РЎСѓРґСЊСЏ Андреев Рђ.Р . РЈРР” 16RS0047-01-2019-002917-48
дело № 2-2422/2019
в„– 33-3524/2020
учет № 115г
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
19 марта 2020 г. г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г.,
судей Галиевой Рђ.Рњ. Рё Шакировой Р—.Р.
при ведении протокола помощником судьи Акбашевой А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Шакировой Р—.Р. гражданское дело РїРѕ апелляционной жалобе Рсполнительного комитета муниципального образования Рі. Казани РЅР° решение РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРіРѕ районного СЃСѓРґР° Рі. Казани РѕС‚ 6 декабря 2019 Рі., которым постановлено:
заявление прокурора Кировского района г. Казани, действующего в защиту прав и интересов жильцов дома <адрес>, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Рсполнительного комитета муниципального образования Рі. Казани РІ части непринятия мер РїРѕ переселению жителей РёР· аварийного РґРѕРјР° <адрес> Рё СЃРЅРѕСЃСѓ РґРѕРјР°.
Обязать Рсполнительный комитет муниципального образования Рі. Казани восстановить жилищные права собственников жилых помещений РІ РґРѕРјРµ <адрес> РІ соответствии СЃ требованиями, предусмотренными СЃС‚. 32 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Р° нанимателей жилых помещений РІ РґРѕРјРµ <адрес> РїРѕ договорам социального найма – РІ соответствии СЃ требованиями СЃС‚. 88, 89 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Р’ удовлетворении заявленных требований Рє муниципальному казенному учреждению «Администрация РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРіРѕ Рё РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ районов Рсполнительного комитета муниципального образования Рі. Казани» отказать.
Проверив материалы дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Рсполнительного комитета муниципального образования Рі. Казани Зарипова Рђ.РҐ., поддержавшего жалобу, РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Ковалюка Рњ.Рђ., Галимзяновой РЎ.РЁ., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
РЈРЎРўРђРќРћР’РЛА:
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРіРѕ района Рі. Казани РІ интересах жильцов <адрес> обратился РІ СЃСѓРґ СЃ заявлением Рѕ признании незаконным бездействия Рсполнительного комитета муниципального образования Рі. Казани (далее – Рсполком Рі. Казани), РњРљРЈ «Администрация РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРіРѕ Рё РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ районов Рі. Казани» (далее - Администрация РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРіРѕ Рё РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ районов) Рё возложении РЅР° РЅРёС… обязанности РїРѕ выселению жильцов РёР· аварийного Рё подлежащего СЃРЅРѕСЃСѓ жилого РґРѕРјР° СЃ предоставлением жилых помещений, пригодных для проживания, Р° также РѕР± организации СЃРЅРѕСЃР° многоквартирного РґРѕРјР°.
Р’ обоснование заявления РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј указано, что постановлением руководителя Рсполкома Рі. Казани РѕС‚ 3 сентября 2018 Рі. в„– 4763 названый многоквартирный РґРѕРј признан аварийным Рё подлежащим СЃРЅРѕСЃСѓ. Р’ РґРѕРјРµ проживает 57 граждан как РЅР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ социального найма жилых помещений, так Рё РЅР° праве собственности. Однако должностными лицами Рсполкома Рі. Казани Рё Администрация РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРіРѕ Рё РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ районов меры РїРѕ переселению жильцов РёР· аварийного Рё подлежащего СЃРЅРѕСЃСѓ РґРѕРјР° РЅРµ приняты, СЃРЅРѕСЃ РЅРµ произведен. РќР° данный момент состояние РґРѕРјР° РЅРµ соответствует предъявляемым требованиям: начало обваливаться потолочное покрытие, ремонт потолка возможен только после проведения капитального ремонта кровли РґРѕРјР° СЃ заменой стропильной системы Рё перекрытий. Между тем после признания РґРѕРјР° аварийным собственникам Рё нанимателям помещений начисления РїРѕ статье «капитальный ремонт» РЅРµ производятся, Р° потому средств РЅР° проведение капитального ремонта РЅРµ имеется. Здание имеет значительный физический РёР·РЅРѕСЃ; наблюдается динамическое увеличение количества трещин Рё РёС… ширина, уходящих РІ тело фундамента, искривление стен Рё перегородок. Дальнейшее нахождение граждан РІ СЃРїРѕСЂРЅРѕРј РґРѕРјРµ создает СѓРіСЂРѕР·Сѓ Р¶РёР·РЅРё Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим СЃ учетом уточнений РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ РїСЂРѕСЃРёР» признать незаконным бездействие Рсполкома Рі. Казани Рё Администрации РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРіРѕ Рё РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ районов РІ части непринятия мер РїРѕ переселению жильцов РёР· аварийного РґРѕРјР° Рё его СЃРЅРѕСЃСѓ; обязать Рсполком Рі. Казани восстановить жилищные права собственников жилых помещений РІ соответствии СЃ требованиями, предусмотренными СЃС‚. 32 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Р° нанимателей– РІ соответствии СЃ требованиями СЃС‚. 88, 89 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Р’ судебном заседании представители Рсполкома Рі. Казан Рё Администрации РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРіРѕ Рё РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ районов заявленные требования РЅРµ признали.
Заинтересованные лица – Валиуллова Рњ.Р“., Хадыев Р .Р ., Хакимзянова Р.Р., Бобокулова Рњ.РЁ., РђРЅРґСЂРѕРЅРѕРІ Р.Р’., РђРЅРґСЂРѕРЅРѕРІР° Рќ.Р®., Косых Р’.РЎ., Валиуллов РЎ.РЎ., Пантелеева Рќ.Рњ., Галимзянова РЎ.РЁ., Шайдуллин Р .Рђ., Фаттахова Р¤.Р ., Урамова Рќ.Р¤., Урамова Р .Р’., Лашманов Р’.Рќ., представитель третьего лица Зиятдиновой Рњ.Р—. – Шамсутдинова Р¤.РЁ. поддержали заявление РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°.
Судом принято решение в вышеприведенной формулировке.
Р’ апелляционной жалобе Рсполком Рі. Казани РїСЂРѕСЃРёС‚ решение СЃСѓРґР° отменить. Указывает, что поскольку спорный жилой РґРѕРј РЅРµ включен РІ региональную адресную программу РїРѕ переселению граждан РёР· аварийного жилищного фонда, право РЅР° предоставление гражданам РґСЂСѓРіРѕРіРѕ жилого помещения либо его выкуп отсутствуют.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Администрация Кировского и Московского районов явку представителя не обеспечило, извещено надлежащим образом.
Апелляционная жалоба на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в отсутствие представителя ответчика.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, когда жилое помещение признано непригодным для проживания.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда регламентирован ст. 86-87 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно чч. 1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем возмещения за изымаемое жилое помещение.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Права собственников жилых помещений, расположенных в признанном аварийном и подлежащем сносу доме, обеспечиваются с учетом требований Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в соответствии с которым обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в адресную целевую программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Таким образом, собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 г., она утверждается на период до 1 сентября 2017 г.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 16 названного Закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 1 января 2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.
В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено СЃСѓРґРѕРј Рё подтверждается материалами дела, постановлением Рсполкома Рі. Казани РѕС‚ 3 сентября 2018 Рі. в„– 4763 многоквартирный жилой РґРѕРј <адрес> признан аварийным Рё подлежащим СЃРЅРѕСЃСѓ.
Пунктами 2 и 4 данного постановления на Администрацию Кировского и Московского районов возложена обязанность обеспечить безопасность граждан вблизи указанного дома, ограничив их доступ в опасную зону а также установить срок и порядок расселения физических лиц, занимающих жилые помещения данного многоквартирного дома.
В спорном доме проживают 57 граждан как на основании договоров социального найма жилых помещений, так и собственники жилых помещений.
Проведенная прокуратурой проверка выявила, что дом <адрес> находится в аварийном состоянии, нуждается в капитальном ремонте, который по объективным причинам не может быть произведен. Проживание граждан в аварийном доме не отвечает требованиям безопасности, создает угрозу для их жизни. Однако органами местного самоуправления не предпринимаются необходимые меры для расселения жильцов аварийного дома и его сноса.
Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно указал на то, что если будет установлено, что помещение, в котором проживают граждане, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, предоставление жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания является внеочередным и не может быть поставлено в зависимость от установленной органом местного самоуправления адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· обстоятельств дела СЃСѓРґ правомерно руководствовался Рё положениями СЃС‚. 32 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации применительно Рє собственникам помещений РІ СЃРїРѕСЂРЅРѕРј многоквартирном РґРѕРјРµ.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что крайнее неудовлетворительное состояние РґРѕРјР° <адрес> подтверждается обращением Администрации РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРіРѕ Рё РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ районов РѕС‚ 15 марта 2019 Рі. Рє начальнику Управления жилищной политики Рсполкома Рі. Казани, РІ котором указано РЅР° необходимость первоочередного переселения граждан РёР· этого РґРѕРјР° (С‚. 1 Р».Рґ. 86), Р° также РїРёСЃСЊРјРѕРј РІ адрес того Р¶Рµ органа Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан РѕС‚ 5 июля 2019 Рі., которой установлено обрушение потолочных перекрытий, отхождение перекрытий, полов РѕС‚ стен, наличие многочисленных трещин РЅР° поверхности стен Рё перекрытий квартир <адрес> РІ СЃРїРѕСЂРЅРѕРј аварийном РґРѕРјРµ (С‚.1 Р».Рґ. 208).
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что спорный дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, правового значения не имеют.
Рных РґРѕРІРѕРґРѕРІ, подвергающих сомнению выводы судебного акта, апелляционная жалоба РЅРµ содержит, Р° потому РЅРµ может быть отменено РїРѕ существу правильное решение СЃСѓРґР°.
Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛРЛА:
решение РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРіРѕ районного СЃСѓРґР° Рі. Казани РѕС‚ 6 декабря 2019 Рі. РїРѕ данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Рсполнительного комитета муниципального образования Рі. Казани – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё