РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2018 г. г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Хамнуевой Т.В., при секретаре судебного заседания Содномовой Д.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камалова КМ к Министерству социальной защиты населения РБ о признании права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем,
установил:
Обращаясь в суд с указанным иском, Камалов К.М. просит признать за ним право на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ «О ветеранах» с даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 23.03.2001 г.
Требования мотивированы тем, что он является ветераном боевых действий, с 23.03.2001 г. он состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации г. Улан-Удэ по списку «инвалидов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий». В 2018 г. в отделе социальной защиты ему разъяснено, что мерами социальной поддержки могут воспользоваться лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01.01.2005 г. Учитывая, что удостоверение ветерана боевых действий было получено в 2006 г. у него не возникает право на получение жилья. С указанными действиями он не согласен, так как своим правом на постановку на учет он воспользовался до 2005 г., своего жилья в собственности не имеет.
В судебном заседании Камалов К.М. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения РБ Данзанова С.В. с иском не согласилась, указав, что ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005 г. обеспечиваются жильём в соответствии жилищным законодательством РФ органами местного самоуправления. В соответствии со ст. 25 ФЗ «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов. Поскольку удостоверение ветерана боевых действий было выдано Камалову К.М. 29.09.2006 г., то права на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем граждан из числа ветеранов боевых действий, истец не имеет.
Определением суда от 30.07.2018 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Администрация г. Улан-Удэ, РГУ «Центр социальной поддержки населения».
Представитель Администрация г. Улан-Удэ, администрации Советского района г. Улан-Удэ Аюшеева Д.Н. с иском согласилась, указав, что Камалов К.М. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации г. Улан-Удэ по списку «инвалидов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий» с 23.03.2001 г.
Представитель РГУ «Центр социальной поддержки населения» Эрдынеев Ц.Д. разрешение спора оставил на усмотрение суда.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Суд первой инстанции установил, что Камалов К.М. является ветераном боевых действий, имеет право на льготы, предусмотренные п. 1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах".
Как следует из материалов дела, с 23.03.2001 г. истец состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации г. Улан-Удэ по списку «инвалидов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий».
Информация о правах на объекты недвижимости за Камаловым К.А. на 08.08.2018 г. отсутствует.
09.04.2018 г. Министерством социальной защиты населения РБ Камалову К.М. было отказано в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем по мотиву того, что право истца на реализацию мер социальной поддержки возникло с даты получения удостоверения ветерана боевых действий, а именно с 29.09.2006 г.
В соответствии с положениями п.п. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилые помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; иным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по определенным законодательством основаниям, жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации).
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).
В силу положений п. 11.1 ст. 23.2 Закона о ветеранах определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 данной статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01.01.2005 года, в числе которых указаны и ветераны боевых действий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа ветеранов боевых действий, равно как и их право на первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет после 01.01.2005 года, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
Аналогичная правовая позиция изложена Конституционным Судом РФ в определении от 04.02.2014 года N 236-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина С.С. на нарушение его конституционных прав подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах".
Конституционный суд РФ указал, что поскольку подпункт 3 пункта 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 02 января 2000 года N 40-ФЗ связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении (о чем свидетельствовал факт постановки на учет уполномоченным органом), введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования. Соответственно, граждане из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", которые по состоянию на 01.01.2005 года имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Реализация конституционного права на получение жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002, N 123-О, от 04.03.2004 N 80-О, от 15.07.2010 N 955-О-О). Таким требованием в данном случае является совокупность следующих условий: наличие статуса ветерана боевых действий и принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г.
Юридически значимым обстоятельством при рассмотрении данного дела является установление факта наличия или отсутствия решения органа местного самоуправления о постановке Камалова К.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года.
В соответствии с положением ст. 28 Закона о ветеранах, а редакции действующей на январь 2004 года предусматривалось, что реализация прав и льгот ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.
Указанная статья в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, предусматривала, что реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.
Удостоверение ветерана боевых действий Камалову К.А. выдано 29.09.2006 г., вместе с тем указанное обстоятельство не опровергает довод истца о том, что он был поставлен на учет на получение жилья, как ветеран боевых действий.
Истцом представлено доказательство в подтверждение того, что он обратился с заявлением о постановке его на учет нуждающихся до 01.01.2005 г. и что был поставлен на такой учет, о чем свидетельствует письмо Администрации г. Улан-Удэ от 23.03.2001 г. в адрес Камалова К.А., а также справка Администрации г. Улан-Удэ от 09.01.2018 г.
При таких обстоятельствах, учитывая дату постановки истца на учет – 23.03.2001 года, суд первой инстанции приходит к выводу об удовлетворении исковых требования Камалова К.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Камалова КМ к Министерству социальной защиты населения РБ о признании права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем удовлетворить.
Признать за Камаловым КМ право на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ «О ветеранах» с даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 23.03.2001 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 17.08.2018 г.
Судья Т.В. Хамнуева