Дело №
УИД 61RS0№-58
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 апреля 2023 года город Батайск
Батайский городской суд в составе
председательствующего судьи Шишиной О.И.,
при секретаре Эндер Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым требованиям Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> к ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по <адрес>, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказания по <адрес> об обязании обеспечить условия для привлечения осужденных к труду,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился Ростовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> с иском к ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по <адрес> об обязании совершить определенные действия. В обоснование исковых требований указано, что проведена проверка соблюдения ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по <адрес> требований уголовно-исполнительного законодательства, в ходе которой установлено, что осужденные, содержащиеся в штрафных изоляторах (далее - ШИЗО) и (или) помещениях камерного типа (далее – ПКТ), не привлечены к труду, администрацией исправительного учреждения не созданы условия для их трудоустройства. С учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ требований просит обязать ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по <адрес> обеспечить условия для привлечения к труду осужденных, содержащихся в ШИЗО/ПКТ.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление ФСИН России по <адрес>.
В судебном заседании старший помощник прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> Дорошенко Н.Ю. доводы иска поддержал.
Представитель ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по <адрес>, ГУФСИН России по <адрес> на основании доверенности Широкорад Т.Ю. исковые требования не признала. Представила отзывы на исковое заявление, в которых указано, что часть требований, заявленных в исковом заявлении, ранее уже являлись предметом рассмотрения суда, кроме того, часть недостатков к моменту рассмотрения настоящего иска устранены. Также указано, что понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета. Дополнительно пояснила в судебном заседании, что в настоящему времени практически завершены работы по организации условий для привлечения к труду осужденных, содержащихся к ШИЗО и ПКТ.
Письменные отзывы приобщены к материалам дела.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Согласно ч. 3 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Статьей 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В силу ч.1 ст. 110 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.
В соответствии с ч.1 ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.
Частью 3 ст. 118 УИК РФ установлено, что осужденные, водворенные в штрафной изолятор, переведенные в помещения камерного типа или одиночные камеры, работают отдельно от других осужденных.
Пунктом 14.4.4 «СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)», утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр, установлены составы и площади помещений ДИЗО, ШИЗО, ПКТ, блока одиночных камер, режимного корпуса ЕПКТ, помещений производственных мастерских, размещаемых при ПКТ, ПКТ с ШИЗО, одиночных камерах с ШИЗО, ШИЗО, режимных корпусах ЕПКТ.
В соответствии с пп. 25 указанной нормы в состав помещений блока ШИЗО/ПКТ должна входить рабочая камера из расчета 4,0 кв.м. на одно рабочее место.
Судом установлено, что Ростовской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> проведена проверка соблюдения ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по <адрес> требований уголовно-исполнительного законодательства.
По результатам проведенной проверки установлено, что, в нарушение требований ст.ст. 103, 110 УИК РФ осужденные, содержащиеся в ШИЗО/ПКТ, не привлечены к труду, условия для их трудоустройства не созданы.
В связи с выявленными нарушениями в адрес начальника ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, в частности, указано, что, в нарушение ст. 103 УИК РФ, ст.ст. 13, 18, 21 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы», из 41 осужденного, отбывающего наказание в строгих условиях, к труду привлечены только 14 осужденных. Осужденные, содержащиеся в ШИЗО/ПКТ, к труду не привлечены.
Из ответа начальника ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в целях создания рабочих мест в ШИЗО/ПКТ проводится комплекс ремонтных работ, которые планируется завершить до ДД.ММ.ГГГГ. После завершения ремонтных работ и создания рабочих камер возникнет возможность трудоустройства осужденных, содержащихся к ШИЗО/ПКТ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент рассмотрения исковых требований ответчиком не устранены нарушения уголовно-исполнительного законодательства в сфере воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, содержащимися в ШИЗО/ПКТ, в части привлечения их к труду, в связи с чем имеются основания для удовлетворения исковых требований.
При этом с учетом того, что ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по <адрес> является бюджетным учреждением, главным распорядителем бюджетных средств выступает ФСИН России, а территориальным - ГУФСИН России по <адрес>, на него должна быть возложена обязанности по обеспечению финансирования расходов на устранение нарушений коммунально-бытового обеспечения осужденных.
Доводы ГУФСИН России об отсутствии источников финансирования суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации (часть 1 статьи 9 Закона).
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 5ДД.ММ.ГГГГ № 145-ФЗ, главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 9 главы II Положения, одной из основных задач ГУФСИН является финансовое и материально-техническое обеспечение Главного управления, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, других подведомственных учреждений и подразделений в пределах, выделенных в установленном порядке ассигнований, материально-технических ресурсов и лимитов, а также за счет привлечения инвестиций сторонних организаций, средств, полученных их других законных источников.
Согласно п. 21 главы III Положения, одной из основных функций Главного управления является создание безопасных условий труда и гигиены сотрудникам (работникам) Главного управления, осуществление контроля за соблюдением безопасных условий труда и гигиены сотрудников (работников) в учреждениях, исполняющих наказания, следственных изоляторах и других подведомственных учреждениях.
При указанных обстоятельствах, отсутствие финансирования не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него обязанности устранить нарушения трудового законодательства.
В силу положений ст. 158 БК РФ и Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», финансирование деятельности отдельного исправительного учреждения осуществляется главным распорядителем бюджетных средств, которым является ФСИН России. При этом, ГУФСИН России, являясь главным распорядителем бюджетных средств, не только вправе, но и обязан для исполнения возложенных на него государством обязанностей решать вопросы увеличения объемов финансирования, его распределения и перераспределения между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы с учетом имеющихся потребностей, выделения на те или иные нужды дополнительного финансирования, использования для удовлетворения отдельных нужд финансирование из внебюджетных источников.
Имеющиеся нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства нарушают права осужденных, а также неограниченного круга лиц, перед которыми у осужденных имеются обязательства имущественного характера (алиментные обязательства, обязательства возмещения вреда, причиненного преступлением), а также обязательства перед Бюджетов Российской Федерации, в связи с чем, заявленные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Указанный прокурором срок для исполнения решения суда является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, поскольку в отсутствие необходимых мер по организации пожарной безопасности создается угроза жизни и здоровью для неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░ ░░-15 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ ░░-15 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 4 (░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░