Решение по делу № 33-3524/2020 от 22.01.2020

РЎСѓРґСЊСЏ Андреев Рђ.Р .          УИД 16RS0047-01-2019-002917-48

дело № 2-2422/2019

в„– 33-3524/2020

учет № 115г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 марта 2020 Рі.                                 Рі. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Габидуллиной А.Г.,

судей Галиевой А.М. и Шакировой З.И.

при ведении протокола помощником судьи Акбашевой А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Шакировой З.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани на решение Кировского районного суда г. Казани от 6 декабря 2019 г., которым постановлено:

заявление прокурора Кировского района г. Казани, действующего в защиту прав и интересов жильцов дома <адрес>, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани в части непринятия мер по переселению жителей из аварийного дома <адрес> и сносу дома.

Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани восстановить жилищные права собственников жилых помещений в доме <адрес> в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а нанимателей жилых помещений в доме <адрес> по договорам социального найма – в соответствии с требованиями ст. 88, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В удовлетворении заявленных требований к муниципальному казенному учреждению «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Зарипова А.Х., поддержавшего жалобу, прокурора Ковалюка М.А., Галимзяновой С.Ш., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Кировского района г. Казани в интересах жильцов <адрес> обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани (далее – Исполком г. Казани), МКУ «Администрация Кировского и Московского районов г. Казани» (далее - Администрация Кировского и Московского районов) и возложении на них обязанности по выселению жильцов из аварийного и подлежащего сносу жилого дома с предоставлением жилых помещений, пригодных для проживания, а также об организации сноса многоквартирного дома.

В обоснование заявления прокурором указано, что постановлением руководителя Исполкома г. Казани от 3 сентября 2018 г. № 4763 названый многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. В доме проживает 57 граждан как на основании договоров социального найма жилых помещений, так и на праве собственности. Однако должностными лицами Исполкома г. Казани и Администрация Кировского и Московского районов меры по переселению жильцов из аварийного и подлежащего сносу дома не приняты, снос не произведен. На данный момент состояние дома не соответствует предъявляемым требованиям: начало обваливаться потолочное покрытие, ремонт потолка возможен только после проведения капитального ремонта кровли дома с заменой стропильной системы и перекрытий. Между тем после признания дома аварийным собственникам и нанимателям помещений начисления по статье «капитальный ремонт» не производятся, а потому средств на проведение капитального ремонта не имеется. Здание имеет значительный физический износ; наблюдается динамическое увеличение количества трещин и их ширина, уходящих в тело фундамента, искривление стен и перегородок. Дальнейшее нахождение граждан в спорном доме создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. В связи с этим с учетом уточнений прокурор просил признать незаконным бездействие Исполкома г. Казани и Администрации Кировского и Московского районов в части непринятия мер по переселению жильцов из аварийного дома и его сносу; обязать Исполком г. Казани восстановить жилищные права собственников жилых помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а нанимателей– в соответствии с требованиями ст. 88, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представители Исполкома г. Казан и Администрации Кировского и Московского районов заявленные требования не признали.

Заинтересованные лица – Валиуллова М.Г., Хадыев Р.Р., Хакимзянова Э.И., Бобокулова М.Ш., Андронов И.В., Андронова Н.Ю., Косых В.С., Валиуллов С.С., Пантелеева Н.М., Галимзянова С.Ш., Шайдуллин Р.А., Фаттахова Ф.Р., Урамова Н.Ф., Урамова Р.В., Лашманов В.Н., представитель третьего лица Зиятдиновой М.З. – Шамсутдинова Ф.Ш. поддержали заявление прокурора.

Судом принято решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе Исполком г. Казани просит решение суда отменить. Указывает, что поскольку спорный жилой дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, право на предоставление гражданам другого жилого помещения либо его выкуп отсутствуют.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции Администрация Кировского и Московского районов явку представителя не обеспечило, извещено надлежащим образом.

Апелляционная жалоба на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в отсутствие представителя ответчика.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На основании ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В силу ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, когда жилое помещение признано непригодным для проживания.

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда регламентирован ст. 86-87 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно чч. 1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем возмещения за изымаемое жилое помещение.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Права собственников жилых помещений, расположенных в признанном аварийном и подлежащем сносу доме, обеспечиваются с учетом требований Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в соответствии с которым обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в адресную целевую программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Таким образом, собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.

В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 г., она утверждается на период до 1 сентября 2017 г.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 16 названного Закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 1 января 2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.

В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, постановлением Исполкома г. Казани от 3 сентября 2018 г. № 4763 многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Пунктами 2 и 4 данного постановления на Администрацию Кировского и Московского районов возложена обязанность обеспечить безопасность граждан вблизи указанного дома, ограничив их доступ в опасную зону а также установить срок и порядок расселения физических лиц, занимающих жилые помещения данного многоквартирного дома.

В спорном доме проживают 57 граждан как на основании договоров социального найма жилых помещений, так и собственники жилых помещений.

Проведенная прокуратурой проверка выявила, что дом <адрес> находится в аварийном состоянии, нуждается в капитальном ремонте, который по объективным причинам не может быть произведен. Проживание граждан в аварийном доме не отвечает требованиям безопасности, создает угрозу для их жизни. Однако органами местного самоуправления не предпринимаются необходимые меры для расселения жильцов аварийного дома и его сноса.

Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно указал на то, что если будет установлено, что помещение, в котором проживают граждане, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, предоставление жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания является внеочередным и не может быть поставлено в зависимость от установленной органом местного самоуправления адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Исходя из обстоятельств дела суд правомерно руководствовался и положениями ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применительно к собственникам помещений в спорном многоквартирном доме.

Судебная коллегия считает необходимым отметить, что крайнее неудовлетворительное состояние дома <адрес> подтверждается обращением Администрации Кировского и Московского районов от 15 марта 2019 г. к начальнику Управления жилищной политики Исполкома г. Казани, в котором указано на необходимость первоочередного переселения граждан из этого дома (т. 1 л.д. 86), а также письмом в адрес того же органа Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан от 5 июля 2019 г., которой установлено обрушение потолочных перекрытий, отхождение перекрытий, полов от стен, наличие многочисленных трещин на поверхности стен и перекрытий квартир <адрес> в спорном аварийном доме (т.1 л.д. 208).

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что спорный дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, правового значения не имеют.

Иных РґРѕРІРѕРґРѕРІ, подвергающих сомнению выводы судебного акта, апелляционная жалоба РЅРµ содержит, Р° потому РЅРµ может быть отменено РїРѕ существу правильное решение СЃСѓРґР°.    

Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Казани от 6 декабря 2019 г. по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий

РЎСѓРґСЊРё

33-3524/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Другие
Недеров А.М.
Валиуллов С.С.
Гайфуллин И.М.
Жукова Е.С.
Косых А.С.
Исполком г. Казани
Пантелеев А.Е.
Бобокулова М.Ш.
Шайдуллин Т.Р.
Коврова М.М.
Андронов И.В.
Валиуллов И.С.
Косых В.С.
Бобокулова К.Р.
Назмутдинова А.А.
Зиатдинова М.З.
Пантелеева Н.М.
Урамова А.Ф.
Исмагилов И.А.
Филиппов М.И.
Шайдуллина О.Ж.
Силуянычева Т.Н.
Фаттахов Ф.А.
Захаров А.Р.
Фаттахова Ф.Р.
Хадыев Р.Р.
Пантелеев Е.Г.
Хадыева Н.Ш.
Исмагилов А.И.
Шайдуллин Р.А.
Муяссарова Р.С.
Андронова Н.Ю.
Хадыева Элина Рамилевна
Хакмилулин А.А.
Жуков А.В.
Фатыхов А.Ф.
Урамова Л.В.
Прокурор Кировского района г. Казани в защиту прав жильцов д. 28 по ул.Баженова Казани
Андронова С.Н.
Урамова Р.В.
Галимзянова С.Ш.
МКУ Адм. Кировского и Московского ИК МО г.Казани
Лашманов В.Н.
Филиппова Н.И.
Хакимзянова Э.И.
Хакимуллина Р.Г.
Исмагилова Г.Ф.
Урамова Н.Ф.
Хакимуллин М.А.
Афлетонов Ш.Ш.
МКУ КЖКХ ИК МО г.Казани
Андронов Д.И.
Валиуллова М.Г.
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Шакирова З. И.
Дело на сайте суда
vs.tat.sudrf.ru
19.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее