Дело № 2-110/21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 февраля 2021 года г. Лобня Московской области
Лобненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Озеровой Е.Ю.,
при секретаре Афанасьевой А.П.,
с участием истца Колесниковой О.В., представителя истца Гуславского М.А.,
представителя ответчика Громовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесниковой ОВ к Отделу опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Долгопрудный и Лобня о признании незаконным отказа в рассмотрении заявления о включении в список детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обязании рассмотреть заявление,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с данным иском, указав, что обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в список детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с изменением места жительства, заключением №№ от 00.00.0000 г. в рассмотрении заявления истцу отказано, поданные ею документы возвращены без указания соответствующего правового основания, заключение содержит указание на то, что истец является лицом из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с рождения зарегистрирована по месту жительства по адресу: ................, постановлением Администрации Мариинско – Посадского г.п. от 00.00.0000 г. №№ включена в Список нуждающихся в улучшении жилищных условий, дополнительная гарантия права на жилое помещение возникла у Колесниковой О.В. в Чувашской респ., к расходным обязательствам указанного субъекта относится обеспечение истца жильем, с 00.00.0000 г. истец зарегистрирована по месту жительства в г. Лобня Московской области, собственником данного жилого помещения она не является, оснований для обеспечения истца жильем в МО не имеется. Полагая, что в спариваемом заключении отсутствуют правовые основания для отказа в рассмотрении заявления, просит признать данный отказ незаконным, обязав ответчика рассмотреть по существу заявление истца о включении ее в список детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории МО и принять соответствующее решение.
В судебном заседании истец Колесникова О.В., ее представитель по доверенности Гуславский М.А. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Громова Е.А. в судебном заседании иск не признала по доводам письменных возражений.
Представитель 3го лица Администрации Мариинско – Посадского района Чувашской респ. в судебное заседание не явился, о месте, времени слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Материалами дела подтверждается, что родителями Колесниковой (Антоновой до брака) О.В. являлись Антонов В.А., который умер 00.00.0000 г., Антонова Ж.П., умершая 00.00.0000 г. (л.д.15,16,17,18,19,20); постановлением Администрации Мариинско – Посадского района Чувашской респ. от 00.00.0000 г. №№ над несовершеннолетней Антоновой О.В. установлена предварительная опека на 1 месяц, опекуном назначена Колесникова Л.Г. (л.д.29); постановлением Администрации Мариинско – Посадского района Чувашской респ. от 00.00.0000 г. №№ Антонова О.В., зарегистрированная по адресу: респ. Чувашия, г. Мариинский Посад, ул. З. Космодемьянской, д.11, включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23х лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по указанным основаниям поставлена на жилищный учет (л.д.28,32,33).
С 00.00.0000 г. Колесникова О.В. поступила на обучение на бюджетной основе в ФГБОУ ВП «РГАУ – МСХА им. К.А. Тимирязева», также на бюджетной основе проходила обучение в указанном учебном учреждении с 01.09.2017 г., в период с 31.12.2013 г. по 28.06.2017 г. была зарегистрирована по месту пребывания в общежитии по адресу: ................, в период с 01.06.2018 г. по 30.11.2018 г. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ................ (л.д.21,22,23,24,25-26,27); с 25.01.2020 г. Колесникова О.В. снята с регистрационного учета по адресу: ................, зарегистрирована по месту жительства по адресу: ................л.д.13).
Выпиской из ЕГРН подтверждается отсутствие в собственности Колесниковой О.В. жилых помещений на территории РФ, согласно сообщению Администрации Мариинско – Посадского района Чувашской респ. от 00.00.0000 г. нанимателем жилых помещений по договорам социального найма на территории Мариинско – Посадского района респ. Чувашия Колесникова О.В. не являлась, справками от 00.00.0000 г. подтверждается, что жилым помещением на территории указанного субъекта Колесникова О.В. не обеспечена.
Заключением отдела опеки и попечительства от 00.00.0000 г. №№-Колесниковой О.В. отказано в рассмотрении заявления о включении ее в Список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории МО, с возвращением поданных ею документов, при этом указано на возможность предоставления ей жилого помещения в Чувашской республике, откуда она не снята с жилищного учета как ребенок из числа детей – сирот (л.д.9-12).
Частью 3 ст. 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно п. 3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 ст. 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона Московской области «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются лицам, указанным в ч. 1 ст. 8 (поименованным в п. 1 ст. 8 от 21.12.1996 г. №159-ФЗ), имеющим место жительства в Московской области.
Из материалов дела следует, что Колесникова О.В. жилым помещением на территории Мариинско – Посадского района респ. Чувашия как на момент обращения в отдел опеки и попечительства по г.о. Долгопрудный и Лобня, так и в настоящее время не обеспечена.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом ВС РФ 20.11.2013 г., разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.
По делу установлено, что с 00.00.0000 г. местом жительства Колесниковой О.В. является квартира, расположенная по адресу: ................, принадлежащая на праве собственности иным лицам, о чем Колесникова О.В. указывала при обращении к ответчику.
В соответствии со ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Смена постоянного места жительства, а именно переезд из респ. Чувашия на постоянное место жительства в Московскую область, не может являться основанием для лишения истца права на предоставление жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию, в том числе, лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.
То обстоятельство, что истец принят и состоит на учете в ином регионе не является предусмотренным законом обстоятельством для отказа в ее обеспечении жильем по текущему месту жительства, поскольку жильем в респ. Чувашия истец не обеспечена.
Данные обстоятельства при вынесении оспариваемого заключения не учтены, кроме того, заключение отдела опеки и попечительства по г.о. Долгопрудный и Лобня не содержит правовых оснований, по которым ответчик пришел к выводу о невозможности рассмотрения поданных Колесниковой О.В. заявления и документов по существу и принятия по ним соответствующего решения с указанием мотивов его принятия, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного иска и признании незаконным отказа отдела опеки и попечительства по г.о. Долгопрудный и Лобня в рассмотрении заявления Колесниковой О.В. о включении в Список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с изменением места жительства, обязании ответчика рассмотреть обращение Колесниковой О.В. по существу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Колесниковой ОВ – удовлетворить.
Признать незаконным отказ отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Долгопрудный и Лобня в рассмотрении заявления Колесниковой ОВ о включении в Список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с изменением места жительства, выраженный в заключении от 00.00.0000 г. №№.
Обязать Отдел опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Долгопрудный и Лобня рассмотреть по существу заявление Колесниковой ОВ о включении в Список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с изменением места жительства.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 03 февраля 2021 года и обжаловать его в апелляционном порядке в Московский областной суд через Лобненский городской суд в течение месяца.
Судья Е.Ю. Озерова