УИД 58OS0000-01-2021-000029-25 Дело № 3а-45/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 марта 2021 года
Пензенский областной суд в составе
судьи Шелахаевой Е.М.,
при секретаре Юнусовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Поляковой Валерии Анатольевны к государственному бюджетному учреждению Пензенской области «Государственная кадастровая оценка», Департаменту государственного имущества Пензенской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
у с т а н о в и л:
Полякова В.А. обратилась в Пензенский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 4 392 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешённого использования: под производственную деятельность, расположенного по адресу: <адрес>.
Требование мотивировано тем, что кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 1 554 240,96 руб., сведения о которой внесены в ЕГРН, не соответствует его рыночной стоимости, затрагивает права административного истца как собственника объекта недвижимости, поскольку размер земельного налога исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года – 557 149 руб.
В ходе подготовки дела к рассмотрению административный истец Полякова В.А., согласившись с возражениями государственного бюджетного учреждения Пензенской области «Государственная кадастровая оценка» относительно отчёта об оценке спорного объекта недвижимости, в своём письменном заявлении уточнила требования административного искового заявления, просила суд установить кадастровую стоимость земельного участка в размере равном его рыночной стоимости – 645 624 руб. в соответствии с исправленным отчётом об оценке от 5 февраля 2021 года № 21/001-2; в судебном заседание, будучи своевременно и надлежащим образом извещённой о дне, времени и месте судебного разбирательства, не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель административного ответчика государственного бюджетного учреждения Пензенской области «Государственная кадастровая оценка» (далее – ГБУ «Государственная кадастровая оценка») Тюрина Н.В. при вынесении решения полагалась на усмотрение суда.
Административный ответчик Департамент государственного имущества
Пензенской области, заинтересованные лица ФГБУ «ФКП Росреестра», Управление Росреестра по Пензенской области, администрация Городищенского района Пензенской области, администрация г. Городище Городищенского района Пензенской области, будучи надлежащим образом и своевременно извещёнными о дне, времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили.
От представителей заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» Нефедовой О.А., Управления Росреестра по Пензенской области Сериковой В.В. поступили отзывы с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителей и вынесении решения на усмотрение суда. От представителя заинтересованного лица - главы администрации Городищенского района Пензенской области Водопьянова В.А. поступил отзыв на административное исковое заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя и отказе в удовлетворении требований. От представителя администрации г. Городище Городищенского района Пензенской области Михайлова В.М. поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя и вынесении решения на усмотрение суда с указанием на неподдержанные заявленных ранее доводов возражений.
С учётом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, мнения явившихся в процесс сторон, положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ), суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), положения которого подлежат применению при рассмотрении настоящего дела в силу части 7 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 1 февраля 2021 года № КУВИ–002/2021-5971640 Полякова В.А. с 8 августа 2014 года является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 4 387 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешённого использования: под производственную деятельность, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 91-93).
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии со статьёй 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 настоящего Кодекса.
Поскольку Полякова В.А. является плательщиком налога на землю, налоговая база которого определяется как его кадастровая стоимость, то административный истец имеет самостоятельный правовой интерес в установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере равном его рыночной стоимости, в связи с чем она вправе оспорить кадастровую стоимость, установленную в отношении спорного земельного участка.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд исходит из положений пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которого кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно части 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для обращения в суд предварительное обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определённой на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Оспариваемая стоимость спорного земельного участка утверждена на основании приказа Департамента государственного имущества Пензенской области от 26 ноября 2018 года № 673-пр «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категории «земли населённых пунктов» и объектов недвижимого имущества - сооружений, расположенных на территории Пензенской области» и составила 1 554 240,96 руб. для земельного участка с кадастровым номером №, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 18 января 2021 года № КУВИ–001/2021-1589631 (л.д. 5).
Согласно данной выписке датой, по состоянию на которую должна быть определена рыночная стоимость названного земельного участка, является 1 января 2018 года. Сведения об указанной выше кадастровой стоимости спорных земельных участков внесены в ЕГРН 1 января 2019 года.
В обоснование своих доводов о завышении установленной кадастровой стоимости земельного участка административный истец представил отчёт об оценке от 15 января 2021 года № 21/001-1, а также уточнённый в соответствии с возражениями ГБУ Пензенской области «Государственная кадастровая оценка» отчёт от 5 февраля 2021 года № 21/001-2, подготовленные оценщиком ООО «Консалтинг. Лизинг. Инвестиции» Полковниковым А.И. В соответствии с последним рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2018 года составила 645 624 руб. (л.д. 7-62, 102-158).
Суд, исследовав уточнённый отчёт, приходит к выводу о том, что он выполнен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, в соответствии с законодательством об оценочной деятельности и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка.
При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик провёл анализ рынка недвижимости, к которым относится оцениваемый объект, и по результатам анализа определил ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названного земельного участка; провёл подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнил необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в отчёте сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтённых оценщиком при расчёте итоговой величины рыночной стоимости названного земельного участка. В отчёте объясняется выбор сравнительного подхода для определения рыночной стоимости объекта оценки и приводится обоснование отказа от применения доходного и сравнительного подходов. Расчёты не содержат математических, методологических и арифметических ошибок, являются правильными. В отчёте присутствуют ссылки на источники используемой информации и копии материалов и распечаток.
Довод администрации Городищенского района Пензенской области о том, что при проведении оценки использованы сведения о стоимости земельных участков, расположенных на территориях сельских населённых пунктов, не сопоставимых с оцениваемым земельным участком, который расположео на территории районного центра г. Городище, суд во внимание не принимает по изложенным выше обстоятельствам. Также суд учитывает, что оценщиком применена корректировка на местоположение (статус населенного пункта) для объектов-аналогов № 1 и № 3.
Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297 утверждены Федеральные стандарты оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)». В силу пункта 8 раздела II названных ФСО датой определения стоимости объекта оценки (дата проведения оценки, дата оценки) - это дата, по состоянию на которую определена стоимость объекта оценки.
Информация о событиях, произошедших после даты оценки, может быть использована для определения стоимости объекта оценки только для подтверждения тенденций, сложившихся на дату оценки, в том случае, когда такая информация соответствует сложившимся ожиданиям рынка на дату оценки.
Вопреки требованиям названной нормы заинтересованным лицом в подтверждение позиции о необходимости отказать в удовлетворении требований представлены сведения об объектах недвижимости, объявления продаже которых опубликованы после даты оценки спорного здания (по состоянию на февраль 2021 года, т.е. после 1 января 2018 года), что является недопустимым.
Кроме того, лицами, участвующими в деле, достоверность данных, содержащихся в отчёте, не оспаривалась, доводов, позволяющих подвергнуть сомнению выводы оценщика, не приводилось. Вопреки требованиям части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации достоверных данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости участвующими в деле лицами в суд не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы по делу не поступало.
В силу предписаний статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере 645 624 руб.
Административное исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков предъявлено в суд в сроки, установленные статьёй 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости подлежат удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В силу абзаца 4 пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесённые в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, в связи с чем установленная судом кадастровая стоимость спорного земельного участка подлежит применению, начиная с 1 января 2019 года до внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов новой государственной кадастровой оценки.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных земельных участков в суд является 21 января 2021 года – дата подачи административного иска в суд.
Руководствуясь статьями 175, 177-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Поляковой Валерии Анатольевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 4 387 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешённого использования: под производственную деятельность, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, расположенного по адресу: <адрес>, в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, - 645 624 (шестьсот сорок пять тысяч шестьсот двадцать четыре) рубля.
Датой подачи заявления Поляковой Валерии Анатольевны о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 21 января 2021 года.
Решение может быть обжаловано в Четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции через Пензенский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 5 марта 2021 года.
Судья Е.М. Шелахаева