Дело № 2-2696/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 мая 2016 года город Уфа РБ
Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Муллахметовой Л.А.,
при секретаре Хасановой З.В.,
с участием истца - Бикбулатова М.Р., представителя истцов - Соколовского В.Б., действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, ответчика - Насыровой А.Ф., представителя ответчика - Подцепня А.Е., действующего по доверенности №д от ДД.ММ.ГГГГ, третьего лица - Насырова Ф.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бикбулатовой Р. Ф. Бикбулатова Р. Ф., Бикбулатова Р. Ф. к Насыровой Р. Ф. о признании утратившим право пользования жилым помещением, и снятии с регистрационного учета,
встречному иску Насыровой Р. Ф. к Бикбулатовой Р. Ф., Бикбулатову Р. Ф., Бикбулатову Р. Ф. об устранении препятствий в пользовании жилым помещением,
установил:
Бикбулатова Р.Ф., Бикбулатов А.Р., Бикбулатов М.Р. обратились в суд с иском к Насыровой А.Ф. о признании утратившим право пользования жилым помещением, и снятии с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
В обоснование требований истцами указано, что Бикбулатова Р.Ф. была зарегистрирована в указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, как дочь нанимателя Насырова Ф.М. Также в указанной квартире зарегистрированы: Бикбулатов Р.Х. (супруг), Бикбулатов А.Р. (сын), Бикбулатов М.Р. (сын), Насыров Ф.Ф. (сын нанимателя квартиры), Насырова А.Ф. (дочь Насырова Ф.Ф.). Ответчик с ДД.ММ.ГГГГ после регистрации в квартире выехала вместе со своей матерью в другое постоянное место жительство. В настоящий момент она владеет <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности. Таким образом, в спорной квартире она не проживала.
В свою очередь, Насырова А.Ф. обратилась в суд со встречными требованиями к Бикбулатовой Р.Ф., Бикбулатову А.Р., Бикбулатову М.Р. об устранении препятствий в пользовании жилым помещением, указав, что ответчики препятствуют ей в пользовании спорным помещением, в связи с чем, она не может проживать в данном помещении.
В судебном заседании истец Бикбулатов М.Р. и представитель Соколовский В.Б. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным выше, встречные требования считают необоснованными.
Ответчик Насырова А.Ф. и ее представитель Подцепня А.Е. требования не признали, просили отказать в удовлетворении, свои требования поддержали.
Третье лицо Насыров Ф.Ф. в судебном заседании указал, что требования считает необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Истцы Бикбулатова Р.Ф., Бикбулатов А.Р., представитель третьего лица Администрации ГО г.Уфа РБ, третье лицо Бикбулатов Р.Х. на судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлениями.
Выслушав объяснения участника процесса, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд находит иск необоснованным и подлежащим отказу в удовлетворении, при этом удовлетворив встречные исковые требования по следующим основаниям.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации гражданам гарантируется право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилья.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.6 Жилищного кодекса акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Поскольку спорные правоотношения возникли до ведения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, регистрация ответчика в жилом помещении с 1996 года, к ним применяется действовавший на момент их возникновения Жилищный кодекс РСФСР.
В силу статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.
В соответствии со ст.53 ЖК РСФСР, граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами ч.1 ст.54 ЖК РСФСР, приобретали равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования помещением, если эти граждане являлись или признавались членами его семьи и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.
Наниматель жилого помещения вправе с согласия членов семьи в любое время расторгнуть договор найма.
В случае выезда нанимателя и членов его семьи на постоянное жительство в другое место договор найма считается расторгнутым со дня выезда (ст.89 ЖК РСФСР).
Жилищные отношения, возникшие между сторонами, являются длящимися, в данном случае они не окончились на момент введения в действие ЖК РФ, поэтому следует также применять нормы жилищного законодательства, действующего на момент рассмотрения спора.
Согласно ч.1 статьи 61, статьям 67 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц. Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с названным кодексом, договором социального найма жилого помещения, в котором должны быть указаны члены семьи нанимателя жилья.
К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающий совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве члена его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Наниматель и члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют с нанимателем равные права и обязанности и несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Наниматель и члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют с нанимателем равные права и обязанности и несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
При этом, гражданин считается проживающим, если он добровольно не отказался от своего права на жилое помещение, если даже временно отсутствует (по любым причинам) по месту постоянного жительства и не выполняет условия договора социального найма жилого помещения, поскольку согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища, а ее статья 27 провозглашает право гражданина на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства без ограничения каким-либо сроком, что нашло свое положение и в Законе РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ за №.
В соответствии с ч.2, ч.3, ч.4, ч.5 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.
Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал смысла жилищного законодательства порождают права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей (ст.10 ЖК РФ).
Согласно ч.3 ст.83 ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.
Исходя из равенства прав и обязанностей нанимателя и членов его семьи (бывших членов семьи) это предписание распространяется на каждого участника договора социального найма жилого помещения.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в п. 32 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (статья 71 ЖК РФ). Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании ч. 3 ст. 83 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.
В соответствии с ч.4 ст.3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими Федеральными законами.
Судом установлено, что жилое помещение: <адрес> было предоставлено Насырову Ф.М. с составом семьи их трех человек на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ в указанной квартире зарегистрированы: Бикбулатова Р.Ф., Бикбулатов Р.Х. (супруг Бикбулатовой Р.Ф.), Бикбулатов А.Р. (сын Бикбулатовой Р.Ф.), Бикбулатов М.Р. (сын Бикбулатовой Р.Ф.), Насыров Ф.Ф. (брат Бикбулатовой Р.Ф.), Насырова А.Ф. (племянница Бикбулатовой Р.Ф.).
Обращаясь с иском о признании ответчика утратившей право пользования спорным жилым помещением, истцы в обоснование требований ссылаются на часть 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации, указывая на то, что в ДД.ММ.ГГГГ Халитова Р.Р., выехала из спорного жилого помещения на другое постоянное место жительство, не оплачивают за жилое помещение и коммунальные услуги. Считает, что со дня выезда ответчика в ДД.ММ.ГГГГ в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым.
Однако истцы, которым суд, определив юридически значимые обстоятельства, разъяснил статью 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представили в суд доказательства, свидетельствующие факт добровольного выезда ответчика на постоянное другое место жительства.
Анализ представленных суду доказательств дает суду основание считать, что отсутствие ответчика Насыровой А.Ф.в спорной квартире является временным и вынужденным.
Судом установлено, что ответчик Насырова А.Ф. с регистрации в квартире не снималась, от права пользования квартирой не отказывалась, несла расходы по оплате коммунальных услуг.
Кроме того, ее не проживание обусловлено возникшими конфликтными отношениями с Бикбулатовой Р.Ф., что установлено в ходе судебного заседания и не оспаривается сторонами по делу.
Свидетели Насырова И.В., Огребов И.В., Паничева А.Ф., Набиуллина А.Ф. показали, что знают, что отношения между сторонами неблагоприятные, условий проживания для нее в квартире нет, когда она приходит ее прогоняют.
Свидетель Гарнеева З.З., Шарипова З.Г. пояснили, что являются соседями по указанному адресу, знают, что Насырова в квартире не проживет, но отношения в семье были натянутые.
Показания свидетелей Гарнеева З.З., Шарипова З.Г. не устанавливают юридически значимых обстоятельств по делу, как следует из их показания Насырова в спорном жилом помещении по неизвестным им причинам, факт не проживания сторонами не оспаривается.
По делу доказано, что Насырова А.Ф. не утратила права пользования жилым помещением и на сегодняшний день не пользуется им в связи с невозможностью совместного проживания.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что непроживание Насыровой А.Ф. в спорной квартире с учетом установленных по делу обстоятельств носит временный характер, не означает утрату ею права пользования жилым помещением, в связи с чем подлежат отказу в удовлетворении требования истцов Насыровой А.Ф. о признании утратившим право пользования жилым помещением, и снятии с регистрационного учета, ввиду недоказанности доводов, указанных в иске.
Наличие неприязненных отношений между сторонами не могут служить основанием для удовлетворения требований о признании утратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета.
Что касается встречных исковых требований, то они подлежат удовлетворению требования поскольку Насыровой А.Ф. как зарегистрированному лицу ответчики препятствуют в пользовании данным жилым помещением.
Поскольку достоверно установлено, что Бикбулатовы препятствуют Насыровой А.Ф. в пользовании имуществом, в отношении которого она обладает правом пользования, без достаточных на то оснований, суд удовлетворяет исковые требования Насыровой Р. Ф. к Бикбулатовой Р. Ф., Бикбулатову Р. Ф., Бикбулатову Р. Ф. об устранении препятствий в пользовании жилым помещением.
Допустимых и относимых доказательств обратного, со стороны истцов в силу ст. 56 ГПК РФ не предоставлено, судом в ходе судебного заседания не добыто.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░░░░