайского края обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП «Шипуновский» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований законодательства по организации надлежащего обращения с жидкими бытовыми отходами на территории Шипуновского района Алтайского края, просил возложить обязанность по разработке проекта санитарно-защитной зоны полей фильтрации, поставить их на учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие.

В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере отвода сточных, в ходе которой установлено, что МУП «Шипуновский» осуществляет деятельность в сфере водоотведения на территории Шипуновского района.

Так, на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Шипуновского района Алтайского края закрепила за ответчиком на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество – канализационно-насосные станции и оборудование на них, канализационные сети, очистные сооружения.

Кроме того ответчик в своей деятельности использует поля фильтрации, принадлежащие МО Шипуновский район Алтайский край:

- поле фильтрации с кадастровым номером , расположенное на земельном участке с кадастровым номером , расположенный в границах территории Шипуновского сельсовета Шипуновского района, вид разрешенного использования – «коммунальное обслуживание»;

- поле фильтрации с кадастровым номером , расположенное на земельном участке с кадастровым номером , расположенный в границах территории Шипуновского сельсовета Шипуновского района, вид разрешенного использования – «Для обслуживания полей фильтрации».

     В нарушение требований ст.69.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды", указанные сооружения – поля фильтрации не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов, как объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, а также не определены санитарно-защитные зоны для данных объектов, что свидетельствует о незаконном бездействии ответчика.

    В связи с указанным, прокурор просил признать незаконным бездействие МУП «Шипуновский» и возложить обязанность по принятию мер к разработке проекта санитарно-защитной зоны сброса сточных вод, получению санитарно-эпидемиологического заключения на проектную документацию, постановке полей фильтрации на государственный учет, в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

             В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования поддержала по доводам иска, просила установить срок для исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; указал, что ответчик оказывает услуги населению по водоотведению и отведению сточных вод, а значит использует поля фильтрации в своей деятельности, за что получает оплату от абонентов; полагает, что поля фильтрации относятся к 1 классу опасности, исходя из объема сброса сточных вод, а значит, должны быть поставлены на государственный учет как объекты негативного воздействия.

         Представитель ответчика МУП «Шипуновский» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменные возражения (<данные изъяты>), согласно которым предприятие не ведет деятельность в области отходов производства и их потребления, а является предприятием, осуществляющем деятельность по водоотведению; незаконного бездействия ответчиком не допущено; с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны может обратиться только правообладатель, т.е. МО Шипуновский район Алтайского края; проекты санитарно-защитных зон обязаны иметь некоторые предприятия в виду специфики своей деятельности, к которым ответчик не относится.

Представители третьих лиц – Муниципальное образование Шипуновский район в лице Администрации Шипуновского района Алтайского края, ТО Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г. Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Крансощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах, Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

        Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре в Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

        Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

        В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

           Согласно ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

           Как следует из материалов дела и установлено судом, МУП «Шипуновский» осуществляет коммерческую деятельность для извлечения прибыли путем оказания жилищно-бытовых услуг населению (п.2. Устава <данные изъяты>), среди прочих видов деятельности предприятия, значится – предоставление услуг по водоотведению. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, сведения о дополнительных видах деятельности содержат указание на сбор и обработку сточных вод, сбор неопасных отходов, обработку и утилизацию неопасных отходов (<данные изъяты>).

              В судебном заседании установлено, что целях осуществления указанной деятельности МУП «Шипуновский» использует поля фильтрации:

- поле фильтрации с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное на земельном участке с кадастровым , местоположение в границах территории Шипуновского сельсовета Шипуновского района, вид разрешенного использования – коммунальное обслуживание, размещение ОКС в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами в частности: линейные объекты для отвода канализационных стоков (поля фильтрации) (<данные изъяты>);

- поле фильтрации с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное на земельном участке с кадастровым , расположенный в границах территории Шипуновского сельсовета <адрес>, вид разрешенного использования – «Для обслуживания полей фильтрации» (л.д.75 т.1).

     Указанные поля фильтрации значатся в реестре собственности муниципального образования Шипуновский район и закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Шипуновский» на основании соответствующего договора от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), заключенного между Администрацией Шипуновского района Алтайского края и МУП «Шипуновский».

    Согласно п.2.1 Схемы водоснабжения и водоотведения МО Шипуновский сельсовет Шипуновского района Алтайского края на период до 2032 года, действующая централизованная система сбора и отведения хозяйственно-бытовых стоков поселения самотечно-напорная. Сточные воды от существующей жилой и общественно-деловой застройки с. Шипуново системой самотечных коллекторов поступают в КНС, откуда напорными линиями перекачиваются на поля фильтрации, располагаемые на окраине северо-восточной части села Шипуново. Мощность действующих полей фильтрации обеспечивает прием и переработку хозяйственно-бытовых стоков на первую очередь территориального развития с. Шипуново. (<данные изъяты>).

    Тот факт, что указанные поля фильтрации используются МУП «Шипуновский» в качестве объекта водоотведения для размещения сточных вод не оспаривалось самим ответчиком, подтверждается информацией МУП «Шипуновский» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой количество размещаемых сточных вод на поле фильтрации с кадастровым составило <данные изъяты> куб.м, на поле фильтрации с кадастровым <данные изъяты> куб.м (<данные изъяты>).

Кроме того, согласно раздела 4 Производственной программы МУП «Шипуновский» <адрес>, осуществляющего водоотведение на 2024-2026 годы, планируемый объем отведенных стоков составляет на <данные изъяты> гг. – <данные изъяты> тыс.куб.м в год (<данные изъяты>); решением <адрес> по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГГГ установлены тарифы на водоотведение, оказываемое МУП «Шипуновский» <адрес> потребителям Российского (<адрес>), Шипуновского сельсоветов <адрес> (<данные изъяты>).

Согласно статье 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

В силу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» под источником выброса понимается сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества; под стационарным источником - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.

Из положений статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

    Факт того, что ответчик использует указанные поля фильтрации в своей хозяйственной деятельности подтверждается также предостережением от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края в адрес МУП «Шипуновский».

В соответствии с актом, государственным инспектором Алтайского края в области охраны окружающей среды проведено контрольно-ревизионное мероприятие, ДД.ММ.ГГГГ осуществлен выезд и осмотр поля фильтрации с кадастровым номером 22:60:150101:3626, в ходе осмотра выявлено наличие разливов жидкости темно-зеленого цвета, с ярко выраженным запахом канализационных стоков, предположительно от слива (сброса) жидких коммунальных отходов.

По результатам проверки объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предложено МУП «Шипуновский» принять меры по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а именно – полей фильтрации с кадастровым , с кадастровым .

В силу ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

В соответствии с ч.1-3 ст.4.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

- объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;

- объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;

- объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;

- объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются:

- уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);

- уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;

- классификация промышленных объектов и производств;

- особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», согласно п. 15 раздела I которых к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду относится осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом 20 тыс. куб. метров в сутки отводимых сточных вод и более).

Таким образом, осуществление МУП «Шипуновский» по размещению отходов, сточных вод, для которой используются поля фильтрации, подпадает под критерии объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

Объекты водоотведения (поля фильтрации) являются источниками выбросов в атмосферный воздух, что отвечает признакам объекта негативного воздействия на окружающую среду, оказывают умеренное негативное воздействие на окружающую среду, относятся к объектам II категории, что следует из предостережения Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ

Следовательно, вопреки доводам ответчика, поля фильтрации относятся к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, соответственно подлежат постановке на государственный учет.

Как следует из информации Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, согласно данным регионального реестра ОНВОС на ДД.ММ.ГГГГ, поля фильтрации с кадастровым , с кадастровым , не поставлены на кадастровый учет ОНВОС, заявки о постановке указанных объектов на учет не поступали (<данные изъяты>)

         Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

        В соответствии с ч. 3 ст. 39 указанного закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

        Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 74 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

         В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

       В соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

        СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 определяет необходимость установления санитарно-защитной зоны для очистных сооружений, к которым относятся, в том числе, поля фильтрации.

          Поля фильтрации представляют собой участки земли, на поверхности которого распределяют канализационные и другие сточные воды в целях их очистки с использованием метода естественной биологической очистки.

         Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что поля фильтрации являются объектом, в отношении которого существует обязанность проектирования и оборудования санитарно-защитной зоны.

Согласно информации Управления Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, в адрес территориального отдела представитель МУП «Шипуновский» либо <адрес> с заявлением о получении санитарно-эпидемиологического заключения на проектную документацию санитарно-защитных зон полей фильтрации с кадастровыми , не обращались, такие заключения не выдавались (<данные изъяты>).

         Как установлено судом, проект санитарно-защитной зоны полей фильтрации отсутствует, санитарно-эпидемиологическое заключение на проект не выдавалось, что свидетельствует о незаконном бездействии ответчика.

Учитывая что, эксплуатация такого объекта как поле фильтрации должна обеспечиваться надлежащим образом в соответствии с действующим законодательством и его эксплуатация не должна наносить вред окружающей среде и ставить под угрозу жизнь и здоровье граждан, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора о признании незаконным бездействия МУП «Шипуновский», которое в течение более четырех лет используя объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, не принимает мер к установлению санитарно-защитной зоны, получению санитарно-эпидемиологического заключения и постановке их на учет.

Учитывая характер, подлежащих удовлетворению требований, суд полагает определить срок исполнения решения суда в течение шести месяцев, со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Шипуновского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Шипуновский» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МУП «Шипуновский» (<данные изъяты>) по непринятию мер к разработке проекта санитарно-защитной зоны полей фильтрации, получению санитарно-эпидемиологического заключения, постановке полей фильтрации на государственный учет, в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Возложить на МУП «Шипуновский» (<данные изъяты>) обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу:

- разработать проекты санитарно-защитных зон поля фильтрации с кадастровым , расположенного на земельном участке с кадастровым в границах территории Шипуновского сельсовета Шипуновского района Алтайского края; поля фильтрации с кадастровым , расположенного на земельном участке с кадастровым в границах территории Шипуновского сельсовета Шипуновского района Алтайского края, получить на них санитарно-эпидемиологическое заключение в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

- поставить поле фильтрации, с кадастровым , расположенное на земельном участке с кадастровым в границах территории Шипуновского сельсовета Шипуновского района Алтайского края; поле фильтрации с кадастровым , расположенное на земельном участке с кадастровым в границах территории Шипуновского сельсовета Шипуновского района Алтайского края, на государственный учет в качестве объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Алтайский краевой суд через Шипунвоский районный суд Алтайского края.

Судья                                     Ю.С.Давыдова

Мотивированное решение изготовлено 01 октября 2024 года

2-305/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Шипуновского района Алтайского края
Ответчики
МУП " Шипуновский"
Другие
Устинских Яна Николаевна
ТО Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах
Сагайдакова Рита Васильевна
Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора
Администрация Шипуновского района Алтайского края
МО " Шипуновский район Алтайского края"
Жигалов Максим Владимирович
Суд
Шипуновский районный суд Алтайского края
Судья
Давыдова Ю.С.
Дело на сайте суда
shipunovsky.alt.sudrf.ru
18.04.2024Регистрация административного искового заявления
18.04.2024Передача материалов судье
23.04.2024Решение вопроса о принятии к производству
20.05.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.06.2024Подготовка дела (собеседование)
13.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.07.2024Судебное заседание
15.07.2024Судебное заседание
22.07.2024[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
12.08.2024Судебное заседание
27.08.2024Судебное заседание
17.09.2024Судебное заседание
01.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
12.11.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
09.12.2024Судебное заседание
20.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
17.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее