№ 3а-367/2019 г.Рязань
РЕШЕНИЕ
именем
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 августа 2019 года Рязанский областной суд в составе:
председательствующего судьи – Воейкова А.А.,
при секретаре – Ельковой Н.А.,
с участием:
помощника прокурора Рязанской области – Яковлевой Т.Н.,
представителя административного истца: ОАО «Тяжпрессмаш» - Козловцева Д.К.,
представителя административного ответчика: Рязанской городской Думы – Курючиной О.Г.,
представителя заинтересованного лица: администрации г.Рязани – Головиной О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ОАО «Тяжпрессмаш» к Рязанской городской Думе о признании недействующим Генерального плана г.Рязани и Правил землепользования и застройки в г.Рязани в части
у с т а н о в и л:
ОАО «Тяжпрессмаш» обратилось в суд с административным иском к Рязанской городской Думе о признании недействующим Генерального плана г.Рязани, утвержденного решением Рязанского городского Совета № 794-III от 30.11.2006, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к функциональным зонам «Зоне застройки многоэтажными жилыми домами», «Общественно-жилой зоне» и Правила землепользования и застройки в г.Рязани, утвержденных решением Рязанской городской Думы от 11.12.2008 № 897- II, в части отнесения указанного земельного участка к территориальным зонам «Ж1. Зона застройки многоэтажными жилыми домами (5-12 этажей и выше)», «Ж5. Зона общественно-жилой застройки».
Административный истец указывает, что земельный участок с кадастровым номером <адрес> выделен 1 октября 2008 года из земельного участка с кадастровым номером №, приобретенного обществом в 2003 году.
Принятыми в последующем оспариваемыми нормативными актами данные земельные участки отнесены к нескольким функциональным зонам и нескольким территориальным зонам, что не соответствует статье 34 Градостроительного кодекса РФ, статье 85 Земельного кодекса РФ.
По указанным основаниям административный истец просил удовлетворить заявленные требования.
В суде представитель административного истца поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика – Рязанской городской Думы иск не признала и пояснила, что оспариваемые нормы не противоречат Земельному и Градостроительному кодексам РФ.
Представитель заинтересованного лица – администрации г.Рязани также полагала, что оспариваемые нормы не противоречат нормативным актом, имеющим большую юридическую силу.
Суд, выслушав представителей сторон, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежавшим удовлетворению, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ, части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки городского округа утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу РФ (часть 4 статьи 3).
Решением Рязанского городского Совета от 30.11.2006 № 794-III утвержден Генеральный план г.Рязани. Опубликован в газете «Рязанские ведомости» от 23.01.2007 № 16-17, от 25.01.2007 № 20-21.
Решением Рязанской городской Думы от 11.12.2008 № 897-I утверждены Правила землепользования и застройки в городе Рязани. Опубликованы в газете «Рязанские ведомости» от 18.12.2008 № 239.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ).
Генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планировании и утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статьи 9 ГрК РФ).
Генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
В силу требований части 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
В соответствии со статьей 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования.
Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Такие же требования установлены частью 4 статьи 30 ГрК РФ, согласно которой на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Судом установлено, ОАО «Тяжпрессмаш» является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, поставленного на кадастровый учет 2 октября 2008 года.
Данный земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: для многоэтажной застройки, образован из земельного участка с кадастровым номером №, приобретенного обществом по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, сведения о земельном участке с кадастровым номером №, из которого в последующем был образован земельный участка с кадастровым номером № на момент утверждения Генерального плана и Правил землепользования и застройки имелись в государственном кадастре недвижимости.
Согласно фрагменту функционального зонирования Генерального плана города Рязани земельный участок с кадастровым номером № относится к двум функциональным зонам: зоне застройки многоэтажными жилыми домами, общественно-жилой зоне. Земельный участок с кадастровым номером № после утверждения Генерального плана стал относиться к тем же функциональным зонам.
В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки в городе Рязани земельный участок с кадастровым номером № отнесен к территориальным зонам – Ж1. Зона застройки многоэтажными жилыми домами (5-12 этажей и выше) и зоне Ж5 Зона общественно жилой застройки.
С учетом вышеназванных положений, территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером №, соответственно и земельного участка с кадастровым номером № не отвечает требованиям принадлежности его только к одной территориальной зоне, в связи с чем Правила землепользования и застройки в городе Рязани приняты в данной части в нарушении действующего законодательства.
На момент принятия Генерального плана действовала «Инструкция о порядке разработки генеральных планов муниципальных образований», утвержденная постановлением Госстрой Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 150.
В силу пункта 11 раздела 3.1.5 данной Инструкции границы зон различного функционального назначения определяются с учетом границ земельных участков.
Суд считает, что оспариваемые нормы Генерального планы приняты в нарушении требований названной Инструкции, поскольку функциональные зоны установлены без учета границ земельного участка с кадастровым номером №.
Более того, нахождение земельного участка в нескольких функциональных зонах создает неопределенность его правового режима, поскольку изменение Правил землепользования и застройки в части, указанной истцом, будет противоречить Генеральному плану в части нахождения того же земельного участка в двух функциональных зонах.
Таким образом, отнесение спорного земельного участка к двум функциональным зонам осуществлено без учета требований Градостроительного кодекса РФ и принципов законодательства о градостроительной деятельности, закрепленных в пунктах 1, 4, 8 и 9 статьи 2 ГрК РФ.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативного правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Суд пришел к выводу о том, что оспариваемые нормы генерального плана г.Рязани и Правил землепользования и застройки муниципального в городе Рязани противоречат статьям 2, 30, 31, 34 Градостроительного кодекса РФ, статье 85 Земельного кодекса РФ, поэтому подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.215 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск ОАО «Тяжпрессмаш» к Рязанской городской Думе о признании недействующим Генерального плана г.Рязани и Правил землепользования и застройки в г.Рязани в части, удовлетворить.
Признать недействующим Генеральный план г.Рязани в той части, в которой земельный участок с кадастровым номером № относится к функциональным зонам: зоне застройки многоэтажными жилыми домами и общественно-жилой зоне с момента вступления решения суда в законную силу.
Признать недействующими Правила землепользования и застройки в городе Рязани в той части, в которой земельный участок с кадастровым номером № относится к территориальным зонам: Ж1 - Зона застройки многоэтажными жилыми домами (5-12 этажей и выше) и Ж5 - Зона общественно жилой застройки с момента вступления решения суда в законную силу.
Опубликовать сообщение о принятом судом решении в газете «Рязанские ведомости» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Рязанский областной суд.
Судья: подпись Воейков А.А.
Копия верна:
Судья: Воейков А.А.