Решение по делу № 8а-3380/2021 [88а-4250/2021] от 12.04.2021

Дело № 2а-11297/2020

88а-4250/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                                        9 июня 2021 года

Кассационное определение в окончательной форме изготовлено 17 июня 2021 года.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.,

судей Ровенко П.А., Зайцевой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Окружной администрации <адрес> и заинтересованного лица Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска Голоковой В.В. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Калитиной <данные изъяты> и Калитина <данные изъяты> к Окружной администрации г. Якутска об оспаривании уведомления о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Калитина Л.В. и Калитин Е.А. обратились в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к Окружной администрации г. Якутска об оспаривании уведомления о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности и признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований заявители указали, что являются собственниками земельного участка с кадастровым номером площадью 835 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. На основании согласованного ДД.ММ.ГГГГ году Департаментом градостроительства Окружной администрации г. Якутска уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на данном земельном участке возведен жилой дом. ДД.ММ.ГГГГ они обратились к административному ответчику с уведомлением об окончании строительства, в ответ на которое ДД.ММ.ГГГГ Департамент градостроительства направил им уведомление о несоответствии параметров построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности в связи с нахождением земельного участка на территории городских лесов, в отношении которых установлен лесохозяйственный регламент. С указанным решением они не согласны, считают, что отказ в согласовании построенного объекта индивидуального жилищного строительства не соответствует закону и фактическим обстоятельствам, поскольку никакие ограничения в отношении принадлежащего им земельного участка не зарегистрированы.

В ходе судебного разбирательства административные истцы заявили отказ от требования искового заявления о признании права собственности на объект завершенного строительства (л.д. 102).

Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Калитиной Л.В. и Калитина Е.А. к Окружной администрации г. Якутска о признании права собственности на жилой дом оставлены без рассмотрения.

Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным дела Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, административные требования Калитиной Л.В. и Калитина Е.А. удовлетворены, уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным, на Окружную администрацию <адрес> возложена обязанность согласовать Калитиной Л.В., Калитину Е.А. построенный объект индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ представителем Окружной администрации г. Якутска и Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска Голоковой В.В. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

В кассационной жалобе заявитель настаивает на законности оспариваемого уведомления в связи с расположением принадлежащего административным истцам земельного участка на территории городских лесов, в отношении которых действует лесохозяйственный регламент, утвержденный постановлением Окружной администрации г. Якутска от 11 октября 2013 года № 242П, поэтому на нем недопустимо размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Кроме того, по результатам обследования спорного земельного участка выявлен самовольный захват земельного участка площадью 15,5 кв.м., а по сведениям ИСОГД земельный участок пересекают красные линии, установленные в соответствии с проектом межевания территории <адрес> городского округа «город Якутск».

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных постановлений в кассационном порядке.

Согласно части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в котором указывает сведения, перечисленные в пунктах 1 - 9 части 1 статьи 51.1 данного Кодекса, и к которому прилагает документы, перечисленные в части 3 указанной статьи.

В силу части 13 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

На основании части 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

В соответствии с частью 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства проверяют, в том числе, допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.

В случае, если размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию, уполномоченный орган направляет уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности (пункт 4 части 20 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, Калитин Е.А. и Калитина Л.В. являются собственниками земельного участка площадью 835 кв.м. с кадастровым номером , с видом разрешенного использования: под индивидуальный жилой дом, расположенного по адресу: <адрес>.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Департамент градостроительства Окружной администрации г. Якутска согласовал Калитиной Л.В. строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, и сообщил о допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером .

ДД.ММ.ГГГГ Калитин Е.А. и Калитина Л.В. направили в Окружную администрацию г. Якутска уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке.

Рассмотрев данное уведомление, Департамент градостроительства Окружной администрации г. Якутска направил заявителям уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес> требованиям законодательства о градостроительной деятельности, сославшись на недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в связи с наличием ограничений, установленных в соответствии с законодательством, поскольку земельный участок с кадастровым номером расположен в городских лесах городского округа «город Якутск», утвержденных постановлением Окружной администрации г. Якутска от 11 октября 2013 года № 242П.

Разрешая заявленные административными истцами требования, суды нижестоящих инстанций, руководствуясь положениями статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 36, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и установив, что принадлежащий заявителям земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1, имеет вид разрешенного использования: под индивидуальный жилой дом, сведений об ограничениях и обременениях в отношении земельного участка не имеется, с учетом отсутствия доказательств расположения спорного земельного участка в зоне городских лесов, несоответствия построенного объекта параметрам, указанным в уведомлении о планируемом строительстве, согласованном уполномоченным органом в соответствии с установленным порядком, пришли к выводу о несоответствии оспариваемого уведомления Окружной администрации г. Якутска от ДД.ММ.ГГГГ требованиям закона.

Судебная коллегия кассационного суда соглашается с указанными выводами судов, поскольку они основаны на надлежащей оценке по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленных сторонами в материалы дела доказательств, постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

На основании пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской и подпункта 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить на нем здания, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.

Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Согласно имеющимся в материалах дела сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 14:35:114001:181 расположен в территориальной зоне Ж-1, предназначенной для индивидуального жилищного строительства на территории пригородных населенных пунктов городского округа «город Якутск», имеет экологические ограничения, установленные в соответствии с лесохозяйственным регламентом для лесных массивов городских лесов.

По данным Единого государственного реестра недвижимости и сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в отношении земельного участка с кадастровым номером 14:35:114001:181 ограничения (обременения) отсутствуют.

В соответствии с пунктом 1 статьи 43.1 Правил землепользования и застройки городского округа «город Якутск», утвержденных решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года № 169-НПА, территориальная зона Ж-1 предназначена для индивидуального жилищного строительства на территории пригородных населенных пунктов городского округа «город Якутск», одним из основных видов разрешенного использования в данной зоне является индивидуальное жилищное строительство.

Из статьи 42.6 Правил землепользования и застройки городского округа «город Якутск» следует, что городские леса на территории г. Якутска выделены в территориальную зону Р-5, включенную в зоны рекреационного назначения, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также иными территориями, используемыми и предназначенными для санаторно-курортного лечения, активного и пассивного отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Между тем земельный участок с кадастровым номером к территориальной зоне Р-5 не отнесен. Лесохозяйственный регламент для лесных массивов городских лесов городского округа «город Якутск», утвержденный постановлением Окружной администрации г. Якутска от 11 октября 2013 года № 242П, на который ссылается Окружная администрация г. Якутска, документом градостроительного зонирования не является, данный акт принимается в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, определяет порядок осуществления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах населенного пункта, обязателен для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов.

То есть, лесохозяйственный регламент подлежит применению в отношении лесных массивов, расположенных на территории населенного пункта, которые документами градостроительного зонирования выделены в территориальную зону городских лесов. В данном случае земельный участок с кадастровым номером не относится к территориальной зоне городских лесов, имеет вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, поэтому установленный статьей 116 Лесного кодекса Российской Федерации правовой режим на него не распространяется.

При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемое Калитиной Л.В. и Калитиным Е.А. уведомление требованиям закона не соответствует и повлекло нарушение их прав и законных интересов, судами сделан правильный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы кассационной жалобы о наличии ограничений в отношении земельного участка по линии градостроительного регулирования (красные линии), а также самовольном захвате административными истцами части смежного земельного участка площадью 15,5 кв.м. на законность принятых по делу судебных актов не влияют, поскольку, исходя из разъяснений, данных в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, поэтому оснований для отмены решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ в кассационном порядке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации г. Якутска и Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

8а-3380/2021 [88а-4250/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Калитин Евгений Александрович
Калитина Лена Владимировна
Ответчики
Окружная администрация г.Якутска
Другие
Шестаков Владимир Николаевич
Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Зиганшин Игорь Камильевич
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
09.06.2021Судебное заседание
09.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее