дело № 2 –1-236\2024
УИД 40RS0011-01-2024-000144-55
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г.Козельск 13 мая 2024 года
Козельский районный суд Калужской области, в составе председательствующего судьи Борзова И.А., при секретаре судебного заседания Трошиной В.В.,
с участием истца Бричаловой Е.В., Бричалова Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Козельского районного суда
дело по иску Бричалова А.Н., Бричаловой Е.В., Бричаловой Е.Н., Бричалова Р.А., Д.Р,, Н.Р. к отделению территориального отдела «Калужский» Филиал «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс», ФГАУ «Центральное Управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о заключении договора социального найма жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Бричалов А.Н., Бричалова Е.В., Бричалова Е.Н., Бричалов Р.А., Д.Р,, Н.Р. обратился в суд к ответчику с иском, в котором просят обязать ответчика заключить с Бричаловым А.Н., Бричаловой Е.В., Бричаловой Е.Н., Бричаловым Р.А., Д.Р,, Н.Р. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> включением в данный договор в качестве членов семьи Бричалова А.Н., Бричаловой Е.В., Бричаловой Е.Н., Бричалова Р.А., Д.Р,, Н.Р..
В судебное заседание истец Бричалов А.Н., Бричалова Е.Н., Д.Р,, Н.Р. не явились, представили заявление, согласно которого просят рассмотреть дело без своего участия.
В судебном заседании Бричалова Е.В. и Бричалов Р.А. на удовлетворении иска настаивали, кроме этого показали следующее. 24.09.1999 года Бричалову А.Н. на основании ордера №63 на состав семьи 3 человека: Бричалов А.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жена Бричалова Е.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Бричалов Р.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В 1999 году в указанное помещение были вселены жена сына Бричалова Е.Н., а также дети сын Д.Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и в 2001 году сын Н.Р.. В апреле 2023 года Бричалов А.Н. обратился к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма со всеми зарегистрированными в указанном жилом помещении членами семьи. 26.04.2023 года был получен отказ в заключении договора социального найма. Учитывая, что Бричалов А.Н. как военный пенсионер не обеспечен от МО РФ жилым помещением, просят исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика отделения территориального отдела «Калужский» Филиал «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ФГАУ «Центральное Управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Администрации ГП «Город Козельск» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия, из пояснения представителя ответчика следует, что сведений о принадлежности квартиры №, по адресу: <адрес>, к статусу служебного жилья, администрация городского поселения «Город Козельск» сообщает, что указанной информацией, не располагает. Данное жилое помещение находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
Выслушав истцов, а также ознакомившись с материалами дела, суд приходит к выводу о следующем.
Согласно ордера №63 от 24 сентября 1999 года, выданного КЭЧ 78 района Московского военного округа, ордер выдан майору Бричалову А.Н. с семьей, состояний из трех человек, жена Бричалова Е.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Р.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на право занятия двух комнат в квартире по адресу: <адрес>.
Согласно поквартирной карточки, выписки из финансово-лицевого счета, справки ООО УК «Город Сосенский»», Бричалов А.Н. зарегистрирован в жилом помещении : <адрес> с 01.10.1999 года, Бричалов Д.Н. с 12.09.2000 года, Н.Р. с 01.11.2001 года, Бричалов Р.А. с 01.10.1999 года, Бричалова Е.В. с 01.10.1999 года по 12.09.2000 года.
Согласно свидетельства о заключении брака Бричалов Р.А. и Филимонова Е.Н. заключили брак 17.04.1999 года рождения, после заключения брака ей присвоена фамилия Бричалова.
Согласно ответа ФГАУ «Росжилкомплекс» Филиал «Западный» территориальное отделение г.Калуга за №ТО11\40-18\298 от 26.04.2023 года следует, что на заявление Бричалова А.Н. о заключении договора социального найма, ему было отказано.
Согласно выписки из ЕГРН от 05.03.2024 года №КУВИ-001\2024-65134256, жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, находится в оперативном управлении ФГАУ «Центральное Управление Жилищно-коммунальной инфраструктуры (Комплекса)» МО РФ, собственность РФ.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В связи с этим при рассмотрении данного спора к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы Жилищного кодекса РСФСР.
Исходя из положений ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР, в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42.
Таким образом, исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения является обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
Согласно сообщения Администрации ГП «Город Козельск» от 11.03.2024 года №995-24 следует, что сведения, что сведений о принадлежности квартиры №, по адресу: <адрес>, к статусу служебного жилья, администрация городского поселения «Город Козельск» сообщает, что указанной информацией, не располагает. Данное жилое помещение находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно ответа ФГАУ «Росжилкомплекс» Филиал «Западный» территориальное отделение г.Калуга за №ТО11\40-18\217 от 26.04.2023 года следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: предоставлено Бричалову А.Н. 78 КЭЧ района Московского военного округа 24.09.1999 года на основании ордера №63 без отметки «служебная». В отделении отсутствует информация о нахождении на учете Бричалова А.Н. в период прохождения военной службы. В настоящее время на учете нуждающихся в обеспечении постоянным жилым помещением от Минобороны России Бричалов А.Н. не состоит, в отделение не обращался.
Из материалов дела следует, что Бричалову А.Н. по ордеру №63 от 24.09.1999 года на состав семьи (жена, сын) предоставлена квартира по адресу: <адрес>. Ордер выдан 78 КЭЧ района Московского военного округа. В данном документе не имеется сведений о том, что предоставляемое жилое помещение является служебным.
На момент предоставления Бричалову А.Н. 24.09.1999 году спорного жилого помещения доказательств о включении данного помещения в число служебных в установленном статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР порядке не предоставлено.
Согласно Положению о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. № 1301 "О государственном учете иного фонда в РФ", государственному учету подлежат независимо от формы ценности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - БТИ. Порядок отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду с 01.03.2005 г. регламентирован Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных помещений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42, согласно которым решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то есть в ЕГРП.
Из вышеизложенного следует, что на жилое помещение распространяется режим социального использования. Таким образом указанное жилое помещение не является «специализированным».
В соответствии с ч. 4 ст. 1 ЖК РФ граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
Согласно ч. 4 ст. 3 названного Кодекса никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности, в том числе, из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
Положением ч. 2 ст. 69 ЖК РФ установлено, что члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Аналогичные правила содержались и в ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Как усматривается из материалов дела, спорная квартира была предоставлена Бричалову А.Н. как военнослужащему. Согласно поквартирной карточке Бричалов А.Н. и члены его семьи проживают в спорном жилом помещении с 1999 года.
Факт вселения истца в спорное жилое помещение на законных основаниях и проживание в нем совместно с нанимателем в качестве члена семьи со стороны ответчика не оспаривался.
В соответствии со ст. 47 ЖК РСФСР, действовавшего в период вселения истца и членов его семьи в спорную квартиру, на основании решения предоставлении жилого помещения, в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Истцы были вселены в квартиру на основании ордера.
По общему правилу, в силу длящегося характера жилищных правоотношений, к ним подлежит применению закон, действующий в настоящее время.
Частью 1 статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцу спорного помещения, предусматривалось, что служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Порядок предоставления и пользования служебными жилыми помещениями был установлен ст. 105 ЖК РСФСР, ч. 2 которой предусматривалось, что такие помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых они находятся; на основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Согласно ст. 47 ЖК РСФСР, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, ордер являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
На основании ч. 1 ст. 106 ЖК РСФСР с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.
Из материалов дела следует, что в ордере, выданном Бричалову А.Н. на квартиру расположенную по адресу: по адресу: <адрес>, данных о наличии статуса "служебная" не имеется.
Договор служебного найма с Бричаловым А.Н. не заключался, после увольнения из войсковой части, требования о выселении из спорного жилого помещения никем не предъявлялись.
Согласно сообщения начальника отделения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ №40-18\1314 от 11.11.2019 года, у отделения отсутствуют права и функциональные обязанности позволяющие переоформить ордер на договор социального найма, а также оформить дополнительное соглашение к ордеру.
На основании ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Право нанимателя на вселение в квартиру членов своей семьи оговорено в ст. 70 ЖК РФ. В силу части 2 этой статьи вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.
Таким образом, вселение Бричалова А.Н. и его членов семьи в спорное жилое помещение осуществлялось исходя из условий социального найма, а не служебного.
Бричалова Е.Н., Н.Р., Д.Р, в соответствии со ст. ст. 53, 54 ЖК РСФСР были вселены в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> качестве членов семьи нанимателя Бричалова А.Н., проживали совместно, вели общее хозяйство, что подтверждается вышеуказанными доказательствами, при этом истцы были зарегистрирован постоянно по месту жительства в спорном жилом помещении, что является одним из доказательств по делу, так как регистрация по месту жительства может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ.
Исходя из позиции Верховного Суда РФ о том, что в силу положений ст. 51 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период вселения граждан в спорную квартиру, составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось, заключение такого договора осуществлялось путем открытия на имя нанимателя финансового лицевого счета, поэтому суд приходит к выводу о том, что между 78 КЭЧ, действовавшей на тот момент и вселившимися гражданами фактически был заключен договор найма жилого помещения.
Принимая во внимание, что ответчиком, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств, а судом не добыто, свидетельствующих о том, что при предоставлении спорной квартиры были допущены неправомерные действия, суд приходит к выводу о том, что имеются правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований об обязании ответчика заключить с истцом договор социального найма на спорную квартиру.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Бричалова А.Н., Бричаловой Е.В., Бричаловой Е.Н., Бричалова Р.А., Д.Р,, Н.Р. удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ «Росжилкомплекс») Филиал «Западный» в лице территориального отделения г. Калуга заключить с Бричаловым А.Н., Бричаловой Е.В., Бричаловой Е.Н., Бричаловым Р.А., Д.Р,, Н.Р. договор социального найма на жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>.
Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Калужский областной суд в течении месяца через Козельский районный суд, с момента составления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда
изготовлено в окончательной форме
20 мая 2024 года
Председательствующий :_________________