24RS0№-62
Дело № 2-6234/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск | 14 ноября 2024 года |
Центральный районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Сапожникова Д.В., при секретаре судебного заседания Винниковой Е.С., с участием истца Тетярина П.А., представителя истца Зыкова А.А., представителя ответчика администрации г. Красноярска по доверенности Грищенко Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тетяриной ФИО20, Тетярина ФИО21 к Администрации города Красноярска о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Тетярины Е.В., П.А. обратились в суд с данными требованиями к Администрации города Красноярска, просили взыскать с администрации города Красноярска в пользу Тетяриной Е.В. компенсацию морального вреда в размере 900000 рублей, в пользу Тетярина П.А. компенсацию морального вреда в размере 900000 рублей, взыскать с администрации города Красноярска расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Требования мотивированы тем, что с 1990 года Тетярина Е.В. и ее семья проживают в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> на основании разрешения Администрации Советского района г. Красноярска и в последствии ордера № от ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения администрации района от ДД.ММ.ГГГГ №.
С 2009 года Тетярина E.B. неоднократно обращалась в Администрацию Советского района города Красноярска с просьбами провести капитальный ремонт в помещении. Самостоятельно провести капитальный ремонт не представлялось возможным, так как у семьи отсутствовали такие денежные средства, а также на то время семья была признана малоимущими, и предоставлялись субсидии на оплату коммунальных услуг. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 июня 2022 года требования истцов были удовлетворены, на Администрацию г. Красноярска возложили обязанность по проведению работ по капитальному ремонту. Истцы для исполнения решения съехали в арендованную квартиру, тем самым, освободив жилое помещение, однако до настоящего времени, ремонт не проведен. Истцами было направлено заявление о предоставлении жилого помещения маневренного фонда на время проведения капитального ремонта, однако требования в добровольном порядке удовлетворены не были.
В результате незаконных действий (бездействия) администрации города Красноярска истцам был причинен моральный вред, так как с 2009 года истцы неоднократно обращались в орган местного самоуправления, испытывая постоянное напряжение и беспокойство из-за отсутствия реакции на обращения, это все негативно сказалось на их психоэмоциональном состоянии, дети многократно болели, простужались из-за отсутствия своевременного капитального ремонта окон и балконов, батарей, беспокойство, ощущение негодования в судебных заседаниях с органами администрации из-за наговоров на истцов, которые постоянно возражали на любые заявления, ссылки администрации о злоупотреблении правами истцами заставляло испытывать негативные чувства и эмоции каждый раз на протяжении многих лет, с момента нарушения ответчиками прав истцов и по настоящее время.
В судебном заседании истец Тетярин П.А., представитель истца Зыков А.А. исковые требования поддержали по основаниям указанным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Красноярска по доверенности Грищенко Ю.А. возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Истец Тетярина Е.В., третье лицо Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска, администрация Советского района в г. Красноярска не явились, извещены судом надлежащим образом.
С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело, в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, выслушав истца Тетярина П.А., представителя истца Зыкова А.А., представителя ответчика администрации г. Красноярска по доверенности Грищенко Ю.А., исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, согласно статьям 12, 55, 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив юридически значимые обстоятельства по делу, приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (статья 45, часть 1; статья 46, часть 1); право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 15; статья 17, часть 1; статья 18).
Исходя из предписаний статей 45 (часть 2) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом, в том числе посредством обращения за судебной защитой, будучи связанным, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, лишь установленным федеральным законом порядком судопроизводства (Постановление от 22 апреля 2013 года № 8-П; определения от 17 ноября 2009 года № 1427-О-О, от 23 марта 2010 года № 388-О-О, от 25 сентября 2014 года № 2134-О, от 9 февраля 2016 года № 220-О; от 7 июля 2016 года № 1421-О и др.).
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная <данные изъяты>, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что нематериальные блага защищаются в соответствии с Гражданским кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и в тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12 Гражданского кодекса РФ) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1064, пунктом 1 статьи 1068, статьей 1094 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены общие основания ответственности за причинение вреда.
Согласно данной норме закона вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 1, 12 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статьи 17 и 45 Конституции Российской Федерации).
Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную <данные изъяты>, честь и доброе имя, <данные изъяты> переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
В случаях, предусмотренных законом, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда (пункт 1 статьи 1070, статья 1079, статьи 1095 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 14 указанного постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной <данные изъяты>, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
Отсутствие заболевания или иного повреждения здоровья, находящегося в причинно-следственной связи с физическими или нравственными страданиями потерпевшего, само по себе не является основанием для отказа в иске о компенсации морального вреда.
Из положений п. 18, 19, 22 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации следует, что наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и моральным вредом (страданиями как последствиями нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага) означает, что противоправное поведение причинителя вреда повлекло наступление негативных последствий в виде физических или нравственных страданий потерпевшего.
По общему правилу, ответственность за причинение морального вреда возлагается на лицо, причинившее вред (пункт 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случаях, предусмотренных законом, обязанность компенсировать моральный вред может быть возложена судом на лиц, не являющихся причинителями вреда (например, на Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование - за моральный вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (статьи 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Моральный вред подлежит компенсации независимо от формы вины причинителя вреда (умысел, неосторожность). Вместе с тем при определении размера компенсации морального вреда суд учитывает форму и степень вины причинителя вреда (статья 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст. 681 Гражданского Кодекса Российской Федерации капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
Положениями ст. 141 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005. было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.
В соответствии с п.п., 1-3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (вступившего в силу с 01.03.2005 года) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено принимать решения о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Между тем, в соответствии со ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действии Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.
Исходя из положений ст. 235 ГК РФ приватизация является основанием для прекращения права государственной и муниципальной собственности на имущество, и, соответственно, основанием возникновения права собственности граждан.
Как ранее действовавшим Жилищным кодексом РСФСР (п. 2 ст. 15), так и действующим в настоящее время Жилищным кодексом Российской Федерации (п. 3 ч. 2 ст. 65) обязанность по проведению капитального ремонта жилого помещения, используемого по договору социального жилищного найма, возложена на наймодателя.
Статьей 141 Жилищного кодекса РСФСР была установлена обязанность наймодателя своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории. Финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт (текущий и капитальный) жилищного фонда местных Советов народных депутатов осуществлялось за счет средств жилищно-эксплуатационных организаций, а в случае недостатка этих средств - за счет государственного бюджета (ст. 149 ЖК РСФСР).
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» наймодателем по договору жилищного найма выступал собственник государственного или муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо.
При этом, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 01.03.2012 № 389-0-0, устанавливая в Законе Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, федеральный законодатель, руководствуясь принципами социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти, в целях обеспечения дополнительных гарантий права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, предусмотрел сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16).
Таким образом, до возложения бремени содержания общего имущества дома на граждан, приватизировавших квартиры в таком доме, бывший наймодатель обязан исполнить обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества как всего жилого дома, так и отдельных его конструкций, исправление которых возможно только в условиях проведения капитального ремонта, что не противоречит и нормам, содержащимся в действующей в настоящее время части 1 статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из ч 1,3 ст. 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложение обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (т. е. на бывшего наймодателя), возможно лишь в том случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
Проведение бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется путем финансирования за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Указанное финансирование производится с учетом способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления средств в объеме, определенном в соответствии с частью 2 настоящей статьи, на счет регионального оператора либо на специальный счет в порядке и на условиях, предусмотренных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Как следует из части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», капитальный ремонт многоквартирного дома - это проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства» относится, в том числе, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), ремонт крыш, ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах, утепление и ремонт фасадов.
Статьей 166 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта.
В соответствии со ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда. В случае отказа нанимателя и членов его семьи от переселения в это жилое помещение наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке. Переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно осуществляется за счет наймодателя.
Согласно ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания, в том числе в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Постановлением Администрации города Красноярска от 09.09.2010 года № 374 (ред. от 14.12.2021) «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений маневренного фонда города Красноярска» утвержден порядок предоставления жилых помещений маневренного фонда города Красноярска.
Согласно п. 2.2 Порядка предоставления жилых помещений маневренного фонда города Красноярска, для принятия решения граждане представляют в адрес департамента городского хозяйства администрации города Красноярска заявление о предоставлении им жилого помещения маневренного фонда.
Департамент не позднее 30 дней с даты принятия заявления издает распоряжение администрации города о предоставлении жилого помещения маневренного фонда либо принимает решение об отказе в предоставлении жилого помещения маневренного фонда (п. 5.2).
Пунктом 2.4 установлен перечень прилагаемых к заявлению документов, необходимых для принятия решения о предоставлении жилого помещения маневренного фонда.
В судебном заседании установлено, что Тетярина ФИО22, Тетярин ФИО23, Тетярин ФИО24, Тетярин ФИО25, Тетярина ФИО26, Тетярина ФИО27, Тетярина ФИО28, Дерешева ФИО29, Дерешев ФИО30, с 1991 года проживали в жилом помещении по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги ООО УК «Триумф».
Согласно справке № ТО КГКУ «УСЗН» по Советскому району в г. Красноярске семья Тетяриных является многодетной семьей Красноярского края, имеет троих детей: Тетярин ФИО31, Тетярина ФИО32, Тетярина ФИО33.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 июня 2022 года постановлено обязать администрацию г. Красноярска осуществить за счет средств местного бюджета финансирование проведения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного <адрес> в части ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, отопления, горячего и холодного водоснабжения, путем перечисления денежных средств Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края.
Обязать администрацию города Красноярска в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение капитального ремонта помещения <адрес> в части следующих элементов: ремонт (замена) деревянных конструкций полов, оконных и балконных блоков, системы электроснабжения, системы отопления (стояки и отопительные приборы).
Определением Восьмого Кассационного суда от 06 октября 2022 года по гражданскому делу №88-19153/2022 апелляционное определение Красноярского краевого суда от 27 июня 2022 года оставлено без изменения.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 13 марта 2023 года администрации города Красноярска отказано в передаче кассационной жалобы на апелляционное определение Красноярского краевого суда от 27 июня 2022 года по делу № 33-624/2022, на определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06 октября 2022 по делу № 88-19153/2022 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
05 сентября 2015 года Тетярин П.А. действительно обращался с заявлением к администрации Советского района г. Красноярска с требование о проведении капитального ремонта в жилом помещении по адресу: <адрес>.
В ответ на данное заявление Администрация Советского района г. Красноярска сообщила, что выполнение капитального ремонта жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма в порядке очередности поступивших заявлений от нанимателей жилых помещений, исходя из средств, предусмотренных в бюджете города на каждый финансовый год. На основании заявления Тетярина П.А. – Тетярины поставлены в очередь нуждающихся в капитальном ремонте.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Тетярину Д.А. передано по договору на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ № помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно письму департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска от 14 июля 2023 года во исполнения судебного решения, МКУ г. Красноярска «Управление по работе с ТСЖ и развитию местного самоуправления» была поручена подготовка локально сметного расчёта на проведение работ по капитальному ремонту помещения <адрес>
Специалистами муниципального казенного учреждения города Красноярска «Управление по работе с ТСЖ и развитию местного самоуправления» по заданию Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска подготовлен локальный сметный расчет на ремонт <адрес>
Департаментом городского хозяйства администрации <адрес> с индивидуальным предпринимателем Сагашевым С.В. муниципальный контракт № на выполнение работ по капитальному ремонту помещения № <адрес> Срок завершения выполнения работ - с даты заключения контракта до 12 декабря 2023 года.
Согласно письму от 21 ноября 2023 года Департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска в адрес Тетярина П.А. было направлено письмо (квитанция о направлении - л.д. 143) с просьбой в кратчайшие сроки предоставить доступ подрядной организации для осуществления капитального ремонта жилого помещения истцов. В данном письме истцам было предложено воспользоваться своим на переселение в жилое помещение маневренного фонда в случае необходимости, обратиться в адрес департамента городского хозяйства с определенными документами, поскольку указанное переселение является правом истцов, носит заявительный характер. Ответ на данное письмо получен не был, с обращением о предоставлении иного помещения истцы не обратились.
Согласно письму от 06 декабря 2023 года № 06/6503-ГХ, Департаментом в адрес судебного пристава-исполнителя Маркевич Г.А. было направлено письмо, с целью организовать выезд совместно с представителями департамента городского хозяйства и подрядной организации для обеспечения доступа в жилое помещение (л. д. 101).
Согласно письму от 15 декабря 2023 года № б/н администрацией города Красноярска судебному приставу-исполнителю по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю» судебному приставу-исполнителю Межрайонного Отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Юн О.Н. 15 декабря 2023 года нарочно были вручены письма с организовать выезд совместно с представителями департамента городского хозяйства подрядной организации для обеспечения доступа в жилое помещение (л.д. 102).
Судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю Маркевич Г.А. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об удовлетворении заявления и в рамках исполнительного производства № назначены исполнительные действия на 21 декабря 2023 года в 10 час. 00 мин (л.д. 104).
15 декабря 2023 года в адрес Тетярина П.А. и Тетяриной Е.В. департаментом городского хозяйства заблаговременно направлено повторное обращение с просьбой предоставить жилое помещение в срок к 21 декабря 2023 года для исполнения апелляционного определения Красноярского краевого суда от 27 июня 2022 по делу №33-624/2022, что подтверждается квитанциями (л.д. 107).
Согласно актам совершения исполнительных действий от 21 декабря 2023 года, жилое помещение для проведения капитального ремонта истцами предоставлено не было.
Администрацией города Красноярска 06 февраля 2024 года в адрес Тетярина П.А. и Тетяриной Е.В. направлены уведомления о необходимости 13 февраля 2024 года в 10 час. 00 мин. предоставить жилое помещение для проведения капитального ремонта и передать ключи от жилого помещения для исполнения судебного решения представителям администрации города Красноярска. Департамента городского хозяйства, с повторным разъяснением об обращении в Департамент городского хозяйства, для предоставлением маневренного жилья, что подтверждается списком почтовых отправлений № (л.д. 123-126).
Согласно акту выездного обследования от 13 февраля 2024 года, доступ в жилое помещение по адресу: <адрес>, обеспечен не был, в связи с наличием личных вещей истцов в жилом помещении (л.д. 127-128).
Из ответа администрации Советского района в городе Красноярске следует, что Тетярин П.А. обращался в администрацию Советского района с просьбой предоставь жилое помещение на время капитального ремонта его квартиры, в ответ на его обращение администрацией Советского района 26 января 2024 года Тетярину П.А. в ответе №Т-15425/29 было разъяснено, что с заявлением о предоставлении жилого помещения из маневренного фонда необходимо обратиться в Департамент городского хозяйства.
В ответ на заявление Тетярина П.А. было направлено распоряжение Администрации города Красноярска от 03 апреля 2024 года №-гх о предоставлении Тетярину П.А., Тетяриной Е.В., Тетяриной С.А., Тетяриной Е.П., Тетярину О.П., Тетяриной А.П. жилого помещения маневренного фонда <адрес> по адрсеу: <адрес>.
Согласно сообщению Администрации Октябрьского р-на г. Красноярска от 26 апреля 2024 года №-аор, Тетярин П.А. от заключения договора найма на жилые помещения маневренного фонда, предоставленные на основании распоряжения Администрации от 03 апреля 2024 года №-гх, отказался (л.д. 148).
Согласно сообщению Администрации г. Красноярска от 22 мая 2024 года №б/н во исполнение судебного решения от 27 июня 2022 года Департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска с индивидуальным предпринимателем Сагашевым С.В. муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ с ИП Семеновым И.В. на выполнение работ по капитальному ремонту помещения № жилого <адрес> (л.д. 150-151).
По результатам выезда Департаментом городского хозяйства и транспорта администрации <адрес> составлен акт выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому, в помещении № по <адрес> <адрес> состоящем из 4-х комнат в настоящий момент полностью окончен ремонт в комнатах № и №, которые принадлежат на праве собственности Тетярину П.А. и Тетяриной Е.В., произведена замена деревянных конструкций полов с укладкой плинтуса, системы электроснабжения, системы отопления. В комнате №, принадлежащей на праве собственности Тетяриной Е.В. Е.В. произведена замена деревянных конструкций полов, системы электроснабжения. В данной комнате не выполнены работы по замене радиатора отопления и укладке плинтусов. Вместе с тем, радиатор отопления в комнате функционирует. В комнате №, принадлежащей на праве собственности Сагановичу М.М., произведена замена системы электроснабжения, в настоящий момент производится замена деревянных конструкций полов с укладкой плинтуса. В данной комнате не выполнены работы по замене оконного и балконного блока и радиатора отопления. В местах общего пользования (кухня и коридор) работы произведены в полном объеме: произведена замена деревянных конструкций полов, системы электроснабжения, оконного и балконного блока, системы отопления. При осмотре жилого помещения ИП Семенов И.В. пояснил, что оконный блок в комнату № уже заказан и будет установлен в ближайшее время, также в течение нескольких дней будет произведена замена системы отопления в комнатах № и №, а также укладка плинтусов в комнате № (л. д. 168).
Определением Советского районного суда от 30 ноября 2023 года с Администрации г. Красноярска в пользу Тетярина П.А. взыскана судебная неустойка, начиная с 01 декабря 2023 по день фактического исполнения судебного решения в части организации проведения капитального ремонта жилого помещения истцов, по 500 рублей за каждый день просрочки в пользу каждого истца.
Согласно выпискам из медицинской амбулаторной карты Министерства здравоохранения РФ КГБУЗ «КГДБ №8» - Тетярин ФИО34, Тетярина ФИО35, Тетярина ФИО36 прикреплены к КГБУЗ «КГДБ №8» на 21 участке, неоднократно за период проживания по адресу: <адрес>, обращались за медицинской помощью в указанное учреждение в связи с заболеваниями.
По состоянию на 14 ноября 2024 года доказательств надлежащего исполнения и в полном объеме обязанностей, возложенных вступившим в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 июня 2022 года не имеется, обратное никем не доказано.
Из изложенного следует, что в случае причинения гражданину морального вреда (нравственных и физических страданий) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, в числе которых право гражданина на охрану здоровья, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
С учетом изложенного суд полагает, что требования истцов о компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению, так как нашли объективное подтверждение в ходе судебного разбирательства нарушения ответчиком прав истца.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
С учетом характера причиненных истицу нравственных страданий, вызванных отсутствием своевременного исполнения судебного решения, длительности нарушения прав истцов, суд находит обоснованной компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей в пользу каждого истца.
В соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Государственная пошлина в размере 300 руб., которая была оплачена Тетяриной Е.В. при обращении в суд с исковым заявлением подлежит взысканию с администрации г. Красноярска в пользу Тетяриной Е.В., в связи с чем в данной части требование истца, просившего компенсировать расходы на оплату государственной пошлины, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Тетяриной ФИО37, Тетярина ФИО38 к Администрации города Красноярска о компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с администрации г. Красноярска, ИНН/КПП 2451000840/246601001 в пользу Тетярина ФИО39, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспортные данные гражданина Российской Федерации: № № выдан <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения № компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей 00 копеек.
Взыскать с администрации г. Красноярска, ИНН/КПП 2451000840/246601001 в пользу Тетяриной ФИО40, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, паспортные данные гражданина Российской Федерации: № выдан <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения № компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей 00 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек, а всего 50300 рублей 00 копеек.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в порядке, предусмотренном гл. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий | Д.В. Сапожников |
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 22 ноября 2024 года.
«КОПИЯ ВЕРНА»Судья________________________Секретарь суда ________________«___»_______________2024 г. |
СПРАВКА
Подлинник решения подшит в гражданском деле № 2-6234/2024, УИД 24RS0056-01-2024-012866-62 находящемся в производстве Центрального районного суда г. Красноярска.