Дело № 2а-871/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Севастополь 10 марта 2021 года
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Сомовой И.В.,
при секретаре Ивановой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Долгополовой Миры Алексеевны к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании незаконным решения органа государственной власти и возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Долгополова М.А. предъявила иск Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, указав, что является собственником земельного участка расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>. 21.12.2018 истцом получено ГПЗУ. 10.06.2019 Департаментом утверждено разрешение на начало строительства объекта индивидуального жилищного строительства. Здание построено в указанной зоне допустимого размещения зданий и строений, 16.06.2020 Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя установлено соответствие построенного объекта жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Однако 21.10.2020 Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя принято решение об отказе в государственном кадастровом учете и регистрации права собственности на возведенный жилой дом, с указанием на то, что он находится в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства. Указанное решение незаконно, поскольку сведения об указанной охранной зоне в ЕГРН отсутствовали, электролинии возведены после формирования земельного участка, их прохождение с истцом не согласовывалось, уполномоченным органом - Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя дано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Ссылаясь на изложенные обстоятельства и нарушение своих прав, истец просила:
1. Признать незаконным решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 21.10.2020, оформленное сообщением об отказе в государственной регистрации в отношении здания, расположенного на земельном участке по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый №.
2. Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя осуществить постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права в отношении здания, расположенного на земельном участке по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый №.
В судебном заседании административный истец Долгополова М.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя Кузнецова Ж.В. возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на законность принятого решения и необходимость получения истцом согласия ООО «Севастопольэнерго» на возведение здания в охранной зоне.
Административный ответчик – Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, заинтересованное лицо - ООО «Севастопольэнерго», в судебное заседание своих представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще.
В письменных возражениях на иск представитель ООО «Севастопольэнерго» просил отказать в удовлетворении иска, указав, что истец не обращалась за согласованием строительства жилого дома в охранной зоне воздушных линий электрических сетей, находящихся на балансе сетевой организации, в охранной зоне которых находится земельный участок истца.
Изучив доводы административного иска, исследовав представленные доказательства, суд находит, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Долгополова М.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> кадастровый №, с видом разрешенного использования – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
Право собственности истца зарегистрировано в ЕГРН 07.11.2019 на основании договора купли-продажи земельного участка от 24.09.2018.
Из материалов дела следует, что Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя 21.12.2018 Долгополовой М.А. выдан Градостроительный план земельного участка; 10.06.2019 уведомление сообщено о соответствии указанных в поданном ею уведомлении о планируемом строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта на указанное выше земельном участке.
Долгополовой М.А. возведен на земельном участке по адресу: г. <адрес>, индивидуальный жилой дом площадью 134,2 кв.м., 11.06.2020 подано уведомление в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства.
Уведомлением от 16.06.2020 Департамент уведомил о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
17.07.2020 Долгополова М.А. обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на указанный жилой дом.
Сообщением от 21.10.2020 истцу отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении здания, поскольку выявлено, что объект недвижимости расположен в охранной зоне отдельного объекта электросетевого хозяйства и воздушной линии ВЛ-6 кВ ТП-1425 оп.1 – ТП249 оп.8. Рекомендовано представить решение о согласовании строительства с сетевой организацией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно статье 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пунктом 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 2 статьи 7 Закона № 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); а также реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия… (далее также - реестр границ).
Из материалов дела следует, что возведенный административным истцом на земельном участке по адресу: г. Севастополь, <адрес> жилой дом находится в границах охранной зоны электрических сетей, внесенных в реестр границ зон с особыми условиями использования территорий.
Указанные сведения отражены на публичной кадастровой карте и указаны в сведениях ЕГРН на земельный участок, принадлежащий истцу, в разделе 4.1, содержащем сведения об ограничениях в использовании земельного участка в виде охранных зон объектов электросетевого хозяйства площадью 215 кв.м.
Сведения о наличии на земельном участке по указанному адресу охранных зон электросетей также были указаны в Государственном акта от 14.10.2010 о праве собственности на земельный участок, из которого образован земельный участок истца, а также указаны в Градостроительном плане земельного участка от 21.12.2018, выданном истцу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее Правила).
Согласно пункту 5 Правил охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.
В соответствии с пунктом «а» Приложения охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на следующем расстоянии: для объектов проектным номинальным классом напряжения 1-20 кВ – 10 метров (5 метров - для линий с самонесущими или изолированными проводами, размещенных в границах населенных пунктов).
Согласно подпункту «а» пункта 10 Правил в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий.
Сетевая организация в течение 2 дней с даты поступления заявления рассматривает его и принимает решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления соответствующих действий.
Письменное решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, вручается заявителю либо направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявитель также информируется сетевой организацией о принятом решении с использованием факсимильных или электронных средств связи в случае, если в заявлении указано на необходимость такого информирования.
Отказ в согласовании действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, допускается, если осуществление соответствующих действий нарушает требования, установленные нормативными правовыми актами, и может повлечь нарушение функционирования соответствующих объектов электросетевого хозяйства. Отказ должен быть мотивированным и содержать ссылки на положения нормативных правовых актов, которые будут нарушены вследствие производства заявителем соответствующих работ (осуществления соответствующих действий).
Лица, получившие решение о согласовании осуществления действий в охранных зонах, обязаны осуществлять их с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность объектов электросетевого хозяйства.
В судебном заседании установлено, что истец Долгополова М.А. не обращалась в сетевую организацию ООО «Севастопольэнерго» за согласованием строительства индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке, письменное решение о согласовании возведения жилого дома сетевой организацией ей не выдавалось.
При указанных обстоятельствах административным ответчиком правомерно отказано в постановке на государственный кадастровый учет возведенного истцом жилого дома и государственной регистрации права собственности на него. В этой связи оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Долгополовой Миры Алексеевны к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании незаконным решения органа государственной власти им возложении обязанности совершить определенные действия отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Сомова
Решение в окончательной форме составлено 22.03.2021.